Программа повышения качества образования по биологии для обучающихся 7-9 классов
методическая разработка (7, 8, 9 класс)
Программа разработана для обучающихся 7-9 классов, так как, именно, в этот период происходит снижение интереса к учебе в силу многих причин. Целью программы является создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия для повышения качества знаний у обучающихся по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа повышения качества образования по биологии для обучающихся 7-9 классов. | 56.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
Гагаринский район, Смоленская область
Согласовано заместитель директора по УВР _________________Е.В. Макаренкова | Утверждаю директор МБОУ «Пречистенская средняя школа» __________________Н.В. Мелентьева |
ПРОГРАММА
повышения качества образования по биологии
для обучающихся 7-9 классов.
Учитель биологии, химии
высшей категории
Корешкова Ирина Александровна
2018-2023 г.г.
Паспорт программы
Наименование программы | «ПРОГРАММА повышения качества образования по биологии для обучающихся 7-9 классов». |
Основание для разработки программы |
|
Разработчик программы | Учитель высшей категории Корешкова И.А. |
Цель программы | Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия для повышения качества знаний у обучающихся по биологии. |
Задачи программы | 1) разработать комплекс эффективных мер и механизмов по повышению качества знаний; 2) внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний; 3) отбирать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с обучающимися на уроках биологии; 4) работать над созданием положительной мотивации школьников к изучению биологии с целью качественной подготовки к ГИА обучающихся 9 класса; 5) стремиться организовывать системно – деятельностный подход на всех этапах урока и внеурочной деятельности; 6) создавать педагогические условия для формирования устойчивого навыка по решению познавательных и исследовательских задач у обучающихся |
Исполнители основных мероприятий | Учитель высшей категории Корешкова И.А. |
Участники программы | Обучающиеся 7-9 классов |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы. Куратор Программы – заместитель директора по УВР Макаренкова Е.В. |
Время реализации программы | 2018-2023 г.г. |
Основные направления реализации программы | I этап. Диагностический: - изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности и информативной емкости; - создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей и уровня учебной мотивации; - диагностика потенциальных возможностей обучающихся; - анализ особых успехов и достижений обучающихся по предметам.
II этап. Организационный: Создание условий, в которых происходит учебная деятельность:
III этап. Практический: Для совершенствования образовательного процесса: 1.использовать на уроках: - логическое построение учебного материала; - яркое, контрастное изложение, чередование видов деятельности; - включение «интегрированных задач» межпредметного характера, для решения которых требуется привлечение знаний из различных областей; - занимательную информацию; - постоянно оперировать получаемыми знаниями; - исследовательскую деятельность. - тренинговые карты или тесты с заданиями различного уровня сложности. 2.разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для детей разных образовательных способностей и возможностей; 3.внедрять современные педагогические технологии. IV. Аналитический: 1. Обобщение результатов, полученных в ходе реализации Программы. 2. Корректировка Программы в соответствии с полученными результатами. 3. Отчет по итогам реализации Программы на педагогическом совете школы. |
Основные педагогические технологии, применяемые в ходе реализации программы |
|
Формы работы по повышению качества знаний у обучающихся |
|
Ожидаемые результаты реализации программы | 1. формирование целостной системы работы с обучающимися разных образовательных возможностей и способностей по повышению качества знаний по биологии; 2. удовлетворенность результатами своей деятельности; 3. качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей; 4. усиление мотивации на успешную учебную деятельность; 5. повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях; 6. развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся; 7. развитие исследовательских способностей; 8. развитие «чувства локтя», коммуникабельности. 9. выявление и анализ проблем, появившихся в ходе реализации программы. |
Пояснительная записка
Давно замечено, что если обучающиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети, даже любознательные не хотят учиться. Почему это происходит?
На это существует целый комплекс причин:
1.недостаток внутренней мотивации учения у школьников.
2.Умственное недоразвитие, нарушение психических функций, из-за которых обучающимся невозможно овладеть учебным материалом или сделать это очень трудно.
3.Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, отсутствие специальных умений и навыков, а также силы воли.
4.Большой объем и сложность учебного материала для усвоения.
5.Отвлекающие факторы повседневной детской жизни (игра на компьютере, общение с друзьями, в том числе в социальных сетях).
6.Однообразие школьной жизни и учебного процесса, отсутствие ярких впечатлений.
