«Тема, основная мысль и структура текста»
проект (5 класс)
«Тема, основная мысль и структура текста»
Цель урока
Предметная
Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Метапредметные задачи
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных
Общеучебных:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
Логических:
3. Устанавливать причинно-следственные связи
4. Строить текст
5. Выдвигать гипотезы
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Личностных
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
Коммуникативных
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
Предметные задачи
Образовательные:
- конкретизация полученных знаний о тексте;
- закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
- обогащение речи обучающихся
Развивающие:
- Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.
Ход урока.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
число
классная работа
2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:
(На партах у детей карточки с текстом 1)
- Прочтите текст? Почему записанные на карточках предложения образуют текст?
Тропинка. (название закрыто)
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Работа с текстом (устно)
- Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:
Что такое текст?
(Эти предложения, связанные по смыслу и грамматически).
Можно ли озаглавить данный текст?
(Озаглавить можно «Тропинка»)
Что же отражается в заглавии?
(В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста?
Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
3.Определение темы урока детьми
- Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
( «Тема, основная мысль и структура текста»)
Да, мы с вами будем обобщать и расширять знания о тексте.
4. Работа по теме урока.
Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:
Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.
1. Начало (1-е предложение).
2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что
мы видим и слышим, гуляя по тропинке).
3. Заключение (последнее предложение. Оно же
конец предложения).
Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)
Основные признаки текста (Запись в тетради)
- Заглавие
- Тема
- Основная мысль
- Делимость на части
- Композиционная завершенность
- Связность
Работа с текстом 2 (письменно) (тексты на партах)
Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста.
На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.
Работа с текстом (устно)
- Можно ли этот отрывок назвать текстом?
- Назовите основные признаки текста.
- Заглавие (Цветущая верба)
- тема ( цветущая верба)
- основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
- связность (верба – она- деревце)
- композиционная завершенность.
10. Рефлексия. 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
|
активно / пассивно |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_osnovnaya_mysl_i_struktura_teksta.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 В классе
«Тема, основная мысль и структура текста»
Цель урока
Предметная
Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Метапредметные задачи
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных
Общеучебных:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
Логических:
3. Устанавливать причинно-следственные связи
4. Строить текст
5. Выдвигать гипотезы
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Личностных
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
Коммуникативных
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
Предметные задачи
Образовательные:
- конкретизация полученных знаний о тексте;
- закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
- обогащение речи обучающихся
Развивающие:
- Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.
Ход урока.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
число
классная работа
2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:
(На партах у детей карточки с текстом 1)
- Прочтите текст? Почему записанные на карточках предложения образуют текст?
Тропинка. (название закрыто)
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Работа с текстом (устно)
- Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:
Что такое текст?
(Эти предложения, связанные по смыслу и грамматически).
Можно ли озаглавить данный текст?
(Озаглавить можно «Тропинка»)
Что же отражается в заглавии?
(В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста?
Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
3.Определение темы урока детьми
- Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
( «Тема, основная мысль и структура текста»)
Да, мы с вами будем обобщать и расширять знания о тексте.
4. Работа по теме урока.
Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:
Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.
1. Начало (1-е предложение).
2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что
мы видим и слышим, гуляя по тропинке).
3. Заключение (последнее предложение. Оно же
конец предложения).
Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)
Основные признаки текста (Запись в тетради)
- Заглавие
- Тема
- Основная мысль
- Делимость на части
- Композиционная завершенность
- Связность
Работа с текстом 2 (письменно) (тексты на партах)
Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста.
На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.
Работа с текстом (устно)
- Можно ли этот отрывок назвать текстом?
- Назовите основные признаки текста.
- Заглавие (Цветущая верба)
- тема ( цветущая верба)
- основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
- связность (верба – она- деревце)
- композиционная завершенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Тема текста. Основная мысль текста.
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»
Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста" разработан в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...
Конспект урока на тему: "«Основные виды алгоритмических структур. Линейные алгоритмы»."
Цели урока:Образовательная.Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению знаний путем коллективной и самостоятельной практической деятельности.Развивающая. О...
"Тема. Основная мысль. Микротема". Материалы для элективного курса
Материалы могут быть использованы в качестве подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Основные термины: Тема текста – о чем этот текст. Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем - микротем. Микр...
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...