Программа повышения качества образования по русскому языку и литературе в 5-11 классах
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Анастасия Владимировна Абраменкова

Цель программы: повысить уровень знаний учащихся  по русскому языку и литературе без ущерба физического и психического состояния обучающихся.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»

Гагаринский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Е.В. Макаренкова

Утверждаю

директор МБОУ «Пречистенская средняя школа» __________________Н.В. Мелентьева

ПРОГРАММА  ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

Учитель русского языка и литературы

первой категории

Абраменкова Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

Караваева Нина Николаевна


С. Пречистое

2018 г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа повышения качества образования на уроках русского языка и литературы для обучающихся 5-11 классов

Основание для разработки программы

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
  • Устав школы.

Разработчик программы

Учитель русского языка и литературы

первой категории

Абраменкова Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

Караваева Нина Николаевна

     Цель программы

повысить уровень знаний учащихся  по русскому языку и литературе без ущерба физического и психического состояния обучающихся.    

Задачи программы

1) создание положительной мотивации школьников к изучению русского языка и литературы с целью качественной подготовки к итоговой аттестации;

2) организация системно-деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий;

4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения русского языка и литературы с использованием тематического контроля;

 5) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка;

 6) выявить факторы влияющие на качество знаний учащихся (психологическое тестирование) .

Исполнители основных мероприятий

Учитель русского языка и литературы

первой категории

Абраменкова Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

Караваева Нина Николаевна

школьный библиотекарь  Яковлева Татьяна Васильевна, заведующая Пречистенским сельским филиалом МБУК «Гагаринская МЦБС»

Участники  программы

Обучающиеся 5-11 классов

 Система организации контроля  за ходом реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Куратор Программы - зам. директора по УВР Макаренкова Е.В.

Время реализации программы

2018-2024 г.г.

Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный 2018-2019 г;

2 этап – практический, включающий реализацию, анализ и обобщение результатов повседневной работы 2020-2022 г;

3 этап – завершающий, включающий анализ результативности работы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения целей 2024 г.

Основные направления реализации программы

  • Диагностика качества знаний по классам (стартовая и итоговая диагностики)
  • Развитие интереса и мотивации, как факторы повышающего активность учащихся  на уроках русского языка и литературы
  • Повышение уровня обученности

Основные применяемые педагогические технологии

  1. ИКТ
  2. Технология проблемного обучения;
  3. Технология  сотрудничества;
  4. Технология проектного обучения;
  5. Технология личностно-ориентированного обучения
  6. Игровые технологии
  7. Технология критического мышления
  8. Здоровьесберегающая технология

Формы работы

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практико-ориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • олимпиады, конкурсы,  выставки творческих работ;
  • работа в малых группах;
  •  кружковая работа;
  • задания творческого и нестандартного характера;
  • работа со словарями и справочниками.

Ожидаемые результаты реализации программы

Включение в содержание уроков русского языка и литературы  новых видов, форм, инновационных технологий.

Разное сочетание традиционных и инновационных подходов

Формирование вариативной части программы по русскому языку и литературе, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы.

Усиление образовательной направленности курса русского языка и литературы.

Построение учебно-воспитательного процесса  русского языка и литературы с учетом педагогических технологий образования.

Оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков.

Внедрение в систему уроков по русскому языку и литературе профессиональной компетентности.

Организация и проведение встреч с выпускниками школы, экскурсии на предприятия города.

Пояснительная  записка

Повышение качества образования – актуальная  проблема не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Состояние здоровья школьников во многом зависит от работы учителя и особенно от качества занятий на уроках  русского языка и литературы. В современных условиях от учителя требуется не только хорошие знания материала, но и глубокая теоретическая подготовка, широкая эрудиция, знание возрастной психологии, физиологии, высокие нравственные качества.

Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока русского языка и литературы необходимо использование следующих технологий:

Цель программы: повысить уровень знаний учащихся  по русскому языку и литературе  без ущерба физического и психического состояния обучающихся.    

