Самостоятельная деятельность учащихся, как способ повышения интереса к предмету.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Коробицына Евгения Леонидовна

Статья "Самостоятельная  деятельность учащихся, как способ повышения интереса к  предмету" - часть  моей  исследовательской  работы. В  условиях  современной  школы большое  внимание  уделяется  формированию метапредметных  компетенций у  обучающихся, навыков  самостоятельной и практической  деятельности, повышению их  самостоятельности в  учебном  процессе  и  творческой  активности. Основная  цель учебного  процесса  сегодня  это  не  только  дать  учащимся  определенные  знания,  но  и научить  добывать эти  знания  самостоятельо. Поэтому формирование  навыков  самостоятельной  деятельности у  обучающихся  приобретает доминирующее  значение в  современной  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx51.68 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная  деятельность учащихся, как способ повышения интереса к  предмету.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать, прежде всего, школа. Современному  обществу  нужны не просто знающие люди, а люди творческого склада, инициативные и пытливые, способные  активно трудиться, развивать науку, технику, культуру. Школа  в  условиях  модернизации  системы образования ищет  пути,  которые  позволили  бы  выполнить  этот  заказ  общества.

Сегодня  необходимы  новые  подходы к  подготовке  думающего  человека,  ориентированного  на  знания  и  грамотное  использование  новых  технологий,  способного  творчески  подходить к  решению  любых  задач.  Необходима специальная система работы учителя и школы в целом.  Школа должна готовить учащихся к непрерывному  образованию и самообразованию, вырабатывать у них навыки самостоятельно  пополнять  свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной  и политической информации.

Развитие  активности,  самостоятельности,  инициативы,  творческого  отношения  к  делу – это  требования  самой  современной  жизни.

Цели  общего  образования  на  современном  этапе  определяет  концепция  модернизации  российского  образования.  Она  ориентирует образование  не  только  на  усвоение обучающимися  определенной  суммы  знаний, но  и  развитие  личности, ее  познавательных,  созидательных  способностей. К  их  числу  можно  отнести:  ответственность и  самостоятельность,  систему  ключевых  компетентностей, умение  сделать  личный  выбор.  Достижение подобных  целей  прямо  связано  с индивидуализацией  всего образовательного процесса.

По изучении современных тенденций развития образования, считаю возможным показать их в сравнении с тем, что было, что есть и каков новый аспект развития. Информация наглядно представлена в таблице. Но не нужно понимать, что стоящее в левом столбце  безнадёжно устарело или (ещё хуже!) отменяется вовсе. Это всё необходимо и ценно, но полезно всё таки смотреть и на то, что записано в правом столбце: это ориентир, направление движения, развития.

Современные тенденции развития образования.

Было и есть

Новый аспект

Передача новому поколению знаний и опыта.

Индивидуальное развитие учащихся, становление, совершенствование.

Подготовка учащихся к будущей жизни.

Жить «здесь и теперь», не причиняя неудобства другим

Подготовка для ближайшего будущего, которое является улучшенной категорией настоящего.

Формирование инновационной потребности жить в условиях постоянных перемен.

Ориентация в образовании и обучении на объём материала.

Ориентация в преподавании на структуру материала.

Цель обучения: приобретение знаний.

Цель обучения: саморазвитие и самосовершенствование.

Обучение на основе устоявшихся знаний.

Обучение на основе критического и логического осмысления конкретных ситуаций.

Знания (о мире, о деятельности, о себе) приобретаются впрок.

Знания приобретаются в деятельности, имитирующей будущую профессиональную деятельность.

Использование в обучении методов репетиции, воспроизведения.

Открытие новых знаний и способов продуктивной деятельности.

Учащиеся принимают цели в готовом виде.

Постановка, формирование своих собственных целей и выбор способов их достижений.

Учащиеся стремятся по возможности избежать контроля.

Стремление к объективному и своевременному контролю.

Образовательные учреждения похожи друг на друга (единообразие).

Каждое учебное заведение уникально (многообразие).

Обособленное функционирование подразделений («каждый за себя»).

Согласованная работа подразделений (все «заодно»).

Жёсткость программ.

Гибкость программ.

Преподаватель дан (выбор не практикуется).

Возможность выбора преподавателя.

Единичные нововведения сверху.

Постоянный инновационный процесс, затрагивающий всё учебное заведение на основе анализа характера и результатов деятельности.

