Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе
методическая разработка на тему

Данное занятие направлено на актуализацию знаний об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами,  конкретизацию временных и пространственных представлений ребенка согласно возраста и программы, обобщение ЗУН в звукобуквенном, слоговом анализе слов на основе дидактических и коррекционно-развивающих игр и упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБДОУ «Детский сад №24 г. Йошкар-Олы  «Весняночка»

Согласовано:

Старший воспитатель

МБДОУ № 24 «Весняночка»

____________/                             /

Дата проведения КМО:

19. 05. 2015г.

Конспект

индивидуальной коррекционно-развивающей НОД,

по лексической теме «Насекомые»

в разновозрастной коррекционной группе № 3

в рамках КМО воспитателей коррекционных групп.

                                                          Конспект разработала и провела:

                                                                    учитель-дефектолог, учитель-логопед

                                                                   первой квалификационной категории

                          Суханова Н.Е.

2015 год.

Тема НОД: «Насекомые».

Цель НОД: актуализировать и обобщить  ЗУН по основным учебным направлениям, полученным в 2014-2015 учебном году.

Задачи НОД: 1) актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать временные и пространственные представления ребенка согласно возраста и программы, актуализировать представления ребенка об основных цветах и величинах в соответствии с возрастом и программой, обобщить ЗУН в звукобуквенном, слоговом анализе слов на основе дидактических и коррекционно-развивающих игр и упражнений;

                         2) корригировать некоторые ВПФ (произвольное внимание, восприятие, запоминание, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и сравнения, формировать элементы логического мышления), увеличивать и усиливать непрерывный  речевой выдох, развивать связную устную речь ребенка, фонематический слух, анализ и синтез, формировать лексико-грамматические категории на основе дидактических и коррекционно-развивающих игр и упражнений;

                          3) воспитывать навыки элементов обще-учебного поведения, познавательный интерес, учебную мотивацию.

Оборудование: мяч, набор цифр, набор предметных картинок по теме «Насекомые», цветы разных цветов и размеров, «Волшебный мешочек», набор пластмассовых букв, календарь природы, стоклеточные таблицы с изображением геометрических фигур разного цвета и размера, маленькие картинки с изображением насекомых, таблицы Шульте двухцветные (№ 8, № 9), таблицы для игры «Четвертый лишний», слова для игры «Аналогии», большие бабочки для подарков детям и для игры «Посади бабочку на цветок», фланелеграф для коррекции пространственной ориентировки.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

1). Сообщение темы и задач НОД.

2). Работа над коррекцией временной ориентировки.

    а). Игра с мячом « Отвечай предложением».

    - Какое сейчас время года? ( …будет?, …было? )

    - Как называется текущий месяц? (…будет?, …был? )

    - Какой сегодня день недели? (…будет завтра?, …был вчера?)

    - Какая сейчас часть суток? (…будет после?, …была до? )

2. Зрительная гимнастика по таблице для коррекции зрения с лазерной указкой «Проследи глазками за летающим светлячком».

3. Основная часть.

1). Вступительная беседа с сюрпризным моментом «Кто прилетает в мае?».

( Педагог произносит звукоподражательные звуки з-з-з, ж-ж-ж, с-с-с, ч-ч-ч, ф-ф-ф, а дети угадывают, кто такие звуки издает).

- Как можно назвать их одним словом? (Насекомые).

2). Игра «Сосчитай насекомых, покажи цифрой». ( Образование чисел от 1 до 10, соотнесение названий насекомых с цифрами, лежащими на подносе перед ребенком).

 - Педагог выставляет и присоединяет по оной картинке на наборное полотно, а дети по очереди называют число и показывают соответствующую цифру (цифры лежат на подносах перед каждым из двух детей).

- Кто это? Сколько стало насекомых? Покажи цифрой.

3). Игра на коррекцию произвольного внимания и запоминания с двумя рядами карточек и цифр «Кого не хватает?» (с насекомыми), «Что  изменилось?» (с цифрами).

- Сначала на наборном полотне только насекомые (7 штук), а затем картинки убираются, а цифры выставляются в два ряда по 4 штуки в каждом).

4). Коррекционное упражнение на развитие произвольного внимания и запоминания с использованием двухцветных таблиц Шульте «Сосчитай насекомых и покажи цифры по порядку» (от 1 до 9 – красные, от 9 до 1 – черные).

- Показывай красные цифры от 1 до 9 и соотноси названия цифр со словом «бабочка».

