Тема самообразования
статья
Функциональная грамотность.
Жизнь в современном мире требует от людей не только наличие профессионализма, образованности, воспитанности, но ещё и умения выживать в экстремальных ситуациях. Требует умения получать жизненно важные знания из огромного потока информации, то есть, требует необходимость формирования функциональной грамотности у населения, а в первую очередь у школьников. И именно формирование функциональной грамотности лежит в основе современного образования.
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях определяет его приспособленность в условиях современного мира инноваций. Поэтому деятельность, направленная на развитие у учащихся способности переноса, являющегося показателем сформированности функциональной грамотности, должна быть системной и целенаправленной.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В связи с этим формирование функциональной грамотности должно начинаться уже в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 177.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию учителя биологии
Островской Елены Ивановны
Функциональная грамотность.
Жизнь в современном мире требует от людей не только наличие профессионализма, образованности, воспитанности, но ещё и умения выживать в экстремальных ситуациях. Требует умения получать жизненно важные знания из огромного потока информации, то есть, требует необходимость формирования функциональной грамотности у населения, а в первую очередь у школьников. И именно формирование функциональной грамотности лежит в основе современного образования.
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях определяет его приспособленность в условиях современного мира инноваций. Поэтому деятельность, направленная на развитие у учащихся способности переноса, являющегося показателем сформированности функциональной грамотности, должна быть системной и целенаправленной.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В связи с этим формирование функциональной грамотности должно начинаться уже в начальной школе.
Структура функциональной грамотности.
Грамотность.
Грамотность включает в себя понимание, оценку и использование текста для достижения конкретных целей, развития собственного потенциала и пополнения знаний.
Читательская грамотность.
Читательская грамотность (схема 1) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
При изучении биологии грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте. Для формирования навыков анализа текстовой информации.
Схема 1. Структура грамотности чтения
Математическая грамотность.
Математическая грамотность (схема 2) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
При изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее.
Схема 2. Структура математической грамотности.
Естественнонаучная грамотность.
Естественнонаучная грамотность (схема 3) – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Схема 3. Естественнонаучная грамотность.
Формирование функциональной естественнонаучной грамотности на уроках биологии.
Формирование функциональной естественнонаучной грамотности заключается не только в прочных теоретических знаниях основ биологии, но хорошо сформированных практических навыках.
Чтобы достигнуть поставленную перед собой цель, я вношу в каждый урок своеобразие. Чередуя методы и приёмы проведения уроков, уроки биологии становятся интересными. Применение лабораторного и электронного ( компьютер, интерактивная доска) оборудования даёт возможность увидеть учащимся те процессы, которые невозможно провести в школе. Очень важно вовремя заметить качественные изменения в ребенке и помочь найти себя, раскрыться. Именно в этом и заключается мое педагогическое кредо.
Возможность раскрыть себя, свои способности и возможности, учащиеся получают при самостоятельной учебной деятельности. Выполняя лабораторные и практические работы, учащиеся учатся применять свои теоретические знания на практике, а это поможет им при решении различных жизненных ситуаций.
Научно-исследовательская деятельность даёт возможность обучающимся получить более глубокие научные знания об изучаемом веществе или явлении, а также способствует повышению мотивации к учению..
Чтобы сделать свои уроки плодотворными, я должна повышать уровень своих знаний, то есть непрерывно заниматься самообразованием.
Изучив особенности инновационных коммуникативных технологий, я стала их апробировать на уроках биологии, а замена иллюстраций различных биологических процессов на флеш-анимации и видеоролики, повысила интерес учащихся к предмету.
Используя на уроках презентации и флипчарты, убедилась в эффективности флипчартов, так как технологические особенности флипчартов дают возможность сделать уроки разнообразными и интересными. В связи с этим, у учащихся повышается мотивация к учению и интерес к предмету.
Для эффективности проведения лабораторных и практических работ составлены карточки-инструкции, которые не только позволяют более точно провести эксперимент, но и уменьшают временные затраты на описание эксперимента.
Для демонстрации биологических процессов на уроках биологии использую видеоопыты, имеющиеся в электронных ресурсах.