Из  данной  таблицы  легко  заметить,  что необходимое условие для современного образовательного процесса является то, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Это отражено в Программе Образования до 2020 года и это является основой индивидуально-личностного подхода.

Одна из ведущих,  на  мой  взгляд,  форм работы в этом направлении — самостоятельная деятельность обучающихся на уроках. Такая деятельность способствует развитию системного мышления, аналитических способностей  обучающихся, интеграции учебных дисциплин, поднимает на новый уровень взаимодействие педагога и ученика. Сопровождающая  же деятельность преподавателя включает в себя совместный анализ, обсуждение.

Для анализа собственной педагогической деятельности, связанной индивидуализацией в процессе обучения, полезна информация, представленная в следующей таблице.

Типы учеников по М.Гриндеру.

Левополушарный

Правополушарный

Виды символы (слова, буквы).

Видит конкретные объекты.

Преуспевает в чтении, алгебре, физике, языке.

Преуспевает в геометрии.

Любит информацию в письменной форме.

Любит информацию в виде графиков, схем, демонстраций.

Испытывает дискомфорт с неясными незавершёнными инструкциями.

Не принимает авторитарность.

Повторяет фактическую информацию.

Любит самостоятельный выбор. Использует инструкцию.

Любит проверять работу.

Не любит проверять работу.

Анализирует от частного к целому.

Анализирует от целого к частному.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Любит смотреть фильм до чтения книги.

Сосредоточен.

Отвлекается.

Реагирует на словесные замечания.

Реагирует на невербальные соотношения при дисциплинировании.

Эта информация для выбора способов подачи учебного материала различным категориям учащихся  и организации их деятельности.

Организация самостоятельной  учебной  деятельности  школьника в  условиях  развития  современной  школы  приобретает доминирующее  значение. Но возникает  вопрос: как научить  ребят  учиться, мыслить, вникать  в  суть  вещей,  явлений  и  процессов? Ответ  один – нужно  научить  их  думать, научить искать  ответы  на  вопросы  самостоятельно.  Действительно, нельзя  опекать  учеников  всю  жизнь, они  окончат  школу  и  уйдут,  но умение и способность  мыслить, добывать  информацию,  искать необходимые  ответы самостоятельно   будет  уже  в  той  или  иной  мере  сформировавшейся чертой  личности.

Однако, если старшеклассники  уже  четко  ориентированы  на будущую профессию,  на  близость ЕГЭ,  на  поступление в  ВУЗ  и,  как  следствие, понимают ценность образования и важность  способности к самообразованию, то учащиеся среднего  звена,  в  силу  возрастных и индивидуальных  психологических  особенностей,  а  так же  различного уровня  подготовленности  не  часто  осознают  степень  важности умения  работать  самостоятельно. Кроме  того, часть  учеников - из  неблагополучных  семей  или  опекаемых. У  таких детей  всегда  более  слабая  мотивация. Порой даже  самоцелью становится  не  выполнить  работу,  а  списать у  кого-то  из  более  подготовленных  учеников.  И встал вопрос: «Как сделать процесс  организации  самостоятельной  деятельности  интересным для всех и более эффективным?»  Ответ  напрашивается  сам  собой: именно  интерес – к  предмету, к  виду  деятельности – сможет сделать процесс  организации  самостоятельной  работы  более  эффективным и значимым.

Известно,  что  самостоятельная  работа  является  одним  из  способов формирования  познавательного  интереса  учащихся. Однако,  на  мой  взгляд, для  того,  чтобы  ребенок с желанием  выполнил  какую-либо  работу,  нужно,  чтоб это  было  ему интересно. Так  почему бы  не  попробовать  организовать  самостоятельную  работу учащихся,  включая  ее в  некоторые  методы  формирования  познавательного интереса? В  частности, использовать ее  в  элементы  игры, занимательности,  использование для  самостоятельной  работы  задач  практической  направленности,  проблемных  ситуаций, проводя  самостоятельную  работу как  элемент  нестандартного  урока…

В  последние  годы  много  и  часто  говорят  о  недостаточной  эффективности  процесса  обучения  в  школе. Главную  причину   видят  в   том, что  традиционная  организация  не  отвечает  требованиям  времени, не создает  условий для  улучшения  качества  обучения  и  развития  учащихся. С этим  трудно  не  согласиться. При  существующем  обучении  проблема  развития учащихся  является  одной  из  сложнейших  в  психолого-педагогической практике. Решение  этой  проблемы  главным  образом  зависит от  того, на  получение  какого  именно  результата  ориентируется  учитель  в  своей  работе.

