Нравственно-патриотический проект «Славный город наш, Смоленск»
материал
Ребенка дошкольного возраста необходимо знакомить с историей, культурой родного города.Только так можно воспитать патриота своей страны и соей малой Родины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедический долгосрочный проект | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Ивушка» города Смоленска
Нравственно-патриотический проект
«Славный город наш, Смоленск»
Автор проекта:
Учитель-логопед: Шалагинова
Елена Валентиновна
Нравственно-патриотический проект
«Славный город наш, Смоленск»
Смоленск
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Для каждого из нас любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, к месту, где родился. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, именно в этот период детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях в окружающей жизни, а также дети учатся самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Даже повзрослев, увидев похожий уголок природы, мы невольно вспоминаем родные места, где прошло наше детство. Именно эти воспоминания и есть след нашего первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, накопленных многими поколениями, формирование на их основе знаний и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма считается ознакомление детей с родным краем. Мы должны научить ребенка чувствовать Родину душой, красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас с детства. Хочется отметить, что это задача не только педагогов, но и родителей. Все, что нас окружает, культура, быт, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души. Мы должны осознать, что патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.
Паспорт проекта.
Вид проекта. Долгосрочный (январь – май).
Участники проекта. Воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность темы.
Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Трудно сформировать свое отношение к малой Родине, не зная ее истории. Во время просматривания альбомов, книг, иллюстраций, фотографий о городе, у детей возникло много вопросов. И чтобы найти на них ответы, мы решили, что в преддверии празднования дня города Смоленска нам хочется больше узнать о нашем родном городе.
Цель проекта.
Формировать чувство патриотизма: любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине, основанном на ознакомлении дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Дать детям знания о родном городе Смоленске, его истории, развивать познавательные и творческие способности.
Задачи проекта.
- Образовательные.
- Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением;
- сформировать представления о понятиях «город», «район», «улица», «дом», «достопримечательности»;
- формировать и активизировать у детей эстетическое видение красоты окружающего мира в разнообразных ситуациях.
- Развивающие.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу;
- развивать желание участвовать в коллективной деятельности;
- развивать положительную самооценку, уверенность в себе, стремление к новым достижениям;
- развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах.
- Воспитательные.
- Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, внимательное отношение к родному городу, его красоте;
- воспитывать у детей чувство гордости, восхищения красотой родного города.
Методы патриотического воспитания.
Содержание плана работы с детьми по реализации проекта предусматривает использование педагогами разных методов:
- Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о Смоленске).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы о Родине, использование фольклорных материалов).
- Практические (дидактические игры, выставки, викторины).
Ожидаемый результат.
- Дети познакомятся с достопримечательностями, улицами города и их историей;
могут ориентироваться в городе.
- Сформированность нравственно-патриотических чувств детей.
- Проявят умение рассказывать о своем доме, улице, памятниках с помощью наглядного материала.
- Развиты познавательные способности, чувство гордости за свой город, желание узнать что-то новое о нем.
- Эмоциональное восприятие окружающего и социальной действительности.
- Интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, уважение и любовь к родной земле.
- Применение полученных знаний в досуговой, продуктивной, игровой деятельности, в добрых делах и поступках на благо Родины (родного края).
- Удовлетворение потребности ребёнка в познаний родного края.
Продукт проектной деятельности:
- Квест-игра «Смоленск – город на семи холмах».
План реализации проекта «Смоленск – город на семи холмах»
Выявить уровень знаний детей о городе, в котором они живут.
Познакомить с картой города, показать улицы, научить ориентироваться по карте.
Развивать творческие способности, формировать композиционные умения, воспитывать эстетическое восприятие красоты окружающего мира.
Закрепить знание основных улиц города и умение ориентироваться по карте, закрепить знание детьми названия своей улицы.
Развивать умение ориентироваться в пространстве и на карте, закрепить знания своего адреса и путь домой.
Привлечь родителей к участию в фотовыставке, развивать эстетическое восприятие красоты.
- Диагностика.
- Рассматривание карты города.
- Продуктивная деятельность. Рисование «Улицы Смоленска»
- Оформление папки «Улицы родного города»
- Д/и. «Найди дорогу домой»
- Фотовыставка « Зима в Смоленске»
Февраль
«Смоленская крепостная стена»
- Знакомство с историей создания крепостной стены.
- Продолжить знакомить с историей создания нашего города, развивать речь и мышление детей, воспитывать чувство гордости за малую родину.
- Развивать творческие способности детей,
помогать в создании коллективной работы, воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Закрепить полученные знания детей, развивать память и мышление.
- Просмотр презентации о возникновении города.
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Крепость: щитом и мечом».
- Продуктивная деятельность. Совместное изготовление макета крепостной стены.
- Оформление альбома «Смоленская крепостная стена»
Март
«Герб нашего города»
- Познакомить с гербом родного города.
- Продолжать формировать умение работать командой, распределять обязанности, договариваться для достижения хорошего результата в работе.
- Совместная работа детей и родителей группы. Побуждать родителей принимать активное участие в проектной деятельности группы, воспитывать интерес к совместному творчеству.
- Закрепить полученные знания по теме.
- Развивать творческие способности детей,
- Герб нашего города.
- Пластилинография. «Герб Смоленска»
- Выставка творческих работ «Генеалогическое дерево моей семьи».
- Оформление папки «Герб нашего города».
- Продуктивная деятельность. Рисование «Герб Смоленска».
Апрель
«Весна в Смоленске. С праздником, любимый город!!!»
- Познакомить детей с музеем нашего города, закрепить правила поведения в общественных местах. Формировать умение внимательно слушать рассказ работника музея.
- Закрепить знание детьми достопримечательностей города, учить подбирать пару к картинке.
- Развивать творческие способности детей средствами аппликативной деятельности, закрепить умение работать ножницами, соблюдая технику безопасности.
- Обобщить знания по теме, развивать умение работать с картой и находить на ней указание достопримечательностей города.
- Познакомить детей с историческими названиями улиц, рассказать о людях в чью честь их так именовали.
- Привлечь родителей к участию в фотовыставке, посредством фотографии передать красоту города весной.
- Виртуальная экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
- Дидактическая игра «Найди пару».
- Продуктивная деятельность. Аппликация «Котелок»
- Оформление альбома «Достопримечательности родного города».
- Беседа обсуждение на тему «Знаменитые улицы родного города».
- Фотовыставка «Весна в Смоленске. С праздником, любимый город!!!»
Май
«Я знаю свой город!»
- Совершенствовать знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства гордости и уважения к городу воинской славы.
- Актуализация знаний о родном городе, обобщение всех знаний полученных в период изучения.
- Мини-экскурсия «Я знаю свой город!»
- Квест-игра «Смоленск – город на семи холмах».
Используемая литература:
1. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005.
2. Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
3.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
4. Будаев Д.И. Смоленск: краткая энциклопедия / редкол.: Д.И. Будаев (гл. ред.), В.В. Ильин, В.Б. Козлов, Я.Р. Кошелев, Г.С. Меркин (отв. ред.)
[и др.]. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.
5.Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
3.Ластовский Г.А История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца 18 века/ Г. А. Ластовский. - Смоленск 2007.
4. Яковлев С.М. Смоляне в искусстве /С. М. Яковлев. "Московский рабочий",1968.
5. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалёва. – М.: Аркти, 2005.
6. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
7.Махалева Н.Е. Расскажу о городе своём. – М., 2009.
8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с
9. Мишин А. Сказки Смоленского края : [Для детей] / Сост. А. Мишин; Худож. Н. Игнатенкова, В. Ляшенко. – Смоленск: Смядынь, 1991. - 175 с. : ил.; 22
10. Поэты земли Смоленской : Маленькая антология / Комитет по образованию администрации Смол. обл.; Сост. В. С. Баевский и Л. В. Павлова. - Смоленск : Ком. по образованию, 2001. - 205, [2] с.; 22 см.; ISBN 5-900238-73-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».
Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.Задачи: актуализировать и активизировать сл...
«Нравственно патриотическое воспитание подростков в семье через знакомство с родным городом»
Разработка родительского собрания в 8 классе по проблеме патриотического воспитания подростков...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Память в сердцах"
Название муниципального единичного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию (далее Проект): «Память в сердцах».Объем Проекта 29 страниц, он содержит 5 таблиц, 4 диаграммы, 36 источников литер...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Россия- Родина моя!"
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, родной стране, приобщение детей к традициям русского народа и обычаям....
Проект урока по изобразительному искусству в 6 классах по теме: «Морской пейзаж. Образ водной стихии в искусстве», учителя МБОУ «Средняя школа № 2», города Гагарин, Смоленской области, Марковой О.А.
Конспект урока создан в рамках внедрения проектной технологии в систему обучения. Основной задачей обучающихся является создание проекта морского пейзажа в технике живопись.Цель: Познакоми...
«Расширение нравственно-патриотических компетенции воспитанников дошкольного возраста, как основополагающего фактора в личностном развитии подрастающего поколения с разными образовательными потребностями через реализацию проекта "Мой город-мой интерактив
Цель проекта: организовать систему личностного роста воспитанников МАДОУ №1 «Загадка» в трудовой, физической, умственной и нравственной-патриотической деятель...