Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лукоморье»
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Шнайдт Ольга Сергеевна

Кукольный театр – это мощный стимул для эмоционального развития ребёнка любого возраста и формирование способностей. Сегодня данный вид искусства очень актуален значит для гумманизации образования и воспитания. В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Словарный запас детей становиться беднее, речь не выразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Поэтому проблема содержательного досуга детей и подростков всегда актуальна.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shnaydt_programma_lukomore.docx77.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Рассмотрено на:                                                                           Утверждаю:

Педагогическим советом                                                       Директор МБУ ДО

МБУ ДО «Дом детского творчества»                          «Дом детского творчества»

«____»___________20___года                                              ____________Г.М. Конради

Протокол №______________                                                 «___»___________20____г.

Председатель__________Г.М. Конради

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Лукоморье»

педагога дополнительного образования

Шнайдт Ольги Сергеевны

Срок реализации программы 1год (трудоемкость 144 часа)

Художественная направленность.

Целевая группа 12-15 лет

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Шнайдт Ольги Сергеевны.

Исилькуль 2020

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3
  2. Учебно- тематический план…………………………………………………………...6
  3. Содержание программы………………………………………………………………11
  4. Контрольно –оценочные средства……………………………………………………22
  5. Условия реализации программы……………………………………………………...24
  6. Список литературы………………………………………………………………….....29
  7. Приложение…………………………………………………………………………….31

1.Пояснительная записка

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лукоморье» для детей 12-15 лет составлена на основании следующих документов:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарте основного общего образования от 17.12.2010 №1897.

3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной ОС ии ости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).

4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

7. Устава образовательного учреждения (содержание и структура определяются в соответствии со статьей 13 Закона «Об образовании»);

Актуальность.

      Кукольный театр – это мощный стимул для эмоционального развития ребёнка любого возраста и формирование способностей. Сегодня данный вид искусства очень актуален значит для гумманизации образования и воспитания. В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Словарный запас детей становиться беднее, речь не выразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Поэтому проблема содержательного досуга детей и подростков всегда актуальна.        

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лукоморье» предназначена для детей среднего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 12-15 лет. Общий объём составляет 144 часа, из них 10 часов из 30 часов 5 раздела отведены на самостоятельную работу (дистанционную). Продолжительность занятий в группе - 2 часа, 2 раза в   неделю. Программа реализуется в условиях в специализированого кабинета в МБУ ДО «ДДТ», который оснащен всем необходимым оборудованием и инвентарем.

Характеристика целевой группы. Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемы.   Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает художественный вкус. А это уже конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Все это способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Таким образом, театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей творческого потенциала.

Условиями набора детей в группу: Набор в группу производится без конкурсного отбора.

 Количество занимающихся в каждой группе:20 человек.

  Форма организации детского объединения-кружок.

  Форма реализации программы-очная с применением дистанционного обучения.  Перечень форм обучения: - Согласно Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

 Основными формами обучения являются:

- занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом возрастных особенностей занимающихся;

-индивидуальные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению.

-самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;

-участие образовательных событиях МБУ ДО «ДДТ»;

-входная диагностика и итоговая аттестация обучающихся.

     В периоды особых режимных условий (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам) может обеспечиваться переход обучающихся на дистанционное обучение. Под дистанционным обучением понимается реализация программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе электронных ресурсов (мини-сайт, мессенджер WhatsApp).

Виды занятий, применяемые при организации дистанционного обучения:

1. Видео-занятие – видео-занятие в записи или просмотр видео занятия с последующим его совместным анализом;

2. Организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся – учебный процесс, связанный с обменом информацией между педагогом и обучающимся на основе учебных материалов, направленных педагогом обучающемуся по установленным каналам связи.

3. Индивидуальное занятие – занятие с обучающимся в реальном времени. Индивидуальное занятие в условиях дистанционного обучения – это видео общение педагога и обещающегося.

4. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных форматах в установленный для обучающихся промежуток времени и по установленному.

Цель программы: формирование творческих способностей детей среднего школьного возраста, по средствам кукольного театрального искусства.

Задачи:

- сформировать представление о кукольном театральном искусстве, театре,

- обучить техникам актерского мастерства

-развивать индивидуальные творческие способности детей; воображение, пространственное мышление детей;

-Формировать навыки общения детей со сверстниками в процессе совместной театрализованной   деятельности.

Планируемые результаты

1. Личностные:

- демонстрируют умения работать в индивидуально, группе, коллективе; настойчивость, самоорганизованость.

-умеют выступать перед публикой, сверстниками.

2.Метапредметные: 

-Самостоятельно комбинируют различные приемы работы при создании спектакля;

-понимают и принимают учебную задачу, сформулированную педагогом;

-умеют договариваться и распределять функций ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

3.Предметные:

-подбирают музыкальное оформление спектаклей.

-Решают художественно-творческие задачи, пользуясь эскизами, дидактическим материалом.

-Придумывают и создают куклы, декорации более сложного характера.

                             

                                                            2. Учебно- тематический план

№ п\п

     Перечень Разделов (модулей) и тем

              Количество часов

    всего

теория

практика

1

Вводное занятие

    2

     2

2

«История театра кукол»

    8ч

     4ч

2.1

Театр кукол в Древней Греции

2

2

2.2

История перчаточных кукол

2

2

2.3

Выставка рисунков «Моя любимая кукла».

2

2

2.4

Изготовление кукол из подручных материалов.

2

2

3

«Сценическая речь»

    10ч

     4ч

3.1

Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции. Основы правильного дыхания при произношении.

2

2

3.2

Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Упражнения на мелодичность голоса. Упражнения на установку дикции

2

2

3.3

Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями.