Сущность  самостоятельной  деятельности  учащихся.

Самостоятельная  работа   занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.   Эта  же  тенденция, согласно  ФГОС,  прослеживается  в  современных взглядах  на  педагогику.  Следовательно  необходимо  обучать  школьников способам и приемам самостоятельной работы.  В частности,  приемам развернутого и свернутого описания, объяснения,  выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности школьника.

Понятие о самостоятельной работе ученика

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете  приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:

  • в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
  • формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  • вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
  • является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

  1.  Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
  2.  Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
  3.  Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
  4.  Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше — это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

Естественно, что программа-максимум для любого  учителя — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности.  Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня.  И организацию самостоятельной работы на уроке  необходимо  строить  в  соответствии  с достигнутым  уровнем  самостоятельности  учеников.

Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности должна  иметь конкретную цель. Каждый ученик должен  знать порядок и приемы выполнения работы.

Учитель должен  обеспечить сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

Назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Виды самостоятельных работ в обучении

К наиболее распространенным и эффективным видам  работ  можно  отнести следующие:

  1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
  2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
  3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
  4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
  5. Подготовка докладов и рефератов.
  6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
  8. Техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей.

Важно,  чтоб  любая работа начиналась с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников.

Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:

  • четко сформулировать задание на описание с указанием его границ — свернутое или развернутое;
  • предъявить объект для наблюдения — в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;
  • дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания — названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;
  • определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

  • постепенность введения разных по степени сложность и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
  • обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);
  • разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
  • подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;
  • ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
  • оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;
  • обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;
  • обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.

Интерес  - необходимое  условие повышения  уровня   самостоятельной  учебной  деятельности.

Практика  показывает,  что  работа  по  повышению  уровня  самостоятельной   деятельности  учащихся  приносит  значимый  результат   только  при  наличии  познавательной  активности  у  ребенка, которая  в  свою  очередь  может  возникнуть  лишь  при  условии  интереса  учащегося  к  предмету  его  деятельности.

Познавательный  интерес  всегда  играл  в педагогическом  процессе  важную  роль.  Над  его  сущностью  размышляли  ученые  разных  эпох. Так  Я.А.Коменский  говорил,  что  школа  должна  быть  школой  радости, и  один  из  путей  создания  такой  школы – интерес.  Классическая  педагогика  прошлого  утверждала: «Смертельный  грех  учителя – быть  скучным».

К.Д.Ушинский  видел  в  интересе  основной внутренний  механизм  успешного  обучения.   Центром всей   педагогической  работы  Л.Н.Толстого  является  именно  интерес.   А.С. Макаренко  раскрыл  некоторые методические  приемы поддержания  и  развития  интереса: подсказка, вызывающая  догадку,  постановка  интересного  вопроса,  введение  нового  материала,  рассматривание  иллюстраций, наталкивающих  на  вопросы  и т.д.  Ш.А.Амонашвили разработал  приемы стимулирования  познавательных  интересов  у детей: преднамеренные  «ошибки»  учителя, задачи  на  внимание,  сравнение, сочинительство  сказок  и т.д.   И.В.Метельский, Г.И.Щукина специально  занимались   исследованием  конкретно   познавательного  интереса  в  педагогике.

Познавательный  интерес  школьников  направлен  на  овладение  знаниями,  которые  представлены  в учебных  предметах.  При  этом  он  обращен  не  только  к  содержанию  конкретного  предмета,  но  и  к  процессу  добывания  знаний, к  познавательной  деятельности, в  том  числе -  самостоятельной.

Познавательный  интерес – это  соединение  психических  процессов: интеллектуального,  волевого  и  эмоционального.  Все  эти  процессы  очень  важны  для развития  личности.

В  интеллектуальной  деятельности  под  влиянием  познавательного  интереса проявляются: активный  поиск,  догадка,  исследовательский  подход,  готовность  к  решению  задач. Эмоциональные  проявления,  сопровождающие  познавательный  интерес: удивление,  чувство  ожидания  нового, чувство  интеллектуальной  радости,  чувство  успеха. Характерными  для  познавательного  интереса  волевыми  проявлениями  считаются:  инициатива  поиска,  самостоятельность добывания  знаний,  выдвижение  и  постановка  познавательных  задач.

Итак, интеллектуальная, эмоциональная  и  волевая  составляющие  познавательного  интереса выступают   как  единое  взаимосвязанное  целое.

