Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут (базовый)
методическая разработка

Бородина Ольга Борисовна

Направления коррекционной работы, задачи и мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv_marshrut_kor_vospit.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ

Ф.И. воспитанника, возраст______________________________________________________

  Год

взаимо-

действия

                                             Выявленные проблемы

                                                  Задачи коррекции.

 

I. Социально-педагогическая адаптация

Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;

Формирование механизмов психологической адаптации в обществе

Прививать трудовые навыки

Прививать интерес к результатам трудовой деятельности

Знакомить с основами правового поведения

Развивать навыки самостоятельного подхода к решению и правомерного поведения в различных жизненных ситуациях, как основа социализации воспитанника

Работа по предупреждению самовольных уходов

Формировать у воспитанника готовность к принятию новой социальной позиции

Формировать устойчивое мировоззрение

Формировать ценностные ориентации.

Повышать качество общения

Повышать самооценку

Учить формулировать, обосновывать свою позицию.

Развивать чувство уверенности

Развивать у воспитанника гражданскую позицию, имеющего круг важных обязанностей и прав (выражается в отношении к учебной деятельности, сотрудникам, другим воспитанникам).

 Мероприятия:

  • Налаживание доверительных отношений

  • Обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками

  • Вовлечение в общественную жизнь детского дома

  • Просмотр развивающих телепередач с последующим обсуждением полученной информации

  • Коррекция воспитанников  с преобладанием негативистской демонстративности (сознательного нарушения правил и норм поведения) в  общении со сверстниками и педагогами.

  • Формирование навыков продуктивного общения

  • Индивидуальные беседы по предупреждению самовольных уходов, правонарушений

  • Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

  • Анкетирование, диагностические мероприятия

  • Выявление друзей, беседа с ними

  • Вовлечение в хоз-быт труд, формирование навыков самообслуживания

  • Знакомство с нормативно-правовыми документами

  • Вовлечение в кружки

  • Приобщение к спорту и физическим нагрузкам

  • Профилактическая работа по искоренению и предупреждению вредных привычек

  • Создание условий для формирования ценностных ориентаций

  • Беседы на формирование психологического благополучия

  • Создание условий для активизации учебной мотивации

  • Индивидуальные беседы по формированию нравственно-этических норм

  • Создание условий для активизации чувства благородства и достоинства

  • Индивидуальные беседы по формированию  целеполагания и ответственности

  • Беседы на формирование умения отстаивать свои права и интересы, развитие самостоятельности

  • Приобщение к культуре, рукоделию

  • Формирование адекватной самооценки

II. Эмоциональная нестабильность

Формировать  способность к волевым усилиям и произвольной регуляции поведения.

Формирование толерантных установок и поведения (допускать и понимать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной)

 Формирование характеристик психологически здоровой личности: стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
  • принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
  • хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

стрессоустойчивость - умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Развитие у детей умения управлять своим настроением. Дать представление о взаимосвязи между мыслями и настроением.

 Мероприятия:

 

Примерные темы занятий

Основные цели занятия

Такие разные настроения…

1. Создание в группе доверительной обстановки. Ознакомление детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения.

2. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Дать представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Содействие развитию у детей рефлексии.

3. Обучение детей умению различать эмоциональные ощущения (хорошо, радостно, неприятно). Знакомство с разными способами выражения эмоций, тренировка умения выражать эмоции в мимике.

Как справиться с плохим настроением?

1. Обучение детей управлению своим настроением, умению искать выход из трудных ситуаций.

2. Обучение детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно. Ознакомление с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации.

3. Закрепление умения менять отношение к трудной ситуации.

Как стать уверенным в себе

1. Дать представление о связи между мыслями и поведением.

2. Закрепление навыков работы с «позитивными мыслями». Закрепление представления о том, что мысли могут управлять нашими поступками.

3. Обучение детей применению полученных навыков изменения отношения к ситуации. Обучение детей способам саморегуляции.

Как делать выбор?

1. Осознание понятия «Доброта».

2. Ознакомление детей с понятием «выбор». Обучение умению прогнозировать ситуацию.

3. Ознакомление детей с понятием ответственности за свой выбор.

4. Закрепление знания о правилах осуществления выбора. Обучение детей умению анализировать свои поступки и поступки других людей.

Как добиваться успеха?

1. Дать представление о  понятии «успех».

2. Дать наглядное представление о составляющих успеха.

3. Дать детям знание об условиях достижения успеха.

4. Закрепление представлений о составляющих успеха. Обучение применению полученных знаний.

Трудное слово «нет»

1. Обучение детей умению говорить «нет». Помощь в осознании ответственности за свой выбор.

2. Обучение умению говорить «нет», используя приобретенные знания о выборе и успехе.

3. Закрепление знаний о том, как говорить «нет!», когда это необходимо.

