Программа повышения качества образования по биологии для обучающихся 7-9 классов
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Программа разработана для обучающихся 7-9 классов, так как, именно, в этот период происходит снижение интереса к учебе в силу многих причин. Целью программы является создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия для повышения качества знаний у обучающихся по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Е.В. Макаренкова

Утверждаю

директор МБОУ «Пречистенская средняя школа» __________________Н.В. Мелентьева

ПРОГРАММА

повышения качества образования по биологии

для обучающихся 7-9 классов.

Учитель биологии, химии 

высшей категории

Корешкова Ирина Александровна

2018-2023 г.г.

  Паспорт программы

Наименование программы

«ПРОГРАММА

повышения качества образования по биологии для обучающихся 7-9 классов».

Основание для разработки программы

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
  • Устав школы.

Разработчик программы

Учитель высшей категории Корешкова И.А.

Цель программы

Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия для повышения качества знаний у обучающихся по биологии.

Задачи программы

1) разработать комплекс эффективных мер и механизмов по повышению качества знаний;

2) внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;

3) отбирать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с обучающимися на уроках биологии;

4) работать над созданием положительной мотивации школьников к изучению биологии с целью качественной подготовки к ГИА обучающихся 9 класса;

5) стремиться организовывать  системно – деятельностный подход на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

 6) создавать педагогические условия для формирования устойчивого навыка по решению познавательных и исследовательских задач у обучающихся

Исполнители основных мероприятий

Учитель высшей категории Корешкова И.А.

Участники  программы

Обучающиеся 7-9 классов

Система организации контроля  за ходом реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Куратор Программы – заместитель директора по УВР Макаренкова Е.В.

Время реализации программы

2018-2023 г.г.

Основные направления реализации программы

I  этап. Диагностический:

- изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности и информативной емкости;

- создание банка тестов для диагностирования обучающихся  по определению интеллектуальных способностей и уровня учебной мотивации;

- диагностика потенциальных возможностей обучающихся;

- анализ особых успехов и достижений обучающихся по предметам. 

  1. - оценка достижений и планирование дальнейших действий.

II этап. Организационный: 

Создание условий, в которых происходит учебная деятельность:

  • - привлекательность школьных помещений (чистота, уют, живые цветы;
  • - теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителя;
  • - профилактика переутомления, снятие психологического напряжения во время динамических пауз на уроке, кратковременный отдых от умственных занятий;
  • - юмористические отступления;
  • - уважение к личности обучающегося, доверие к нему.

III этап. Практический:

Для совершенствования образовательного процесса:

1.использовать на уроках:

- логическое построение учебного материала;

- яркое, контрастное  изложение, чередование  видов деятельности;

- включение «интегрированных задач» межпредметного характера, для решения которых требуется привлечение знаний из различных областей;

- занимательную информацию;

- постоянно оперировать получаемыми знаниями;

- исследовательскую деятельность.

- тренинговые карты или тесты с заданиями различного уровня сложности.

2.разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для детей разных образовательных способностей и возможностей;

3.внедрять современные педагогические технологии.

IV. Аналитический:

1. Обобщение результатов, полученных в ходе реализации Программы.

2. Корректировка  Программы в соответствии с полученными результатами.

3. Отчет по итогам реализации Программы на педагогическом совете школы.

Основные педагогические технологии, применяемые в ходе реализации программы

  1. - Технология личностно-ориентированного обучения;
  2. - Технология проблемного обучения;
  3. - Проектная и исследовательская технологии;
  4. - ИКТ;
  5. - Технология критического мышления;
  6. – Здоровьесберегающая технология

Формы работы по повышению качества знаний у обучающихся

  • - педагогическое наблюдение;
  • - диагностика;
  • - индивидуальная беседа;
  • - индивидуальные консультации;
  • - дифференцированные задания;
  • - творческие отчеты;
  • - учебные задания практикоориентированной направленности;
  • - проектная деятельность;
  • - исследовательская деятельность;
  • - игровая деятельность;
  • - лабораторная работа;
  • - экскурсия;
  • - профориентация;
  • - предметные олимпиады и конкурсы творческого и исследовательского характера.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. формирование целостной системы работы с обучающимися разных образовательных возможностей и способностей по повышению качества знаний по биологии;

2. удовлетворенность результатами своей деятельности;

3. качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

4. усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

5. повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

6. развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

7. развитие исследовательских способностей;

8. развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

9. выявление и анализ проблем, появившихся в ходе реализации программы.

            Пояснительная записка

Давно замечено, что если обучающиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети,  даже любознательные не хотят учиться. Почему это происходит?