В наше время - время информационных технологий - бывает очень сложно уловить ту или иную информацию, а детям особенно. Учащиеся не в состоянии принять и переработать тот поток информации, который они получают в школе, Интернете; в связи с этим, традиционное преподавание уже не эффективно.
Поэтому в своей работе я ставлю несколько целей:
- пробудить интерес у учащихся не только к предмету, но и к изучаемой теме;
- активизировать учащихся на уроках биологии в приобретении знаний собственными силами;
- научить детей составлять план работы, приводить его в действие, логически выстраивать цепь добытых ими знаний, дискуссировать, высказывать свою точку зрения, отстаивать и защищать ее, составлять вопросы и уметь на них отвечать;
- главная цель – это развить личность ребенка, придать ему уверенность и поднять его самооценку, а значит, и уверенность в будущем.
При проведении уроков я использую активные методы обучения.
Работа в парах и группах имеет свои достоинства:
во-первых, учащиеся обучаются сообща, учатся коммуникативному взаимодействию, обучаются обучая других;
во-вторых, работая в группе, каждый учащийся может находится в своей зоне ближайшего развития, а учащиеся с более высокой степенью обучености, а так же учитель могут организовать им «подмостки», что бы их ЗБР расширилась.
Чтобы приучить детей к самостоятельности, умению логически мыслить, устанавливать взаимосвязь между изучаемыми темами, я использую различные методы и приёмы, требующие наблюдения, в связи с этим я даю учащимся задания на дом предусматривающие:
-проведение домашнего эксперимента,
-работу в Интернет-пространстве,
-работу с дополнительной литературой (СМИ, учебная и справочная литература). Проведение домашнего эксперимента также влечёт за собой необходимость поиска дополнительного источника знаний, а, следовательно, активизирует познавательную деятельность, развивает интерес и в результате приведёт к повышению качества знаний.
Такие задания способствуют повышению мотивации, развитию навыков анализа, воспитанию ответственности, самостоятельности. Такие задания вовлекают в работу учащихся разной степени обучености, что важно при работе со слабоуспевающими учениками.
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся с дополнительными источниками информации, а так же практические, лабораторные работы и домашний эксперимент способствуют формированию естественнонаучной грамотности, так как развивают у обучающихся мыслительные процессы, направленные на анализ выполняемой работы : пригодится ли это в жизни? Отвечая на поставленные перед собой вопросы, учащиеся отбирают необходимую для себя информацию, используя её в будущем для решения жизненных ситуаций (защита металлической поверхности от коррозии, приготовление растворов заданной концентрации, разбавление растворов, оказание Первой медицинской помощи при химических ожогах кислотами и щелочами и т.п.).
Развитию функциональной естественнонаучной грамотности также способствуют и внеклассные мероприятия: викторины, интеллектуальные игры, КВН, литературно-музыкальные композиции, предметные недели. В отличие от обычного урока, на внеклассных мероприятиях масштаб использования дополнительного материала огромен. Заинтересовав учащихся информацией, можно привлечь его и к участию, дав ему возможность раскрыть себя, проявить свои творческие способности. Ведь многие учащиеся, не умея воспроизвести материал в словесной форме, могут свои знания проиллюстрировать, или проявить иным способом (танец, песня, ролевая игра).
Проведение внеклассных мероприятий вовлекает в КТД слабоуспевающих учеников. Принимая участие в таких мероприятиях, они учатся говорить, высказывать своё мнение, работать сообща, что положительно мотивирует их к учению.
Формируя естественнонаучную функциональную грамотность у одарённых и сильных учащихся, я привлекаю учащихся к участию в дистанционных олимпиадах разного уровня, к участию в предметных олимпиадах, научной деятельности.
Чтобы учебный процесс был результативным, учителю не достаточно иметь глубокие знания по предмету. Не обходимо также и соответствующее методическое и дидактическое обеспечение. Современное оснащение кабинета предусматривает наличие не только иллюстративного материала, карточек, тестов, но и использование информационно-коммуникативной информации. Презентации, видеофильмы, флеш-анимации, видеоозаписи - способствуют провести урок согласно современным требованиям. В кабинете имеются необходимые методические пособия, дидактический материал, учебная и справочная литература, коллекции по химии, реактивы, лабораторная посуда и другое лабораторное оборудование. Имеются электронные учебные программы, презентации и флипчарты к урокам.