7.Авторитарная позиция учителей и родителей, неумение стимулировать и поощрять учебную деятельность.
Особенно заметным, на мой взгляд, снижение качества знаний, интереса к учебе, наблюдается у подростков в 7-9 классах. Поэтому и возникла необходимость создания такой программы.
Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия для повышения качества знаний у обучающихся по биологии.
Задачи:
1) разработать комплекс эффективных мер и механизмов по повышению качества знаний;
2) внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;
3) отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с обучающимися на уроках биологии;
4) работать над созданием положительной мотивации школьников к изучению биологии с целью качественной подготовки к ГИА обучающихся 9 классов;
5) стремиться организовывать системно – деятельностный подход на всех этапах урока и внеурочной деятельности;
6) создавать педагогические условия для формирования устойчивого навыка по решению познавательных и исследовательских задач у обучающихся
Результаты реализации программы:
- повышение качества знаний у обучающихся по учебному предмету «Биология»;
- повышения прочности биологических знаний и умений у обучающихся;
- создание более широких возможностей для успешной сдачи ГИА по биологии за курс основной школы.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по повышению качества знаний:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип соответствия выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
- педагогическое наблюдение;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- творческие отчеты;
- учебные задания практикоориентированной направленности;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- ролевые игры;
- повышение степени сложности заданий;
- лабораторная работа;
- экскурсия;
- предметные олимпиады и конкурсы творческого и исследовательского характера.
Организация контроля за выполнением программы:
1. Системный мониторинг качества биологического образования:
- контроль текущих оценок по биологии;
- тематический контроль знаний по биологии;
- результаты промежуточной аттестации;
- итоговой аттестации выпускников 9 класса.
2.Отчет о результатах выполнении программы (запланированных этапов) на педагогическом совете.
Этапы реализации программы:
I. Диагностический:
- изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности и информативной емкости;
- создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей и уровня учебной мотивации;
- диагностика потенциальных возможностей обучающихся;
- анализ особых успехов и достижений обучающихся по предметам.
II. Организационный:
Создание условий, в которых происходит учебная деятельность:
- привлекательность школьных помещений (чистота, уют, живые цветы;
- теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителя;
- профилактика переутомления, снятие психологического напряжения во время динамических пауз на уроке, кратковременный отдых от умственных занятий;
- юмористические отступления;
- уважение к личности обучающегося, доверие к нему.
III. Практический:
Для совершенствования образовательного процесса:
1.использовать на уроках:
- логическое построение учебного материала;
- яркое, контрастное изложение, чередование видов деятельности;
- включение «интегрированных задач» межпредметного характера, для решения которых требуется привлечение знаний из различных областей;
- занимательную информацию;
- постоянно оперировать получаемыми знаниями;
- исследовательскую деятельность.
- тренинговые карты или тесты с заданиями различного уровня сложности.
2.разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для детей разных образовательных способностей и возможностей;
3.внедрять современные педагогические технологии.
IV этап. Аналитический этап:
1. Обобщение результатов, полученных в ходе реализации Программы.
2. Корректировка Программы в соответствии с полученными результатами.
3. Отчет по итогам реализации Программы на педагогическом совете школы.
Использование современных образовательных технологий и их предполагаемая результативность
Информационно - коммуникационные технологии:
- разработка мультимедийных презентаций к урокам;
- разработка технологических карт урока с применением ИКТ;
- создание и использование компьютерных тестирующих программ;
- создание и подбор интерактивных моделей, «коллекции» флэш–анимационных роликов для уроков биологии;
- применение ИКТ для активизации деятельности обучающихся (игровая деятельность).
Результаты применения:
- интенсификация деятельности учителя и ученика;
- развитие абстрактного мышления школьника;
- подготовка к жизни в условиях информационного общества;
- экономия времени на уроке;
- разный уровень глубины погружения в материал;
- повышение учебной мотивации;
- рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
- усовершенствование контроля знаний.
Проектная и исследовательская технологии развивают творческие способности, самостоятельную познавательную активность:
- организация коллективных учебных проектов;
- подбор тем проектно- исследовательской деятельности в соответствии с Рабочей программой по биологии по всем изучаемым темам;
- внедрение в практику краткосрочных исследовательских проектов на уроках биологии, в домашней работе;
- организация индивидуальных проектов.
