Формирование самосознания и смысложизненных ориентаций у подростков (статья)
статья по психологии (7 класс)
В данной статье автор делиться практикой использования Программы «Школа волшебства», которая составлена педагогом-психологом на основе программы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Школа волшебников» с добавлением авторских сказок и терапевтических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neroslavskaya_e_i.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самосознания и смысложизненных ориентаций у подростков
Нерославская Е.И., педагог-психолог
Ни для кого не секрет, что время взросления человека, его становления, формирования его самосознания, системы ценностей, положительного образа будущего
и конструктивного целеполагания – это самое ответственное время. Именно поэтому подростковый возраст ставит серьезные задачи и заставляет напрячь все силы для их выполнения и взрослых и самих подростков.
Для развития необходимых качеств и процессов у подростков психологи используют различные подходы, методы и способы. Мы в своей работе используем комплексный сказкотерапевтический подход, разработанный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Программа «Школа волшебников» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, направленная на формирование самосознания, смысложизненных ориентаций, нравственных ценностей и рефлексии у подростков служит той базой, которая просто необходима любому подростку в столь сложный период его жизни. Почему именно сказкотерапия? «Невозможно не заметить, что мир современного ребенка и подростка буквально пропитан магией. С каким увлечением большинство из них читают и смотрят фильмы о Гарри Поттере или наблюдают за приключениями сестричек Халливелл в сериале «Зачарованные»! И многие по секрету сообщали, что мечтают обладать такими же волшебными способностями».[2]
Подростковый возраст - время для активного формирования понятия «волшебство». Однако, немало психологов придерживаются мнения, что знание о существовании волшебства усиливает у ребенка инфантильные тенденции. Действительно, если обладаешь волшебной палочкой или чудесной бусиной, можно не учить уроки, не выполнять домашние обязанности, достаточно «применить магию» — и все готово! А если это невозможно в реальной жизни, то можно об этом помечтать. Или, включив компьютер, погрузиться в виртуальный мир игры... О тревожных последствиях такого рода «погружений» нам всем уже хорошо известно. Получается, что большинство детей и подростков имеют дело с «суррогатной магией» виртуальных компьютерных миров, плохих мистических сериалов, кинофильмов, романов. При этом созидательный смысл волшебства остается непознанным и неосмысленным. Это очень обидно, ведь понимание созидательной природы волшебства никак не связано с оккультизмом и «суррогатной магией». Сказкотерапевт всегда уважительно относится к волшебству и часто повторяет: «Волшебство — это большой труд». Конечно, можно возразить, что, как только ребенок или подросток услышит слово «труд», он сразу потеряет интерес к волшебству. Однако, это не так. В контексте сказкотерапевтических занятий можно сформировать понятие «волшебства» как конструктивной, созидательной, творческой деятельности.
Программа «Школа волшебства» составлена психологами нашей школы на основе программы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Школа волшебников» с добавлением авторских сказок и терапевтических игр. Она рассчитана на 24 занятия по 60 минут каждое. В группе, как правило, не более 12 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю с учащимися 5-7 классов. По окончании курса итоговая диагностика помогла нам оценить значимость проведенных занятий. В качестве диагностического инструментария использовались: Тест Милтона Рокича, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, Тест «Самооценка личности» и другие.
В результате проведенной работы подростки осознали, как проявляется волшебство в реальном мире.
Во-первых, в искусстве формирования и поддержания в себе особого состояния души, основанного на творческом отношении к жизни.
Во-вторых, волшебство проявляется через искусство «положительного мышления», основой которого является созидательная, творческая, преобразующая сила человека.
В-третьих, волшебство проявляется как способность человека к трансформации, то есть превращению, изменению объектов окружающего мира и самого себя.
Волшебство как искусство превращать одно в другое проявляется в нашей жизни повсеместно и доступно любому человеку. Главное — захотеть. Трансформация как аспект волшебства подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.
Нужно сказать, что каждое сказкотерапевтическое занятие строится по определенной схеме и разделено на этапы: 1-ориентация, 2-ритуал входа в сказку, 3-расширение, 4-закрепление, 5- интеграция, 6-резюмирование, 7-ритуал выхода из сказки. Эти этапы – обязательное условие занятия, позволяющее сохранить сказкотерапевтическую канву, основу и реализовать поставленные задачи.
На одном из занятий «Школы волшебства» мы с учащимися открывали для себя историю создания мира и человека и осознавали источники волшебной силы. Используя пластилин и образное воображение, ребята создавали мир из четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Затем появился человек: особенный, неповторимый, уникальный, со своими мечтами и целями, способностями и потребностями. Кто же он? Как оказалось, он – это Я! Так, в творчестве, создавая и фантазируя, подросток знакомится с самим собой и планирует свою жизненную цель и ее идеалы.
