Год взаимо- действия |
Выявленные проблемы Задачи коррекции. |
| |
I. Социально-педагогическая адаптация |
|
| Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; |
|
| Формирование механизмов психологической адаптации в обществе |
|
| Прививать трудовые навыки |
|
| Прививать интерес к результатам трудовой деятельности |
|
| Знакомить с основами правового поведения |
|
| Развивать навыки самостоятельного подхода к решению и правомерного поведения в различных жизненных ситуациях, как основа социализации воспитанника |
|
| Работа по предупреждению самовольных уходов |
|
| Формировать у воспитанника готовность к принятию новой социальной позиции |
|
| Формировать устойчивое мировоззрение |
|
| Формировать ценностные ориентации. |
|
| Повышать качество общения |
|
| Повышать самооценку |
|
| Учить формулировать, обосновывать свою позицию. |
|
| Развивать чувство уверенности |
|
| Развивать у воспитанника гражданскую позицию, имеющего круг важных обязанностей и прав (выражается в отношении к учебной деятельности, сотрудникам, другим воспитанникам). |
Мероприятия: |
|
| - Налаживание доверительных отношений
|
|
| - Обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками
|
|
| - Вовлечение в общественную жизнь детского дома
|
|
| - Просмотр развивающих телепередач с последующим обсуждением полученной информации
|
|
| - Коррекция воспитанников с преобладанием негативистской демонстративности (сознательного нарушения правил и норм поведения) в общении со сверстниками и педагогами.
|
|
| - Формирование навыков продуктивного общения
|
|
| - Индивидуальные беседы по предупреждению самовольных уходов, правонарушений
|
|
| - Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм
|
|
| - Анкетирование, диагностические мероприятия
|
|
| - Выявление друзей, беседа с ними
|
|
| - Вовлечение в хоз-быт труд, формирование навыков самообслуживания
|
|
| - Знакомство с нормативно-правовыми документами
|
|
| |
|
| - Приобщение к спорту и физическим нагрузкам
|
|
| - Профилактическая работа по искоренению и предупреждению вредных привычек
|
|
| - Создание условий для формирования ценностных ориентаций
|
|
| - Беседы на формирование психологического благополучия
|
|
| - Создание условий для активизации учебной мотивации
|
|
| - Индивидуальные беседы по формированию нравственно-этических норм
|
|
| - Создание условий для активизации чувства благородства и достоинства
|
|
| - Индивидуальные беседы по формированию целеполагания и ответственности
|
|
| - Беседы на формирование умения отстаивать свои права и интересы, развитие самостоятельности
|
|
| - Приобщение к культуре, рукоделию
|
|
| - Формирование адекватной самооценки
|
II. Эмоциональная нестабильность |
|
| Формировать способность к волевым усилиям и произвольной регуляции поведения. |
|
| Формирование толерантных установок и поведения (допускать и понимать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной) |
|
| Формирование характеристик психологически здоровой личности: стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. - принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
- принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
- хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
стрессоустойчивость - умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации. |
|
| Развитие у детей умения управлять своим настроением. Дать представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. |
Мероприятия: |
|
| Примерные темы занятий | Основные цели занятия | Такие разные настроения… | 1. Создание в группе доверительной обстановки. Ознакомление детей с понятием «настроение». Введение наглядных образов, символизирующих разные настроения. | 2. Развитие у детей умения управлять своим настроением. Дать представление о взаимосвязи между мыслями и настроением. Содействие развитию у детей рефлексии. | 3. Обучение детей умению различать эмоциональные ощущения (хорошо, радостно, неприятно). Знакомство с разными способами выражения эмоций, тренировка умения выражать эмоции в мимике. | Как справиться с плохим настроением? | 1. Обучение детей управлению своим настроением, умению искать выход из трудных ситуаций. | 2. Обучение детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно. Ознакомление с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации. | 3. Закрепление умения менять отношение к трудной ситуации. | Как стать уверенным в себе | 1. Дать представление о связи между мыслями и поведением. | 2. Закрепление навыков работы с «позитивными мыслями». Закрепление представления о том, что мысли могут управлять нашими поступками. | 3. Обучение детей применению полученных навыков изменения отношения к ситуации. Обучение детей способам саморегуляции. | Как делать выбор? | 1. Осознание понятия «Доброта». | 2. Ознакомление детей с понятием «выбор». Обучение умению прогнозировать ситуацию. | 3. Ознакомление детей с понятием ответственности за свой выбор. | 4. Закрепление знания о правилах осуществления выбора. Обучение детей умению анализировать свои поступки и поступки других людей. | Как добиваться успеха? | 1. Дать представление о понятии «успех». | 2. Дать наглядное представление о составляющих успеха. | 3. Дать детям знание об условиях достижения успеха. | 4. Закрепление представлений о составляющих успеха. Обучение применению полученных знаний. | Трудное слово «нет» | 1. Обучение детей умению говорить «нет». Помощь в осознании ответственности за свой выбор. | 2. Обучение умению говорить «нет», используя приобретенные знания о выборе и успехе. | 3. Закрепление знаний о том, как говорить «нет!», когда это необходимо. | Закрепление, повторение | 1. Закрепление полученных знаний. Содействие развитию уверенности в себе. | 2. Содействие выработке у детей умения самостоятельно помогать себе. | Чем мы отличаемся друг от друга? | 1. Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них. | 2. Создание условий для развития коммуникативных навыков, выработке доброжелательного отношения друг к другу, развития положительной самооценки. | Учимся говорить себе «стоп!» | 1. Дать представление о саморегуляции в критических ситуациях. Введение понятия «тайм-аут». | 2. Тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, т.е. брать тайм-аут. Развитие коммуникативных навыков. | Как победить свой страх? | Создание условий для предупреждения и коррекции страхов. | Подведение итогов | Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков. |
|
|
| Источник: Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие |
III. Агрессивное поведение, конфликтность |
|
| Развитие навыков конструктивного общения. |
|
| Формирование культуры общения (формы приветствия, формы знакомства и представления, формы обращения, самопрезентации) |
|
| Развивать способности к волевому напряжению, учить делать то, что требуется от воспитанника в период соблюдения режима школьной жизни, распорядка учреждения |
|
| Формирование толерантных установок и поведения (допускать и понимать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной) - Направленность на другого, заинтересованность в продолжении взаимодействия, направленность на содействие, сотрудничество, разъяснение, диалог)
- Обучение навыкам эффективного разрешения споров и конфликтных ситуаций.
|
|
| Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
|
| Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
|
| Учить «Азбуке беседы» (способности выражать свои мысли, способности слушать, умению спорить, но не ссориться, правилам поведения во время беседы). |
|
| Учить формулировать, обосновывать свою позицию. |
|
| Осуществление посреднической функции в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера. |
Мероприятия: |
|
| - Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи.
|
|
| - Обучение навыкам ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение; отказ от речевой агрессии
|
|
|
| Тема занятий | часы | 1 | Интервью | 1 | 2 | Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других | 2 | 3 | Мои сильные и слабые стороны | 2 | 4 | Я в мире людей | 1 | 5 | Поведение и культура | 1 | 6 | Культура эмоций | 2 | 7 | Общение в моей жизни | 1 | 8 | Секреты эффективного общения | 1 | 9 | Общение и уважение | 1 | 10 | Конфликт – неизбежность или … | 1 | 11 | Сглаживание конфликтов | 1 | 12 | Стили поведения в конфликте | 1 | 13 | Мои обиды | 1 | 14 | Мои ожидания | 1 | 15 | Как справляться со своими недостатками | 1 | 16 | Самоконтроль | 1 | 17 | Как снять напряжение | 1 | 18 | На пути к гармонии | 1 | 19 | Заключительное | 1 |
|
|
| Используемые программы: - Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина
- Программа коррекции агрессивного поведения «На тропе доверия»
- Упражнения из конфликтологического тренинга.