Своеобразие  познавательного  интереса  выражается  в  углубленном  изучении,  постоянном  и  самостоятельном  добывании  знаний  в   интересующей  области,  в  активном  приобретении  для  этого  способов,  в  настойчивом  преодолении  трудностей,  лежащих  на  пути  овладения  знаниями  и  способами  их  получения.

Познавательный  интерес  имеет  большое  значение  для  формирования  личности  в  целом – развивает,  обогащает  ее,  воспитывает  активное  отношение  к  жизни,  стимулирует  способность  к  самореализации.

Сегодня, в  мире  высоких  технологий,  успешным  может  быть  человек  не  только  потребляющий  знания,  но  и  умеющий  самостоятельно  их  добывать. Нестандартные  ситуации  наших  дней  требуют  от  нас  широты  интереса,  постоянного саморазвития и  самообразования, способность  к  которым  закладываются  именно  в  школе.  Интерес – это  реальная  причина  действий,  ощущаемая человеком,  как  особо  важная.  Она  является одним  из  постоянных  сильнодействующих  мотивов  любой  деятельности.

Познавательный  интерес как  мотив  учебной  деятельности.

В самостоятельной деятельности школьников важным компонентом являются мотивы учения. Им уделяется большое внимание в психологических и дидактических исследованиях, которые ведутся в основном в двух направлениях. Первое – это работы, непосредственно анализирующие мотивы учения школьников разного возраста, структуру механизмов действия мотивов, динамику их развития и пути формирования полноценных мотивационных комплексов. Второе направление – это исследования проблем развития активности и самостоятельности школьников в процессе обучения, расширение положительных мотивационных факторов познавательной деятельности, связанных с явлениями социального и личного характера.

Психологи  и  педагоги  выделяют  три  основных  побуждающих  мотива в  обучении:

  • Интерес  к  предмету (я изучаю  этот  предмет,  потому  что  он  мне  интересен,  сам  процесс  изучения  доставляет  мне  удовольствие)
  • Сознательность (данный  предмет  мне  не  интересен,  но  я  знаю,  что мне  необходимо  заниматься)
  • Принуждение (я  изучаю данный  предмет,  потому  что  меня  заставляют   родители,  учитель). Принуждение часто  поддерживается  страхом  наказания  или  соблазном  награды. Различные  меры  принуждения  в  большинстве  случаев  не  дают   положительных  результатов.

В  отличие  от  других  стимулов,  интерес  в  очень  высокой  степени  повышает  эффективность  учебной  деятельности.  Так  как  ученики  занимаются  в  силу  своего  внутреннего  влечения,  по  собственному  желанию,  то   учебный   материал они   усваивают  достаточно  легко  и  основательно,  в  силу  этого  имеют  хорошие  отметки  по  предмету. У  большинства  неуспевающих  учеников  обнаруживается   отрицательное  отношение   к  учению.  Таким  образом,  чем  выше  интерес  учащегося  к  предмету,  тем  активнее  идет  обучение  и  выше  его  результаты.  Чем  ниже  интерес,  тем  формальнее  обучение  и  хуже  результаты.  Отсутствие  интереса  приводит  к низкому  качеству  обучения,  быстрому  забыванию  и  даже  полной  потере  приобретенных  знаний,  умений  и  навыков.

Следовательно,  для  успешного  обучения  в  целом, и  для самостоятельной  работы учащихся  в  частности, необходимо  вызвать  у  них  интерес  к  овладению  знаниями. Под  влиянием познавательного  интереса,  как  важнейшего  мотива  учения,  учебная  деятельность  даже  слабых  учеников  протекает  более  продуктивно,  поскольку  этот  мотив  эмоционально  окрашивает  всю  учебную  деятельность  ребенка. Познавательный  интерес,  как  мотив  учения, побуждает  ученика  к  самостоятельной  деятельности. Процесс  овладения  новыми  знаниями становится для  него   более  активным,  более  творческим, стимулирует к  самостоятельному  преодолению  трудностей,  вызывает  чувство  удовлетворения, гордости,  успеха,  что  в  свою  очередь  создает благоприятный  эмоциональный  фон и   влияет  на  поддержание  интереса  к  предмету.