2

2

3.4

Игра – драматизация по сюжету стих. «Федорино горе» (К. Чуковский)

2

2

3.5

Игры-драматизации с куклами на тему знакомых сказок («Медвежонок-невежа» А. Барто.)

2

2

4

«Секреты сценического мастерства»

16ч

14ч

4.1

Жест – язык действия куклы

2

4.2

Кукла – как эмоциональный образ и его воздействие на зрителя

2

4.3

Упражнения и этюды с куклой на создание свободного индивидуального образа «Угадай кто я»,

2

4.4

Упражнения на развития навыков общения со зрителем через куклу

2

4.5

Этюдный тренаж: развитие внимания, памяти, эмоций. Творческие задания на закрепление знаний.

2

4.6

Перенос на сцену жизненных наблюдений

2

4.7

Этюды на воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Этюды на отработку походки, жеста, оценки, общения.

2

4.8

Мастерская актера

2

5

«Работа с куклой» (самостоятельная работа)

30ч

26ч

5.1

«Красная шапочка». Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале просмотренного. (дистанционно)

2

5.2

Основные правила вождения куклы за ширмой. Работа над основным положением перчаточной куклы.

2

5.3

Создание сценического пространства, умение ориентироваться за ширмой, определять основное место

2

5.4

Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек. Сценки с изготовленными куклами. (дистанционно)

2

5.5

Упражнения и этюды с куклами на простейшие виды общения без слов.

2

5.6

Просмотр кукольного спектакля «Снегурочка».  (дистанционно)

2

5.7

Коллективное сочинительство (что было бы, если бы…). Игры – драматизации с куклами на выдуманные истории.

2

5.8

Отработка кукловождения с предметами (взять, отдать, передать, бросить, поймать и т.д.). (дистанционно)

2

5.9

Упражнения за ширмой, отработка походки, остановка в движении.

2

5.10

Театральные игры на развитие пластики рук: «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи», «Скульптор», «Бабочки». (дистанционно)

2

5.11

Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение о кукольных образах и места действия.

2

5.12

Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев.

2

5.13

Упражнения и этюды с куклой на решение актерских задач, учитывая конкретные особенности персонажа

2

5.14

Групповые упражнения с куклой – этюды. Оценка происходящего через куклу.

2

5.15

Закрепление материала по пройденному разделу.

2

6

«Изготовление куклы»

   16ч

12ч

6.1

Знакомство с технологией изготовления кукол и декораций из различных материалов

2

6.2

Развитие двигательной моторики пальцев рук.

2

6.3

Изготовления головы кукол способом «Папье – маше».

2

6.4

Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка

2

6.5

Извлечение пластилина из заготовки, склейка формы головы. Индивидуальная работа по разрисовки головы.

2

6.6

Завершение работы по изготовлению головы куклы способом «Папье – маше».

2

6.7

Раскройка и шитье одежды для перчаточной куклы. Изготовление патронки, склеивание патронки и головы куклы.

2

6.8

Склейка головы и костюма. Завершение работы по изготовлению перчаточной куклы.

7

«Постановка кукольного спектакля»

   62

6

56

7.1

Выбор сказки для постановки. Беседа о прочитанном.

2

7.2

Определение темы, идеи, сверхзадачи, конфликта.

2

7.3

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах

2

7.4

Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.

2

7.5

Работа над ролью. Формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями

2

7.6

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со    словами своей роли

2

7.7

Работа за ширмой. Распределение сил внутри каждой сцены, спектакля в целом.

2

7.8

Понятие «Выразительные средства». Поиск и обсуждение выразительных средств по сюжету пьесы.

2

7.9

Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Развитие чувство партнёрства за ширмой.

2

7.10

Занятия сценическим движением кукол, определение мизансцен, пластичного и речевого поведения героев сказки.

2

7.11

Взаимодействие на ширме всех героев пьесы, соединения действия куклы со словами своей роли.

2

7.12

Мизансценирование по сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным сопровождением.

2

7.13

Изготовление эскиза афиши, декораций. Изготовление декоративных элементов.

2

7.14

Работа с куклами (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращение кукол кдруг другу и к определенному объекту). Работа кукол с предметами.

2

7.15

Индивидуальная работа над характером роли. Отработка внутренней и внешней характерности персонажей и их сценических задач.

2

7.16

Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный подход к достижению цели

2

7.17

Совершенствование умения детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

2

7.18

Совершенствование умения детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

2

7.19

Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, элементов костюмов, музыкального сопровождения, света.

2

7.20

Групповые и индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться выразительности действия кукол.

2

7.21

Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода по сюжету постановки.

2

7.22

Индивидуальные и групповые репетиции кукольного спектакля.

2

7.23

Проверка и изготовление недостающей бутафории к пьесе. Ремонт кукол и изготовление деталей костюма куклы.

2

7.24

Отработка основного ритма движения кукол, танцевальных движений куклы.

2

7.25

Монтировочные репетиции, прогоны.

2

7.26

Репетиция прогон.

2

7.27

Репетиция прогон.

2

7.28

Репетиция прогон.

2

7.29

Репетиция прогон.

2

7.30

Генеральная репетиция, прогон.

2

7.31

Итоговое занятие Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа.   Подведение итогов.

    2

2

 

           ИТОГО:

   144 

    26

   118

3. Содержание программы

1.Вводное занятие.

Тема 1.1 Знакомство с дополнительной образовательной программой «Лукоморье».  Правила поведения на занятиях.  Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д.

Форма проведения: лекция

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста.

Дидактическая единица: понятия- театр, этюд, пьеса.

Теория: инструктаж по технике безопасности

Форма контроля: устный опрос

                                              2. История театра кукол.

Тема 2.1 Театр кукол в Древней Греции. 

 Форма проведения: лекция

Вид деятельности: Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки,

Дидактическая единица: амфитеатр, актер.

