Конспект открытого урока "Согласный звук и буква "Д"
план-конспект урока по теме

Зотова Ольга Борисовна

Познакомить детей с новым согдасным звуком и буквой "Д", учить четко и правильно его произносить и давать краткую характеристику звуку. На уроке педагог использовал большое количество демонстрационного и раздаточного материала, испольэование компьютера. Кроме того последовательность методов и приемов обучения позволило реализовать принцип охранительного режима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_d.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Согласный звук [д],  буквы Д, д».

Цель: познакомить детей с согласным  звуком [д],  буквами Д, д.

Задачи:

       Образовательные:

- познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;

- учить читать слова с новой буквой, понимать смысл прочитанного;

- закрепить умение детей работать с книгой, разрезной азбукой.

     Коррекционно-развивающие:

 -корригировать и развивать фонематический слух, навыки слогового чтения;

 -расширять словарный запас детей;

- развивать артикуляционный аппарат учащихся;

- развивать смысловую догадку на материале заданий.

     Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету.

План урока:

  1. Орг момент
  2. Актуализация знаний

а) артикуляционная гимнастика

б) игра «Буквы перепутались»

в) игра «Звук и буква»

    3. Тема урока

         а) Знакомство со звуком

         б) Знакомство с буквой

         в) Чтение слогов и слов

     4. Физ минутка

     5. Работа с разрезной азбукой

     6. Игра «Скажи  наоборот»

     7. Подготовительная работа перед чтением текста (вопросы к детям)

     8. Чтение слов с доски

     9. Работа над текстом

        а) чтение текста сильным учеником

        б) понимание смысла текста

        в) чтение текста по одному предложению

        г) вопросы по тексту

     10. Итог урока

   

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

Динь-динь-дон -  
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой ровно -
И  ведём себя спокойно.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня на уроке чтения  мы вновь отправляемся в страну, где живут звуки и  буквы.

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Чем они отличаются?

  1. Артикуляционная гимнастика

Летела муха около уха   Ж  Ж  Ж

Летела оса около носа    С  С  С

Ползла змея        Ш Ш  Ш

Скакала лошадка   Цок  Цок   Цок

Рычал тигрёнок    Р  Р  Р

Летел комар и звенел   З  З  З

   

  2. Игра «Буквы перепутались»

- Однажды с буквами произошла неприятная история, они выпали из своих домиков и перепутались

- Помогите буквам разделиться на две группы.

 

(На магнитной доске нужно разделить буквы на те, которые обозначают гласные звуки и согласные звуки.

- На какие группы мы разделили буквы?

(Согласные, гласные звуки)

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

 (согласные звуки не поются, а гласные поются и не имеют преграды).

 

3.Игра «Звук и буква».

Педагог называет звук, а дети показывают букву.

   

 Подитог:   Молодцы,  ребята, мы сейчас провели артикуляционную гимнастику, вспомнили о звуках и буквах  и  назвали,  чем  они   отличаются друг от друга.

Ш. Самоопределение темы и цели урока

  1. Знакомство со звуком [д].

- Помогите мне закончить предложения

(На компьютере  появилась картина, затем педагог выставляет на доску слова, которые дети называют).   Слайд  1.

Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дороги стоит … (дед).

- Что интересного вы заметили? (Все слова начинаются со звука [д])

Правильно, все слова начинаются со  звука  «Д»  и тема нашего урока

                         «Согласный звук и буквы Д,д»    Слайд  2.

- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звук.  (дается краткая характеристику звуку «д»).

- Давайте расскажем все о звуке [д].

([д] – согласный, не поется, при произнесении звука есть преграда)    Слайд 3.

- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук  [д].

(Дверь, доска, одежда, подоконник)  

- Придумайте свои слова со звуком  [д].

  1. Знакомство с буквами Д, д

- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначается звук [д]?   (Буква д)

- Посмотрите, как выглядит буква  Д.      Слайд  4.

- На что похожа буква Д?

         Д – это домик аккуратный,

         С высокой крышею двускатной.

(В. Степанов)

Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.

- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения,  в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)

3. Чтение слогов и слов с буквой Д.

- Прочитаем хором с экрана.         Слайд  5.

Прибежал весёлый А, прочитали дети – ДА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – ДО.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – ДУ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – ДИ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ДЫ.

- Прочитайте ребята, слова по цепочке.      Слайд  6.

4.Физ минутка        Слайд  7.

5. Работа с разрезной азбукой.  

 - Составьте слово « дом» и «Даша». (Учащиеся составляют слова из разрезной азбуки.)

- Сколько слогов в слове «дом»? Какой первый звук, второй, третий?

- Сколько слогов в слове «Даша»? Какой первый звук, второй, третий, четвертый?

Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг

 

6.Игра «Скажи наоборот».

Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками).

              Злой – … (добрый)

              дикий – … (домашний)

              короткий – … (длинный)

              мальчик – … (девочка)

              бабушка – … (дедушка)

              враг – … (друг)

7. Подготовительная работа перед чтением рассказа «Сад».

           

            - Найдите в азбуке страницу, на которой будем сегодня работать.
            - Рассмотрите иллюстрацию с. 92.
           - Кто изображен на картинке?
           - Что делает девочка?   (поливает растения)

            - Что еще изображено на картинке?

            - Какие слова встречаются на звук «д»  (дом, дуб, сад)

8.Чтение слов с доски

САД

ДОМ

ДУБ

РАС-ТУТ

МА-ЛИ-НА

ХО-РОШ

9. Работа над текстом.

А) Чтение текста

- Прочитаем текст с. 92

- Читаем текст плавно, соединяя слоги в слова.


(Весь текст  читает сильный ученик, остальные дети следят за ним).

Б) Выяснение понимания смысла рассказа.

-Что стоит перед нами? (наш дом)

-Что находится у дома? (у дома сад)

-Что находится в саду?  (вишни и малина)

-Что за домом? (за домом дуб)

-Какой наш сад? (сад мал, но хорош).

В) Чтение вслух всего рассказа по одному предложению.

Г) Вопросы к детям по тексту.

10. Итог урока.

- С каким звуком и буквой  познакомились на уроке?

- Расскажите все о звуке  «Д»

(Звук  «Д»  согласный, не поется, имеет преграду при произнесении)

-Что интересного вы узнали на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

    Все молодцы, хорошо занимались, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока сравнение татарских и английских звуков по теме семья в 4 классе

Максат:1.      Татар телендә [һ], [w], [ә], [ң] авазларының әйтелеше үзенчәлекләрен чагыштырырга һәм анализларга өйрәтү.2.      “Гаилә” темасы буенча ...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".

Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью  1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслител...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Конспект открытого урока по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Конспект открытого урока с презентацией и раздаточным материалом...

Презентация к уроку "Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи"

Учебная презентация содержит наглядный материал об артикуляции при образовании звуков и занимательные задания по фонетике....

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...