Познавательный  интерес  может  и  должен  стать  устойчивой  чертой  личности  школьника,  тогда  он  будет  оказывать  сильное  положительное   влияние  на  его  развитие. Под  влиянием  интереса  развивается  мыслительная  активность,  которая  выражается  во  множестве  вопросов,  побуждающих  выяснить  сущность  интересующего  явления.  Эти  вопросы  могут  быть  адресованы  учителю  или  родителям,  но  так  же  побуждают  ребенка  к  чтению  книг,  самостоятельному  поиску  информации  в  интернете  по  интересующей  области, выбору  определенных  форм  внеклассной  работы,  способных  удовлетворить  его  интерес. Все  это  формирует  и  развивает  личность  школьника.

Говоря  о  познавательном  интересе,  как  о  сильном  средстве  обучения,  следует  отметить,  что  интересное  преподавание – это  не  развлекательное  преподавание,  насыщенное  демонстрациями  красочных  пособий,  занимательными  задачами,  рассказами  и  т.п.  и  не  облегченное  обучение,  в  котором  все  рассказано  и  разъяснено  и  остается  только  запомнить. Интерес,  как  средство  обучения  действует  только  тогда,  когда  на  передний  план  выступают внутренние  стимулы,  способные  удержать  вспышки  интереса,  возникающие  при  внешних  воздействиях. Новизна,  необычность,  неожиданность,  странность,  несоответствие  ранее  изученному -  вот  что  способно  не  только  вызвать  мгновенный  интерес,  но  и   пробудить   эмоции,  порождающие  желание  изучать  материал  более  глубоко, а  так  же  самостоятельно  искать  информацию  по  интересующему  вопросу.

Считаю,  что   подлинные  знания,  умения  и  навыки,  в  частности,  умение  и  навык  работать  самостоятельно,  приобретаются  только  в  процессе  активного  овладения  материалом.  Чтобы  создать  условия  для формирования  этой  деятельности,  необходимо  формировать  у  школьников  познавательную  мотивацию.  Часто,  к   сожалению,    господствуют методы  внешнего  побуждения – отметка, похвала,  наказание.  Но  действительная  мотивация  будет  иметь  место  только  тогда, когда  ребенок  будет  стремиться  на  урок,  где  ему  комфортно, интересно,  содержательно. И  только  в  этом  случае  работа  на  уроке,  и  в особенности  самостоятельная  работа ребенка,  будет эффективной  и  значимой  для  его  обучения  и  развития. Следовательно,  необходимо  формировать  познавательный  интерес,  используя  различные  способы  и  соблюдая  определенные  условия. А  так  же  использовать  способы  и  условия  развития  познавательной  компетенции   при  организации  самостоятельных  работ.

Для развития  познавательной  активности  учащихся  необходимо организовать  их деятельность  таким  образом,  чтобы  ориентировать их  на  самостоятельное или  частично-самостоятельное  получение  информации. Сегодня  очень  актуально  звучат  слова В.П.Вахтерова: «Образован  не  тот,  кто  много  знает, а  тот,  кто  хочет  много  знать,  и  умеет  добывать  эти  знания». Он  подчеркивал  исключительную  важность мыслительных  умений  школьников – умения  анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность  умения  пользоваться  приемами самостоятельной  деятельности. Теоретический  анализ,  проведенный  по  проблеме  исследования в процессе  становления  опыта,  позволяет выделить  следующие  показатели  познавательной  самостоятельности в  учебной  деятельности:

  • Познавательная  самостоятельность;
  • Мотивация  к  самостоятельной  деятельности;
  • Творческая деятельность;
  • Развитость творческого  мышления;
  • Оценка(самооценка) готовности к  самостоятельной познавательной  деятельности.

На  основе  выявленных  показателей определились  уровни  познавательной  самостоятельности: высокий(самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления), повышенный(продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам), средний (репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач) и низкий (копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом).

Работа  состоит в создании  системы  обучения  для  групп, характеризующихся различными уровнями познавательной  самостоятельности;  в  разработке  технологии построения  системы  обучения  по  формированию  самостоятельных  умений,  в  выборе  элементов  познания  и  способов действий  познания. Заключается  в  его  переосмыслении  с  позиций  самореализации  личности  школьника в  учебно-познавательной  деятельности,  в  отборе  оптимальных   методов,  приемов, форм, средств  организации учебного  процесса  с  учетом  индивидуальных особенностей  школьника. Проявляется  в  том,  что  он   может  быть  успешно  использован  учителем независимо  от  преподаваемой  дисциплины.

Условия  развития  познавательной  компетенции  учащихся при  организации  самостоятельной  работы  на  уроках  физики  и  математики.