Теория: древняя Греция,

Форма контроля: устный опрос

Тема 2.2 История перчаточных кукол.

Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол. Перчаточная кукла – история Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки и др. Викторина «В мире кукол».

 Форма проведения: Беседа с игровыми элементами.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации,

Дидактическая единица: понятие ширма, сцена, кукловод

Теория: виды кукол, манера ведения каждой куклой, составляющие части. 

Форма контроля: устный опрос.

Тема 2.3 Выставка рисунков «Моя любимая кукла».

Форма проведения: Практические занятия

Вид деятельности: Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь)

Дидактическая единица: афиша, овации.

Практика: подготовка к выставке.

Форма контроля: выставка рисунков.

Тема 2.4 Изготовление кукол из подручных материалов. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: жест, папье-маше.

Практика: создание образа своей куклы.

Форма контроля: устный опрос.

3.  Сценическая речь.

 Тема 3.1. Основы правильного дыхания при произношении. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: импровизация этюда.

Дидактическая единица: Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции

Практика: отработка правильного дыхания при произношении, Упражнения со скороговорками, чистоговорками. Упражнения на развитие дыхания «Шар», «Свечка», «Самолет» и др.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 3.2 Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Упражнения на мелодичность голоса. Упражнения на установку дикции. 

Форма проведения: практическое занятие.

Вид деятельности: Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Упражнения на мелодичность голоса.

Дидактическая единица: мелодичность голоса.

Практика: Упражнения на установку дикции.  

Форма контроля: устный опрос.

Тема 3.3 Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями.

Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков.

Форма проведения: практическая.

Вид деятельности: Работа со стихотворными произведениями.

Дидактическая единица: кулисы, карман.

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

Тема 3.4 Игра – драматизация по сюжету стих. «Федорино горе» (К. Чуковский)

Форма проведения: практическая.

Вид деятельности: Работа со стихотворными произведениями.

Дидактическая единица: кулисы, карман.

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

  Тема3.5 Игры-драматизации с куклами на тему знакомых сказок («Медвежонок         невежа» А. Барто.)

Форма проведения: практическая.

Вид деятельности: Работа со стихотворными произведениями.

Дидактическая единица: кулисы, карман.

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

4. Секреты сценического мастерства

Тема 4.1 Жест – язык действия куклы.

Работа за ширмой, индивидуальный подход к образу. Отработка жестов за ширмой через действие героя. Физическое действие рук кукловода сочетается с пластическим действием куклы.

Форма проведения: практическая работа с куклой. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков.

Вид деятельности: Работа с куклой, отработка движения кукол за ширмой.

Дидактическая единица: декорации, бутафория.

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

Тема 4.2 Создание сценического образа. Кукла – как эмоциональный образ и его воздействие на зрителя

Форма проведения: практическая работа с куклой.

Вид деятельности: Работа с куклой, отработка движения кукол за ширмой.

Дидактическая единица: декорации, бутафория. Эмоции. Образ

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

Тема 4.3 Упражнения и этюды с куклой на создание свободного индивидуального образа «Угадай кто я»,

Форма проведения: практическая работа с куклой.

Вид деятельности: Работа с куклой, отработка движения кукол за ширмой.

Дидактическая единица: «Характер», «Физическое действие», «Ритм», «Артистичность куклы», «Импровизация». «Эмоциональное состояние героев».

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

Тема 4.4 Упражнения на развития навыков общения со зрителем через куклу.

Форма проведения: практическая работа с куклой. Беседа – диалог «Творческие качества – актера- кукольника».

Вид деятельности: Работа с куклой, отработка движения кукол за ширмой.

Дидактическая единица: «Характер», «Физическое действие», «Ритм», «Артистичность куклы», «Импровизация». «Эмоциональное состояние героев».

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

Тема 4.5 Этюдный тренаж: развитие внимания, памяти, эмоций.

Развитие актерской смелости с помощью игровых заданий и упражнений с куклой.

Форма проведения: Творческие задания на закрепление знаний.

Вид деятельности: Работа с куклой, отработка движения кукол за ширмой.

Дидактическая единица: «Характер», «Физическое действие», «Ритм», «Артистичность куклы», «Импровизация». «Эмоциональное состояние героев».

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

Тема 4.6 Перенос на сцену жизненных наблюдений (узнаваемость образа), точное представление о том: что делаю? для чего делаю? как делаю?

Форма проведения: Творческие задания на закрепление знаний.

Вид деятельности: Работа с куклой, отработка движения кукол за ширмой.

Дидактическая единица: «Характер», «Физическое действие», «Ритм», «Артистичность куклы», «Импровизация». «Эмоциональное состояние героев».

Практика: Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.

Форма контроля: устный.

 4.7 Этюды на воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене.

Форма проведения: практическая работа.

Вид деятельности: Работа с куклой, отработка движения кукол за ширмой.

Дидактическая единица: диалог, жест, монолог.

Практика: Упражнения на отработку походки, жеста, оценки, общения.

Форма контроля: наблюдение за действиями.

 4.8 «Мастерская актера». Развитие умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к кукольному спектаклю «Рукавичка».  Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию.

Форма проведения: практическая работа.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: диалог, жест, атрибуты.

Практика:

Изготовление атрибутов к спектаклю

Форма контроля: устный

5. Работа с куклой. (дистанционная работа)

            

Тема 5.1 «Красная шапочка». (дистанционно) https://www.youtube.com › watch 

Форма проведения: практическая работа.

Вид деятельности: чтение, импровизация.

Дидактическая единица: Реквизит, ремарка, репертуар

Практика: Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале просмотренного.

Форма контроля: (через приложение WhatsaApp)

Тема 5.2 Основные правила вождения куклы за ширмой. Работа над основным положением перчаточной куклы.

