Проблема организации системы мониторинга в образовательном учреждении
статья
Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 877 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема организации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении
Выполнила: Котова Наталья Игоревна
О повышении качества образования можно говорить только иногда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса. А без этого невозможно выдержать конкуренции на рынке образовательных услуг, особенно в условиях демографического спада.
Субъекты и объекты педагогического мониторинга.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Учащийся имеет представление о результатах своей деятельности, на основании которых выстраивает индивидуальную траекторию деятельности.
В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.
Вот как этот дуализм можно представить в виде схемы (Приложение 1).
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга и управления качеством могут быть:
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество образовательного процесса и т.д.
Разработка и апробация системы педагогического мониторинга: от теоретической модели к реально действующему механизму.
Система – множество закономерных друг с другом элементов, представляющие собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга – первый шаг на пути управления качеством образования.
Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:
I группа – мониторинг уровня ЗУН обучающихся («цель – результат»)
(результативность учебно-воспитательного процесса);
II группа – мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;
III группа – системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход – выход»;
IV группа – системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.
Группа | Объекты мониторинга | Методы, направления |
I | Результативно учебно-воспитательного процесса | - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации), |
II | Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса | - педагогические кадры, их квалификация; |
III | Модель «вход-выход» | - психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости; |
IV | На уровне образовательного учреждения | - анализ урока; |
Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должно предшествовать обсуждение и корректировка.
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) | Цели мониторинга | Периодичность | Ответственные (субъекты мониторинга) | Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения | Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся | 2 раза в год | Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР | Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. | 1 раз в год (май) | Руководители методических объединений | Сводные таблицы, диаграммы |
Методическая работа школы | Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы | 2 раза в год (сентябрь, май) | Руководители методических объединений, зам. директора по УВР | Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы |
Деятельность учителя | Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей | Ежемесячно | Зам. дир. по УВР | Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность классного руководителя | Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций | Ежемесячно | Зам. дир. по ВР, социальный педагог | Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно-планирующая документация | Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования | 2 раза в год (сентябрь, апрель) | Руководители методических объединений | Протоколы |
Деятельность учащихся | Определение уровня (качества) обученности учащихся | Ежемесячно | Классные руководители, зам. дир. по УВР | Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы |
Примером мониторинга по сбору информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования можно продемонстрировать следующие:
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Характеристика учительских кадров
В школе работает квалифицированный и профессиональный педагогический коллектив. директор, 5 заместителей руководителя, 43 педагогов, 2 воспитателя, 1 библиотекаря, 1 психолога, 1 социальный педагог, 2 педагога организатора, 5 педагогов дополнительного образования. Из них Заслуженный учитель РФ-1, Почетный работник-5, Имеют грамоту Министерства образования-4, Знак губернатора СПб "За гуманизацию"-1, Медаль 300-лет СПб-3.
Педагогический коллектив придерживается плана работы для осуществления качественного учебно-воспитательного процесса. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
Возрастной состав педагогов
год | Всего педагогов | До 30 лет | 31-40 | 41-50 | 51-60 | Свыше 60 |
2016 | 53 | 10 | 7 | 14 | 14 | 8 |
2017 | 61 | 12 | 9 | 14 | 15 | 11 |
2018 | 61 | 12 | 9 | 14 | 15 | 11 |
Вывод: С каждым годом увеличивается количество молодых специалистов. В 2018 году в коллективе 21% молодых учителей, только начинающих педагогическую деятельность, приобретающих опыт работы, более 63% коллектива – опытные учителя, имеющие желание и силы для творческой работы, около 16% - ветераны, носители педагогических традиций.
Анализ уровня образования педагогического коллектива
Образование | 2016 | 2017 | 2018 |
Высшее педагогическое | 41 | 53 | 53 |
Высшее непедагогическое | 4 | 0 | 0 |
Среднее профессиональное | 8 | 8 | 8 |
Вывод: Образовательные учреждение укомплектовано педагогическими кадрами, уровень образования педагогических работников соответствует требованиям занимаемых должностей. 87% педагогических работников имеют высшее профессиональное педагогическое образование и 13% среднее профессиональное образование. В 2016 году 4 педагога прошли курсы профессиональной переподготовки и получили высшее профессиональное педагогическое образование.
