Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования.
методическая разработка на тему

Шандалёва Татьяна Александровна

Обобщение опыта работы по теме " Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного  образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрождение старины через интеграцию общего и дополнительного образования.

   "Надо твердо помнить, что все пережитое

 нашим народом окажется напрасным,

 а сами мы станем предателями и изменниками

 великого русского дела, если не сделаем

 должных выводов из горького опыта,

 доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.

 Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий

 подаст нам силы на чистую жизнь и благие дела!"

Митрополит Санкт-Петебрургский

 и Ладожский Иоанн

       К началу третьего тысячелетия существования цивилизации современная школа столкнулась с проблемой: увлёкшись личностно-ориентированным, гуманно- личностным  образованием, мы незаметно взрастили в наших детях эгоизм, гордыню.  Молодежь, в  большинстве своем, предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной.   Подлинное народное искусство и народные обычаи во  многом  ушли  из  повседневной  жизни  и  сохраняются,  прежде  всего,  как календарные праздники, предметы декоративно-прикладного творчества. [2]

     В.  В.  Путин  сказал: «Общество  лишь  тогда  способно  ставить  и решать  масштабные  национальные  задачи,  когда  у  него  есть  общая  система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к  самобытным  культурным  ценностям,  к  памяти  своих  предков,  к  каждой странице нашей отечественной истории».[6]

     Средства массовой информации, экраны телевизоров  c насилием мира взрослых  привели к тому, что большинство современных  детей  мало  интересуются  историей  и  культурой  своей  страны, края,  фольклорными  традициями.  Возникла  необходимость  в  системном подходе  в  приобщении  обучающихся  к  народным  истокам  в  искусстве  и творчестве,  создании  условий  для  творческой самореализации  в  учебно-познавательной  деятельности  при  изучении  народных  традиций,  ремесел, народного костюма.

     Уникальность  предмета «Технология»  состоит  в  том,  что  в  рамках данного  предмета  можно  соединить  историю  и  современность,  приобщить  к народному  искусству  и  получить  трудовые  навыки,  провести  интеграцию  с  другими предметами «преломляясь» в сторону народной культуры.  Взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, понимания и умений,  преемственность между различными ступенями образовательной лестницы, слияние  их в единый восходящий ряд,  возможно только в том случае, если будет правильно организована образовательная деятельность с помощью единой инновационной  образовательной программы основного и дополнительного образования. [7]  

    Интеграция в нашей  школе  организована через: модули курса «Технология», занятия кружка «Вокальный», занятия в детской школе искусств.      

     В  образовательной  области «Технология» 70 % учебного  времени

отводится  на  выполнение  практических  работ.  Программой  предусмотрено  лишь  поверхностное  изучение  народных  традиций,  что  не  является достаточным для воспитания гражданской позиции современного школьника, развития интереса к культуре и истории  родного народа.        В канву интегрированного обучения «Технологии», «Музыки» и  «Декоративно-прикладного искусства»  удачно   вплетены  страницы  истории  русского  быта, ремесел,  основ  православной  культуры, музыкальная  и  культурологическая  составляющие. Практическая направленность занятий, объединенных интеграцией, позволяет   обучающимся  не  только  овладеть  навыками  трудовой  деятельности,  но  и  почувствовать значимость  своего  труда.  
С внедрением в жизнь единой инновационной образовательной программы повысилась мотивация к изучению курса «Технология», возможность проявить свои креативные   способности, повысить познавательную активность, расширить кругозор.   По любому модулю курса   ученик  имеет  право  выбора  объекта  труда  в  рамках  модуля  согласно своим  индивидуальным  склонностям,  уровню  обученности,  творческим возможностям,  проявленному  интересу.    Отсюда  вытекает  безусловная успешность  в  выполнении  практической  работы  и  как  следствие – поддержание интереса к дальнейшей учебной деятельности.    Если ранее  обучающимся предлагалось изготовить фрагменты вышивки на образцах, либо изготовить небольшие изделия (салфетки, панно), которым хоть и находилось применение, но не было столь значимым, как изготовление собственноручно сценических костюмов для выступлений. Интерес детей к  занятию возрастает с большей силой, когда параллельно в  школе искусств изучены мельчайшие подробности народного костюма, возможность его стилизации. Дети сами пришли к выводу, что костюм будет более ценным, когда в нем используются  вышивки, выполненные их бабушками и прабабушками, до настоящего времени хранившиеся, что называется, в «бабушкином сундучке». Целые  вышивки и их фрагменты (если часть вышивки пришла с годами в негодность) используют дети в своих костюмах, как аппликации, вставки, подрезы. Места соединения старинных вышивок с изделием оформляются  тесьмой, бисером, стразами и пайетками. Так рождается стилизованный   костюм, который   является  копией русского народного, но  более ярок, красочен и  динамичен в современной обработке.

      Руководитель кружка «Вокальный» отметил тот факт, что при интегрированном обучении   новые, свежие и яркие идеи, которые воплощают дети при изготовлении костюмов, благотворно влияют на характер постановочного номера, повышается качество  исполнения номеров. Помимо этого   интерес к кружку возрастает. Востребованными становятся занятия всех составляющих интегрированной программы.

     Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования создаёт благоприятные условия для взаимодействия педагогов разных специальностей, формирования у подростков  целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность школьника.

Список использованной литературы и ссылки на интернет-ресурсы:

  1.  Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности.  док. пед. наук / И.В.Алексеева.- Ростов — н/Д., 2005.- 461 с.
  2. Аристова У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук / У.В. Аристова,, - М.; 1999.
  3.  Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М.: Педагогика, 1982.- 86 с. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин: - М., 1994. – 131с.
  4. Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. / И.П. Смирнов – Екатеринбург: ИД Сократ, 2005 – 184 с.
  5. Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой.  2006.  №16.  с.35-37.
  6. Путин  В.  Послание Федеральному Собранию Российской Федерации http://archive.kremlin.ru
  7. Сомова Т.Г. «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях профильного обучения»  

duc-voykovskiy.my1.ru/files/Intergration.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Формирование экологической компетентности школьников через интеграцию общего и дополнительного образования

Данная презентация является иллюстративным материалом к выступлению на Невинномысском городском педагогическом фестивале "Содружество - 2013" учителя биологии гимназии №10 ЛИК высшей квалификационной ...

«Интеграция общего и дополнительного образования через уроки технологии и кружковую работу»

Доклад к онференции «Дополнительное образование детей как важный компонент социокультурного пространства муниципалитета»...

Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.

    Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...


 

Комментарии

Кожухова Людмила Борисовна

Тоже работаю в дополнительном образовании, с одаренными детьми. Проголосовала.Посмотрите и мою работу.http://nsportal.ru/node/659790

Шандалёва Татьяна Александровна

Спасибо большое, коллега!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Шандалёва Татьяна Александровна

Благодарю вас за оценку! К сожалению на Вашу страницу зайти не удалось