Закрепление, повторение

1. Закрепление полученных знаний. Содействие развитию уверенности в себе.

2. Содействие выработке у детей умения самостоятельно помогать себе.

Чем мы отличаемся друг от друга?

1. Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них.

2. Создание условий для развития коммуникативных навыков, выработке доброжелательного отношения друг к другу, развития положительной самооценки.

Учимся говорить себе «стоп!»

1. Дать представление о саморегуляции в критических ситуациях. Введение понятия «тайм-аут».

2. Тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, т.е. брать тайм-аут. Развитие коммуникативных навыков.

Как победить свой страх?

Создание условий для предупреждения и коррекции страхов.

Подведение итогов

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

 Источник: Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие

III. Агрессивное поведение, конфликтность

Развитие навыков конструктивного общения.

Формирование культуры общения (формы приветствия, формы знакомства и представления, формы обращения, самопрезентации)

Развивать способности к волевому напряжению, учить делать то, что требуется от воспитанника в период соблюдения режима школьной жизни, распорядка учреждения

Формирование толерантных установок и поведения (допускать и понимать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной)

  • Направленность на другого, заинтересованность в продолжении взаимодействия, направленность на содействие, сотрудничество, разъяснение, диалог)
  • Обучение навыкам эффективного разрешения споров и конфликтных ситуаций.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Учить «Азбуке беседы» (способности выражать свои мысли, способности слушать, умению спорить, но не ссориться, правилам поведения во время беседы).

Учить формулировать, обосновывать свою позицию.

Осуществление посреднической функции в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера.

Мероприятия:

  • Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи.

  • Обучение навыкам ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение; отказ от речевой агрессии

Тема занятий

часы

1

Интервью

1

2

Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других

2

3

Мои сильные и слабые стороны

2

4

Я в мире людей

1

5

Поведение и культура

1

6

Культура эмоций

2

7

Общение в моей жизни

1

8

Секреты эффективного общения

1

9

Общение и уважение

1

10

Конфликт – неизбежность или …

1

11

Сглаживание конфликтов

1

12

Стили поведения в конфликте

1

13

Мои обиды

1

14

Мои ожидания

1

15

Как справляться со своими недостатками

1

16

Самоконтроль

1

17

Как снять напряжение

1

18

На пути к гармонии

1

19

Заключительное

1

Используемые программы:

  1. Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина
  2. Программа коррекции агрессивного поведения «На тропе доверия»
  3. Упражнения из конфликтологического тренинга.

IV. Тревожность

Эмоциональная регуляция поведения: предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в школе, в первую очередь, произвольности

Установление доверительно-уважительного контакта в условиях учреждения для возможности адекватного отношения взрослых к  проблемам и возможным трудностям.

 Обучение детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно. Ознакомление с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации.

Формирование адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, приводящих к уверенности значимыми взрослыми и сверстниками.

 Коррекция несформированности или акцентуаций определенных личностных черт; эмоциональных расстройств.

 Мероприятия:

  • Создание условий для осмысления воспитанником себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики (решение ситуативных задач, обсуждение спорных тем, диспуты, мозговые штурмы)

  • Создание условий в повседневном взаимодействии  для переживания воспитанником ситуаций успеха, и связанных с этим положительных эмоций. Ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание  имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку

  • В ходе подготовки домашнего задания формировать эмоционально-положительное отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых воспитанник может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим ребёнком недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения

  • Отказ всех участников воспитательного процесса от наказания как основного метода

  • Использование содержательной оценки любой деятельности и системы положительных подкреплений.

  • Акцентировать внимание на сложной ситуации в повседневной жизни и на возможностях её решения без особого эмоционального напряжения.

 

Тема занятий

 Час

             Программа

Кто Я? Какой Я?

2

Программа «Хочу быть успешным» О. Хухлаевой.

Страна красок

1

Вот если бы все было не так

1

Программа «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник

Я не могу этого вынести…

1

Когда трудно сказать нет

1

Разноцветные камешки

1

Мне плохо

1

Страх. Как справиться со страхом

2

Программа «Хочу быть успешным» О. Хухлаевой.

Трудности в школе и дома

2

Люди отличаются друг от друга своими качествами

1

Наша сказка

4

Коррекционная программа для младших школьников «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» А. Бачуриной

Ты – биолог, архитектор, продавец, актер и т.д

9

Программа развития учебно – познавательных мотивов у младших школьников     Г. Семенова

Чувственное восприятие себя

Программа социального тренинга для младших школьников  А. Ивашовой

Распознавание и регуляция своего состояния

 1

Я другой

1

Заключительное

1

Итого:

30

Используемые программы:

Программа «Хочу быть успешным» О. Хухлаевой.

