Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная риторика» 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная риторика»
для 9 Б класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_9_klass.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
(для 5-9 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Согласовано на заседании методического совета Председатель _________Л.В. Авдеева Протокол от 25.08. 2020 г. № 1 | Утверждаю Директор ________________А.Е. Задорожный Приказ от 28.08.2020 г. № 230 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 Б класса «Занимательная риторика» составлена на основе:
- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,
- программы «Школьная риторика, 5-11 классы» под редакцией Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс, 2010.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов
Основные цели программы:
1. Дать знания ученикам о риторике, как науке и искусстве красноречия.
- Совершенствовать умения и навыки риторической деятельности учащихся в разных сферах общения.
- Содействовать выявлению и развитию природных способностей обучающихся.
- Содействовать воспитанию «чуткого слушателя» (собеседника), тренировать языковую интуицию и формировать острое эстетическое восприятие художественного слова.
5. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Основные задачи программы:
-совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, учитывая уважительное отношение друг к другу;
-умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или про себя) свое коммуникативное намерение;
-красноречие сочетать с развитием памяти, внимания, умением выражать собственное мнение, владеть телом, мимикой, жестами;
-базироваться на знаниях, приобретенных обучающимися на уроках русского языка, развития речи, литературы, истории, музыки; окружающего мира;
-применять новые образовательные технологии.
Программа курса имеет прямую практическую направленность для учеников 9 класса. В связи с введением в 2019 г. в российских школах итогового собеседования по русскому языку как формы допуска девятиклассников к ГИА. Основной акцент на собеседовании делается на оценке спонтанной речи, на подготовку отводится минимум времени и предполагается, что обучающиеся готовятся к ИС непосредственно при обучении всем предметам. Теоретические знания, необходимые при демонстрации спонтанной речи формируются на уроке по русскому языку, однако развить навык владения спонтанной речи можно только на практике. В этом помогают занятия по риторике на внеурочной деятельности.
Для реализации данной программы используются следующие формы организации:
- групповая работа с текстами, публичные выступления, индивидуальные речемыслительные тренинги, защита проектных идей, собственных гипотез, имитационные, ролевые, творческие, ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах общения людей;
методы работы:
-выявление базовых элементов композиции и плана текста;
-получение новых риторических знаний, путём анализа выступлений;
-наблюдение образцов речи, их «сворачивание» и расширение;
-собственное творчество детей в различных жанрах;
-проектная деятельность;
-решение коммуникативных, логических, психологических, нравственно-этических задач;
-обсуждение вариантов чтения или выступления товарища с вопросами для пояснения его позиции, проведение различных интервью в устной и письменной формах с последующим анализом;
-создание различных жизненных ситуаций, основой которых является диалог;
-практикум: информационные виды публичных выступлений (сообщение, доклад, реферат, лекция); жанр посланий (ода, послание, письмо); жанр публичной речи (учебная, совещательная, судебная) и т. д;
-корректное возражение и отказ.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
- объяснять принципы продуктивного диалога
- вербально выражать в процессе диалога собственные чувства к собеседнику
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления
- получить и проанализировать опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых.
- получил и проанализировал опыт участия в школьных и внешкольных мероприятиях.
Регулятивные:
- обнаруживать и формировать учебную проблему
- планировать пути достижения целей, отбирать методы
- самостоятельно планировать и оценивать продукт своей деятельности
- оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различной сфере.
Коммуникативные:
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
- определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью
- адекватно использует выразительные средства языка
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их
- учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Познавательные:
- знать основы ознакомительного и поискового чтения
- уметь структурировать тексты
- понимать переносный смысл выражений
- употреблять различные обороты речи
- самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Ученик научится:
- самореализовывать собственные потребности и возможности через занятия риторикой и культурой речи.
- выражать собственные мысли через слово;
- владеть грамотной устной и письменной речью;
- ответственно относиться к результатам собственной деятельности;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
- использовать достаточный объём словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;
- использовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- понимать значение коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории с учётом реализации поставленных целей;
- уважительно относиться к языку как средству коммуникации, испытывать потребность в его совершенствовании;
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относиться к мнению окружающих, быть терпимым, отзывчивым по отношению к другим людям;
- принимать систему моральных норм и ценностей.
