Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников
презентация к уроку по литературе
На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий», «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса», «Кубик Блума», «Синквейн» и многие другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_smyslovoe_chtenie.docx | 45.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл», - говорил К.Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное».
За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Одним из способом по формированию функциональной грамотности является смысловое
чтение. Особое значение в формировании смыслового чтения имеют предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
В основной школе на всех предметах должна быть продолжена начатая в начальной школе работа по формированию и развитию функциональной грамотности в области читательской компетенции. Обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополняют их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию и «находить её в тексте».
Работая в школе учителем русского языка и литературы, я заметила, что в последнее время большинство детей, которые приходят в 5-й класс из начальной школы, имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашнего задания. Зачастую, они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильной интонации, не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, ключевые слова и по ним определить тему текста и основную мысль; затрудняются кратко пересказать содержание прочитанного.
На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий», «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса», «Кубик Блума», «Синквейн» и многие другие.
На своих уроках я, как правило, использую всем хорошо известные три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, работа с названием, эпиграфами, сносками, использование личного опыта ученика, выстраивание ассоциативного ряда по названию)
Перед чтением произведения применяю предтекстовые приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Предтекстовые приемы нацелены на актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению.
Например, работая над рассказом В. Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс) можно предложить такие вопросы:
Как вы думаете, кто является главным героем рассказа?
Где будет происходить действие?
Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ, можете ли предположить его содержание?
Приём предтекстового восприятия даёт возможность создания ассоциативного ряда, когда ученики в парах выстраивают смысловое поле слов, входящих в название рассказа, используя например, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)
На этом этапе можно предложить интересную работу – поисковая деятельность: при чтении произведения прошу учащихся выписать непонятные слова, затем в классе идёт обсуждение гипотезы, а дома дети составляют комментарий и записывают его в тетрадь. Такую деятельность можно использовать при работе над произведениями Короленко «В дурном обществе», Тургенева «Муму», Погорельского «Черная курица».
Эффективным способом восприятия и понимания текста является «Чтение с остановками», что способствует, контролю над процессом осмысления текста во время его чтения. Понятно, что на уроке литературы даже в пятом классе невозможно прочитать всё произведение на уроке, но работа с наиболее значимыми эпизодами способствует воспитанию думающего читателя.
Ещё один из приёмов работы с текстом – это выделение в тексте смысловых частей, умение озаглавить их, выделить самое существенное, в том числе найти для этого слова автора, т. е. составить цитатный план.
Одно из интересных направлений работы – это выборочный подбор текстового материала для характеристики героев, описания местности. Где происходит действие. Например, при изучении произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ребятам предлагаю такую работу: составить характеристику героя – