Рабочая программа кружка ЮИД «Добрая дорога»
рабочая программа (6 класс)

Особое значение в решении проблемы безопасности дорожного движения имеет формирование у детей умения правильно оценивать дорожную обстановку и соблюдать ПДД. Безопасность человека на улицах и дорогах города зависит от него самого, уровня его подготовленности как участника движения, дисциплинированности и культуры поведении на дороге. В условиях функционирующей среды одних теоретических знаний правил дорожного движения оказывается недостаточно. Необходимы специальные знания, умения, навыки. Формы безопасного поведения, ставшие для детей привычными нормами, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, в данном случае в дорожных ситуациях, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия.

Целенаправленное и систематическое изучение правил дорожного движения способствует воспитанию у ребенка сознательного чувства ответственности за свое поведение на улицах, дорогах, транспорте.

Цель программы: Сформировать у учащихся устойчивые знания по правилам дорожного движения и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, а также привлечь детей к организации пропаганды соблюдения правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yuid_dobraya_doroga.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12  города Новоалтайска Алтайского края»

Утверждаю:

Директор школы

___________________

А.Г. Прокопец

Приказ №            от

Принята

на Научно – методическом совете

__________________________

Н.Л. Степанова

Протокол №              от

Рабочая программа кружка

 ЮИД «Добрая дорога»

2019 – 2020 учебный год

Составитель:

   Гладышева Светлана Васильевна,

 учитель технологии

г. Новоалтайск

2019 год

 Пояснительная записка

В настоящее время в связи с увеличившимся транспортным потоком на дорогах, всё возрастающей скоростью движения, проблема предупреждения дорожно-транспортного детского травматизма становится всё более актуальной. Современная ситуация на дорогах и улицах характеризуется большим количеством нарушений Правил дорожного движения. Согласно официальной статистике ГИБДД России, ежегодно в ДТП в общей сложности погибают более восьми тысяч человек. Каждое 13 дорожно-транспортное происшествие происходит с участием несовершеннолетних. По данным ГИБДД города Новоалтайска в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно страдают около 100 детей.

Особое значение в решении проблемы безопасности дорожного движения имеет формирование у детей умения правильно оценивать дорожную обстановку и соблюдать ПДД. Безопасность человека на улицах и дорогах города зависит от него самого, уровня его подготовленности как участника движения, дисциплинированности и культуры поведении на дороге. В условиях функционирующей среды одних теоретических знаний правил дорожного движения оказывается недостаточно. Необходимы специальные знания, умения, навыки. Формы безопасного поведения, ставшие для детей привычными нормами, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, в данном случае в дорожных ситуациях, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия.

Целенаправленное и систематическое изучение правил дорожного движения способствует воспитанию у ребенка сознательного чувства ответственности за свое поведение на улицах, дорогах, транспорте.

Цель программы: Сформировать у учащихся устойчивые знания по правилам дорожного движения и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, а также привлечь детей к организации пропаганды соблюдения правил дорожного движения.

Задачи:

Обучающие:

  • повысить уровень знаний, обучающихся по безопасности дорожного движения;
  • способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах;
  • способствовать развитию мотивации к проведению профилактической работы по ПДД.

 Развивающие:

  • развить умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; е способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, находчивости. Воспитательные:
  • воспитать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; о сформировать навыки культуры поведения в транспорте;

Участники программы: обучающиеся 2-4 классов, возраст 8-11 лет. Основное направление программы —социально-педагогичекое

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы дети должны знать:

  • основные правила поведения на улицах и дорогах, четко осознавать значения ПДД в жизни человека;
  • значение сигналов регулировщика, квалификацию дорожных знаков, типы общественного транспорта и каковы правила поведения в нем;
  • теоретическую составляющею соревнований «Безопасное колесо»;

Учащиеся должны уметь:

  • применять правила дорожного движения в реальных ситуациях;
  • оказать первую доврачебной помощь;
  • опознавать группы знаков по их основным признакам, переходить проезжую часть на регулируемых и нерегулируемых перекрестках самостоятельно;

Учащиеся должны владеть:

  • навыками пешехода (различать безопасные места для перехода улиц и дорог, для игр и прогулок);
  • навыками решения проблемных ситуаций на дорогах города, оказывать первой медицинскую помощь;
  • навыками участия в тематических соревнованиях и конкурсах различного уровня;

Данная образовательная программа способствует:

  • умственному развитию - обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию;
  • нравственному воспитанию - через занятия у обучающихся формируется культура поведения среди сверстников, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей, уважительное отношение к людям, развитие личной ответственности за поведение на дороге, дисциплинированности как участников дорожного движения;
  • эстетическому воспитанию - участвуя в различных творческих конкурсах, обучающиеся повышают свой общекультурный уровень.

Формы организации учебной деятельности.

Учебное занятие — это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.

Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую, мыслительную деятельность учащихся.

Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Утренник, праздник — организационно — массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Режим занятий: общее количество часов по программе - 34, расписание нелинейное.

Каждое занятие включает в себя теоретический и(или) практический материал в соответствии с темами плана.

Отслеживание результатов образовательного процесса основано на мониторинговых исследованиях, обучающихся и проводится с помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование, анкетирование, проведение итоговых занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий является выявление уровня знаний, умений и навыков, личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Планируемые результаты:

  • личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни;

- способность к самооценке

  • регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи

  • познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

  • коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

Предметные умения

В итоге обучения безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся будут знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
  • безопасные участки улиц и дорог;
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

У учащихся сформируются умения:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
  • движения группы детей в сопровождении взрослых;
  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. 