Вот как это было:
На этапе «Закрепление» ведущий просит участников игры сесть в круг. В центре располагается столик с пластилином, дощечками и салфетками.
«Ведущий.- Внутри любого из нас живет Творец, Волшебник. Но у всех он проявляет себя по-своему. Каждый день мы создаем внутри и вокруг себя новый мир, часто даже не замечая этого. Мудрецы говорят, что волшебник несет в себе частицу Бога, создавшего мир. И сегодня нам предстоит создать свой собственный мир.
- Вы видите перед собой разноцветный пластилин. Разнообразные вещества в руках богов подобны пластилину или глине, они легко воплощают любую идею. Итак, сначала боги создали землю. Возьмите, пожалуйста, пластилин, который поможет вам создать землю. Подержите его в своих руках. И, разминая его и придавая ему форму, создайте землю.
- Создавая землю, — комментирует ведущий, пока участники игры заняты созданием земли, — боги думали о том, какой плодородной она будет. Они знали, что земля даст будущему человеку ощущения уверенности, прочности, научит его создавать предметы материального мира, строить дома, обустраивать свой быт. Они знали, что земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие. Они знали, что земля даст человеку богатство и научит им правильно распоряжаться... Итак, боги создали землю.
Они любовались своим творением, показывали его друг другу и восхищались искусством каждого. Но затем они подумали: надо чем-то удобрить землю, и пусть это будет вода. Они отложили созданную ими землю. Взяли другой кусочек вещества (пластилина) и начали создавать воду.
-Создавая воду, — комментирует ведущий, пока участники заняты созданием воды, — боги думали о том, какой живительной и чистой она будет. Они знали, что вода напитает землю и та даст богатый урожай. Они знали, что вода будет дарить человеку очищение; она наполнит его внутренний мир разнообразными переживаниями и разовьет его чувствительность... Итак, боги создали воду.
- Затем боги соединили землю и воду в чудесную композицию...
-Потом боги отложили землю и воду, для того чтобы посвятить себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества (пластилина) и начали создавать огонь...
- Создавая огонь, боги думали о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Они знали, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека и помогать ему жить и творить. Они знали, что огонь укрепит дух человека и напитает его высокими устремлениями. Итак, боги создали огонь.
- Они любовались своим творением. Огонь нисколько не обжигал божественные руки. Они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир создан... Но нет, для жизни необходим еще один элемент — воздух. Боги отложили свои композиции и взяли по кусочку вещества (пластилина), необходимого для создания воздуха.
-Создавая воздух, боги думали о том, что он будет связывать все элементы. Они знали, что он подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Они знали, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит, поможет им учиться и узнавать новое... Итак, боги создали воздух.
-Они любовались своим творением, показывали его друг другу. А потом они соединили воедино землю, воду, огонь и воздух.
-Так были созданы эти миры, и боги любовались ими и показывали друг другу. Они поражались и восхищались тем, насколько разными были сотворенные ими миры». [1]
После небольшого обмена впечатлениями, переходим ко второму сюжету. По мере развития сюжета участники разделяют пластилиновые шары и делают новые.
«Ведущий: Итак, боги полюбовались созданными мирами. Теперь пришло время населить их. И задумали боги создать человека. Им хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который они сотворили. Поэтому они решили создать человека из того вещества, из которого создали мир. Боги хотели, чтобы созданный ими мир был внутри человека. Поэтому они взяли тот мир, который только что создали, в свои руки. Согрели его своим божественным теплом и скатали в шар. В руках богов оказался разноцветный шар, в котором теперь перемешались и земля, и вода, и огонь, и воздух.
«Из этого можно создать человека!» — решили боги.
Они разделили шар на две части: одна чуть больше, другая чуть меньше. И скатали два шара. Но этого оказалось недостаточно для создания человека. Тогда они взяли больший шар и опять разделили его на две части: одну побольше, другую поменьше. Теперь у них было уже три шара, но и этого было недостаточно. «Жизнь размножается делением», — подумали боги и разделили тот шар, который побольше, еще на две неравные части, и скатали из них шары. Теперь у богов было уже четыре шара.
«Но этого мало», — решили боги и разделили больший шар еще на две части, превратив их в шары. Теперь у них было уже пять шаров. Но богам так понравилось заниматься делением, что они разделили больший шар еще на две части.
Теперь перед ними лежали шесть шаров. «Надо знать меру», — подумали боги и напоследок отщипнули от большего шара маленький кусочек, скатав шары...