Анализ курсовой подготовки
В соответствии с ФЗ № 273 " Об образовании в РФ" были созданы условия для дополнительного профессионального образования педагогических работников.
год | 2016 | 2017 | 2018 |
всего | 56 % | 57% | 60% |
Ввод: На протяжении трех лет доля педагогов, повышающих свою квалификацию остаётся высокой, что свидетельствует о росте числа педагогов, ощущающих потребность в повышении квалификации. Увеличилось число педагогов повышающих свою квалификацию по реализация ФГОС в средней школе. За 2016 и 2017 было обучено максимально возможное количество педагогов работающих в 5-9 классах по реализации ФГОС ООО. Анализируя цифровые данные, можно сделать вывод, что в течение 3 лет была предоставлена возможность всем педагогическим работникам пройти обучение на курсах повышения квалификации. Учителя, прошедшие курсы повышения квалификации, используют полученные знания в своей деятельности, выступают с сообщениями о курсах на методических объединениях, работают в творческих группах. На основании анализа прохождения курсов педагогами определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов. Составлен перспективный план повышения квалификации на три года. В коллективе отсутствуют педагогические работники, не прошедшие курсовую переподготовку своевременно в течение 3 лет. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей.
Информация о наличии квалификационных категорий у педагогических работников школы
Аттестация педагогических работников школы проводилась в соответствии с нормативными документами по аттестации.
Квалификационная категория | 2016 | 2017 | 2018 |
высшая | 14 | 12 | 21 |
Первая | 31 | 33 | 29 |
Соответствие занимаемой должности | 0 | 0 | 4 |
Учителя проявляют активность в повышении квалификационных категорий. Увеличивается количество педагогических работников, имеющих квалификационные категории. Повысилось число педагогов получивших высшую квалификационную категорию и первую квалификационную категорию.
В 2018 году 82% педагогических работников аттестованы. 21% имеют высшую квалификационную категорию, 48% первую квалификационную категорию, 18% не имеют категории ( проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет)
Характеристика административно-управленческого персонала
| Количество |
Административно-управленческий персонал (физические лица) (всего) | 5 |
Административно-управленческий персонал (штатные единицы) (всего) | 5 |
Административно-управленческий персонал, имеющий специальное образование (менеджмент) | 3 |
Директор ОУ имеет специальное образование (менеджмент) | да |
Административно-управленческий персонал, получивший или повысивший квалификацию в области менеджмента за последние 5 лет (физические лица) | 5 |
Административно-управленческий персонал, ведущий учебные часы | 3 |
Учителя, имеющие внутреннее совмещение по административно-управленческой должности (физических лиц) | 3 |
Вывод : Образовательные учреждение укомплектовано педагогическими кадрами, уровень образования педагогических работников соответствует требованиям занимаемых должностей. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории. В коллектив пришли молодые специалисты с творческим и педагогическим потенциалом. С молодыми специалистами проделана большая работа с хорошим результатом. Увеличивается количество педагогических работников, имеющих квалификационные категории. В коллективе отсутствуют педагогические работники, не прошедшие курсовую переподготовку своевременно в течение 3 лет. Учителя проявляют активность в повышении квалификационных категорий.
Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на основе перспективного плана курсовой подготовки с учётом запросов педагогов, результатов их педагогической деятельности, с учётом целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением.
Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений. При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.
Эффективным методом стимулирования деятельности учителей могут и должны стать различные профессиональные конкурсы, проводимые внутри образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость разработки и принятия положений об этих конкурсах.
Профессиональные конкурсы:
• Положение о лучшем учителе («Учитель года»).
• Положение о лучшем методическом объединении.