Результаты применения:
- умение самостоятельно планировать свою деятельность и самостоятельно приобретать знания;
- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности обучающихся;
- максимальное раскрытие творческого потенциала обучающихся;
- усиление мотивации к изучению биологии;
- создание благоприятной атмосферы на уроке;
- повышение личностной самооценки;
- развитие у каждого ребенка позитивного образа себя и других;
- развитие коммуникативных навыков.
Технология критического мышления:
это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Результат применения:
- развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
- повышение уровня работоспособности на уроке;
- умение интегрировать информацию, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивает системное логическое мышление).
- формирование у обучающихся умения выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология проблемного обучения.
Результат применения:
- не только приобретение обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития;
- формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;
- развитие интереса к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.
Здоровьесберегающие технологии помогают обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- оздоровительная направленность обучения (проведение динамических пауз, гимнастики для глаз использование дидактических игр);
- адекватность учебных нагрузок;
- реализация межпредметных связей.
Результат применения:
- профилактика переутомления гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся;
- создание доброжелательного психологического микроклимата в
ученическом коллективе;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- адаптация в социальном и образовательном пространстве.
Личностно-ориентированные технологии:
Результат применения:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
- оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
- разработка компетентностно-ориентированных заданий для уроков, направленных на развитие учебных универсальных действий;
- создание базы разноуровневых, вариативных заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
Работа с родителями
• повышать уровень психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей;
• расширять возможности в понимания своего ребенка, развитии своих взаимоотношений с детьми;
• развивать родительское самосознание и самоконтроль;
• укрепление сотрудничества родителей со школой и учителем биологии.
Формы работы с родителями
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Привлечение родителей к проведению различных мероприятий;
Показатели результативности:
- увеличение качества знаний по биологии;
- увеличение числа обучающихся, интересующихся предметной областью «Биология»;
- повышение интереса к биологическим знаниям, профессиям, связанных с биологией;
- увеличение числа обучающихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах по биологии.
- уровень сформированности метапредметных УУД;
- уровень личностных достижений обучающихся
Результаты применения Программы:
1. формирование целостной системы работы с обучающимися разных образовательных возможностей и способностей по повышению качества знаний по биологии;
2. удовлетворенность результатами своей деятельности;
3. качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
4. усиление мотивации на успешную учебную деятельность;
5. повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
6. развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;
7. развитие исследовательских способностей;
8. развитие «чувства локтя», коммуникабельности.
9. совершенствование метапредметныхУУД;
10.выявление и анализ проблем, появившихся в ходе реализации программы
Приложения
Работа по повышению качества знаний по биологии:
Способы выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - анализа результатов деятельности (работ учащихся); - методики Н.Ц. Бадмаевой для диагностики учебной мотивации школьников - наблюдения за проектной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности; | Работа по повышению качества знаний выстраивается с помощью: - применения индивидуального подхода в работе с обучающимися разных образовательных способностей и возможностей. - учета возрастных особенностей детей; - создания условий для вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность; - включения в образовательный процесс современных образовательных технологий; - родительских собраний и консультаций; - исследовательской и проектной деятельности |
Для определения к научной (интеллектуальной) деятельности использую методики А.И.Савенкова: - «Оценка общей одаренности»; - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предмету «Биология»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности обучающегося; | - Использование дифференцированных заданий разного уровня сложности (базовый, повышенный, высокий) для работы на уроке и дома. - создание творческих продуктов: синквейнов, мульти-медиа презентаций, кроссвордов, мини-проектов. |
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»; - диагностические работы; - анализ результатов контрольных работ в течение учебного года - педагогическое наблюдение | - Посильное привлечение к участию и проведению предметных недель; - посещение индивидуальных консультаций с целью ликвидации пробелов в знаниях; - привлечение к исследовательской деятельности (участие в постановке биологического эксперимента к уроку и т.д.) |
- Выявление познавательной деятельности в группе, сотрудничество при решении учебных задач. - Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д) | Участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх и других мероприятиях, где используется деятельность в группе |