На это существует целый комплекс причин:

1.недостаток внутренней мотивации учения у школьников.

2.Умственное недоразвитие, нарушение психических функций, из-за которых обучающимся невозможно овладеть учебным материалом или сделать это очень трудно.

3.Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, отсутствие специальных умений и навыков, а также силы воли.

4.Большой объем  и сложность учебного материала для  усвоения.

5.Отвлекающие факторы повседневной детской жизни (игра на компьютере, общение с друзьями, в том числе в социальных сетях).

6.Однообразие школьной жизни и учебного процесса, отсутствие ярких впечатлений.

7.Авторитарная позиция учителей и родителей, неумение стимулировать  и поощрять учебную деятельность.

Особенно заметным, на мой взгляд, снижение качества знаний, интереса к учебе, наблюдается у подростков в 7-9 классах. Поэтому и возникла необходимость создания такой программы.

Цель: 

Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия для повышения качества знаний у обучающихся по биологии.

Задачи:

1) разработать комплекс эффективных мер и механизмов по повышению качества знаний;

2) внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;

3) отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с обучающимися на уроках биологии;

4) работать над созданием положительной мотивации школьников к изучению биологии с целью качественной подготовки к ГИА обучающихся 9 классов;

5) стремиться организовывать  системно – деятельностный подход на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

 6) создавать педагогические условия для формирования устойчивого навыка по решению познавательных и исследовательских задач у обучающихся

    Результаты реализации программы:

- повышение качества знаний у обучающихся по учебному предмету «Биология»;

- повышения прочности биологических знаний и умений у обучающихся;

- создание более широких возможностей для успешной  сдачи ГИА по биологии за курс основной школы.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по повышению качества знаний:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для     развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип соответствия выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся: 

  • педагогическое наблюдение;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • творческие отчеты;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • ролевые игры;
  • повышение степени сложности заданий;
  • лабораторная работа;
  • экскурсия;
  • предметные олимпиады и конкурсы творческого и исследовательского характера.

Организация контроля за выполнением программы:

1. Системный мониторинг качества биологического образования:

- контроль текущих оценок по биологии;

- тематический контроль знаний по биологии;

- результаты промежуточной  аттестации;

- итоговой аттестации выпускников  9 класса.

2.Отчет о результатах выполнении программы (запланированных этапов) на педагогическом совете.

Этапы реализации программы:

I. Диагностический:

- изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности и информативной емкости;

- создание банка тестов для диагностирования обучающихся  по определению интеллектуальных способностей и уровня учебной мотивации;

- диагностика потенциальных возможностей обучающихся;

- анализ особых успехов и достижений обучающихся по предметам. 

II. Организационный:

 Создание условий, в которых происходит учебная деятельность:

- привлекательность школьных помещений (чистота, уют, живые цветы;

- теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителя;

- профилактика переутомления, снятие психологического напряжения во время динамических пауз на уроке, кратковременный отдых от умственных занятий;

- юмористические отступления;

- уважение к личности обучающегося, доверие к нему.

III. Практический:

Для совершенствования образовательного процесса:

1.использовать на уроках:

- логическое построение учебного материала;

- яркое, контрастное  изложение, чередование  видов деятельности;

- включение «интегрированных задач» межпредметного характера, для решения которых требуется привлечение знаний из различных областей;

- занимательную информацию;

- постоянно оперировать получаемыми знаниями;

- исследовательскую деятельность.

- тренинговые карты или тесты с заданиями различного уровня сложности.

2.разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для детей разных образовательных способностей и возможностей;

3.внедрять современные педагогические технологии.

IV этап. Аналитический этап:

1. Обобщение результатов, полученных в ходе реализации Программы.

2. Корректировка  Программы в соответствии с полученными результатами.

3. Отчет по итогам реализации Программы на педагогическом совете школы.

Использование современных образовательных технологий и их предполагаемая результативность

Информационно - коммуникационные технологии:

- разработка мультимедийных презентаций к урокам;

- разработка технологических карт урока с применением ИКТ;

- создание и использование компьютерных тестирующих программ;

- создание и подбор интерактивных моделей, «коллекции» флэш–анимационных роликов  для уроков биологии;

- применение ИКТ для активизации деятельности обучающихся (игровая деятельность).

Результаты применения:

- интенсификация деятельности учителя и ученика;

- развитие абстрактного мышления школьника;

подготовка к жизни в условиях информационного общества;

- экономия времени на уроке;

- разный уровень глубины погружения в материал;

повышение учебной мотивации;

- рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

- усовершенствование контроля знаний.

