Правописание корней с чередованием гласных а-о
материал (5 класс)
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт по теме «Правописание корней с чередованием гласных а-о », инструкционная карта работы учащегося, оценочный лист
Краткое описание: урок построен с использованием методов развития критического мышления, позволяющих формировать умение анализировать свои результаты, планировать дальнейшую деятельность.
Цели урока:
обучающие:
формировать навык правописания А – О в корнях: -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-;
научить владению способом выбора А – О в корнях: -лаг-, -лож-; - кас-, -кос-;
научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся, развивать память, воображение, речь.
воспитательные: воспитывать умение работать в группе, использовать саморегуляцию в образовательном процессе, повышать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка.
Ожидаемые результаты.
Ученики смогут: актуализировать свои знания по изучаемой теме; увязать ранее известный материал с новым; критически оценить представляемую информацию; быть внимательным к информации в процессе всей работы над ней; управлять процессом собственного понимания информации; сжато формулировать информацию в письменном виде; реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_korney_s_cheredovaniem_glasnyh_a-o.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
Тема «Правописание корней с чередованием гласных а-о »
Класс: 5 класс
Тип урока: Комбинированный урок
Вид урока: урок-исследование
Вид деятельности учащихся: групповая работа.
Учащихся в классе: 17
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт по теме «Правописание корней с чередованием гласных а-о », инструкционная карта работы учащегося, оценочный лист
Краткое описание: урок построен с использованием методов развития критического мышления, позволяющих формировать умение анализировать свои результаты, планировать дальнейшую деятельность.
Цели урока:
обучающие:
формировать навык правописания А – О в корнях: -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-;
научить владению способом выбора А – О в корнях: -лаг-, -лож-; - кас-, -кос-;
научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся, развивать память, воображение, речь.
воспитательные: воспитывать умение работать в группе, использовать саморегуляцию в образовательном процессе, повышать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка.
Ожидаемые результаты.
Ученики смогут: актуализировать свои знания по изучаемой теме; увязать ранее известный материал с новым; критически оценить представляемую информацию; быть внимательным к информации в процессе всей работы над ней; управлять процессом собственного понимания информации; сжато формулировать информацию в письменном виде; реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Приложения | Используемый модуль |
1. Организация начала занятия | - Здравствуйте, ребята! Нам предстоит сегодня плодотворно поработать и то, с какими результатами мы подойдем к концу урока, зависит от вашей внимательности, активности и слаженности работы внутри ваших групп. Откройте тетради, запишите: число, классная работа. Отложите тетради. (1 минута) | Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. | Слайд 1 | Новые подходы в преподавании и обучении. |
2. Мотивация | У вас на столах лежат материалы, необходимые для урока: приложение №1; алгоритмы последовательного выполнения заданий урока, необходимый дидактический материал, оценочный лист. 1.Работаем с приложением №1. а) Посмотрите внимательно на слова и распределите их в два столбика. ( 3 минуты) б) Сверьтесь с доской. Почему вы сделали такой выбор? У вас в папках находятся оценочные листы. Оцените, пожалуйста работу в)Молодцы, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. г)Правильно. Запишите тему в свои тетради Оцените, пожалуйста работу | Уч-ся выполняют задание Один учащийся у доски Уч-ся самостоятельно формулируют тему урока: «Правописание корней с чередованием гласных а-о » | 1.а) Слайд 2, Приложение 1 б) Слайд 3 Слайд 4 | Новые подходы в преподавании и обучении. Использование ИКТ в преподавании и обучении. Обучение критическому мышлению. Обучение талантливых и одаренных учеников. преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников |
3. Осмысление | На каждом столе находится индивидуальное задание с алгоритмом его выполнения. Учебник «Теория», стр. 70 и «Практика», стр. 166. Можно пользоваться всеми материалами, т.е. и учебниками также. Четко следуйте инструкции, вы должны выполнить задания на приложении 2 и 3. (5 минут) Изобразите свой вывод графически на чистом листе делаете кластер, на одной стороне касс-кос, на другой стороне лаг-лож., обязательно используйте несколько примеров для доказательства.(3 минуты) Пары имеют одинаковое задание. Обменяйтесь между собой выполненными кластерами, исправьте и дополните их, если это необходимо. Давайте поднимем кластеры над головой, покажем их всем. Выберем самый удачный из всех кластеров, его авторы и будут представителями от групп по защите кластера. 1.