 Показывай черные цифры от 9 до 1 и соотноси названия цифр со словом «кузнечик».

( Перед одним ребенком выкладывается картинка бабочки, а перед другим – кузнечика).

5). Пальчиковая гимнастика «Дружба».

     Дружат в нашей группе

     Девочки и мальчики.

     Мы с тобой подружим

     маленькие пальчики.

    1-2-3-4-5!

     Начинай считать опять.

    1-2-3-4-5!

    Мы закончили считать!

6). Дидактическая игра на коррекцию восприятия цвета и величины «Посади бабочку на цветок».

- Мы с вами говорили, что май в народе называют «цветень», т.к. в этом месяце цветут травы, кустарники и деревья. На лугу расцвели цветочки, и наши бабочки полетели на лужок, чтобы с цветов нектар собирать. Гордея, я буду цветочки раскладывать, а ты называй, какого они цвета и размера.

 (Один ребенок со значительным нарушением мелкой моторики называет размер и цвет цветочков, которые педагог «раскладывает по лугу», а другой -   рассаживает бабочек на цветы разных величины и цветов по словесной инструкции педагога).

- Расскажи, кто на каком цветке?(1 ребенок)

- Правильно ли он все сделал? (2 ребенок)

7). Упражнение «Узнай звук, назови букву». ( С использованием «Волшебного мешочка» с пластмассовыми буквами.)

( На наборном полотне картинки с изображением насекомых).

- Ребенок на ощупь узнает букву, называет ее, вытаскивает и называет звуки, которые эта буква обозначает. Потом он находит и называет картинку с насекомым, название которого начинается на соответствующий букве звук.

8). Упражнение «Разделите слова на слоги».

- Ребенок делит на слоги слова, обозначающие названия насекомых.

9). Дыхательное упражнение «Назовите насекомых на выдохе» (от 1 до 7).

10). Дидактическая игра «Четвертый лишний». (Детям предлагается 2 таблицы).

- Что здесь лишнее? Почему?

- Что у всех общее? ( Они умеют летать и т.д.)

11). Коррекционно-развивающее упражнение «Аналогии» (вербально) на основе игры «Хлопки».

- Педагог называет словосочетание и хлопает ребенка по ладошкам, ребенок называет аналогичное словосочетание и хлопает педагога по ладошкам.

( Жук – жужжать, комар - …, муха – зудеть, кузнечик - …, бабочка – порхать, кузнечик - …, муха – му-ха, стрекоза - …, пчела – пче-ла, комар - …, шмель – ш, оса - …, муха – м, жук - ….)

12). Дидактическая игра на развитие пространственной ориентировки с фланелеграфом «Где бабочка?».

- Педагог устанавливает бумажную бабочку в разных местах фланелеграфа и спрашивает детей о том, где она находится. Ребенок должен ответить с использованием в речи пространственных предлогов и наречий.

13). Коррекционное упражнение на развитие произвольного внимания и восприятия  формы и цвета «Закрой фигуры насекомыми».

  - На подносе маленькие картинки с изображением насекомых. Педагог предлагает ребенку со значительным нарушением моторики назвать, какие фигуры изображены на таблице, чем они отличаются, чем похожи, а второму ребенку – закрывать синие большие квадраты на стоклеточной таблице маленькими картинками с изображением насекомых. При этом, первый ребенок следит за работой второго и контролирует ее.

   

4. Подведение итогов НОД.

- О ком мы говорили на НОД?

- Какие упражнения выполняли?

- Какие игры  вам понравились больше всего?

- Сколько насекомых «прилетало» к нам на НОД?

5. Оценивание работы детей на НОД, поощрение.

1). Расшифровка слова «молодцы».

- Педагог предлагает детям узнать, как они работали на занятии. Для этого они должны расшифровать слово, напечатанное на доске.

- Напечатано на доске:

л м ы д о ц о

3 1 7  5 2 6 4

- Дети расставляют буквы в указанном порядке и читают слово «Молодцы!».

- Педагог хвалит детей, просит их поаплодировать друг другу и дарит им по бабочке.

- НОД закончено, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей НОД, по лексической теме «Насекомые» в разновозрастной коррекционной группе

Данное занятие направлено на решение следующих задач: актуализировать знания об образовании чисел в пределах 10 и соотнесении их с соответствующими цифрами, актуализировать и конкретизировать вре...

2.18 Средняя группа. Методические рекомендации по изучению лексической темы "Насекомые"

Средняя группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...