Интеграция общего и дополнительного образования
статья
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integraciya.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция общего и дополнительного образования
(из опыта работы МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай)
Амирова Альфия Жаибуревна – методист МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай
Чучуляну Ольга Георгиевна – педагог МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай
В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
Наша общая задача - педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими. При этом надо помнить, что все это нужно, прежде всего, нашим детям. Взаимовыгодное сотрудничество МБУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай с образовательными учреждениями района осуществляется в следующих направлениях:
1. Совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования
2. Совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических служб с различными социальными группами: одаренными и талантливыми детьми, детьми «группы риска»
«Центр Детского Творчества» с. Александров-Гай является своеобразной методической площадкой для организации эффективной интеграции общего и дополнительного образования. Работа методической службы «Центра Детского Творчества», направленная на организацию межведомственного сотрудничества включает пять направлений работы и адресована всем участникам воспитательно-образовательного процесса:
1. Формирование нормативно-правовой, организационно-методической базы.
2. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников
3. Организация услуг на дополнительное образование
4. Организация культурно-досуговой деятельности
5. Анализ и перспективы деятельности
Формирование нормативно-правовой базы является первым и важным этапом развития сотрудничества, на котором были заключены договора о сотрудничестве с образовательными, общественными и др. учреждениями района, изучены социокультурные возможности среды, создан банк педагогических материалов, разработаны методики изучения запросов обучающихся, родителей, педагогов общеобразовательных учреждений на услуги дополнительного образования.
«Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников» - не менее важный этап работы в целях реализации которого проведены следующие мероприятия.
№ | Наименование мероприятия | Уровень, кому адресовано |
1 | Теоретико-методологический семинар «Технология разработки ДОП» | Муниципальный, ПДО, педагогам школ района. |
2 | Творческая лаборатория «Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности» | Муниципальный, ПДО, педагогам школ района. |
3 | Муниципальный смотр-конкурс творческих объединений «Планета детства» | Муниципальный, обучающиеся и педагоги школ района, ПДО |
4 | «Аукцион педагогических идей. Нетрадиционные формы работы в УДОД» | Учрежденческий, ПДО |
5 | Муниципальная конференция «Дополнительное образование: традиции и инновации» | Муниципальный, ПДО, обучающиеся и педагоги школ района, ПДО |
6 | М/семинар«Требования к занятиям по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» | Учрежденческий, ПДО |
В связи с переходом на новые Стандарты педагогическому коллективу Центра Детского Творчества пришлось многое переосмыслить и поменять. И прежде всего, представление о новых образовательных результатах в системе дополнительного образования. Педагоги нашего Центра в свои образовательные программы нового поколения заложили формирование универсальных учебных действий, как один из компонентов нового образовательного результата. В системе дополнительного образования мы работаем над формированием нравственного сознания личности. А формирование коммуникативных способностей обеспечивают нашим детям социальную компетентность. Новые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются педагогами Центра в целях организации внеурочной деятельности обучающихся на базе школ с. Александров-Гай.
№ | Школа | Наименование программы |
1 | МБОУ СОШ № 1 | «Дошколенок» |
2 | МБОУ СОШ № 2 | «Исток», «Зеленый патруль», «Театр кукол» |
3 | МБОУ СОШ № 3 | «Зеленый патруль», «Театр кукол», «Юный художник» |
4 | МБОУ СОШ с. Новоалександровка | «Креативное рукоделие» |
Следующим важным этапом организации интеграции основного и дополнительного образования является организация культурно-досуговой деятельности. Методической службой «Центра Детского Творчества» разработаны воспитательные, досуговые, развивающие программы:
- программа «Корни» - организация взаимодействия семьи, школы и Центра (диагностическая работа, культурный досуг, просвещение родителей, совместные творческие дела);
- программа «Наследие» - возрождение культурных и духовных традиций нашей Родины (проведение фестивалей народного творчества, мастер-классов, рождественских встреч, фольклорных праздников, социально-полезных акций);
- программа «Мой выбор здоровый образ жизни» - пропаганда здорового образа жизни (спортивные праздники, туриады, профилактические беседы, конкурсы);
- программа «Зеленый патруль» - формирование экологической культуры обучающихся (экологические акции, трудовой десант, мероприятия, конкурсы);
- программа «Одаренный ребенок» - обеспечение благоприятных условий для поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей (проведение муниципальных конкурсов, фестивалей, турниров, создание банка данных одаренных детей)
- программа «Ура, каникулы» - организация досуга детей в каникулярное время, профилактика асоциального поведения.