Первая объединенная группа ознакомит нас с чередованием гласных а – о в корнях –лаг-- ---лож-. (1 минута) Сверьтесь с доской. Есть вопросы к представителю? . 2. Проверка первичного усвоения. Немного поиграем. Я буду читать слова. Если в корне слова стоит –а- - вы встаете и поднимаете руки вверх, а если –о- , то встаете и поднимаете руки в стороны. Располагать свободным временем; ложиться спать, имя прилагательное; возлагать надежды; разложить костер, полагаться на удачу. Проверьте себя. 3. Молодцы. Отдохнули? Давайте работать дальше. 4. Вторая объединенная группа ознакомит нас с чередованием гласных а – о в корнях –кас- - кос-.(1 минута) Сверьтесь с доской. Есть вопросы к представителю? У вас в папках находятся оценочные листы. Оцените, пожалуйста работу . 5.Для закрепления выполним упражнение 566. Не забывайте графически выделять орфограммы.(3 минуты) 6.Выполните взаимопроверку(2 минуты) Запишите слова коса, косой, коснуться и выделите с в них корень. - Однокоренные ли эти слова? Почему? 8. Для закрепления выполним упражнение 571. Устно. (3 минуты) 9.Ознакомьтесь с информацией на стр. 70 учебника «Теория», сделайте вывод. 10. Задание на дом. Упражнение 567В, 570В. | Учащиеся работают в парах Уч-ся обсуждают проблему, в конце составляют кластер. Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Представители групп, выполнивших лучшие кластеры, защищают их. Остальные ученики переносят информацию кластера в свои тетради. И сверяют со слайдом на ИД. Ребята выполняют указанные движения и одновременно отдыхают. Выходит представитель групп и защищает презентацию. Остальные ученики переносят информацию кластера в свои тетради. И сверяют со слайдом на ИД. Индивидуальная работа с учебником. Групповая работа Слова не являются однокоренными, так как имеют разное лексическое значение. Групповая работа Групповая работа. Уч-ся делают вывод о том, что нет глаголов без приставок с корнем –лаг-, -лож-. В настоящем времени употребляется глагол класть, а в будущем – положить. | Приложение 2,3 Слайд 5 Слайд 6-11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 | Новые подходы в преподавании и обучении. Обучение критическому мышлению. Обучение талантливых и одаренных учеников Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников Управление и лидерство в обучении |
4.Рефлексия |
| Уч-ся делают выводы по уроку, выполняют тест, оценивают себя и своих товарищей, опираясь на оценочные листы. | Новые подходы в преподавании и обучении. Обучение критическому мышлению. Управление и лидерство в обучении Оценивание обучения и оценивание для обучения. |
Лист оценки
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных а-о»
ФИ ученика 5 Г класса ________________________________________
«+» - правильно сделал, справился с заданием; «-» - неправильно сделал, не справился с заданием
№ | Критерии оценивания | Примеры заданий | Самооценка Ученика |
1 | Умение распределять слова | Посмотрите внимательно на слова и распределите их в два столбика. | |
2 | Умение формулировать тему урока | Сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. | |
3 | Умение работать по алгоритму | Выполнить задание, следуя алгоритму, данному в инструкции | |
4 | Умение делать вывод, графически его изображать | Сделать кластер | |
5 | Умение отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли | Защитить свой кластер | |
6 | Умение графически выделять орфограммы | Выполнение упр. 566 | |
7 | Умение подбирать однокоренные слова | Выполнение упр. 566 | |
8 | Умение анализировать свою работу на уроке | рефлексия |
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Приложение 1
Предлагать, предложить, касаться, коснуться, загар, загореть, выскочить , выскакивать , вырос, выращивать
Приложение 2
Корни слов | Пишется а | Пишется о |
-лаг- - -лож- | если после корня есть суффикс -а- предлагать дружбу слагать стихи излагать мысль возлагать надежды налагать решение | если после корня нет суффикса -а- предложить дружбу заложить вещь изложить мысль возложить венок наложить запрет |
Алгоритм работы
- Изучите приведенную выше таблицу.
- Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания.
- Графически обозначьте орфограммы.
4. Изобразите свой вывод графически, обязательно используйте несколько примеров для доказательства.
Приложение 3
Корни | Пишется А | Пишется О |
-кос- - -кас- | если после корня есть суффикс -а- касаться воды касание мяча касательная прямая прикасаться к цветку неприкасаемый чин | если после корня нет суффикса -а- коснуться рукой прикоснуться к стене неприкосновенность личности неукоснительное соблюдение нежное прикосновение |
Алгоритм работы
- Изучите приведенную выше таблицу.
- Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания.
- Графически обозначьте орфограммы.
4. Изобразите свой вывод графически, обязательно используйте несколько примеров для доказательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...
Правописание корней с чередованием гласных
Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
Подготовка к ГИА. Часть А5. Правописание корней с чередованием гласных.
Данную презентацю можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках...
Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...