• Положение о лучшем классном руководителе.
• Положение о лучшем кабинете.
Цель конкурсов: способствовать саморазвитию учителей, их стремлению к повышению квалификации; материального стимулирования деятельности лучших учителей, классных руководителей, заведующих классными кабинетами.
Организация системы мониторинга образовательных учреждений .
Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Одной из главных сфер практического применения мониторинга является управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.
Можно выделить несколько общих принципов проведения мониторинга, которые получили эмпирическое подтверждение:
- Целостность (система должна быть описана и представлена в инструментарии максимально полно, действия различных технологических подсистем скоординированы настолько, что бы это могло оказать влияние на получаемые результаты, единство измерения – анализа – экспертизы – управления).
- Оперативность (от проведения обследования до получения результатов проходит продолжительное время, этот принцип требует чёткости и ответственности работы на всех этапах реализации).
- Приоритет управления.
- Соответствия (целей мониторинга средствам его организации).
- Научность.
- Прогностичность (нацеленность на прогноз).
- Непротиворечивость (валидизация здравым смыслом).
В соответствии с общими требованиями передаваемая информация должна быть:
- надежной, т.е. получателю она должна доставляться с минимальными потерями и искажениями;
- эффективной, т.е. за единицу времени получателю должно быть доставлено оптимальное для него количество сообщений.
Мониторинг как технология должен обладать её основными признаками: тиражируемостью, воспроизводимостью, устойчивостью и т.д. Это относится и к мониторингу в образовательной сфере.
Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития…".
Образовательный мониторинг – категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления.
Цели мониторинга системы образования.
Внутришкольный уровень. На этом уровне, мы считаем, образовательный мониторинг должен фиксировать обобщенное системное представление о деятельности педагогического коллектива школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого, здесь должна вырабатываться соответствующая прогнозирующая информация в ее психолого-педагогической интерпретации.
В нашей школе сложилась достаточно полная и гармоничная система мониторинга качества обученности по основным предметам, включающая в себя контрольные работы разного уровня (школьные, районные, городские). Необходимо продумать критерии оценки качества обученности по предметам эстетического цикла (ИЗО, музыка, искусство), технологии и физической культуре.
Приведу пример Результата мониторинга качества образования в основной и средней школе нашей образовательной организации .
В течение 2017-18 у.г. в 5-11 классах проводились диагностические работы по предметам, входящим в перечень ОГЭ и ЕГЭ:
параллель | Русский язык | литература | математика | физика | химия | биология | история | Общ-е | Англ. язык | ИКТ | география |
5 | ВС-3 ШК--3 | ВС-2 ШК--3 | ВС-1 | ВС-1 | Г-1 | ||||||
6 | ВС-1 ШК-3 | ВС-1 ШК-3 | ВС-1 | ВС-1 | ВС-1 | ШК-1 | ВС-1 | ||||
7 | ШК-3 | Г-1 ШК-3 | Г-1 | ||||||||
8 | ШК-3 | РН-1 ШК-3 | ШК-3 | ||||||||
9 | Г-1 ШК-2 | Г-2 ШК-2 | ШК-2 | Р-1 | |||||||
10 | ШК--3 | Г-1 ШК-1 | РН-1 ШК-2 | ШК-1 | |||||||
11 | ШК-3 | Г-1 Р-1 ШК-2 |
- Обозначения: ВС – Всероссийский уровень, Г-городской уровень, Рн-районный уровень, Шк – школьная административная контрольная работа
Независимая экспертиза всероссийского уровня
Издательство «Эффектико-пресс», редакция научно-методического журнала «Управление качеством образования», Центр независимых педагогических измерений «Эффект-тест», РГПУ имени А.И.Герцена провели Всероссийский проект «Независимая диагностика качества обучения школьников», в котором приняли участи ученики 5х классов. Тестирование проводилось по русскому языку и математике. Результаты следующие:
класс | предмет | качество | успеваемость | средний |
5а | русский язык | 34,8 | 65,2 | 3,0 |
5б | русский язык | 60 | 88 | 3,7 |
5в | русский язык | 83 | 94 | 4,1 |
5а | математика | 59,1 | 90,9 | 3,5 |
5б | математика | 66,7 | 100,0 | 3,9 |
5в | математика | 82,6 | 95,7 | 4,1 |
Все классы , кроме 5а по русскому показали хорошие результаты.