Проектная и исследовательская технологии развивают творческие способности, самостоятельную познавательную активность:

- организация коллективных учебных проектов;

- подбор тем проектно- исследовательской деятельности в соответствии с Рабочей программой по биологии по всем изучаемым темам;

- внедрение в практику краткосрочных исследовательских проектов на уроках биологии, в домашней работе;

- организация индивидуальных проектов.

Результаты применения:

- умение самостоятельно планировать свою деятельность и самостоятельно приобретать знания;

- формирование  активной познавательной и мыслительной деятельности обучающихся;

- максимальное раскрытие творческого потенциала обучающихся;

- усиление мотивации к изучению биологии;

- создание благоприятной атмосферы на уроке;

- повышение личностной самооценки;

- развитие у каждого ребенка позитивного образа себя и других;

- развитие коммуникативных навыков.

Технология критического мышления:

это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Результат применения:

- развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

- повышение уровня работоспособности на уроке;

- умение интегрировать информацию, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивает системное логическое мышление).

- формирование  у обучающихся  умения выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Технология проблемного обучения.

Результат применения:

- не только приобретение обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития;

- формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;

- развитие интереса к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

Здоровьесберегающие технологии помогают обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

- оздоровительная направленность обучения (проведение динамических пауз, гимнастики для глаз использование дидактических игр);

- адекватность учебных нагрузок;

- реализация межпредметных связей.

Результат применения:

- профилактика переутомления гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся;

- создание доброжелательного психологического микроклимата в

  ученическом коллективе;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- адаптация в социальном и образовательном пространстве.

Личностно-ориентированные технологии:

Результат применения:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

- оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

- разработка компетентностно-ориентированных заданий для уроков, направленных на развитие учебных универсальных действий;

- создание базы разноуровневых, вариативных заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

Работа с родителями

•        повышать уровень психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей;

•        расширять возможности в понимания своего ребенка, развитии своих взаимоотношений с детьми;

•        развивать  родительское самосознание и самоконтроль;

•        укрепление сотрудничества родителей со школой и учителем биологии.

Формы работы с родителями

  • Творческие и проблемные родительские собрания;
  • Групповые и индивидуальные консультации;
  • Привлечение родителей к проведению различных мероприятий;

Показатели результативности: 

- увеличение качества знаний по биологии;

- увеличение числа обучающихся, интересующихся предметной областью «Биология»;

- повышение интереса к биологическим знаниям, профессиям, связанных с биологией;

- увеличение числа обучающихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по биологии.

- уровень сформированности метапредметных УУД;

- уровень личностных достижений обучающихся

Результаты применения Программы:

 1. формирование целостной системы работы с обучающимися разных образовательных возможностей и способностей по повышению качества знаний по биологии;

2. удовлетворенность результатами своей деятельности;

3. качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

4. усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

5. повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

6. развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

7. развитие исследовательских способностей;

8. развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

9. совершенствование метапредметныхУУД;

10.выявление и анализ проблем, появившихся в ходе реализации программы

Приложения

Работа по повышению качества знаний по биологии:

Способы выявления у обучающихся

способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у обучающихся

способностей к интеллектуальной, творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- анализа результатов деятельности (работ учащихся);

- методики Н.Ц. Бадмаевой для

диагностики учебной мотивации

школьников

- наблюдения за проектной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности;

Работа по повышению качества знаний выстраивается с помощью:

- применения индивидуального подхода в работе с обучающимися разных образовательных способностей и    возможностей.  

- учета  возрастных особенностей детей;

- создания условий для вовлечения обучающихся  в активную познавательную деятельность;

- включения в образовательный процесс современных образовательных технологий;

-  родительских собраний и консультаций;

- исследовательской и проектной деятельности

Для определения к научной (интеллектуальной) деятельности

использую методики А.И.Савенкова:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«Биология»;

- выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности обучающегося;

- Использование дифференцированных заданий разного уровня сложности (базовый, повышенный, высокий) для работы на уроке и дома.

- создание творческих продуктов: синквейнов, мульти-медиа презентаций, кроссвордов, мини-проектов.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению (методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;

- диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ в течение учебного года

- педагогическое наблюдение

- Посильное привлечение к участию и

проведению предметных недель;

- посещение индивидуальных консультаций с целью ликвидации пробелов в знаниях;

- привлечение к исследовательской деятельности (участие в постановке биологического эксперимента к уроку и  т.д.)

- Выявление познавательной деятельности в группе, сотрудничество при решении учебных задач.

- Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д)

Участие в различных конкурсах,  интеллектуальных играх и других мероприятиях, где используется деятельность в группе

План работы

по повышению качества знаний обучающихся 7-9 классов в предметной области Биология

№п.п.