Форма проведения: практическая работа.

Вид деятельности: Художественный труд декорации к театрализованным спектаклям,

Дидактическая единица: декорации бутафория.

Практика: Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.

Форма контроля: устный.

Тема 5.3 Создание сценического пространства, умение ориентироваться за ширмой, определять основное место.

Форма проведения: практическая работа.

Вид деятельности: Художественный труд декорации к театрализованным спектаклям,

Дидактическая единица: декорации, бутафория.

Практика: Работа кистью руки. Работа над движением за ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения в передаче характера героя в движении.

Форма контроля: устный.

Тема 5.4 Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек. Сценки с изготовленными куклами. (дистанционно) 

https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-palchikovyi-teatr-i-master-klas-po-izgotovleniyu-palchikovoi-kukly.html

 Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: репетиция, партер.

Практика: Художественный труд (изготовление кукол).

Форма контроля: фотоотчет.

 Тема 5.5 Упражнения и этюды с куклами на простейшие виды общения без слов.  Развивающая игра “Мой персонаж”.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: репетиция, партер.

Практика: Упражнения и этюды с куклами на простейшие виды общения без слов.  Развивающая игра “Мой персонаж”. Упражнения “кукла и дущая”, “кукла плачущая”, “кукла смеющаяся” и др.

Форма контроля: устный отчет.

Тема 5.6 Просмотр кукольного спектакля «Снегурочка». (дистанционно) https://www.youtube.com/watch?v=OAYKLwfPXTA 

Анализ увиденного (предлагаемые обстоятельства, характер героев, физическое и словесное действие кукол и т.д.).

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: репетиция, партер.

Практика: Разыгрывание отдельных сцен за ширмой по материалам сказки.

Форма контроля: устный отчет.

Тема 5.7 Коллективное сочинительство (что было бы, если бы…). Игры – драматизации с куклами на выдуманные истории.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: репетиция, партер, диалог.

Практика: Разыгрывание отдельных сцен за ширмой по материалам сказки.

Форма контроля: устный отчет.

Тема 5.8 Отработка кукловождения с предметами (взять, отдать, передать, бросить, поймать и т.д.). Работа с куклой по принципу: «Тело актера - инструмент – кукла».(дистанционно через приложение WhatsaApp)

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: репетиция, партер, диалог.

Практика: Разыгрывание отдельных сцен за ширмой по материалам сказки.

Форма контроля: видео отчет.

Тема5.9 Упражнения за ширмой, отработка походки, остановка в движении.  Упражнения с воображаемыми предметами.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: репетиция, партер, диалог.

Практика: Разыгрывание отдельных сцен за ширмой по материалам сказки.

Форма контроля: устный отчет.

Тема 5.10 Театральные игры на развитие пластики рук: «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи», «Скульптор», «Бабочки». (дистанционно через приложение WhatsaApp)

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: этюд, репетиция.

Практика: Упражнения на снятие мышечных зажимов «Буратино и Пьеро», «Росток», «Ртутный шарик», «Пружина»

Форма контроля: фото отчет.

Тема 5.11 Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение о кукольных образах и места действия.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: этюд, репетиция, бутафория.

Практика: Рассказы собственного сочинения. Импровизации за ширмой с куклой на выдуманные истории.

Форма контроля: фото отчет.

Тема 5.12 Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев.

Характер и образ в передаче интонации.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: этюд, репетиция.

Практика: Упражнения для отработки навыков разговора куклы.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 5.13 Упражнения и этюды с куклой на решение актерских задач, учитывая конкретные особенности персонажа (внешность куклы, ее устройство и возможности). Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: этюд, репетиция, персонаж.

Практика: Упражнения для отработки навыков разговора куклы.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 5.14 Групповые упражнения с куклой – этюды. Оценка происходящего через куклу. Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: этюд, репетиция, персонаж.

Практика: этюды с куклой.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 5.15 Закрепление материала по пройденному разделу.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: игра –импровизация

Дидактическая единица: этюд, репетиция, персонаж.

Практика: этюды с куклой.

Форма контроля: выступление перед зрителями.

6. Изготовление куклы

Тема 6.1 Знакомство с технологией изготовления кукол и декораций из различных материалов (вязанные куклы-перчатки, эстрадные куклы из поролона и т.д.).

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд. Изготовление кукол из подручного материала.

Дидактическая единица: жест, репертуар.

Практика: Просмотр иллюстраций и видеоматериала.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 6.2 Развитие двигательной моторики пальцев рук.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом.

Дидактическая единица: жест, репертуар.

Практика: этюды.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 6.3 Изготовления головы кукол способом «Папье – маше».

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: жест, репертуар, папье-маше.

Практика: Работа с пластилином – эскиз головы будущего персонажа.  

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 6.4 Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: жест, репертуар, папье-маше.

Практика: Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 6.5 Извлечение пластилина из заготовки, склейка формы головы.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: жест, репертуар, папье-маше.

Практика: Индивидуальная работа по разрисовки головы.

Форма контроля: наблюдение.

 Тема 6.6 Завершение работы по изготовлению головы куклы способом «Папье – маше». Замысел по изготовлению одежды для перчаточной куклы.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд. Пошив одежды для куклы.

Дидактическая единица: жест, репертуар, папье-маше.

Практика: Изготовление парика.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 6.7 Раскройка и шитье одежды для перчаточной куклы.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд. Пошив одежды для куклы.

Дидактическая единица: жест, репертуар, платье.

Практика: Изготовление патронки, склеивание патронки и головы куклы. Изготовление парика.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 6.8 Склейка головы и костюма. Завершение работы по изготовлению перчаточной куклы.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: жест, репертуар, платье, патронка.

Практика: Склейка головы и костюма.