|
IV. Тревожность |
|
| Эмоциональная регуляция поведения: предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в школе, в первую очередь, произвольности |
|
| Установление доверительно-уважительного контакта в условиях учреждения для возможности адекватного отношения взрослых к проблемам и возможным трудностям. |
|
| Обучение детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно. Ознакомление с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации. |
|
| Формирование адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, приводящих к уверенности значимыми взрослыми и сверстниками. |
|
| Коррекция несформированности или акцентуаций определенных личностных черт; эмоциональных расстройств. |
Мероприятия: |
|
| - Создание условий для осмысления воспитанником себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики (решение ситуативных задач, обсуждение спорных тем, диспуты, мозговые штурмы)
|
|
| - Создание условий в повседневном взаимодействии для переживания воспитанником ситуаций успеха, и связанных с этим положительных эмоций. Ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку
|
|
| - В ходе подготовки домашнего задания формировать эмоционально-положительное отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых воспитанник может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим ребёнком недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения
|
|
| - Отказ всех участников воспитательного процесса от наказания как основного метода
|
|
| - Использование содержательной оценки любой деятельности и системы положительных подкреплений.
|
|
| - Акцентировать внимание на сложной ситуации в повседневной жизни и на возможностях её решения без особого эмоционального напряжения.
|
|
| Тема занятий | Час | Программа | Кто Я? Какой Я? | 2 | Программа «Хочу быть успешным» О. Хухлаевой. | Страна красок | 1 |
| Вот если бы все было не так | 1 | Программа «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник
| Я не могу этого вынести… | 1 | Когда трудно сказать нет | 1 | Разноцветные камешки | 1 | Мне плохо | 1 | Страх. Как справиться со страхом | 2 | Программа «Хочу быть успешным» О. Хухлаевой.
| Трудности в школе и дома | 2 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 | Наша сказка
| 4 | Коррекционная программа для младших школьников «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» А. Бачуриной | Ты – биолог, архитектор, продавец, актер и т.д | 9 | Программа развития учебно – познавательных мотивов у младших школьников Г. Семенова | Чувственное восприятие себя | 1 | Программа социального тренинга для младших школьников А. Ивашовой
| Распознавание и регуляция своего состояния | 1 | Я другой | 1 |
| Заключительное | 1 |
| Итого: | 30 |
|
Используемые программы: Программа «Хочу быть успешным» О. Хухлаевой. Релаксационные игры, упражнения, и занимательный аутотренинг Автор М. Титова Программа «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник Программа развития учебно – познавательных мотивов у младших школьников Г. Семенова Коррекционная программа для младших школьников «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» А. Бачуриной Программа социального тренинга для младших школьников А. Ивашовой |
V. Самовольные уходы из детского дома, бесцельное времяпровождение |
|
| Профилактика девиантного поведения (воровства, самовольного ухода из детского дома, ведомости, конформизма). |
|
| Организация социальной практики как вида взаимодействия для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития: а в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; создать ситуацию успеха. |
|
| Формирование волевых качеств. Коррекция восприимчивости к дурному влиянию |
|
| Формирование активной жизненных позиции по отношению к табакокурению, употреблению алкоголя, нецензурным выражениям. |
|
| Формировать умение брать ответственность на себя. |
|
| Расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности. |
|
| Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков. |
|
| Расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту |
|
| Тема занятий | Ч | Программы | Какой Я? Самопознание | 1 |
| Я и мое тело | 2 | Программа профилактики девиантного поведения
| Я и мои социальные роли | 2 | Принятие решений | 1 | Самооценка | 1 | Проблема полоролевой идентичности | 1 | Состояние телесного покоя. Как овладеть им. | 1 | Программа «Культура эмоций» С. Успенской
| Особенности эмоционального общения. | 1 | Состояние эмоционального покоя. Как достичь его. | 1 | Эмоциональные переживания. | 1 |
| Я и другие. Как ты относишься к людям и как они относятся к тебе. | 1 | Техники саморегуляции | 3 | Тренинг «Уверенность» | Телесотерапия | 1 |
| Музыкотерапия | 2 |
| Прошлое, будущее, настоящее |
| Программа тренинга личностного роста «Пойми себя» | Что изменилось у меня и у других |
| Заключительное |
|
| Люди отличаются друг от друга своими качествами. Трудолюбивый. Отзывчивый. Ответственный. | 1 | Хухлаева О. Хочу быть успешным | Люди отличаются друг от друга своими качествами. Справедливый. Терпеливый. Порядочный. | 1 | В каждом человеке есть светлые и темные качества. | 1 | Какой я. Что значит «слушать сердцем». | 2 |
|
Используемые программы: - Тренинг «Уверенность».