План работы
по повышению качества знаний обучающихся 7-9 классов в предметной области Биология
№п.п. | Виды деятельности | Время реализации | Ответственные |
Раздел 1 Организация учебной деятельности по повышению качества знаний обучающихся по биологии | |||
1.1 | Входная диагностическая работа и ее анализ; | ежегодно | учитель |
1.2 | Введение в систему повторения тем, по которым были допущены ошибки во входной диагностической работе и тем, по которым знания выпускников не соответствовали допустимому уровню; | регулярно | учитель |
1.3 | Формирование навыков самостоятельной работы на уроке и дома; | регулярно | учитель |
1.4 | Контроль за выполнением домашних заданий | регулярно | учитель |
1.5 | Предметная недели «Биология» | октябрь, ежегодно | учитель |
1.6 | Защита творческих исследовательских и информационных проектов | апрель, ежегодно | учитель |
1.7 | Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, способствующих компетентностному развитию обучающихся | регулярно | учитель |
1.8 | Решение заданий разного уровня сложности и типов (практикоориентированных, исследовательских и т.д.) | регулярно | учитель |
1.9 | Расширение использования в учебном процессе ИКТ | регулярно | учитель |
1.10 | Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом) | ежегодно | учитель |
1.11 | Организация индивидуальных и групповых консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде) | в течение года | учитель |
1.12 | психологические тренинги готовности к разного вида проверочных работ | в течение года | учитель |
1.13 | совершенствование умения работать с различными источниками информации | регулярно | учитель |
1.14 | дифференцированная работа с обучающимися; | регулярно | учитель |
1.15 | привлечение ресурсов дистанционного обучения; | по необходимости | учитель |
Раздел 2 Психолого-педагогические условия работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся | |||
2.1 | Повышение профессионального уровня педагога 1) самообразование; 2) повышение квалификации (курсы, вебинары и т.д.); 3) научно-практические конференции; 4) методические семинары; 5) взаимопосещения уроков | регулярно | учитель |
2.2 | Рассмотрение актуальных вопросов на заседаниях ШМО и РМО | Ежегодно по плану | учитель |
Раздел 3Материально-технические и учебно-материальные условия работы по развитию творческих способностей обучающихся | |||
3.1 | Создание банка методических разработок | регулярно | преподаватель |
3.2 | Подборка информационных материалов по данной тематике | регулярно | учитель |
Организация работы по повышению качества знаний обучающихся в 2020-2021 уч.г. по биологии
Направление работы | Время проведения |
Составление рабочих программ для 7-9 классов | август |
Входные диагностические работы | сентябрь |
Установление причин снижения успеваемости обучающихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком. | в течение года |
Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию | сентябрь |
Организация и проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся с целью ликвидации пробелов в знаниях и испытывающих трудности в освоении отдельных тем | согласно графика |
Беседы по организации режима подготовки домашнего задания | сентябрь |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке | в течение года |
Использование на уроках различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | в течение года |
Подготовка к участию в ВОШ по биологии - школьной этап | сентябрь |
Подготовка к участию в ВОШ по биологии - муниципальный этап | октябрь-декабрь |
Предметная неделя по биологии | ноябрь |
Применение опорных конспектов и схем, алгоритмов по выработке определенных умений и навыков | в течение года |
Подготовка проектно-исследовательских работ | в течение года |
Мониторинговые исследования по уровню удовлетворенности обучения. | январь |
Использование заданий банка ФИПИ при контроле знаний | в течение года |
Подготовка к успешной сдаче промежуточной аттестации 7-8 классов и ГИА(9 кл.) | в течение года |
Участие в различных конкурсах и олимпиадах | в течение года |
Дополнительные занятия на образовательных сайтах Интернета | в течение года |
Использование различных интерактивных тренажоров | в течение года |
Использование и создание мультимедиа презентаций | в течение года |
Анализ результатов итоговой аттестации | май-июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа повышения качества образования. Раздел 4.
Участие в проведении независимых оценочных процедур качества образования...
Программа повышения качества образования обучающихся
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требо...
Программа повышения качества образования
Программа повышения качества образования...
Программа «Повышение качества образования обучающихся на 2017-20120 годы по географии»
1.Создание условий для повышения качества знаний по географии. 2.Создание модели мониторинга качества образования. 3.Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в р...
Программа повышения качества образования по русскому языку и литературе в 5-11 классах
Цель программы: повысить уровень знаний учащихся по русскому языку и литературе без ущерба физического и психического состояния обучающихся. ...
«Дорожная карта» по устранению выявленных пробелов по результатам ВПР и повышению качества образования по биологии
quot;Дорожная карта" по устранению выявленных пробелов по результатам ВПР и повышению качества образования по биологии...
Программа повышения качества образования обучающихся
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ СОО 2017-2020ГГ...