Форма контроля: наблюдение.

7. Постановка кукольного спектакля

Тема 7.1 Выбор сказки для постановки. Беседа о прочитанном.

 Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: жест, репертуар, платье, патронка.

Практика: обсуждение прочитанного.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.2 Определение темы, идеи, сверхзадачи, конфликта. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: жест, репертуар, платье, патронка.

Практика: обсуждение прочитанного.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.3 Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах. Упражнения и игры с куклой на чувство партнерства.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: жест, репертуар, платье, патронка.

Практика: Упражнения и игры с куклой на чувство партнерства.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.4 Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: эмоциональная интонация, паузы, темп.

Практика: соединение действий кукол со словами пьесы.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.5 Работа над ролью. Формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями, активно использовать полученные навыки над ролью.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: эмоциональная интонация, паузы, темп, режиссерскими замечаниями.

Практика: Работа над ролью.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.6 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со   словами своей роли.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: эмоциональная интонация, паузы, темп, режиссерскими замечаниями.

Практика: Работа над ролью.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.7 Работа за ширмой. Распределение сил внутри каждой сцены, спектакля в целом. Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: эмоциональная интонация, паузы, темп, режиссерскими замечаниями.

Практика: Работа над ролью.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.8 Понятие «Выразительные средства». Поиск и обсуждение выразительных средств по сюжету пьесы.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: «Выразительные средства».

Практика: Работа над ролью.

Форма контроля: устный опрос.

Тема 7.9 Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Развитие чувство партнёрства за ширмой.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: «Выразительные средства», «чувство партнёрства».

Практика: Работа над ролью, этюды с куклами на материале пьесы

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.10 Занятия сценическим движением кукол, определение мизансцен, пластичного и речевого поведения героев сказки.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: «Выразительные средства», «чувство партнёрства».

Практика: Работа над ролью, этюды с куклами на материале пьесы

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.11 Взаимодействие на ширме всех героев пьесы, соединения действия куклы со словами своей роли.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: «Выразительные средства», «чувство партнёрства».

Практика: Работа над ролью, этюды с куклами на материале пьесы

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.12 Мизансценирование по сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным сопровождением.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: ролевые диалоги на основе текста,

Дидактическая единица: «Выразительные средства», «чувство партнёрства».

Практика: Работа над ролью, этюды с куклами на материале пьесы.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.13 Изготовление эскиза афиши, декораций. Изготовление декоративных элементов. Распределение технических обязанностей по спектаклю.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд, декорации к театрализованным спектаклям,

Дидактическая единица: «Выразительные средства», «чувство партнёрства».

Практика: Работа над ролью, этюды с куклами на материале пьесы. Установка оформление, декоративных деталей.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.14 Работа с куклами (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращение кукол к друг другу и к определенному объекту). Работа кукол с предметами.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Работа кукол с предметами.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.15 Индивидуальная работа над характером роли. Отработка внутренней и внешней характерности персонажей и их сценических задач.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Дидактические игры: с предметами,

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Работа кукол с предметами.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.16 Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный подход к достижению цели.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Дидактические игры: с предметами,

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Работа кукол с предметами.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.17 Групповые и индивидуальные репетиции. Совершенствование умения передавать образы героев пьесы через эмоциональное состояние героев.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Групповые и индивидуальные репетиции

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Работа кукол с предметами.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

Тема 7.18 Совершенствование умения детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Упражнения на создание образа.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Работа рук, мимики.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 7.19 Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, элементов костюмов, музыкального сопровождения, света.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Упражнения на создание образа.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение.

Тема 7.20 Групповые и индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться выразительности действия кукол.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Упражнения на создание образа.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение.

Тема 7.21 Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода по сюжету постановки.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Упражнения на создание образа.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение.

Тема 7.22 Индивидуальные и групповые репетиции кукольного спектакля.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Упражнения на создание образа.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

Тема 7.23 Проверка и изготовление недостающей бутафории к пьесе. Ремонт кукол и изготовление деталей костюма куклы. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

Тема 7.24 Репетиции. Отработка основного ритма движения кукол, танцевальных движений куклы.

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Художественный труд.

Дидактическая единица: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

Тема 7.25 Монтировочные репетиции, прогоны. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации.

Дидактическая едини: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

Тема7.26 Репетиции. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации.

Дидактическая едини: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

 Тема7.27 Репетиции. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации.

Дидактическая едини: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

Тема7.28 Репетиции. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации.

Дидактическая едини: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

 Тема 7.29 Прогонная репетиция. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации.

Дидактическая едини: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

Тема 7.30 Генеральная репетиция. 

Форма проведения: Практические занятия.

Вид деятельности: Театрализованные игры: игры-имитации.

Дидактическая едини: Фойе, репертуар, роль, режиссер.

Практика: Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций.

 Форма контроля: наблюдение анализ.

Тема 7.31 Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа.   Подведение итогов.                   Награждение лучших обучающихся.

4. Контрольно –оценочные средства

Вводный тест содержит 9 вопросов.

За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный -0

Критерии показателя уровня развития.

Баллы

пониженный

1-4

базовый

4-7

повышенный

7-9

 1.С чего начинается театр?

1) с вешалки

2) с покупки билета

3) с тапочек

2. Кто продает билеты?

1) режиссер

2) билетёр

3) актёр

3. Кто пишет пьесу?

1) поэт

2) журналист

3) писатель

4. Кто готовит костюмы к спектаклям?

1) костюмер

2) гардеробщик

3) модельер

 5. Кто отвечает за звук ?

1) слухооператор

2) звукооператор

3) голосооператор

6. Кто гримирует актеров для спектакля?

1) визажист

2) гримёр

3) стилист

 7. Мини-спектакль это?

