Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная риторика» 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Владимирова Анна Александровна

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная риторика»

для 9 Б класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_9_klass.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

(для 5-9 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано  

на заседании методического совета

Председатель _________Л.В. Авдеева Протокол от 25.08. 2020 г. № 1                                                                                                                          

Утверждаю

Директор

________________А.Е. Задорожный

Приказ от 28.08.2020 г. № 230

Рассмотрено на заседании МО

Учителей русского языка и литературы

Руководитель МО ______Л.В.Арбатская

Протокол от 25.08. 2020 г. № 1

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная риторика»

для 9 Б класса.

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год.

                                      Составитель:

Владимирова Анна Александровна

 учитель русского языка и литературы.                                                                                                                                                                                                                                                

гп Излучинск, 2020

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 Б  класса «Занимательная риторика»  составлена на основе:

  • основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  
  • программы «Школьная риторика, 5-11 классы» под редакцией Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс, 2010.
  • локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов

Основные цели программы:

1. Дать  знания ученикам о риторике, как науке и искусстве красноречия.

  1.  Совершенствовать умения и навыки риторической деятельности учащихся в разных сферах общения.
  2.  Содействовать выявлению и развитию природных способностей обучающихся.
  3.  Содействовать воспитанию «чуткого слушателя» (собеседника), тренировать языковую интуицию и формировать острое эстетическое восприятие художественного слова.

5. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Основные задачи программы:

-совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, учитывая уважительное отношение друг к другу;

-умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или про себя) свое коммуникативное намерение;

-красноречие сочетать с развитием памяти, внимания, умением выражать собственное мнение, владеть телом, мимикой, жестами;

-базироваться на знаниях, приобретенных обучающимися на уроках русского языка, развития речи, литературы, истории, музыки; окружающего мира;

-применять новые образовательные технологии.

Программа курса имеет прямую практическую направленность для учеников 9 класса. В связи с введением в 2019 г. в российских школах итогового собеседования по русскому языку как формы допуска девятиклассников к ГИА.  Основной акцент на собеседовании делается на оценке спонтанной речи, на подготовку отводится минимум времени и предполагается, что обучающиеся готовятся к ИС непосредственно при обучении всем предметам. Теоретические знания, необходимые при демонстрации спонтанной речи формируются на уроке по русскому языку, однако развить навык владения спонтанной речи можно только на практике. В этом помогают занятия по риторике на внеурочной деятельности.

Для реализации данной программы используются следующие формы организации:

- групповая работа с текстами, публичные выступления, индивидуальные речемыслительные тренинги, защита проектных идей, собственных гипотез, имитационные, ролевые, творческие, ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах общения людей;

методы работы:

-выявление базовых элементов композиции и плана текста;

-получение новых риторических знаний, путём анализа выступлений;

-наблюдение образцов речи, их  «сворачивание» и расширение;

-собственное творчество детей в различных жанрах;

-проектная деятельность;

-решение коммуникативных, логических, психологических, нравственно-этических задач;

-обсуждение  вариантов чтения   или  выступления  товарища  с вопросами  для пояснения его позиции, проведение  различных интервью в устной и  письменной формах с последующим анализом;

-создание различных жизненных ситуаций, основой которых является диалог;

-практикум:  информационные  виды  публичных выступлений (сообщение, доклад, реферат, лекция); жанр посланий (ода, послание, письмо); жанр публичной речи (учебная, совещательная, судебная) и т. д;

-корректное возражение и отказ.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные:

  • объяснять принципы продуктивного диалога
  • вербально выражать в процессе диалога собственные чувства к собеседнику
  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления
  • получить и проанализировать опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых.
  • получил и проанализировал опыт участия в школьных и внешкольных мероприятиях.

Регулятивные:

  • обнаруживать и формировать учебную проблему
  • планировать пути достижения целей, отбирать методы
  • самостоятельно планировать и оценивать продукт своей деятельности
  • оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различной сфере.

Коммуникативные:

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
  • определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью
  • адекватно использует выразительные средства языка
  • формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их
  • учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные:

  • знать основы ознакомительного и поискового чтения
  • уметь структурировать тексты
  • понимать переносный смысл выражений
  • употреблять различные обороты речи
  • самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Ученик научится:

- самореализовывать собственные потребности и возможности через занятия риторикой и культурой речи.

- выражать собственные мысли через слово;

- владеть грамотной устной и письменной речью;

- ответственно относиться к результатам собственной деятельности;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

- использовать достаточный объём словарного запаса, грамматических и речевых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выражения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;

- использовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- понимать значение коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории с учётом реализации поставленных целей;

- уважительно относиться к языку как средству коммуникации, испытывать потребность в его совершенствовании;

Ученик получит возможность научиться:

- уважительно относиться к мнению окружающих, быть терпимым, отзывчивым по отношению к другим людям;

- принимать систему моральных норм и ценностей.

