Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
статья по теме
Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rybakovoy_.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбакова Татьяна Стефановна
заместитель директора по УВР
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска
Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей. Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ 2010 г. подчеркнул значение инновационного преобразования экономики, ухода от «сырьевой зависимости», формирования новой смены качественных научно-исследовательских и инженерно-технических кадров. Без таких людей - творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи, невозможны сегодня никакие положительные изменения.
Проблема детской одаренности и ее развития решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти - это создание и реализация федеральной программы «Дети России» и ее подпрограммы «Одаренные дети». На уровне федерации и её отдельных субъектов проводится большое число конкурсов, олимпиад, реализуются разнообразные проекты. Немаловажно и то обстоятельство, что в общественном сознании формируется понимание необходимости перехода России в пространство наукоёмких технологий посредством сохранения и умножения ее интеллектуального потенциала.
Тем не менее, в работе именно с одаренными детьми имеются значительные проблемы:
- слабость методической базы в области диагностики и развития одарённости, отсутствие чётких критериев определения одарённых детей;
- конкурсы и олимпиады не дают полной картины способностей: выявляют не тех ребят, которые обладают системным мышлением, а тех, у кого наблюдаются высокая скорость мышления и эрудиция;
- не все одарённые дети рождаются и воспитываются в обеспеченных семьях, а значит, не все имеют доступ к качественному общему и дополнительному образованию.
Возникает необходимость поиска эффективных способов обучения одаренных детей, создания условий для их интеллектуального и личностного роста. Такая задача решается за счет внесения изменений в содержание, методы и организацию обучения в рамках основного образования для одаренных детей или с помощью дополнительного образования. На наш взгляд, необходимо интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность учащихся, и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство. Данная система требует профилизации обучения. Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки обеспечивает выявление одаренности детей и углубленное изучение ими учебных предметов. Дополнительное образование в рамках заявленных направлений профилизации позволяет воспитанникам не только развивать свои творческие способности, но и совершенствовать знания, полученные на учебных занятиях. В целом, интеграция основного и дополнительного образования способствует сближению процессов воспитания, обучения и развития.
В МОУ «СОШ № 63» города Магнитогорска интеграция общего и дополнительного образования осуществляется в рамках следующих направлений:
Направление профилизации | Направления кружковой работы | Формы организации дополнительного образования |
Физико-математическое | Научно-техническое | Клуб «Занимательная математика» Клуб «Юный астроном» Лего-конструирование «Компьютерная графика» Клуб «Юный информатик» |
Естественно-научное | Эколого-биологическое | Кружок «Я познаю мир» Клуб «Здоровье» Туристический клуб «Вертикаль» |
Социально-гуманитарное | Краеведческое | Школьный музей им. А.Грязнова Клуб «Горенка» Клуб «Юные краеведы» Кружок «Мой край» |
Художественно-эстетическое | Вокальный ансамбль «Улыбка» Клуб «Серебряное пёрышко» Изостудии «Волшебная кисточка», «Акварелька» Кружок бумагопластики Кружок «Мягкая игрушка» Фотостудия «Кадр» | |
Нравственно-правовое | ЮИД «Светофор» Клуб правовых знаний «Территория закона» Школьный парламент | |
Лингвистическое | Клуб «Юный оратор» Клуб «Юный книголюб» Клуб «Юный журналист» |
Научно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется через работу НОУ «Зажги свою звезду». Прекрасно зарекомендовала себя «Школа успеха», в рамках которой педагоги осуществляют подготовку участников олимпиад и предметных конкурсов. С нового учебного года начинают работать курсы по подготовке к ЕГЭ на базе МГТУ им. Носова.
Полное выполнение целей дополнительного образования одарённых детей было бы невозможно без реализации социально-педагогических функций: социальной защиты, оздоровления, адаптации и др., а, значит, работы социально-психологической и медицинской службы школы, освоением педагогами здоровьесберегающих технологий. Наличие здоровьесберегающей среды обеспечивается и деятельностью спортивных секций.
Важную роль в развитии и функционирования дополнительного образования, его интеграции в систему общего образования играет сотрудничество на основе договоров, заключённых школой с различными учреждениями:
- УВД города Магнитогорска
- Магнитогорским государственным техническим университетом им. Носова
- МУЗ «Городская больница № 3»
- Физкультурно-оздоровительным комплексом
- МУ «Городской клуб туристов»
- Детской картинной галереей
В целом, благодаря такой работе становится возможной социализация одаренных школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Внеурочное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Одаренные дети получают средства для самостоятельного и непрерывного самообразования – «образования через всю жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
В помощь заместителю директора по УВР...
«Интеграция общего и дополнительного образования через уроки технологии и кружковую работу»
Доклад к онференции «Дополнительное образование детей как важный компонент социокультурного пространства муниципалитета»...
ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья представлена в журнале "Учитель Кузбасса"...
Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.
Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...