1) этюд

2) натюрморт

3)портрет

 8. Главный в театре ?

1) директор

2) дирижёр

3) бухгалтер

 9. Где играют артисты?

1) на сцене

2) в зале

3) в холле

 

Итоговый тест для проведения аттестации. (конец учебного года)

(начало учебного года) содержит 15 вопросов.

За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный -0

Критерии показателя уровня развития.

Баллы

пониженный

1-5

базовый

5-11

повышенный

11-15

Составитель викторины: Ирис Ревю.

1. Что означает слово «театр»?

В переводе с греческого «зрелище» +
В переводе с латинского «вид»
В переводе с древнеегипетского «соревнование»

2. В какой стране в конце третьего тысячелетия до н.э. устраивалась театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе?

В Индии
В Греции
В Древнем Египте +

3. Что послужило прообразом театра?

Охота на животных
Обрядовые игры +
Природные явления

4. В какой стране родилось высокое искусства театра, на основе которого возник европейский театр?

В Древней Греции +
В Древнем Риме
Во Франции

5. В каком веке появился балет?

В XVI-XVII веках
В середине XIX века
В середине XVIII века +

6. Какие виды театров вы знаете?
Ответ: театр комедии, театр музыкальной комедии, театр драмы, оперный театр, театр миниатюр, театр балета, камерный театр…

7. Какие виды театров для детей вы знаете?
Ответ: театр кукол, театр юного зрителя, детский театр, театр на льду…

8. Когда появился первый в России царский театр, и при каком царе?

В 1695 году при царе Петре 1.
В 1803 году при царе Александре 1.
В 1672 году при царе Алексее Михайловиче. +

9. Когда на русской сцене был поставлен первый балет?
Ответ: В 1675 году в придворном (царском) театре на сюжет мифа об Орфее.

10. Кто такая Анна Павлова?

Прима театра музыкальной комедии
Выдающаяся балерина +
Оперная дива

11. Кто автор комедий: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка»?

А.А.Шаховский
А.Ф.Мерзляков
Екатерина II +

12. Какой театр был создан в 1898 году К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко?

Московский Художественный театр +
Большой театр
Театр комедии

13. Как в наши дни называется Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова?

Санкт-Петербургский академический театр им.Ленсовета
Мариинский театр +
Театр Европы

14. Какой театр из ныне действующих является старейшим театром в России?

Московский театр на Арбатской площади
Большой каменный театр Санкт-Петербурга
Ярославский академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова +

15. Кто был архитектором Эрмитажного театра, построенном по решению Екатерины II?

Джакомо Кваренги +
СолариПьетро Антонио

Практическая часть:

 Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

5.Условия реализации программы.

Учебно- методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

Информационно – образовательные ресурсы

1.Вводное занятие.

-Подбор репертуара для постановок в детском объединении «Кукольный театр»

инсценировки произведений для детей младшего школьного возраста,

 -дидактический сборник терминов, понятий

Инструкции по ТБ

Компьютер.

Сайт  театральной школы

https://infourok.ru/proekt-teatr-v-shkole-stupenka-k-uspehu-3377128.html

2. История театра кукол.

Дидактический материал,

-журналы.

 -сборник чистоговорок,

-сборник скорогоорок.

-дидактический сборник терминов, понятий

-Сборник дидактических игр.

-куклы;

-театральная ширма;

-Бумага разной толщины

-Краски, гуашь,

-Ткань разных видов.

-Театр-студия «Арт-Мастер»  

  1. https://artmaster.info 

  1. https://uchitelya.com 

3.  Сценическая речь.

-адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

-этюдный тренаж

-Карточки с заданиями

 

-Сборник скороговорок

куклы;

-театральная ширма;

-декорации к спектаклям;

-магнитофон, видеомагнитофон

Артикуляционная гимнастика

https://pochueva.com/index.php/blog/uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi/209-artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-gub 

4. Секреты сценического мастерства

-Подбор репертуара для постановок в детском объединении «Кукольный театр»,

- дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

-Карточки с заданиями

-Сборник скороговорок.

- Макеты различных кукол

Видео-уроки,

1. Сайт актерское мастерство.

https://infourok.ru/master-klass-po-akterskomu-masterstvu-i-scenicheskoy-rechi-1424956.html 

  1. сценическая речь

https://zen.yandex.ru/media/podkovyrova/10-poleznyh-akterskih-uprajnenii-dlia-prokachki-kotorye-rebenok-mojet-delat-gde-ugodno-i-vzroslyi-5da9c771bc2514be06531a19

5.Работа с куклой. (дистанционная работа).

Дидактический материал,

-журналы.

 -сборник чистоговорок,

-сборник скорогоорок.

-дидактический сборник терминов, понятий.

-сборник сказок.

-Сборники упражнений на артикуляционную гимнастику, -карточки с этюдами

Куклы,

-театральная ширма;

-декорации к спектаклям;

-магнитофон, видеомагнитофон

  1. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2018/09/23/master-klass-palchikovye-kukly

2. https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-palchikovyi-teatr-i-master-klas-po-izgotovleniyu-palchikovoi-kukly.html

3.Работа с куклой https://multiurok.ru/files/riekomiendatsii-po-tiekhnikie-vozhdieniia-kukol-pierchatochnogho-tieatra.html             

6. Изготовление куклы

-Методические сборнику по изготовлению кукол актеров,

- карточки с технологиями изготовления перчаточных кукол.

- Карточки с заданиями

- Сборник дидактических игр.