- обладать моральным сознанием и компетентностью в решении проблем на основе личностного выбора, нравственным чувством и нравственным поведением;

Метапредметные результаты:

Ученик научится:

- самостоятельно определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно оценивать их;

- понимать проблему, выдвигать и обосновывать собственное мнение, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- строить устные и письменные высказывания в одном из жанров прессы, формулировать выводы;

- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, жанровых особенностей и использованных языковых средств;

- свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, к прослушанному, к увиденному;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- работать в сотрудничестве с другими, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую помощь друг другу;

- работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, преобразовывать, использовать в своей деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в собственной деятельности;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.


3. Содержание тем учебного курса

Предлагаемый курс риторики в 9 классе рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Общение – 7 часов

Виды риторик: общая  и частная; теоретическая и практическая.

Профессионально ориентированные риторики.

Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение.

Практика итогового собеседования.

Коммуникабельность.

Самооценка коммуникабельности.

Эффективность речи (критерии).

Несловесные средства- 2 часа

Голос-одежда нашей речи.

Работа над интонацией.

Устная речь-2 часа

Стили публичного общения.

Взаимопроникновение стилей.

Учимся отвечать-1 час

Ответ на экзаменах. Практика итогового собеседования.

Качества речи-1 час

Развитие основных риторических качеств речи

Учимся читать учебную литературу-1 час

Речь и средства массовой информации. Практика чтения текстов различных жанров.

Риторика уважения-3 часа

Этикет в наше время. Правила хорошего тона.

Практика составления рассказа из жизни.

Практика умения выстраивать диалог.

Речевые жанры-2 часа

Роды, виды, жанры.

Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).

Публичная речь-4 часа

Экскурсионная речь.

Практика составления текста-описания.

Риторические фигуры.

Учимся спорить-4 часа

Диспут

Дебаты

Полемика

Дискуссия

Вторичные тексты-2 часа

Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста

Необычные (поликодовые) тексты-1 час

Газетные зарисовки с фотографиями.

Прецедентные тексты- 1 час

Способы введения прецедентных текстов.

Бытовые жанры-1 час

Автобиографическое повествование. Анекдот.

Газетные жанры-1 час

Путевой очерк.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата план

Дата факт

Общение

1-2

Виды риторик: общая  и частная; теоретическая и практическая.

2 ч.

3

Профессионально ориентированные риторики.

1 ч.

4

Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение.

2 ч.

5

Практика итогового собеседования.

6

Коммуникабельность.

Самооценка коммуникабельности.

1 ч.

7

Эффективность речи (критерии).

1 ч.

Несловесные средства

8

Голос-одежда нашей речи.

1 ч.

9

Работа над интонацией.

1 ч

Устная речь

10

Стили публичного общения.

1 ч.

11

Взаимопроникновение стилей.

1 ч.

Учимся отвечать

12

Ответ на экзаменах. Практика итогового собеседования.

1 ч.

Качества речи

13

Развитие основных риторических качеств речи

1 ч.

Учимся читать учебную литературу

14

Речь и средства массовой информации. Практика чтения текстов различных жанров.

1 ч.

        Риторика уважения

15

Этикет в наше время. Правила хорошего тона.

1 ч.

16

Практика составления рассказа из жизни.

1 ч

17

Практика умения выстраивать диалог.

1 ч.

Речевые жанры

18

Роды, виды, жанры.

1 ч.

19

Деловые бумаги (тексты жесткой структуры и тексты полужесткой структуры).

1 ч.

Публичная речь

20

Экскурсионная речь.

1 ч.

21

Практика составления текста-описания.

1 ч.

22-23

Риторические фигуры.

2 ч.

Учимся спорить

24

Диспут

1 ч.

25

Дебаты

1 ч.

26

Полемика

1 ч.

27

Дискуссия.

1 ч.

Вторичные тексты

28-29

Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста

2 ч.

Необычные (поликодовые) тексты

30

Газетные зарисовки с фотографиями.

1 ч.

Прецедентные тексты

31

Способы введения прецедентных текстов.

1 ч.

Бытовые жанры

32

Автобиографическое повествование. Анекдот.

1 ч.

        Газетные жанры

33

Путевой очерк.

1 ч.

34

Резервный урок

1 ч.

Итого по программе

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса

    Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5 класса "Занимательная математика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для 5  класса (Кружок «Занимательная математика»)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательный английский" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса

Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная риторика» 5 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная риторика»для 5 а класса....