Сегодня  одной  из  главных  проблем  учителя является  «поиск  средств  и  методов  развития  образовательных  компетенций  учащихся,  как  условие качественного  усвоения  программы».

Выпускнику  современной  школы,  вступающему  в  самостоятельную  жизнь  в  условиях  современного рынка труда  и  быстро  изменяющегося  информационного    пространства,  необходимо  быть  конкурентоспособным  работником.  Для  этого  он  должен  быть творческим,  самостоятельным,  ответственным,   уверенным  в  себе,  коммуникативным  человеком, способным  решать  проблемы,  как  личные,  так  и  коллектива.  Ему  должна  быть  присуща потребность к  познанию  нового,  умение  находить  и  отбирать  нужную  информацию.

Все  эти  качества  можно  успешно  формировать, используя  компетентностный  подход в  обучении,  что  является  одним  из  личностных  и  социальных  смыслов  образования.

У  учащегося  формируются  ключевые  компетенции – универсальная,  целостная  система  знаний,  умений,  навыков,  опыт  самостоятельной  деятельности  и  личной  ответственности.

Выделяют  следующие  виды  компетенций:  ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная,  информационная  и  коммуникативная.

Думаю,  одна  из  главных  ролей   должна  быть  отдана  именно  учебно-познавательной компетенции,  так  как  степень  ее  сформированности,  как  правило  определяет  качество  результата.  Она  включает  в  себя  элементы логической,  методической, общеучебной  деятельности,  соотнесенной  с  реальными  познаваемыми  объектами.

В  состав  учебно-познавательной компетенции  входят  умения:

  • Ставить  цель,  уметь  пояснить  ее,  организовать  ее  достижение;
  • Организовывать  планирование, анализ,  рефлексию,  самооценку  своей учебно-познавательной  деятельности;
  • Задавать  вопросы  к наблюдаемым  фактам,  отыскивать  причины  явлений,  обозначать  свое  понимание  или  непонимание  изучаемой  проблемы;
  • Ставить  познавательные  задачи  и  выдвигать гипотезы;  выбирать  условия  проведения  наблюдения  или  опыта;  выбирать  необходимые  приборы  и  оборудование,  владеть  измерительными  навыками,  работать  с  инструкциями;  использовать  методы  вероятностных  или  статистических  методов  познания, описывать  результаты,  формулировать  выводы;
  • Отчитываться  устно  и  письменно  о  результатах  своих  исследований с использованием  компьютерных  средств  и  технологий (графические  и  текстовые  редакторы,  презентации).

Обучающийся  овладевает  креативными  навыками продуктивной  деятельности:  добыванием  знаний  непосредственно  из  реальности,  владением  приемами  действий  в  нестандартных  ситуациях,  эвристическими  методами  решения  проблем. В  рамках  этой  компетенции  определяются требования  соответствующей  функциональной  грамотности:  умение  отличать  факты  от  домыслов,  владение  измерительными  навыками, использование   вероятностных,  статистических  и  иных  методов  познания.

Все  эти  умения и навыки  характерны  для  четвертого (наивысшего)  уровня самостоятельной  деятельности  учеников. А  достижение  этого  уровня подготовленности возможно лишь при наличии  познавательного  интереса  ученика к  объекту  изучения  и  к  тому,  что  его  окружает.

Необходимо отметить,  что  познавательный  интерес влияет  не  только на  процесс  и  результат  деятельности ученика,  но  и  на  формирование  личности ученика,  его  подготовку  и  адаптацию  в   современном  мире.

В своей методической  работе  для  формирования  познавательного  интереса  я  использую  такие  направления,  как:

  1. Использование исторических сведений,  высказываний.
  2. Создание проблемных  ситуаций.
  3. Применение  элементов  занимательности на  уроках.
  4. Применение  задач  практической  направленности.
  5. Нестандартные  уроки  и  мероприятия.

Первое  направление на  пути  формирования  познавательной компетентности заключается в  использовании  исторических  сведений  на  уроках  математики и  физики. Причем  оно  содержит  в  себе  не  только  познавательный,  но  и  воспитательный  потенциал,  которым  обладает  история  науки. Именно  при  помощи  истории  науки, которая методически правильно  включена  в содержание  урока,  можно  формировать  у  учеников представление  о  науке,  как  части  общечеловеческой культуры.