Куклы- образцы

-театральная ширма;

-декорации к спектаклям;

-магнитофон, видеомагнитофон

-утюг;

-нитки;

-иголки

1. сайт технологий  изготовлениякукол.

https://www.liveinternet.ru/users/4039153/post407341628/ 

2. Сайт :театральные кукла своими https://heaclub.ru/teatralnye-kukly-kak-sdelat-svoimi-rukami-master-klassy-po-izgotovleniyu-teatralnyh-kukol-vidy-teatralnyh-kukol-tehnologiya-ih-sozdaniya-foto-vykrojki-shablony-sovety 

7. Постановка кукольного спектакля

-этюды (упражнения) на развитие внимания, памяти, воображения, мышления; выражении эмоций;

развитие сценической речи («разогрев суставов»; этюды на отработку движений кукол.

-сборники дидактических игр.

-сборники сказок

-технологические карты

.

-куклы;

-театральная ширма;

-декорации к спектаклям;

-магнитофон, видеомагнитофон

-утюг;

-нитки;

-иголки.

 1.Сценарий постановки.

https://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-kukolnyh-spektaklej 

 2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/06/gotovye-stsenarii-dlya-kukolnogo-teatra-0   

  1.  

6.Список литературы для педагога:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.2. 2Федеральный государственный образовательный стандарте основного общего образования от 17.12.2010 №1897.
  2. 2 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной ОС ии ости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
  3. 3 СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  6. Устава образовательного учреждения (содержание и структура определяются в соответствии со статьей 13 Закона «Об образовании»).
  7. Театральная студия «Дали», А.В.Луценко, Москва, 1997.
  8. «Театрализованные занятия в детском саду», Н.Трифонова, Москва, 2001.
  9. «Театр оригами», С.Соколова, Москва, 201.
  10. «Развитие речи детей», Н.Новотворцер, Москва, 1998.
  11. «Улыбка судьбы», Т.Шишова, Москва, 2002.
  12. «Смешное и грустное на школьной сцене», Г.Г.Овдиенко, Москва, 2000.
  13. «Сказочная мастерская «кудесники» -театр кукол» А.Д. Крутенкова, Учитель, 2008.
  14. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Э.Г.Чурилова, Москва, 2001.
  15. «Театрализованные игры – занятия», Л.Баряева, Санкт – Петербург, 201.
  16. «Театрализованная деятельность в детском саду», А.Е.Антипина, Москва, 2003.
  17. «Играем в кукольный театр», Н.Ф.Сорокина, Москва, 2001.
  18. «Кукольный театр – дошкольникам», Т.Н.Карманенко, Москва, 1982.
  19. «Театр сказок», Л.Поляк, Санкт – Петербург, 2001.
  20. «Играем в театр», В.И. Мирясова, Москва, 2001.
  21. «Наш классный театр», А.М.Нахимовский, Москва, 2003.
  22. «Давайте устроим театр», Г.Калинина, Москва, 2007.
  23. «Домашний кукольный театр», М.О.Рахно, Ростов – на – Дону, 2008.
  24. Видео презентации.

Список литературных произведений для детей:

1. А. Барто стихи

2. С. Михалков стихи

3. Э. Успенский «Мы идем в театр»

4. Русские народные сказки

5. К. Чуковский «Федорино – горе»

Список музыкальных произведений:

1. М. Глинка «Вальс – фантазия»

2. П. Чайковский «Танец маленьких игрушек».

3. Д. Шостокович «Вальс – шутка»

4. Песни В. Шаинского 

Интернет источники. 

  1. https://infourok.ru/proekt-teatr-v-shkole-stupenka-k-uspehu-3377128.html
  2. https://artmaster.info
  3. https://pochueva.com/index.php/blog/uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi/209-artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-gub
  4. https://infourok.ru/master-klass-po-akterskomu-masterstvu-i-scenicheskoy-rechi-1424956.html
  5. https://zen.yandex.ru/media/podkovyrova/10-poleznyh-akterskih-uprajnenii-dlia-prokachki-kotorye-rebenok-mojet-delat-gde-ugodno-i-vzroslyi-5da9c771bc2514be06531a19
  6. https://heaclub.ru/teatralnye-kukly-kak-sdelat-svoimi-rukami-master-klassy-po-izgotovleniyu-teatralnyh-kukol-vidy-teatralnyh-kukol-tehnologiya-ih-sozdaniya-foto-vykrojki-shablony-sovety
  7. https://www.liveinternet.ru/users/4039153/post407341628/
  8. https://www.maam.ru/obrazovanie/scenarii-kukolnyh-spektaklej
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/06/gotovye-stsenarii-dlya-kukolnogo-teatra-0

Приложение1

Словарь театральных терминов.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер – деятельный, действующий

Амфитеатр – места расположенные за партером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Афиша – объявления о представлении.

Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках( посуда, украшения).

Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснение на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр – место для зрелищ.

Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Приложение 2

Упражнения для сценической речи

               - « Одуванчик». Сорвать воображаемый одуванчик и медленно дуть на него, чтобы воображаемые пушинки летели как можно дальше и дольше.

               - « Надувной шар». Надуть воображаемый надувной шар следя, чтоб он не лопнул. Глубокий вдох – короткий выдох. Набрать воздух через нос и быстро с силой выдохнуть через рот, следя за неподвижностью плеч.

                                     Упражнения по тренировке выдоха с текстом.

                                                - Шар – у Маши     ( вдох)

                                                - Шар - у Саши     ( вдох)

                                                - Шар – у Маши и у Саши  ( вдох)

                                                - Шла лисичка вдоль тропинки  ( вдох)

                                                   и несла грибы в корзинке ( вдох)

                                                   пять опят и пять лисичек ( вдох)

                                                   для ребят и для сестричек ( вдох)

                                Также использую тексты считалок и скороговорок.

          Очень важно, чтобы с раннего возраста голосовой аппарат был настроен правильно. Как знать, кто из детей выберет профессию, связанную с публичными выступлениями.