Независимая экспертиза всероссийского уровня (Всероссийские проверочные работы
В 5-11 классах ВПР были написаны в 5х, 6х и 11х классах.
5 классы
Общие результаты по отметкам.
предмет | класс | качество | успеваемость | средний балл |
биология | 5а | 32 | 100 | 3,3 |
история | 5а | 48 | 88 | 3,4 |
математика | 5а | 46 | 71 | 3,3 |
русский | 5а | 46 | 83 | 3,3 |
биология | 5б | 58 | 100 | 3,7 |
история | 5б | 85 | 96 | 4,1 |
математика | 5б | 32 | 80 | 3,3 |
русский | 5б | 48 | 84 | 3,4 |
биология | 5в | 80 | 100 | 4,0 |
математика | 5в | 56 | 96 | 3,8 |
русский | 5в | 55 | 95 | 3,5 |
Результаты можно признать удовлетворительными. Самые низкие результаты показали ученики 5а класса по всем предметам.
Среди пятиклассников есть 1 ученик 5б класса, написавший все ВПР на «5», мальчик учится на «отлично», награжден Похвальным листом по итогам 2017-18 года.
Так же есть 1 ученик 5б класса, который написал 3 из 4х ВПР на «5», мальчик закончил учебный год с 1 «4» по русскому языку.
Всего 16 учащихся написали все ВПР на «4» и «5», что значительно ниже, чем количество «хорошистов» по итогам учебного года (38 человек).
Среди пятиклассников нет тех, кто написал все ВПР на «2», но в 5а присутствует ученик, который написал 3 из 4х ВПР неудовлетворительно, две «2» имеют семеро пятиклассников.
Русский язык | математика | история | биология | |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 42 | 47 | 22 | 21 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 49 | 42 | 45 | 67 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 10 | 11 | 33 | 12 |
Мягкое оценивание заметно по русскому языку и математике, по истории требования учителя чуть завышены, по биологии адекватны.
Сравнение с результатами по Красногвардейскому району и Санкт-Петербургу.
Русский язык
уровень | Количество «5» (%) | Качество знаний | Успеваемость |
ОУ | 5,6 | 39 | 89 |
Район | 11,7 | 47,4 | 86 |
город | 12,7 | 48,7 | 85 |
Русский язык написан слабее, чем в районе и городе.
Математика
уровень | Количество «5» (%) | Качество знаний | Успеваемость |
ОУ | 16,2 | 41 | 77 |
Район | 17 | 48 | 84 |
город | 21 | 55 | 87 |
Математика написана слабее, чем в районе и в городе.
Биология
уровень | Количество «5» (%) | Качество знаний | Успеваемость |
ОУ | 11 | 58 | 100 |
Район | 10 | 64 | 98 |
город | 11 | 66 | 98 |
Результат по биологии приблизительно равны среднегородским результатм и результатм по району.
История
уровень | Количество «5» (%) | Качество знаний | Успеваемость |
ОУ | 16 | 65 | 94 |
Район | 24 | 65 | 95 |
город | 21 | 67 | 95 |
Результаты наших пятиклассников соответствуют среднегородским показателям и средним по району.
Внутренняя оценка качества образования
Русский язык
Положительную динамику показывают 7б , 10а классы.. Стабильно высоких результатов не показывает ни один класс, при этом низких результатов тоже не наблюдается. Отрицательная динамика прослеживается в 6а, 7в классах.
Такой мониторинг проводится по всем предметам.
Мониторинг деятельности образовательного учреждения.
Критерии достижений педагогов в образовании тесно связаны с их продуктивной деятельностью в конкретном образовательном учреждении.