Виды  деятельности

Время реализации

Ответственные

Раздел 1 Организация учебной деятельности по повышению качества знаний обучающихся по биологии

1.1

Входная диагностическая работа  и ее анализ;

ежегодно

учитель

1.2

Введение в систему повторения тем, по которым были допущены ошибки во входной диагностической работе и

тем, по которым знания выпускников не соответствовали допустимому уровню;

регулярно

учитель

1.3

Формирование  навыков самостоятельной работы на уроке и дома;

регулярно

учитель

1.4

Контроль за выполнением домашних заданий

регулярно

учитель

1.5

Предметная недели «Биология»

октябрь, ежегодно

учитель

1.6

Защита творческих исследовательских и информационных проектов

апрель, ежегодно

учитель

1.7

Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, способствующих компетентностному развитию обучающихся

регулярно

учитель

1.8

Решение  заданий разного уровня сложности и типов (практикоориентированных, исследовательских и т.д.)

регулярно

учитель

1.9

Расширение использования в учебном процессе ИКТ

регулярно

 учитель

1.10

Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)

ежегодно

учитель

1.11

Организация индивидуальных и групповых консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде)

в течение года

учитель

1.12

психологические тренинги готовности к разного вида проверочных работ

в течение года

учитель

1.13

совершенствование умения работать с различными источниками информации

регулярно

учитель

1.14

дифференцированная работа с обучающимися;

регулярно

учитель

1.15

привлечение ресурсов дистанционного обучения;

по необходимости

учитель

Раздел 2 Психолого-педагогические условия работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

2.1

Повышение профессионального уровня педагога

1) самообразование;

2) повышение квалификации (курсы, вебинары и т.д.);

3) научно-практические конференции;

4) методические семинары;

5) взаимопосещения уроков

регулярно

учитель

2.2

Рассмотрение актуальных вопросов на заседаниях ШМО и РМО

Ежегодно по плану

учитель

Раздел 3Материально-технические и учебно-материальные условия работы по развитию творческих способностей обучающихся

3.1

Создание банка методических разработок

регулярно

преподаватель

3.2

Подборка информационных материалов по данной тематике

регулярно

учитель

Организация работы по повышению качества знаний обучающихся в 2020-2021 уч.г. по биологии

Направление работы

Время проведения

Составление рабочих программ для 7-9 классов

август

Входные диагностические работы

сентябрь

Установление причин снижения успеваемости обучающихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и  в ходе беседы с самим ребенком.

в течение года

Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию

сентябрь

Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся с целью ликвидации пробелов в знаниях и испытывающих трудности в освоении отдельных тем

согласно графика

Беседы по организации режима подготовки домашнего задания

сентябрь

Использование  дифференцированного  подхода  при организации самостоятельной работы на уроке

в течение года

Использование на уроках различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

в течение года

Подготовка к участию в ВОШ по биологии - школьной этап

сентябрь

Подготовка к участию в ВОШ по биологии - муниципальный этап

октябрь-декабрь

Предметная неделя по биологии

ноябрь

Применение опорных конспектов и схем, алгоритмов по выработке определенных умений и навыков

в течение года

Подготовка проектно-исследовательских работ

в течение года

Мониторинговые исследования по уровню удовлетворенности обучения.

январь

Использование заданий банка ФИПИ при контроле знаний

в течение года

Подготовка к успешной сдаче промежуточной аттестации 7-8 классов и ГИА(9 кл.)

в течение года

Участие в различных конкурсах и олимпиадах

в течение года

Дополнительные занятия на образовательных сайтах Интернета

в течение года

Использование различных интерактивных тренажоров

в течение года

Использование и создание мультимедиа презентаций

в течение года

Анализ результатов итоговой аттестации

май-июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа повышения качества образования. Раздел 4.

Участие в проведении независимых оценочных процедур качества образования...

Программа повышения качества образования обучающихся

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требо...

Программа повышения качества образования

Программа повышения качества образования...

Программа «Повышение качества образования обучающихся на 2017-20120 годы по географии»

1.Создание условий для повышения качества знаний по географии. 2.Создание модели мониторинга качества образования. 3.Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в р...

Программа повышения качества образования по русскому языку и литературе в 5-11 классах

Цель программы: повысить уровень знаний учащихся  по русскому языку и литературе без ущерба физического и психического состояния обучающихся.  ...

«Дорожная карта» по устранению выявленных пробелов по результатам ВПР и повышению качества образования по биологии

quot;Дорожная карта" по устранению выявленных пробелов по результатам ВПР и повышению качества образования по биологии...

Программа повышения качества образования обучающихся

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ СОО 2017-2020ГГ...