           Первое условие четкой, легкой речи – свободно и хорошо открывающийся рот. Для артикуляционной гимнастики я беру следующие упражнения:

                    1.   - « Лягушки».

                         « Чьи там крики у пруда?

                         -  КВАсу, КВАсу нам сюда!

                            КВА – КВА – КВАсу, простоКВАши,

                            Надоела нам вода!

                                                И. Токмакова.

 

          Добиваюсь полного раскрытия рта во время произнесения слога « ква»

                    2.Для развития « вялых» губ использую следующее упражнение:

   Подтягивание верхней губы к деснам несколько раз подряд, чтобы все    передние зубы до десен были видны.

   Опускание нижней губы к деснам зубов. Нижняя губа оттягивается « горизонтальном направлении» вниз настолько, чтобы были видны передние нижние зубы.

 Движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны.

Упражнение делать при крепко сжатых зубах, вытягивая только губы.

       Песня воробья:

       Чио – чио, фью-фью –фью!

       Чик – чирик, чью – чью – чью.

    Следующим этапом работы над дикцией является работа над скороговорками. В русском фольклоре смысл скороговорок заключается в том, что сочетание некоторых звуков представляют трудность в произношении. Работа над скороговорками является хорошей и полезной дикционной тренировкой. Начинать надо в медленном темпе.

                        « Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе» - говорил К. С. Станиславский.          

                           Начинаем работу над скороговорками с активной артикуляции без участия голоса. Далее медленное тихое проговаривание их вслух. Затем проговариваем вслух голосом обычной громкости с постепенным наращиванием темпа.

     В работе использую следующие скороговорки:

На звуки« Р» и « Л» - Повтори, Егорка: « Скороговорка».

                           - Створогомворка,- говорит Егорка.

                           - Повтори, Егорка: « Скороговорка».

                           - Срогомговорка,- говорит Егорка.

                           - Повтори, Егорка: « Скороговорка».

                           - Сгромомговорка, - говорит Егорка.

                           - Повтори, Егорка: « Скорая порка»

                           - Скороговорка, говорит Егорка.

                        - Лилии не пилили, лилии не пололи, лилии полили.

                        - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не     вылавировали.

                        - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

   На звуки « С» и « Ш» - Осенью у Сени сени в сене.

                        - Нет хвоста у гитариста, у артиста – куплетиста,

                           У саблиста, рапириста, у самбиста, хоккеиста,

                           Футболиста, теннисиста, альпиниста, фигуриста…

                            Им досталось от хвоста только « ста».

     

                         - Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,

                           а мыши, что поплоше, нашли всего два гроша.                      

                          - Несут несушки не сухари, не сушки.

                          - У Саши на суше уши суше.

     На звуки « Ж» и  « Щ» - Уж и ужонок ужинали в луже.

                           - Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

     На звуки « Б» и « П» - Бобы у бабы как баобабы.

                        - Пришел Прокоп, кипит укроп, ушел Прокоп, кипит укроп.

                          Как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.*

Эти же скороговорки служат материалом упражнений для постановки голоса. Ставлю перед детьми  задачу, выделять определенное  слово из скороговорки, слушать, как изменится смысл всего предложения от яркого произношения выделенного слова. Обращаю внимание детей на динамику произношения скороговорок, изменения голосовых регистров.

                                       

                                                                                                                           Приложение 3.

Речевые игры – этюды.

     

       - «Угадайка» - Все сидят полукругом. В центре, лицом к ребятам, садится ведущий и медленно, беззвучно произносит любое задуманное слово. Если кто – то отгадал его, поднимает руку, произносит вслух. Если отгадал верно, то садится вместо ведущего. Если сразу отгадать не удается, то группа опознает последовательно каждый звук. Ведущий должен говорить с четкой артикуляцией.

         - « Звучащие зеркала» - Группа разбивается на пары. Один произносит «пучок» согласных, другой – звучащее зеркало, он точно повторяет за первым. Говорящий может фантазировать, какой звук говорить тише, громче, растягивая, ускоряя и т.д. Потом ученики меняются ролями. Например: « в с п л к», в т р с ч».

          - « Змея» - Рука – гибкая, коварная, скользящая змея. Кисть – голова, имитируя рукой плавные, скользящие движения, произносите текст, обращая его к группе: « Ползззет и шшшепчет, дажжжекамышшшинка, дружжжисссо мной, иначе укушшшу!»

         - « Кто говорит?» - Половина детей уходит за ширму, вторая перед ней. Сначала дети, стоящие за ширмой, по очереди произносят по фразе в каком-нибудь образе, остальные угадывают имя говорящего, затем наоборот.

Этюды на развитие творческого воображения.

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений.
1.    Перевернутый ящик — телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.
2.    Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
—    королевский трон,
—    аквариум с экзотическими рыбками,
—    костер,
—    куст цветущих роз.
3.    Передать книгу друг другу так, как будто это:
—    кирпич,
—    кусок торта,
—    бомба,
—    фарфоровая статуэтка и т. д.
4.    Взять со стола карандаш так, как будто это:
—    червяк,
—    горячая печёная картошка,
—    маленькая бусинка.
5.    Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.
6.    Выполнять различные действия:
—    чистить картошку,
—    нанизывать бусы на нитку,
—    есть пирожное и т. д.
7.    Игра «Скульптор и Глина».
Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина».
Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей.
Затем играющие меняются ролями.
Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор. После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.
8.    Игра « Зеркало ».
Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет «Зеркалом», и кто — «Человеком, смотрящимся в зеркало» (как в предыдущей игре).
Далее дети принимают любые позы, а «Зеркало» повторяет их с максимальной точностью. После 3 — 4 поз партнеры меняются местами.
Примечание: это упражнение можно использовать на занятиях как физкультминутку
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...