Открытый урок. Постановка звука (Ш)
план-конспект урока

Попова Анна Сергеевна

Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.

Задачи:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Учить правильно произносить звук [ш].
  • Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_sh.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 25»

  Г.о. Подольска Московской области

                          Постановка звука Ш

                                                               

                                                                     Составитель: Попова А.С.

                                                                     Учитель-логопед МОУ СОШ №25

                                            Г.о Подольск 2020

Тема: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»

Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.

Задачи:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Учить правильно произносить звук [ш].
  • Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: зеркало; игрушка «Нюша»; картинки «артикуляционной гимнастики»; ватный шарик на нитке, «Копатыч» с воротами; «звуковые дорожки» для произнесения звука [Ш]«поезд с картинками: «собака»«шуба»«мышь»«жираф»«шкаф»«ромашка»«кукушка»«малыш»; картинки к игре «Вкусные пирожки»; картинки к игре «Куда спряталась Нюша?»

Ход НОД

1. Организационный момент

-Сегодня к тебе в гости пришла «Нюша» - герой  из мультфильма «Смешарики». Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться

2. Артикуляционная гимнастика

Покажем «Нюше» какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться шипеть. Нужно сделать гимнастику. Упражнения «Заборчик» «Колечко» (повторить 3—4 раза)  (зубки  сомкнуты, а губки округлены) «Блинчик». Подуй на язычок. «Вкусное варенье», оближем губу сверху вниз широким язычком. Попьем чай из «Чашечки». Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении  под счёт до 5 (повторить 3—4 раза).

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

- Покажем фокусы Нюше. ( ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см).

Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка, шарик отлетел вверх.

«Нюша» любит играть со своими друзьями. Сегодня она пригласила своего друга поиграть с тобой в футбол. «Копатыч» уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота.

4. Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук»

- Чтобы Нюше научиться «правильно» шипеть, нужно сначала научиться «ловить» звук «[Ш]».

- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук» и покажем Нюше как «ловить» звук [Ш]. Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш (ловим хлопками)

ХА – ША – ЛА – ПА – ША;   ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ - СУМКА – КАША

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнение Гусь.

Послушай внимательно загадку, про кого эта загадка?

Ходит к речке смело                                                                           Он в наряде белом,

У него на ножках                                                                          Красные сапожки (гусь)

- Покажем Нюше какой бывает гусь.

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и упереть на большой палец.

Гусь гогочет и гогочет,                                                             Ущипнуть тебя он хочет.

(выполнить правой и левой рукой)

5. Постановка звука

Поучимся шипеть как гусь.

- Покажем Нюше как «свистит» водичка в кране: с-с-с.  приподними язычок и послушай, слышится «шипенье гуся»(постановка звука [ш] .

- Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [Ш]  Губы в форме «окошечка», язычок поднят за верхние зубы, в форме «чашечки».

6 . Анализ артикуляции звука [Ш ](по схеме)

В каком положении находятся губы? зубы?  язык?

Где находятся края языка?

Губы “ окошечком”, зубы “заборчиком с окошечком”, язык поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, теплый воздух выходит по «середине» языка.

7.Изолированное произношение звука

Веди пальчиком по дорожке и отчетливо произноси звук [Ш](ш-ш-ш

Физминутка.

Наша Нюша потянулась

Раз нагнулась, два нагнулась.

Руками замахала,

По дороге зашагала.

8. Определение наличие звука [Ш] в словах.

- Веселая Нюша хочет покататься на паровозе, покатать вагончики. Но в вагонах поедут только предметы, в названиях которых есть звук «Ш». Помоги Нюше выбрать картинки   со звуком «Ш».

Картинки:

 «собака»«шуба»«мышь»«жираф»«шкаф»,  «ромашка»«кукушка»«малыш».

9. Образование относительных прилагательных.

Игра «Вкусные пирожки»

- Нюша очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков.

Этот пирожок с малиной, он малиновый.

С яблоками – яблочный.

С вишней.. (Вишневый.) 

С грушей,.. (грушевый.) 

С клубникой.. (Клубничный.) 

С ягодами.. (Ягодный.) 

С фруктами.. (Фруктовый).

10. Формирование грамматического строя Дидактическая игра «Куда спряталась Нюша?»

- Нюша любит играть в разные игры. Особенно она любит играть в прятки. Посмотри на картину и скажи, куда спряталась Нюша?

«Где спряталась Нюша?» ....... (под грибом).

«Куда залезла Нюша?» …….(в дупло).

«На что села Нюша?» …… (на пенёк).

«Где спряталась Нюша?» ……(спряталась за дерево).

«Откуда выглядывает Нюша?» ……(из-за дерева).

«Около чего присела Нюша?» …… (около цветка)

11. Рефлексия

Покажи ещё раз Нюше, как нужно правильно шипеть -Ш.

-  Какой звук мы сегодня учились произносить?

-  Кто к нам в гости приходил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".

Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью  1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслител...

Конспект открытого урока "Согласный звук и буква "Д"

Познакомить детей с новым согдасным звуком и буквой "Д", учить четко и правильно его произносить и давать краткую характеристику звуку. На уроке педагог использовал большое количество демонстрационног...

Открытый урок «Чарующие звуки хомуса»

Хомус – древний инструмент,  широко распространенный по всему миру, но только в некоторых странах сохранили его в первозданном виде, и нигде так не любят его музыку, как в республике Саха. Хомус ...

Урок- постановка звука

Закреплять умение дифференцировать на слух и правильно произносить в слогах, словах и фразах звуки пь – бь.Формировать речевое дыхание: произносить слитно, на одном выдохе 10-12 слогов....

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Открытый урок. Автоматизация звука З

Цели:Закреплять правильное произношение звука [з]   изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и  памя...