Сегодня тема продуктивности образования и связанного с ней мониторинга стала одной из основных для образовательного сообщества. А что же все-таки следует понимать под продуктом деятельности педагога? Какие критерии в оценке его достижений являются системообразующими?
Знакомство с четким научным определением понятий «продуктивность» и «мониторинг» и организация продуктивной и мониторинговой деятельности в образовательном учреждении стали предметом данного модуля.
Структура модуля
№п\п | Название раздела | Содержание раздела | Продукт | Результат |
1. | Продуктивная деятельность педагога в школе: от идеи к реализации | Понятия «продуктивность», «продуктивная деятельность», «инновационная продуктивная деятельность », «продуктивная образовательная программа». Реализация идей продуктивности образования. | Список видов продуктивной деятельности руководителя и педагога в ОУ | Освоение направления продуктивнойдеятельности в ОУ |
2. | Критерии продуктивных достижений педагога | Самообразовательные достижения. Критерии оценки. Ключевые компетенции . Показатель продуктивности деятельности. | Список ключевых педагогических компетенций | Освоение ключевых педагогических компетенций |
3. | Система диагностики и мониторинга | Диагностика. Мониторинг. Основные виды мероприятий. Критерии, показатели и методы их оценки | Портфолио руководителя ОУ. | Модель системы мониторинга реализации инновационной программы развития |
Сегодня мы можем проверить, получился продукт – результат или нет через систему диагностики и мониторинга.
Под ключевым понятием «мониторинг» понимается постоянный следящий контроль и диагностика учебно-воспитательного процесса на базе систематизации прежде всего существующих источников информации, а также специально организованных исследований, измерений, анализа, обобщения изучаемой информации, осуществление оценок и прогнозирование тенденций, выработка рекомендаций по корректировке «траекторий развития» объекта управления. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности учителя рассматривается как самая важная часть деятельности школы. В отличие от существующих авторитарных систем внутришкольного контроля, продуктивная диагностика необходима для осуществления личностно-ориентированного подхода в управлении. Взаимодействие руководителя и учителя при осуществлении мониторинга приобретает характер межличностного общения, предполагающего сотрудничество и взаимоотношения, эмоциональный фон, благоприятные для всех участников данного процесса.
Мониторинг - не отдельная процедура, а одно из звеньев управленческого процесса, органически сочетающие различные виды деятельности:
- руководитель стимулирует и направляет деятельность учителя ставя реальные и пассивные для каждого цели, максимально используя результаты диагностики для своевременной корректировки интеллектуального, духовно-нравственного его развития;
- в результате этих действий формируется новая культурно-образовательная среда, когда руководитель создает не только оптимальные условия для развития учителя, но и сам оказывается открытым новому опыту.
Оценивание достижений учителей должно осуществляться по двум основаниям:
– по соответствию результатов их деятельности определенному образовательному стандарту;
– по личному продвижению по лестнице достижений (осуществляет психологическая служба).
Учителю данный мониторинг помогает сформировать рефлексивную позицию по отношению к своей деятельности. Это дает возможность не только не отходить от ведущих ценностей современного образования, но и оказывает содействие профессиональному развитию и личностному росту.
При проведении мониторинга важно определиться в отборе диагностических материалов и мониторинговых процедур. Получаемые в ходе диагностики данные будут способствовать определению направления и перспектив профессионального рынка, укреплению профессиональной самооценки, позитивной Я – концепции и психологической защищенности учителя.
Рассмотрите модель «Экспертиза результатов опытно-экспериментальной работы по использованию идей продуктивного образования в рефлексивной культурно-образовательной среде гимназии».