Заметим,  что  история  науки при  изучении  каждого  нового  раздела  и темы,  дает  возможность показать  школьникам,  что физика,  как  наука  об окружающем  мире  возникла  и  развивается  в  связи  с  потребностью  человека  познать  мир,  в  котором  он  живет,  а  математика,  как  наука  о пространственных  формах  и  количественных  отношениях  реального  мира – в связи с практической  деятельностью  человека.

Так в  уроки  зачастую  включаю  «исторические  минутки»: упомянув  на уроке  какой-нибудь  интересный факт  из  истории  физики  или  математики, предлагаю  ребятам самостоятельно  информацию  и  подготовить  доклад  об  этом  факте или  ученом.   Шестиклассники  при  изучении  математики  с  большим  интересом делают  доклады  по  темам: «Алгоритм Эвклида», «Число Пи», «Возникновение  знаков «+» и  «-» и т.д. На  уроках физики интерес  вызывают  доклады: «Гидравлический  парадокс», «Блез Паскаль»(7 класс),  «Аморфные тела», «Фотоаппарат», «Близорукость и дальнозоркость» (8  класс), «Майкл Фарадей – физик  почти  не  знавший  математику» (9 класс), «Путешествия  во  времени – миф  или  реальность?» (11 класс) и т.п.

Особый  интерес  вызывают  старинные  задачи. Их  поиск  по  заданной  теме и  донесение  до  класса  тоже  можно поручить  учащимся, предварительно приведя  пример  такой  задачи  на  уроке.

Второе  направление – создание  на  уроках  проблемных  ситуаций,  оказывающих  влияние  еще  и  на моделирование  умственных  процессов. Создание  проблемных  ситуаций,  суть  которых  сводится к  воспитанию и развитию  творческих  способностей учащихся, к обучению   их  системе  активных  умственных действий. Эта  активность  проявляется  в  том, что ученик, анализируя,  сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя   фактический  материал, сам  получает  из  него  новую  информацию.

При ознакомлении  учащихся  с  новым материалом, новые  понятия,  новые  знания  не  сообщаются  в готовом  виде. Учитель  побуждает  учащихся  к  сравнению, сопоставлению  и  противопоставлению  фактов, в результате  чего  возникает  поисковая  ситуация. Наряду с  проблемными  ситуациями целесообразно  применять  и  проблемные  задачи с  недостающими,  избыточными, противоречивыми  данными, с  заведомо  допущенными  ошибками.  Подать  ошибку  можно  по-разному, но наиболее  продуктивный  способ – «софистический»  или «парадоксальный». Так для  лучшего  запоминания  ошибку  нужно  не  только  осознать, но  и  «пережить», т.е. сопроводить  положительной  эмоцией.  

К этому  же  направлению  можно  отнести  выполнение некоторых  лабораторных  работ  по  физике.  Выполняя  работу, ребенок  решает  проблему,  сформулированную  в  цели этой  работы. Например, в  лабораторной  работе 8 класса «Измерение силы  тока  в  электрической  цепи», цель  можно  сформулировать  так: «выяснить, одинакова  ли  сила  тока  в  различных участках  электрической  цепи». Сформулированная  таким  образом  цель, создает проблемную  ситуацию и    побуждает к  исследованию.

Третье  направление – применение элементов  занимательности на  уроках. Занимательная задача – это  настоящая  задача,  только  с  неожиданным или,  как  принято  говорить, нестандартным решением. Такие  задачи  полезны  для развития   гибкости  ума,  выработки  навыков  нешаблонного  мышления, повышения  интереса  к  поиску  ответа и к  предмету  в  целом. Элементы  занимательности  оживляют  урок, вызывают  активную  деятельность  школьников,  стимулируют  мышление,  заставляют  более глубоко  и  осознанно  вникать  в  изучаемый  материал.

Четвертое  направление -  применение  задач  практической  направленности.  Обучающиеся  должны  хорошо  понимать,  что изучаемый  ими  материал  имеет  широкое  практическое  применение. Поэтому  очень  важно  предлагать  им «жизненные  задачи». Например, найти наиболее  выгодную  покупку  при  различных  ценах  и  скидках (задачи  на  проценты) или  начертить  план  комнаты,  участка,  используя  масштаб (в  математике 6  класса), или выбрать  автомобиль  с  наиболее экономичным  двигателем (КПД  теплового  двигателя – физика,8 класс). При  изучении  темы  «координатная  плоскость»  (алгебра 7 класс) ребята  с  интересом  выполняют  задания,  где  в  результате  построения  точек  по  заданным  координатам,  получаются  известные  созвездия. С  не  меньшим  интересом  они  выполняют домашнюю  самостоятельную  работу, где  им  предлагается задать  координаты  точек  так,  чтобы  при  их  последовательном  соединении, получилось изображение животного, птицы, дома, автомобиля и т.п.