Задачи: 1 создание положительной мотивации школьников к изучению русского языка и литературы с целью качественной подготовки к итоговой аттестации;

2) организация системно - деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;

3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий;

4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения русского языка и литературы с использованием тематического контроля;

 5) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка;

 6) выявить факторы, влияющие на качество знаний учащихся (психологическое тестирование).

Необходимостью создания системы мер по повышению качества знания по русскому языку и литературе   стало ряд причин:

1 категория: низкий уровень предшествующей подготовки ученика, неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, отсутствие заботы родителей), недостатки воспитанности, слабое умственное развитие.

2 категория: недоработка в предыдущих классах, недостаточный интерес к предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

3 категория: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, пропуски уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашнего задания.

Информационно - коммуникационные технологии

активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, внеурочных мероприятиях; обогащение содержания уроков.

Результаты:

•        активизация познавательной деятельности обучающихся;

•        высокая степень дифференциации обучения;

•        рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

•        усовершенствование контроля знаний;

•        рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока.

Технология личностно-ориентированного обучения

Сущность технологии заключается в:

  • личностно-ориентированном характере обучения;
  • индивидуальном подходе к каждому ребёнку при организации занятий;
  • формировании осознанной потребности в приобретении новых знаний.

Результаты:

 – создание творческой атмосферы на уроке,

 – развитие индивидуальных способностей детей,

 – активизация мышления учащихся,

 –формирование интереса к русскому языку и литературе;

 – самооценка

Проектная технология — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Результаты:

– реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;

– формирование  активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

– усиление мотивации к изучению предмета;

– создание благоприятной атмосферы на уроке;

– исключение монологического преподнесения учебного материала.

Игровые технологии

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Результат: ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы образовательной  деятельности с  помощью предмета русский язык и литература.

Технология критического мышления – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам;

– способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;

– учащиеся овладевают умением интегрировать информацию, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивает системное логическое мышление);

– формирует у учащихся  умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Технология проблемного обучения.

Результат:

использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)

Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество  образования.

Здорвьесберегающие технологии –  создание условий  для сохранения здоровья школьников на период обучения в школе.

Результат:

рациональная плотность урока; использование на  уроке  вопросов, связанных со здоровьем учащихся, содействующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности; предпочтение методов и приёмов обучения, содействующих развитию инициативы и творчества учащихся; формирование мотивации учащихся; реализация  индивидуального подхода к учащимся с учетом их личностных возможностей; организация на уроке благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки; введение в урок приемов и методов, способствующих познанию возможностей своего организма, развитию самооценки уровня своего физического развития.

1. ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- доступность;

- прочность;

- сознательность и активность;

- демократичность;

- учет индивидуальных способностей.

2. ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Задавая вопрос: что способствует повышению эффективности урока, имеем ввиду целеустремлённую активность учеников в процессе обучения. Активность, проявляемая учениками на уроке, может быть представлена в двух видах:

- познавательная;

- двигательная.

Познавательная активность учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по предмету. В этом случае ученик придает значение содержательной стороне обучения.

Интерес - это положительное отношение к чему - либо, побуждающее человека проявить активность для познания интересующего.

Интерес учащихся на уроках русского языка и литературы отличается разнообразием целевых установок учащихся:

- изучить новый материал на уроке;

- закрепить уже  полученные знания и умения;

- укрепить здоровье;

- сформировать навыки исследования и трудолюбия;

- развивать нравственные и психические качества.

Интерес познавательной деятельности – мощный двигатель обучения и учения. От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности. В практике осуществляется стимуляция познавательного интереса через организацию учебной деятельности учащихся. В ходе обучения познавательный интерес выступает как мотив не только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания.