- обладать моральным сознанием и компетентностью в решении проблем на основе личностного выбора, нравственным чувством и нравственным поведением;
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
- самостоятельно определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно оценивать их;
- понимать проблему, выдвигать и обосновывать собственное мнение, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- строить устные и письменные высказывания в одном из жанров прессы, формулировать выводы;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных языковых средств;
- свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, к прослушанному, к увиденному;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- работать в сотрудничестве с другими, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую помощь друг другу;
- работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, преобразовывать, использовать в своей деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в собственной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.
3. Содержание тем учебного курса
Предлагаемый курс риторики в 9 классе рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Общение – 7 часов
Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая.
Профессионально ориентированные риторики.
Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение.
Практика итогового собеседования.
Коммуникабельность.
Самооценка коммуникабельности.
Эффективность речи (критерии).
Несловесные средства- 2 часа
Голос-одежда нашей речи.
Работа над интонацией.
Устная речь-2 часа
Стили публичного общения.
Взаимопроникновение стилей.
Учимся отвечать-1 час
Ответ на экзаменах. Практика итогового собеседования.
Качества речи-1 час
Развитие основных риторических качеств речи
Учимся читать учебную литературу-1 час
Речь и средства массовой информации. Практика чтения текстов различных жанров.
Риторика уважения-3 часа
Этикет в наше время. Правила хорошего тона.
Практика составления рассказа из жизни.
Практика умения выстраивать диалог.
Речевые жанры-2 часа
Роды, виды, жанры.
Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).
Публичная речь-4 часа
Экскурсионная речь.
Практика составления текста-описания.
Риторические фигуры.
Учимся спорить-4 часа
Диспут
Дебаты
Полемика
Дискуссия
Вторичные тексты-2 часа
Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста
Необычные (поликодовые) тексты-1 час
Газетные зарисовки с фотографиями.
Прецедентные тексты- 1 час
Способы введения прецедентных текстов.
Бытовые жанры-1 час
Автобиографическое повествование. Анекдот.
Газетные жанры-1 час
Путевой очерк.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Общение | ||||
1-2 | Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая. | 2 ч. | ||
3 | Профессионально ориентированные риторики. | 1 ч. | ||
4 | Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение. | 2 ч. | ||
5 | Практика итогового собеседования. | |||
6 | Коммуникабельность. Самооценка коммуникабельности. | 1 ч. | ||
7 | Эффективность речи (критерии). | 1 ч. | ||
Несловесные средства | ||||
8 | Голос-одежда нашей речи. | 1 ч. | ||
9 | Работа над интонацией. | 1 ч | ||
Устная речь | ||||
10 | Стили публичного общения. | 1 ч. | ||
11 | Взаимопроникновение стилей. | 1 ч. | ||
Учимся отвечать | ||||
12 | Ответ на экзаменах. Практика итогового собеседования. | 1 ч. | ||
Качества речи | ||||
13 | Развитие основных риторических качеств речи | 1 ч. | ||
Учимся читать учебную литературу | ||||
14 | Речь и средства массовой информации. Практика чтения текстов различных жанров. | 1 ч. | ||
Риторика уважения | ||||
15 | Этикет в наше время. Правила хорошего тона. | 1 ч. | ||
16 | Практика составления рассказа из жизни. | 1 ч | ||
17 | Практика умения выстраивать диалог. | 1 ч. | ||
Речевые жанры | ||||
18 | Роды, виды, жанры. | 1 ч. | ||
19 | Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры). | 1 ч. | ||
Публичная речь | ||||
20 | Экскурсионная речь. | 1 ч. | ||
21 | Практика составления текста-описания. | 1 ч. | ||
22-23 | Риторические фигуры. | 2 ч. | ||
Учимся спорить | ||||
24 | Диспут | 1 ч. | ||
25 | Дебаты | 1 ч. | ||
26 | Полемика | 1 ч. | ||
27 | Дискуссия. | 1 ч. | ||
Вторичные тексты | ||||
28-29 | Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста | 2 ч. | ||
Необычные (поликодовые) тексты | ||||
30 | Газетные зарисовки с фотографиями. | 1 ч. | ||
Прецедентные тексты | ||||
31 | Способы введения прецедентных текстов. | 1 ч. | ||
Бытовые жанры | ||||
32 | Автобиографическое повествование. Анекдот. | 1 ч. | ||
Газетные жанры | ||||
33 | Путевой очерк. | 1 ч. | ||
34 | Резервный урок | 1 ч. | ||
Итого по программе | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса
Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"
Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5 класса "Занимательная математика"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5 класса (Кружок «Занимательная математика»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательный английский" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса
Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная риторика» 5 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная риторика»для 5 а класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная риторика" 6 класс
quot;Занимательная риторика" 6 класс...