Критерии | показатели | Методы |
Самоактуализированность, саморегуляция, самореализация личности |
| Диагностика мотивационной сферы педагогов и учащихся. Методика “Направленность на приобретение знаний” (Е.П. Ильин) Методика “Направленность на отметку” (Е.П.Ильин) Тест интеллекта Р. Амтхауэра. Прогрессивные матрицы Равена. Тест креативности Торранса. Тест “Определение общих способностей” Опросник Айзенка по определению типа темперамента. Теппинг-тест (Е.П. Ильин) Методика “Ценностные ориентации” (М. Рокич) Методика “Q-сортировка” Тест “Самооценка” Методика исследования самооценки Спилберга – Ханина. Методика исследования самооценки Дембо – Рубенштейна Личностный дифференциал. Методика многофакторного исследования личности Кеттелла |
Удовлетворенность учащихся, учителей, родителей жизнедеятельностью в учебном заведении |
| Шкала “Эффективности педагогического стиля” (Н.А. Аминова, Н.И. Шелихова) Опросник “Стили педагогических воздействий” Шкала ауторейтинга Н.А. Аминова Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиена, Н. Эпштейна, Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко Степень удовлетворенности преподавания предметов Обращение к родителям (анкета “Что нам мешает”, “Выражение лица”) Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. А.Д.Андреева. “Подростки глазами взрослых” Анкета “Оценка детей родителями” Методика исследования эмоционального состояния Э. Дорофеева. Тест эмоций Басса-Дарки. |
Коммуникативная компетентность учителей и учащихся |
| Тест “Общительность”. Тест “Уровень коммуникативного контроля в общении”. Тест “Ведущая репрезентативная система”. Тест “Умеете ли вы слушать”. Методика диагностики форм общения по М.И.Лисиной. Психологический климат класса. Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко. Тест “Руки” Э.Вагнер. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко. Социометрия. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Тест “Можете ли вы влиять на других”. Тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” К.Томас. Цветовой тест отношений (ЦТО) М.Люшера. |
Конкурентоспособность учебного заведения. Карьерный рост ученика и учителя. |
| Методы статистического анализа |
Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений. При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.
Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.
Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценки деятельности того или иного субъекта образовательного процесса открывает больше возможности для обобщения и инноваций. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы.
Несомненным достоинством предлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений - необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическое положение того или иного региона, требования, которые предъявляет к специалисту общество, будут основаниями для подготовки выпускника и определения политики учебного заведения в области качества образования.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданны избранные методы и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения. Современная система оценки качества образования - это еще один шаг на пути к вхождению России в общеевропейское и общемировое образовательное пространство.
Список литературы, необходимой для усвоения модуля:
- Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры. М., Просвещение, 2004.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем., М., Логос, 1999.
- Крылова Н.Б. Принцип продуктивности. М., Народное образование, 2000.
- Невзоров М.Н., К вопросу о компетентности руководителя ОУ., Владивосток, ДВГУ, 2006
Звенигородская Г.П. Рефлексивное образование, Хабаровск, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными во...
Механизм проведения мониторинга развития направления «информатизация» образовательного учреждения
Важнейшим элементом системы управления общим образованием является мониторинг, который обеспечивает механизм обратной связи. На сегодняшний день реализация приоритетных национальных проектов в сфере о...
Разработка мониторинга направления «информатизация» образовательного учреждения
Мониторинг процесса информатизации - разработка критериев оценки уровня информатизации в школе, оценка эффективности использования средств информатизации, оценка соответствия достижений це...
Мониторинг в образовательном учреждении
Педагогический мониторинг помогает каждому участнику образовательного процесса осмыслить свою деятельность, дает возможность определить насколько рациональны педагогические и дидактические средства, и...
Социально-педагогический мониторинг воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
Цель данного мониторинга – помощь воспитанникам в формировании основных представлений о себе и социальном окружении, в освоении повседневных норм поведения; коррекция межличностных отношений; об...
Опыт организации и мониторинга учебной деятельности в образовательном учреждении
В МОУ лицее №8 реализуется программа Развития лицея, программа определяет цели, задачи, направления, механизм реализации и предполагаемые результаты развития системы образования в лицее. Переход лицея...
Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"
Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная цель сборника – интеграция межвед...