Стимулами, связанными с организацией и характером протекания учебной деятельности, являются:

 – многообразие форм самостоятельной работы, их сменяемость (это стимулирует активную деятельность, помогает осознать необходимость в преодолении трудностей, заставляет думать);

 – проблемность изучения материала, ее стимулы, способствующие развитию и укреплению познавательного интереса.

Среди условий, при которых развивается познавательная активность учащихся, выделяются следующие:

 – пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, потому что вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;

 – разнообразие видов деятельности на уроке;

 – осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности освоения намеченных учителем действий на уроке;

 – связь нового материала с ранее изученным;

 –доступность учебного материала, характеризующегося определенной степенью трудности, сложности;

 – своевременность контроля и оценки результатов деятельности учащихся;

 –  яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного эмоционального тонуса.

3. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

Самым важным в любой учебной программе по русскому языку и литературе является раздел «Основы знаний», в ходе которого идет формирование новых знаний, умений и навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал с указанием всевозможных видов деятельности учащихся и использование различных носителей информации.

Содержание специальных основ знаний, так же как и общих, определяется учебной программой.   Делается это с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности школьников.

4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала уроков русского языка и литературы с содержанием других предметов, таких как история, обществознание, география, музыка, ИЗО, математика, химия  и т.д.

 

5. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ

Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьника.

Положительный настрой в начале урока при постановке познавательных задач поддерживается в дальнейшем при организации выполнения учебных задний.

 Ученик должен знать не только то, что он выполняет, но и как надо выполнить. Учащиеся самостоятельно учатся творческому выполнению заданий, способам и приемам учебной деятельности.

Зная, как нужно работать в этом или ином случае, учащиеся с меньшей затратой времени и сил, с большей эффективностью усваивают новые знания и умения. Все это способствует развитию познавательного интереса, вызывает желание узнать больше, укрепляет веру в собственные силы. Например: в одном случае дается учащимся инструктаж, как лучше выполнить задание, в другом - необходимо вспомнить связь с ранее изученным материалом, объяснить допущенные ошибки, осмыслить действия (задания), выделить в них главное.

Для осуществления самоконтроля на уроке применяются специальные карточки с некоторыми типичными ошибками. Такой анализ ошибок позволяет выявить, кто из учеников не умеет еще осуществлять контроль и самоконтроль, кому стоит помогать.

При взаимооценке используются сравнения. Например, демонстрируется одно и то же задание  в разных вариантах, в одном из них допущена неточность. Ученики должны назвать ошибки, определить причины, вызвавшие их, указать, как исправить.

Создание положительного эмоционального фона так же способствует созидательной активной деятельности на уроках. Как правило, он формируется у учащихся еще до начала урока и должен сохраниться на всем его протяжении. Эмоциональный фон может меняться по ходу занятий.

Зависит он, прежде всего, от самочувствия учеников, их интереса к предмету, к логическим  операциям, от настроения, от оценок их деятельности. Существует несколько методов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих положительные эмоции у учащихся, выполняющих различные  операции.

Использование игровых и соревновательных методов повышает эмоциональный фон урока.   Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В числе основных задач  воспитания  по русскому языку и литературе следует считать задачу, связанную с формированием у учащихся потребности в освоении знаний.

Важным качеством является способность организовывать   действия по использованию  алгоритмов, иллюстрациями, таблицами, в которых описаны те или иные действия. Нет необходимости доказывать, что лишь овладевая достаточно высоким кругом знаний, учащиеся получат возможность грамотно и осмысленно заниматься на уроках, важно уметь планировать самостоятельные занятия - значит учить школьников думать как при выполнении упражнений, так и при самостоятельном подборе заданий, который можно поручать ученикам в соответствии с возрастом уже с младших классов.

Таким образом, уроки русского языка и литературы  приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается   познавательная активность учащихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам русского языка и литературы.

