Рабочая программа.«Азбука добра»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:
-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;
-усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.
Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.
Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Об этом свидетельствует поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009–2011 годах стало одним из важных моментов в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования. Процессу воспитанию уделяется большое внимание в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Содержание ФГОС направлено формирование российской идентичности, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.
Данная программа позволяет познакомить детей с православными традициями в рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Все эти проблемы и привели к разработке программы «Азбука добра»», которая рассчитана на 1 год обучения.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.
В соответствии с этим целью данной программы является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности школьника на примере приобщение их к культуре родного народа.
В ходе ее достижения решаются задачи:
-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;
-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.
В соответствии со спецификой программы задачи программы конкретизированы.
Задачи духовно-нравственного образования:
-дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
-развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
-формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Задачи эстетического образования:
-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;
-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;
-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.
Программа творческого объединения «Азбука добра » составлена на основе ФГОС основного и общего образования.
Деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:
– духовно-нравственное;
– научно-познавательное;
– художественно-эстетическое;
– общественно-полезная деятельность;
- проектно-исследовательская деятельность.
Виды деятельности:
– игровая;
– познавательная;
– проблемно-ценностное общение;
– досугово-развлекательная (досуговое общение);
– художественное творчество;
– краеведческая.
Формы деятельности:
– сюжетно-ролевые игры;
– лекции-беседы;
– праздники, фестивали;
– творческие мастерские,
– викторина;
– устный журнал;
– слайд-презентация;
– чтение жития святых.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
- ожидаемые результаты:
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
- развитие умения объяснять и обосновывать с точки зрения православной культуры, какие поступки считаются хорошими и плохими;
- развитие умения определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Содержание программы «Азбука добра» позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире.
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.
Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.
Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Программа «Азбука добра» включает в себя 34 занятия, по 1 занятию в неделю, рассчитана на 1 год (6 класс) обучения. На занятиях присутствует группа учащихся15 человек.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам при подготовке материала к оформлению православного уголка. Обучающиеся готовят сообщения для выступления на занятиях курса.
Занятия должны быть эмоциональными, соответствующими возрастным особенностям детей, включать в себя элементы самостоятельной работы с источником информации. Необходимо представлять материал наглядно и использовать электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Азбука добра» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура».
На протяжении обучения дети знакомятся с основными православными понятиями и традициями.
Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностной направленности.
Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
Формой итогового контроля является коллективный творческий отчет.
Реализация программы рассчитана на 1 года обучения в основной школе.
В программе 1 обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.
Тематическое планирование
Тема занятия | Задачи занятия | Понятия | Вид деятельности | ||
1 | Вводное занятие. Красота православия. | 1 | -развитие умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое | Символ веры Ангел Добро и зло | Рисунок «Красота Божьего мира» |
2 | Ангел Хранитель. Мир видимый и невидимый. | 1 | -развитие умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое | Символ веры Ангел Добро и зло | Сувенир «Ангел-хранитель». |
3 | Праздник –Рождество Пресвятой Богородицы | 1 | -осмысление понятий прощение, злоба, гордость, непослушание | грех | Рисунки «Печаль», «Радость» |
4 | Воздвижение креста Господня | 1 | - связь между понятиями «красивое- доброе- послушание» | Милосердие любовь | Творческая работа (плоскостная лепка» «Крест Господня» |
5 | Сотворение мира и человека. | 1 | -связь между понятиями «красивое- доброе- послушание» | Бог Божье Слово Адам Ева | Поделка «Карусель творения» |
6 | Бог. Святая Троица. | -связь между понятиями «красивое- доброе- послушание» | Пречистая Дева | Аппликации «Благовещение» | |
7 | Святой преподобный Сергий Радонежский | 1 | -знание о нормах поведения (введение заповеди «Не убий») | благочестие, красота, грех, печаль, смерть | Поделка «Объемная радуга» |
8 | Покров Пресвятой Богородицы | 1 | -систематизировать приобретенные знания и умения детей | Покров Богородица | Коллективная творческая работа «Здравствуй, Покров-батюшка!» |
9 | Жизнь первых людей в раю. | - умения давать нравственную оценку поступкам человека; | Бог Божье Слово Адам Ева | Панно «Райский сад» | |
10 | Потоп. | - формирование у детей навыков послушания старшим, и Слову Божьему, норм хорошего поведения. | Потоп Ковчег Ной | Поделка «Ноев ковчег» | |
11 | Вавилонская башня. | - показать на примере этой библейской истории, что хвастовство – плохое качество человека. | Гордость Хваставство | Рисование на тему «Вавилонская башня» | |
12 | Праздник Рождества Христова. | -духовно-нравственное воспитание | Вифлеем Сын Божий Спаситель | Поделка «Мой рождественский венок». | |
13 | Сын Божий. Радость и спасение. | -духовно-нравственное воспитание | Сын Божий Спаситель | Коллективная поделка «Рождественский вертеп». | |
14 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | - духовно-нравственные основы личности | Богородица | Рисунок зимнего пейзажа «Введение пришло — зиму привело» | |
16 | Зимние радости. Святки. | -взаимосвязь между понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение. | Святочные дни колядки | Разучивание народных святочных игр. Заучивание колядок. | |
17 | Крещение. Радость праздника. | -взаимосвязь между понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение. | Иоанн Предтеча Крест-символ спасения | Изящный голубь в технике оригами –Крещенский символ | |
18 | Святитель Николай Чудотворец. | - духовно-нравственные традиции русского народа на примере дня Святого Николая. | Житие Чудотворец | Легенда о золотых яблочках. Аппликация «Новогодняя елочная игрушка» | |
19 | Святой Георгий-покровитель православной Руси, Москвы и русского воинства. | - приобрести новые знания об истории Отечества через изучение истории Христианства. | Москва Московское государство символика | Творческая работа Торцевание -символика России | |
20 | Георгий Победоносец | 1 | - развитие духовно – православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга. | Святой Мужество воин | Коллективная работа –аппликация из пластилина «Богатыри» |
21 | Праздник Дня Защитника Отечества. | 1 | -разработка духовно-нравственных понятий: защитник, слава, православие. | Отечество Честь мужество | Выставка «День Защитника Отечества» |
22 | Великий пост. | - развитие жизненного опыта в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями. | Воскресение Спаситель Великий пост | Рисунок «Рыбы в море Галилейском» | |
23 | Радости масленицы. Прощеное воскресенье. | 1 | -прививать любовь к народному творчеству, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре; | Душа доброго человека Масленица Народные праздники | Игрушка «Кукла -Масленица» |
24 | Сретение господне. | -приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры | сретение | Рисунок-аппликация «Птенцы голубиные» | |
25 | Синайское откровение. | духовно-нравственное развитие и воспитание | Заповеди Божии, ковчег, неопалимая Купина, Синай. | Рисунок «Гора Синай» | |
26 | Пророк Иона во чреве кита. | -духовно-нравственное развитие и воспитание | Пророк Молитва Раскаянье | Поделка «Кит» | |
27 | 5 заповедей. | -духовно-нравственное развитие и воспитание | Заповеди Притча о вражде Закон Божий | Обсуждение притчи о вражде | |
28 | Благовещение. | -духовно-нравственное воспитание | Литература искусство | Рисунок-аппликация «Отпускание птиц» | |
29 | Светлое Христово Воскресение. | -знание Священной истории, благая весть о спасении людей; | Голгофа Пасхальная неделя | Рисование на тему «Пасха красная» | |
30 | Житие святых. Праздник Дня Победы. | - сопоставление радости-радуги и радоницы - памяти о предках; -соединение понятия «красиво» с нравственно-положительной характеристикой «память». | Радоница Душа Добро Память святость | Рисунки детей Дела добра и милосердия | |
31 | Заповеди. Родословие моей семьи. | -дать детям представление о христианском понимании семьи. | Скрижали Моисей Заповеди Божьи | Родословное дерево семьи | |
32 | Красота и радость в иконах. | -духовно-нравственное развитие и воспитание | Иконописцы акафист, радость, собор Образ Божий, царствие Небесное, всемилостивый, благодать. | Икона из открытки своими руками | |
33 | Дом Божий- храм. | -содержательное обобщение поведение в храме | Икона Храм Кадило литургия | Аппликация из круп «Храм» | |
34 | Обобщающий урок. | -духовно-нравственное воспитание | Душа доброго человека | Коллективная творческая работа |
Список литературы
- Библейские сказания. Эксмо: М.: 2011.
- Верниковская Л.Ф. Уроки для воскресной школы. Современная школа, М.: 2007.
- Детская православная хрестоматия. М.: Астрель , 2012.
- Дьякова Е.А. Перед праздником: Рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. М.: ЦГО, 1996.
- Книжка-конструктор «Эдемский сад» www.biblefamily.ru
- Шевченко Л.Л. Православная культура. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
1 | ТБ. Вводное занятие. Красота православия. | ||
2 | Ангел Хранитель. Мир видимый и невидимый. | ||
3 | Праздник –Рождество Пресвятой Богородицы | ||
4 | Воздвижение Креста Господня | ||
5 | Сотворение мира и человека. | ||
6 | Покров Пресвятой Богородицы. | ||
7 | Святой преподобный Сергий Радонежский | ||
8 | Бог. Святая Троица. | ||
9 | Жизнь первых людей в раю. | ||
10 | Потоп. | ||
11 | Пророк Иона во чреве кита. | ||
12 | Праздник Рождества Христова. | ||
13 | Сын Божий. Радость и спасение. | ||
14 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | ||
15 | Праздник Рождества. | ||
16 | Святитель Николай Чудотворец. | ||
17 | Зимние радости. Святки. | ||
18 | Крещение. Радость праздника. | ||
19 | Святой Георгий-покровитель православной Руси, Москвы и русского воинства. | ||
20 | Праздник Дня Защитника Отечества. | ||
21 | Великий пост. | ||
22 | Радости масленицы. Прощеное воскресенье. | ||
23 | Сретение господне. | ||
24 | Синайское откровение. | ||
25 | Вавилонская башня. | ||
26 | 5 заповедей. | ||
27 | Крест Господень. | ||
28 | Благовещение. | ||
29 | Светлое Христово Воскресение. | ||
30 | Житие святых. Праздник Дня Победы. | ||
31 | Заповеди. Родословие моей семьи. | ||
32 | Красота и радость в иконах. | ||
33 | Дом Божий- храм. | ||
34 | Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Азбука земли" ( кружок для 9-10 кл.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО...
рабочая программа "Азбука вежливости"
цель данной рабочей программы, конспект занятий по данной теме, а так же рекомдации для родителей...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - для 5 класса...
Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....
Рабочая программа "Азбука профориентации"
Документ содержит рабочую программу "Азбука профориентации"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Программа кружка по «Азбука здоровья» рассчитана на школьников в возрасте от семи до одиннадцати лет.Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Содержание кружка ...
Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)
Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)...