Релаксационные игры, упражнения, и занимательный аутотренинг Автор М. Титова

Программа «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник

Программа развития учебно – познавательных мотивов у младших школьников     Г. Семенова

Коррекционная программа для младших школьников «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» А. Бачуриной

Программа социального тренинга для младших школьников  А. Ивашовой

V. Самовольные уходы из детского дома, бесцельное времяпровождение

Профилактика девиантного поведения (воровства, самовольного ухода из детского дома, ведомости, конформизма).

Организация социальной практики как вида взаимодействия для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития:  а в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; создать ситуацию успеха.

Формирование волевых качеств. Коррекция   восприимчивости к дурному влиянию

Формирование активной жизненных позиции по отношению к табакокурению, употреблению алкоголя, нецензурным выражениям.

Формировать умение брать ответственность на себя.

Расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.

Расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту

 

 Тема занятий

Ч

           Программы

Какой Я? Самопознание

1  

Я и мое тело

2

Программа профилактики девиантного поведения

Я и мои социальные роли

2

Принятие решений

1

Самооценка

1

Проблема полоролевой идентичности

1

Состояние телесного покоя. Как овладеть им.

1

Программа «Культура эмоций» С. Успенской

Особенности эмоционального общения.

1

Состояние эмоционального покоя. Как достичь его.

1

Эмоциональные переживания.

1

Я и другие. Как ты относишься к людям и как они относятся к тебе.

1

Техники саморегуляции

3

Тренинг «Уверенность»

Телесотерапия

1

Музыкотерапия

2

Прошлое, будущее, настоящее

Программа тренинга личностного роста «Пойми себя»

Что изменилось у меня и у других

Заключительное

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Трудолюбивый. Отзывчивый. Ответственный.

1

Хухлаева О. Хочу быть успешным

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Справедливый. Терпеливый. Порядочный.

1

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

1

Какой я. Что значит «слушать сердцем».

2

Используемые программы:

  1. Тренинг «Уверенность».
  2. Программа «Культура эмоций» С. Успенской
  3. Программа профилактики девиантного поведения.
  4. Программа тренинга личностного роста «Пойми себя»

VI. Низкий статус в группе, нарушения в межличностном общении

Отслеживание референтной группы

Отработка личной стратегии поведения, формирование нового опыта.

Учить сотрудничать в совместном решении проблем, поиске выхода из сложной ситуации, развивать умение договариваться.

Формирование самооценки своих  качеств, достижений и возможностей.

Учить высказывать свою точку зрения на события и поступки, делать самоанализ

Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»: развитие интереса к самому себе и своему внутреннему духовному миру, развитие образа «Я» (сознательное, эмоциональное, поведенческое)

Воспитывать потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно, развивать мотив учения.

Формирование толерантных установок и поведения (допускать и понимать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной).

Мероприятия:

  • Обучение приемам и методам выведения эмоций в различных ситуациях.

  • Формирование основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
  • понятие базовых ценностей: «добро», «мир», «терпение», «природа», «Родина», «настоящий друг»
  • уважение народа
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
  • чувства прекрасного и эстетические чувства.

  • Ориентация на понимание причин успеха и неуспеха во взаимоотношениях в  социуме.

 

Тема занятий

 

Программы

Какой меня видят другие

1

Программа В.А. Родионова «Я и они»

Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других

1

Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина

Если бы моим другом была я сама…

1

Программа В.А. Родионова «Я и они»

Мои сильные и слабые стороны

1

Тренинг формирования позитивных жизненных целей Г.И. Макартычевой

Выбор жизненных целей

1

Программа В.А. Родионова «Я и они»

Прогнозирование и преодоление жизненных преград

2

Тренинг формирования позитивных жизненных целей Г.И. Макартычевой

Незаконченные истории

1

«Не допустить беды» А.Г. Макеева

Мотивация достижения

2

Модели поведения

Поведение и культура

1

Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина

Выработка умения противостоять негативному влиянию группы

1

Тренинг профилактики асоциального поведения Г.И. Макартычевой

Выработка навыков, позволяющих оказаться от употребления ПАВ, алкоголя и т.д.

2

Способность к самопознанию

1

Самоконтроль: поведения, эмоций

2

Программа В.А. Родионова «Антистресс»

Как себе помочь. Способы саморегуляции.

3

На пути к гармонии

2

Заключительное

1

Используемые программы:

  1. Программа В.А. Родионова «Я и они»
  2. Программа В.А. Родионова «Антистресс»,
  3. Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина
  4. Тренинг профилактики асоциального поведения. Автор  Г.И. Макартычева
  5. Тренинг формирования позитивных жизненных целей Автор Г.И. Макартычева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

программа направленна на формирование умения ориентироваться на листе бумаги,развитие произвольного внимания, его объем и концентрацию...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе

Данное занятие направлено на актуализацию знаний об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами,  конкретизацию временных и пространственных представлений ребенка ...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе

Данное занятие направлено на решение следующих задач: актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать вре...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...

Индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут

Индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут...