Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования
план-конспект по теме
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования.
Интеграция – восстановление, восполнение в переводе с латинского.
Советский энциклопедический словарь предлагает 2 значения этого слова, обратимся к интересующему нас:
«Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».
Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. Социально – экономические преобразования в России неизбежно привели к модернизации в сфере образования; общество предъявляет новые требования к качеству образования, рассматривая его как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании 1) гражданских, 2)бытовых, 3) профессиональных компетенций личности.
Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений, участвующих в образовании, воспитании, развитии ребенка, как систему общего образования, в рамках которой ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать его ожидаемые результаты, то есть быть готовым к самостоятельному решению проблемы, значимой для него. Поэтому актуальность приобретают вопросы интеграции (взаимосвязи, взаимодействия), расширения возможностей общего образования, оптимального использования кадрового, научно – методического, материально – технического потенциала в интересах развития личности ребенка.
До прошлого учебного года Сергиевская школа существовала как два учебных заведения: Сергиевская школа №1 и Сергиевская школа №2.Обоими учебными заведениями был накоплен определённый опыт интеграции:
-в аспекте организации системы общего образования, когда осуществлялось взаимодействие основного и дополнительного образования через взаимодействие уроков, факультативов, кружков;
-в аспекте содержания общего образования, когда интегрировались образовательные программы, учебные планы, уроки ;
-в аспекте внешней и внутренней интеграции основного и дополнительного образования, когда использовались ресурсы МЦДО на основе совместных планов работы и договоров.
-хорошие результаты даёт интеграция основного и дополнительного образования при организации предпрофильной подготовки
-накоплен опыт в профилизации на третей ступени обучения.
В условиях объединения в единый образовательный центр и работы по пятидневной учебной недели, нужно было не только не растерять накопленный опыт, не снизить качество образования, но и создать такую систему работы, которая помогла бы улучшить образовательные результаты. Такую систему мы создали на основе интеграции общего и дополнительного образования внутри школы.
Интегрируя общее и дополнительное образование на базе школы мы планировали:
- сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
-дать реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам;
-включить учащихся в разные типы деятельности
на 2 ступени − деятельность личностно значимого общения;
на 3 ступени − профессионально ориентированная деятельность дает возможность осознать свои предпочтения;
-создать условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
-обеспечить взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, творчества, самообразования;
-решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Ориентируясь на показатели деятельности школы до 2012 года, спрогнозированные нами опираясь на Гос. Заказ и учитывая потребноти общества и личности, мы в едином образовательном пространстве определили 5 направлений деятельности, которые развивают потенциал личности ученика:
- Естественно-научное;
- Художественно-эстетическое;
-нравственное и - военно- патриотическое;
- Физкультурно- спортивное.
Естественно - научное направление было представлено 40 кружками по различным предметам. Мы планировали этим набором актуалировать знания и умения, полученные в процессе основного образования, повысить познавательную активность за счёт усвоение нового предметного и методологического содержания, повысить мотивацию учения, обученность учащихся, а так же дать возможность применения школьных знаний и умений в олимпиадах разного уровня, научно практических конференциях, проектных или исследовательских работах.
Доля обучающих, занятых в школьных кружках и секциях составила 58,9 %. В естественно- научном направлении занято более 45 % учащихся.
Результатом учебной работы за прошедший учебный год стала 100% успеваемость, повышение качества на первой ступени с 61% до 65,5%, на второй ступени с 41% до 43%.
560 учеников (62%) прияли участие в районных, окружных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах, турнирах, чемпионатах, марафонах.
-10 учеников школы стали призёрами Всероссийского Молодёжного предметного чемпионата.
-5 победителей окружного конкурса Мультимедийных проектов
-17 победителей окружной научно-практической конференции
-32 победителя и призёра окружной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
-15 победителей окружной олимпиады.
-60 победителей районных конкурсов
Художественно- эстетическое, нравственное и военно-патриотическое, физкультурно-спортивное направления деятельности в школе представлено 19 кружками и секциями. Результатами их работы стало участие и победы в районных и областных конкурсах и соревнованиях:
Всего участников конкурсов и соревнований- 640(69,9%)
-2 победы на Всероссийском уровне
-8 побед на областном уровне
-2победы на окружном уровне
-38индивидуальных и командных побед на районном уровне
Годовой анализ показал, что педагогический коллектив с поставленными задачами и планируемыми результатами, которые мы хотели получить путём интеграции, справился.
В этом 2010-2011 году планируем за счёт интеграции основного и дополнительного образования повысить качество знаний учеников 9-11классов, которое по нашим прогнозам положительно отразится на результатах итоговой аттестации и позволит в полном объёме выполнить спрогнозированные нами показатели деятельности школы в разделе «Достижение нового качества образования».
Для этого планируем практическое использование тьюторского сопровождения выстроенных индивидуальных образовательных траекторий учеников старших классов в соответствии с программой развития школы.
Тьютор в большей степени организатор, консультант, наставник. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно-воспитатель ного процесса, для тьютора первостепенной является задача оказания старшекласснику помощи в построении индивидуального образователь ного пути. Деятельность тьютора в первую очередь направлена на понимание старшеклассником возможностей использования собственных ресур сов, ресурсов школы и других образовательных учреждений для дости жения его образовательных целей. Тьютор в этом плане является кон сультантом учащегося, который помогает ему понять и определить свои жизненные и связанные с ними образовательные цели. Он помогает ученику ответить на вопрос о том, как использовать резуль таты обучения и как преобразовать его учебную программу, учебную деятельность в процесс своего собственного индивидуального разви тия.
Общими функциями тьюторского сопровождения образовательной деятельности будет:
диагностическая, включающая сбор данных о планах и намерени ях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности в це лом к социально-профессиональному самоопределению;
проектировочная, направленная на выявление возможностей и ре сурсов для преодоления имеющихся у учащихся проблем;
-реализационная, включающая оказание помощи по осуществлению социально-профессионального самоопределения школьников в образовательном пространстве и поддержку учащихся при решении возникающих затруднений и проблем;
- аналитическая, направленная на анализ и коррекцию процесса и результатов.
С помощью педагога-тью тора осуществля ется направления деятельности:
В 9 классах
- выявление и формирование образовательного запроса девятиклас сника;
- выявление индивидуальных проблем, связанных с социально-профессиональным и профильным самоопределением;
- обучение девятиклассника способам принятия решений о выборе
индивидуального маршрута образовательной деятельности,
- содействие в определении необходимых «проб выбора профиля
обучения»; - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе про филя обучения в старшей школе;
- организация вместе с учащимся рефлексии его образовательной деятельности и процесса самоопределения;
- предоставление информации и рекомендаций о направлениях и
способах получения образования.
В 10-11 классах
- оказывает помощь в решении проблем личностного, профильного и
профессионального самоопределения; - предоставляет учащимся информацию для разработки и дальней шей корректировки ИОТ;
- оказывает учащимся помощь в разработке ИОТ;
- обеспечивает поддержку учащихся в процессе обучения при возникновении индивидуальных затруднений и проблем;
- организует вместе с учащимся рефлексию его образовательной
деятельности и процесса социально-профессионального самоопределения, используя возможности образовательного процесса;
- совместно с учащимися анализирует результаты принятых им
решений и рекомендует; какие можно внести коррективы в учеб ные планы образовательной деятельности;
- обучает методам планирования собственной профессиональной
карьеры и достижения социального успеха.
Формы работы тьютора: Тьюториалы — групповые занятия типа тренингов, на которых закрепляются и корректируются знания, полученные в ходе самостоятельной работы; разработка проекта, портфолио.
Думаю, что переход на новую ступень интеграции общего и дополнительного образования, путём введения тьюторства, поможет выполнить спрогнозированные нами показатели деятельности школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...
Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
Инновационный проект, как основа взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях интеграции
Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности для создания различных моделей взаимодействия о...
Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики
В данной статье представлен опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения» средствами учебного предмета «Математика». Формирование метапредметных ...
Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.
Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...