2. Содержание программы

Улица полна неожиданностей (вводное занятие), знакомимся с дорожным движением.

Обсуждение предстоящих тем изучения.

Город, в котором мы живем. Основные улицы в микрорайоне школы. Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Дисциплина на улице – залог безопасного движения.

Что я знаю по ПДД? (Диагностика), транспорт и его виды

Диагностика исходного уровня знаний и умений.

Посвящение в пешеходы

Игровая конкурсная программа

Я – пешеход. Участники дорожного движения.

Город, в котором мы живем. Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении. Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Правила, которым подчиняется пешеход, права и обязанности пешехода. Безопасность на улице. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Опасные ситуации при переходе дороги. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами. Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Безопасность на улице. Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута. Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь). Опасные ситуации при переходе дороги. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами. Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте, вблизи железнодорожных путей. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

Я –пассажир.

Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Обязанности пассажиров. Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе.

Дорога (городская). Движение по улицам.

Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правосторонне движение и история происхождения этого Правила. Перекрестки и их виды. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка). Дорога с двусторонним движением. Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части. Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением. Подземный и надземный пешеходный переходы, их обозначения. Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

Движение группами в городе

Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.

Дорога (загородная)

Элементы загородной дороги. Обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Движение транспорта на загородной дороге. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом. Анализ причин их возникновения

Правила движения пешеходов.

Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

Регулируемый перекрёсток.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

Нерегулируемый перекрёсток.

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

Наши верные друзья. Дорожные знаки

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Перевозка людей и груза на велосипеде

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

Оборудование автомобилей специальными приборами (звуковые сигналы, маячки)

Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.

Железнодорожные переезды

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды. Условия безопасности при пользовании поездами (электропоездами).

Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения

Короткий световой день. Возможно яркое слепящее солнце. Колебания температуры. Заморозки. Оттепели. Дождь, снегопад, туман. Дополнительные сложности дождливой погоды. Предметы, мешающие обзору дороги.

Правила дорожного движения. Дорожные «ловушки».

Ситуации на дорогах способствующие возникновению происшествий: (закрытый обзор, ошибочный прогноз, пустынная улица, отвлечение внимания).

Наши верные друзья. Дорожная разметка

Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

Наши верные друзья. Светофор

Техническое средство регулирования дорожным движением. Из истории светофора. Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Пешеходный светофор с вызывным устройством. Действия участников движения по сигналам светофора.

Наши помощники и защитники (ГИБДД, регулировщик)

Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Цели и задачи, решаемые ГИБДД. Инспектор дорожной полиции, его работа. Жезл и свисток регулировщика. Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.

Конкурсно-игровая программа «Я-знаток ПДД»

Первая медицинская помощь при травмах

Виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги и т.д. Основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода. Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля. Характерные травмы, получаемые велосипедистами. Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное. Способы остановки кровотечения. Виды повязок.

Как вести себя при ДТП

Правила безопасного поведения пассажира в разных видах транспорта. Правила безопасного поведения пешехода.

Тематическое планирование

Тема

Кол- во

часов

Улица полна неожиданностей (вводное занятие), знакомимся с дорожным движением

1

Что я знаю по ПДД? (диагностика), транспорт и его виды

1

Посвящение в пешеходы

1

Я – пешеход. Участники дорожного движения

1

Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

1

Я - пассажир

1

Дорога (городская). Движение по улицам. Движение группами в городе. Дорога (загородная)

1

Правила движения пешехода.

1

Где и как переходить улицу?

1

Элементы улиц и дорог.

1

Регулируемый перекрёсток

1

Нерегулируемый перекрёсток

1

Наши верные друзья. Дорожные знаки. Группы знаков.

1

Наши верные друзья. Дорожные знаки. Группы знаков.

1

Перевозка людей и груза на велосипеде

1

Оборудование автомобилей специальными приборами (звуковые сигналы, маячки)

1

Железнодорожные переезды

1

Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения

1

Правила дорожного движения. Дорожные «ловушки».

2

Наши верные друзья. Дорожная разметка

1

Наши верные друзья. Светофор

1

Наши помощники и защитники (ГИБДД, регулировщик)

1

Конкурсно - игровые занятия

2

Первая медицинская помощь при травмах

1

Как вести себя при ДТП

2

Моделирование дорожных ситуаций на магнитно-маркерной доске

2

Тестирование на компьютерах по курсу ПДД

2

Итоговое занятие что я узнал по ПДД? (Диагностика подведение итогов, рефлексия).

1

Резервный урок

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Добрые дела"

Рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса....

Рабочая программа кружка для учащихся 5 класса «Добро пожаловать в мир английской грамматики»

Рабочая программа кружка для учащихся 5 класса «Добро пожаловать в мир английской грамматики»....

Рабочая программа подготовительной группы "Добрая дорога к безопасной жизни" ОБЖ

На протяжении нескольких лет я работаю по приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологическ...

Рабочая программа кружка "Дорогами Англии"

Рабочая программа для кружка по английскому языку "Дорогами Англии" 11 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Рабочая программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфесси...

Рабочая программа кружка "Дорога и дети"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Дорога и дети" разработана на основе методических  рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....