- Программа «Культура эмоций» С. Успенской
- Программа профилактики девиантного поведения.
- Программа тренинга личностного роста «Пойми себя»
|
|
| VI. Низкий статус в группе, нарушения в межличностном общении |
|
| Отслеживание референтной группы |
|
| Отработка личной стратегии поведения, формирование нового опыта. |
|
| Учить сотрудничать в совместном решении проблем, поиске выхода из сложной ситуации, развивать умение договариваться. |
|
| Формирование самооценки своих качеств, достижений и возможностей. |
|
| Учить высказывать свою точку зрения на события и поступки, делать самоанализ |
|
| Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»: развитие интереса к самому себе и своему внутреннему духовному миру, развитие образа «Я» (сознательное, эмоциональное, поведенческое) |
|
| Воспитывать потребность занять определённую позицию в обществе людей, а именно, развивать мотив учения. |
|
| Формирование толерантных установок и поведения (допускать и понимать возможность существования различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной). |
Мероприятия: |
|
| - Обучение приемам и методам выведения эмоций в различных ситуациях.
|
|
| - Формирование основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
- понятие базовых ценностей: «добро», «мир», «терпение», «природа», «Родина», «настоящий друг»
- уважение народа
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
- чувства прекрасного и эстетические чувства.
|
|
| - Ориентация на понимание причин успеха и неуспеха во взаимоотношениях в социуме.
|
|
| Тема занятий | | Программы | Какой меня видят другие | 1 | Программа В.А. Родионова «Я и они» | Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других | 1 | Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина | Если бы моим другом была я сама… | 1 | Программа В.А. Родионова «Я и они» | Мои сильные и слабые стороны | 1 | Тренинг формирования позитивных жизненных целей Г.И. Макартычевой | Выбор жизненных целей | 1 | Программа В.А. Родионова «Я и они» | Прогнозирование и преодоление жизненных преград | 2 | Тренинг формирования позитивных жизненных целей Г.И. Макартычевой | Незаконченные истории | 1 | «Не допустить беды» А.Г. Макеева | Мотивация достижения | 2 |
| Модели поведения Поведение и культура | 1 | Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина | Выработка умения противостоять негативному влиянию группы | 1 | Тренинг профилактики асоциального поведения Г.И. Макартычевой
| Выработка навыков, позволяющих оказаться от употребления ПАВ, алкоголя и т.д. | 2 | Способность к самопознанию | 1 | Самоконтроль: поведения, эмоций | 2 | Программа В.А. Родионова «Антистресс» | Как себе помочь. Способы саморегуляции. | 3 | На пути к гармонии | 2 |
| Заключительное | 1 |
|
Используемые программы: - Программа В.А. Родионова «Я и они»
- Программа В.А. Родионова «Антистресс»,
- Программа воспитания коммуникативной культуры у подростков «Навстречу». Автор Н. Юдина
- Тренинг профилактики асоциального поведения. Автор Г.И. Макартычева
- Тренинг формирования позитивных жизненных целей Автор Г.И. Макартычева
|