Итогом работы межведомственного взаимодействия «Центра Детского Творчества» и общеобразовательных учреждения района стало проведение муниципальной конференции «Дополнительное образование: традиции и инновации» 21 ноября 2014 года.
Работа конференции была организованна по 4 секциям:
1. СЕКЦИЯ – «Традиции и инновации в дополнительном образовании»
Работа секции организована по следующим темам:
- «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования»
- «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования»
- «Организация внеурочной деятельности в условиях межведомственного взаимодействия»
- «Программное обеспечение внеурочной деятельности обучающихся»
В секции приняли участие заместители директоров, педагоги школ и Центра Детского Творчества, которые представили доклады по предлагаемым темам.
2 СЕКЦИЯ – «Творческое развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества»
Данная секция была представлена мастер –классами для обучающихся школ района (5-7 классы) по темам:
- «Топиарий из нетканных вискозных салфеток» - Голубкова Н.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ»
- «Пейп-арт» - Сагинова А.А., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ»
3 СЕКЦИЯ - «Визитная карточка творческого объединения»
В секции принимали участие детские творческие объединения образовательных учреждений культурологической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, социально-педагогической направленностей, которые реализуют дополнительные образовательные программы, программы внеурочной деятельности с продолжительностью обучения не менее двух лет.
Участники представили творческие отчеты о деятельности творческого объединения в форме презентации. Всего поступило 26 конкурсных материалов, но наиболее яркими оказались визитные карточки следующих объединений: «Юные друзья полиции», казачий ансамбль «Кураж», вокальный ансамбль «Родничок», краеведческое объединение «Поиск».
4 СЕКЦИЯ - «Лучшая методическая разработка внеурочного занятия»
Участники секции – педагоги образовательных учреждений всех типов и видов, организующие внеурочную деятельность, педагоги дополнительного образования, представляющие на конкурс методическую разработку внеурочного занятия любой направленности в соответствии с целями конкурсами. Работа именно данной секции позволила выявить проблемы с планированием внеурочных занятий и определить пути решения данной проблемы. Лучшими были признаны методические разработки педагогов Центра – «Путешествие по крестьянской избе», «Волшебные краски», третье место разделили учителя школ, которые представили разработки занятий в объединениях «Шахматы» и «Юный исследователь»
Финалом конференции стал фестиваль детского творчества «Россыпи талантов», в котором приняли участие обучающиеся Центра и школ района с яркими концертными номерами. Веселые игры, клоуны, яркие выступления ребят, награждение победителей, вот чем запомнился этот фестиваль всем его участникам. «Снова в этом зале звезды засияли» - эти слова финальной песни ярко характеризуют то, для чего было проведено это мероприятие – для того, чтобы в нашем районе загорались все новые и новые звездочки.
На конференции были рассмотрены не только проблемы интеграции общего и дополнительного образования, но и определены пути развития этих отношений в целях всестороннего развития детей.
Таким образом, существуют как теоретические, так и практические обоснования возможности взаимодействия основного и дополнительного образования. Работа в данном направлении показала, что взаимодействие основного и дополнительного образования помогает обеспечивать непрерывность образования, осуществлять социально- психологическую адаптацию учащихся, развивать их творческие способности, проводить профориентацию среди школьников. Взаимопроникновение этих двух сфер обеспечивает целостность образования, её многообразие и развитие. Сложившийся опыт взаимодействия основного и дополнительного образования подтверждает, что найден путь органичного соединения урочной и внеурочной работы. Он состоит в том, чтобы усилить воспитательный потенциал основного образования, создать условия для использования личностно-деятельностных технологий на уроках и одновременно повысить познавательные, общеобразовательные возможности занятий по интересам.
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/07/07/missiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...
Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования.
Обобщение опыта работы по теме " Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования...
Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....
Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.
Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...