Перед богами лежало семь шаров разной величины. «Это хорошее число», — решили боги, и слепили из шаров человека. Самый большой шар стал туловищем, самый маленький — шеей, остальные шары стали руками, ногами и головой.
Человек, слепленный из шаров, развеселил богов. «Он должен быть подобен нам», — решили боги, и стали вытягивать части тела человека, прочно соединяя, их друг с другом. Так появился первый человек...
«Главное, он должен стоять на своих ногах», — решили боги и долепили своих человечков так, чтобы они прочно стояли на своих ногах.
Потом боги поставили своих человечков в круг и долго рассматривали их». [1]
После небольшого спонтанного обсуждения и обмена впечатлениями переходим к третьему сюжету.
«-Дорогие друзья! В каждом этом человечке — весь мир, который вы также создали своими руками. Но все эти человечки — новорожденные. А новорожденным боги обычно дарят подарки. Подарки богов не просты, в каждом из них скрыт особый смысл. Главный подарок — подарок от бога-творца. Подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку, какими качествами его наделить, какой судьбы пожелать? Потом возьмите кусочек пластилина и вылепите символ вашего подарка, а затем подарите его вашему человечку». [1]
Когда каждый подарит своему человечку подарок, ведущий продолжает.
«-Пожалуйста, внимательно рассмотрите всех человечков, найдите среди них того или тех, кому вам тоже хочется сделать подарок. Заметьте, подарок делается не богу-создателю, а человечку. Вы можете даже не знать, творенью рук какого бога принадлежит человечек. Подумайте о смысле своего подарка, потом изготовьте из пластилина символ этого подарка. И когда все будут готовы, мы снова соберемся вокруг наших человечков». [1]
Обычно изготовление подарка занимает 5–7 минут. В это время ведущий также может изготовить 2–3 подарка на тот случай, если кто-то из человечков случайно останется без подарка. Затем участники собираются вокруг человечков с подарками в руках.
«Ведущий. Пришло время дарить подарки. Мы будем дарить их со словами: «Я хочу подарить этому человечку... (вы называете свой подарок), что будет, на мой взгляд, для него полезным. Мой подарок принесет в жизнь человечка... (вы говорите, что принесет ваш подарок). Как ты смотришь на это, бог-создатель?» И бог-создатель этого человечка должен сообщить свое решение. Оно может быть положительным — тогда подарок с благодарностью принимается — или отрицательным — тогда подарок не принимается, но тоже с благодарностью. Если подарок отвергается, бог-создатель должен найти форму корректного и достойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя. Итак, давайте подарим наши подарки!
Если кто-либо из человечков остался без подарка, ведущий дарит ему подарок сам. Например, «факел мудрости», или «посох силы», или «птицу удачи» [1]
На этапе «Интеграции» мы с ребятами обсуждали впечатления от творчества, значение подарков своим человечкам и их смыслы. Этот пластилин используется на последующих занятиях «Школы волшебства» и, постепенно вымешиваясь, становится однородным, символизируя, таким образом, совершенствование, развитие и гармонию личности человека.
Резюмируя занятие, ведущий обращает внимание учащихся на то, что создавали они, конечно же, самих себя. Так, настоящий волшебник постоянно лепит себя, дарит себе и другим подарки, совершенствуется сам и преобразует мир, умножая количество красоты.
Покидая волшебный мир, ведущий предлагает учащимся превратить человечка и подарки в шар, символизирующий целостность, красоту и гармонию нашего внутреннего мира. Именно шар дает волшебнику ощущение защищенности и уверенности. Участники занятия уносят с собой ощущение целостности, гармонии, красоты своего внутреннего мира, заключенного в самую совершенную форму – шар.
Эти шары будут использоваться на следующих занятиях, помогая подросткам осваивать науку волшебства, науку становления человека.
Литература
1. МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ. Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева, Д. Кудзилов,
№ 47/2003 журнала "Школьный психолог" издательского дома «Первое сентября»., 2003.
2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка»
Интересные факты для родителей о формировании детской самооценки...
Роль учителя в формировании самосознания у неслышащих подростков
Обучающиеся коррекционных школ отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения. Самооценка личности, система оценок формир...
«Реализация Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае №1539 от 21.07.2008г. – как условие формирования самосознания подростков»
Круглый столТема: «Реализация Закона №1539 от 21.07.2008г. «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихв Краснодарском крае – как условие формирования ...
родительское собрание «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка».8 класс.
Цель: Ознакомление родителей со способами формирования у подростков адекватной самооценки.Задачи: 1)Предоставление родителям информации о том, что такое самооценка, и какая она бывает.2) Привлечение в...
СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой
Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...
Родительское собрание в 8 классе на тему: «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка».
Родительское собрание в 8 классе на тему: «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка»....
Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"
Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...