В кабинете имеется Уголок техники безопасности и Журнал по технике безопасности. Кроме этого, в карточках-инструкциях к выполнению лабораторных и практических работ так же содержаться правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении конкретной работы.
Так как естественнонаучная грамотность тесно связаны с грамотностью чтения, на своих уроках я использую активный раздаточный материал, а также различные задачи экологического содержания. Для решения задач экологического содержания необходимо, чтобы у учащихся была сформирована математическая грамотность, поэтому, разрабатывая задачи с экологическим содержанием я консультируюсь с учителями математики, выявляя, какими математическими навыками обладают учащиеся разной степени обученности.
Используя различные методы и приёмы на своих уроках, я не только формирую функциональную естественнонаучную грамотность у учащихся, но и стремлюсь мотивировать их к учебному процессу, активируя их познавательную деятельность. Разнообразные формы проведения уроков делают процесс обучения для учащихся не только интересным, но и познавательным, что положительно влияет на динамику качества знаний по предмету.
Результат деятельности педагога виден не сразу. Уровень обученности учеников прослеживается в течении нескольких лет. Качество знаний учащихся так же зависит от степени обученности учащихся.
Чтобы иметь возможность поделиться опытом работы с коллегами, ежегодно я провожу открытые уроки, предметные недели, внеклассные мероприятия по предмету.
Проводя открытые уроки, я не только использую активные формы обучения, что повышает у учащихся мотивацию к учению, развивает самостоятельность и ответственность, развивает познавательный интерес. Регулярно применяю ИКТ, провожу демонстративные опыты, а так же провожу лабораторные и практические работы, развивая у учащихся практические навыки. Разнообразие методов проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий делает их интересными, запоминающимися, что также способствует активизации познавательного интереса к предмету.
Обмениваясь опытом с коллегами, работаю на образовательных сайтах: «Педразвитие», «Инфоурок», «Я-учитель», «nsportal.ru».
Так как образование не стоит на месте, а ежегодно происходят какие-то изменения, появляются новые инновационные технологии, меняются учебные программы, необходимо стремиться к повышению своего образования. С этой целью я периодически прохожу различные курсы переподготовки и повышения квалификации учителей.
Программа профессионального развития
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
- Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности
- Учебные занятия
- Портфолио
- Творческий отчет
- Представление результатов педагогической деятельности
- Мастер-классы
- Творческая мастерская
- Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
- Профессиональные конкурсы
Самоооценки учебного занятия
- Оценка содержания учебного материала.
- Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
- Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
- Оценка целей и результатов проведенного занятия.
- Оценка содержания учебного материала на уроке: научность, доступность изучаемого учебного материала; актуальность материала и его связь с жизнью; степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации; оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
- Рабочие программы по учебным предметам, спецкурсам.
- Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
- Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
- Программно-методическое обеспечение.
- Модель технологии обучения, описание методической системы.
- Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, конкурсных форм и т.д.
План самообразования
Задачи:
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ
- формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей ;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Творческое сотрудничество по теме самообразования: учителя МО предметов , биологии и
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации к учению, формирование ключевых компетенций и творческого потенциала обучающихся.
Направление и формы работы | Сроки реализации |
13. Использование в практической деятельности здоровьесберегающих технологий 14. Использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций, интерактивной доски 15. Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности 16. Повышение общего уровня культуры, расширение Кругозора. | систематически в течение года
в течение года в течение года систематически по приглашению в течение года в течение года на предметной неделе, в течение года, систематически |
Участие в экспертных комиссиях, экспертных советах
Наименование и функции комиссии | Уровень | Сроки участия |
Участие в проведении ВПР 2019 в качестве эксперта | всероссийский | с 2019 года |
Член районной комиссии по проверке олимпиадных работ учащихся по биологии | муниципальный | с 2015 года |
Эксперт предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий школьного этапа | муниципальный | С 2017 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-472282-1408955089.jpg)
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-579100-1484119045.jpg)
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130580-1553600018.jpg)
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-889026-1486210335.jpg)
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-1366791-1640621804.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...