Формы работы:

•        наблюдения;

•        диагностика;

•        беседы с участниками образовательного процесса;

•        консультации;

•        дифференцированные задания;

•        учебные задания практико-ориентированной направленности;

•        проектная деятельность;

•        игровые технологии;

•        соревнования,    олимпиады, конкурсы;

•        работа в малых группах;

•        кружковая деятельность;

•        задания творческого и нестандартного характера;

Комплекс мер по повышению качества преподавания русского языка и литературы

Цель: Повышение качества школьного образования

Решение поставленной цели будет осуществляться через:

  • совершенствование  профессиональной компетентности педагога в вопросах  реализации  системно-деятельностного подхода и  оценки качества результатов образования;
  • оценку качества учебного и программно-методического фонда;  
  • применение в процессе обучения информационных технологий.

Началом работы по повышению качества знаний по русскому языку и литературе должно стать проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации (используются методики: Социометрия, Методика «Наши отношения», Методики А. А. Андреева и Е. Н. Степанова) учебной деятельности.

 По результатам диагностики можно увидеть, кто из учащихся имеет высокий уровень мотивации, средний уровень, а кто - сниженный уровень.

На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Месяц  

Проблема и ее причина  

Меры по устранению проблемы  

Прогнозируемый результат

Сентябрь

Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе

Беседы по организации режима подготовки домашних заданий. Своевременный контроль ЗУН. Проведение мониторинга и олимпиады

Активизация мотивации обучения. Адаптация учащихся к учебному труду

Октябрь

Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся

Проведение консультаций для учащихся, имеющих пробелы и испытывающих трудности в освоении отдельных тем. Индивидуальная работа с учащимися  

Устранение пробелов, ликвидация трудностей в освоении тем.  Повышение уровня обученности

Ноябрь

Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам  I триместра

Формирование групп взаимной помощи из учащихся. Работа по консультированию пробелов и трудностей. Поощрение хороших учащихся за помощь отстающим.  Участие в олимпиадах, конкурсах и выставках

Повышение мотивации учения у слабоуспевающих учащихся

Декабрь

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся  Индивидуальная работа с учащимися

Оптимальное использование часов школьного компонента. Работа кружков

Ликвидация пробелов. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся

Январь

Недостаточное внимание к учащимся, успешно справляющимся с учебой

Участие в олимпиадах

Возрастание престижа знаний в детском коллективе

Февраль

Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок

    Работа кружка

Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся

Март

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией за II триместр

Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания

 Снижение количества  учащихся с «3»

Апрель

Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год

Организация индивидуальных занятий  

Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала

Май

Проблема успешного проведения годовой и итоговой аттестации

Продолжение повторения, тренировочные и контрольные работы. Защита проектов

Четко организовывается успешная годовая аттестация

Результативность  может быть определена по следующим показателям:

- устойчивый интерес к предмету;

- отсутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной;

- улучшении состояния здоровья;

- повышения физической работоспособности;

- развитие личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, воли.

Ожидаемые результаты:

- включение в содержание уроков русского языка и литературы новых видов, форм, инновационных технологий;

- разное сочетание традиционных и инновационных подходов;

- формирование вариативной части программы по русскому языку и литературе, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы;

- усиление образовательной направленности курса русский язык и литература;

- построение учебно-воспитательного процесса русского языка и литературы с учетом педагогических технологий образования;

- оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков;

- внедрение в систему уроков по русскому языку и литературе  профессиональной компетентности;

- организация и проведение встреч с выпускниками школы, экскурсии на предприятия города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования по русскому языку и литературе

Повышение качества образования учащихся 5-11 классов по русскому языку и литературе...

Доклад на тему: «Формирование учебной мотивации как одна из проблем повышения качества образования по русскому языку»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно,...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературеакцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности са...

Мониторинг качества образования по русскому языку в 8 классе.

Данный мониторинг составлен по результатам контрольных работ в течение учебного года. Дается подробный текстовый анализ. Результаты представлены в виде диаграммы...

План повышения качества образования по русскому языку и литературе

План повышения качества образования по русскому языку и литературе...