Сюда же  можно  отнести  межпредметные  задачи. Например, на  математике в  6  классе  при  изучении  темы  «Длина  окружности»  можно предложить  самостоятельно   вычислить  длину  экватора Земли; в  7  классе  при  изучении  темы «Многочлены»,  можно  предложить  задачи  на  преобразование  реальных  физических  и  химических  формул,  задачи  на  концентрацию  смесей.  На  физике в при  изучении плотности  вещества (7 класс)  можно   включать  задачи  на  расчет  массы   химических  смесей,  по  известному  процентному  содержанию  в  них определенных веществ.

Решая  такие  задачи,  ребенок  видит  прикладную  направленность изучаемого  материала    в  быту  и  при   изучении  других  дисциплин.

Пятое  направление заключается в  проведении  нестандартных  уроков  и  мероприятий,  уроков-игр(«Счастливый  случай», «Брейн-ринг», «Урок – КВН»,  урок – викторина, урок – соревнование, урок – путешествие, урок – сказка и т.д.) На  уроках  политехнического  цикла,  игры – это  технология, позволяющая,  как  никакая  другая, развить  ключевые  компетенции  школьника 7 – 9  классов, готовя  его,  тем  самым,  к  серьезной  исследовательской  деятельности (работа  над  проектом)  и  обучению  в  профильной  школе.  Игры  ставят  ученика  в  условия поиска, пробуждают  интерес  к  победе,  а  отсюда – стремление  быть  быстрым,  собранным,  ловким,  находчивым,  уметь  четко  выполнять  задания, соблюдать  правила. Замечательный  результат  дают  зачетные  или  обобщающие  уроки  по  какой-либо  теме,  проведенные  в  форме  игры. В  играх  можно  сочетать элементы  самостоятельной  индивидуальной работы  и  работы в  группах,  можно подбирать  задания  в  соответствии  с  уровнем  подготовленности  ученика  и  создавать  ситуацию  успеха  для каждого  ребенка. В  них  отлично  формируются нравственные  качества  личности. Например, в  виде  урока-сказки  можно  провести обобщающий  урок  по  теме  «Пропорции  и  проценты» или  зачетный  урок  по  физике 7 класса «Суд  над  инерцией» (см. приложения), зачетный  урок-соревнование «Внутренняя  энергия»  по физике в  8  класс  и т.п.  Конечно,  такие  уроки  требуют  особой  подготовки и  оформления,  но  результат,  как  правило,  оправдывает  средства  и  превосходит  ожидания.

С  применением  в  обучении вышеуказанных  направлений,  включая  в  них  элементы  самостоятельной  деятельности,   групповой  и  индивидуальной,  для  большинства  школьников физика  и  математика  перестают  быть  «страшными»  предметами,  на  новый  уровень  выходит  познавательный  интерес,  слова «самостоятельная  работа» у  детей  возникают  не  паника  и  страх,  а  заинтересованность. На  новый  уровень  выходит  общий  уровень  обученности  и  образования  обучающегося  в  целом.

Важно  в  процессе  обучения  поощрять и  подкреплять  даже  малейшие  достижения  ученика,  сравнивая  их  не  с  результатами  других  учеников,  а  с   его же   собственными, построенными  на  собственных  успехах  и  неудачах. Результатом подобной  стратегии  обучения  является  возрастание  привлекательности  успеха,  уверенности  в  своих  силах,  и  как  результат – повышенный  интерес к  изучению  и  оптимальная  мотивация  к  выполнению различного  рода самостоятельных  работ  по  предмету  на  уроках  и  вне  его.

                                                                        Коробицына Е.Л.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета

Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с ...

Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.

Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....

Нестандартный урок как способ повышения интереса к предмету

Эта статья отображает мое мнение о проведении нестандартных уроков в работе учителя...

Статья "Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике"

 Деятельностный подход в методике обучения математике является ведущей идеей, одной из составляющих ее методологии. Изначальным стимулом развития математического знания, как известно,...

Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"

Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"...

Создание детского путеводителя по Санкт-Петербургу как способ повышения интереса учащихся к изучению родного города

Создание детского путеводителя по  Санкт-Петербургу как способ повышения интереса учащихся к изучению родного города...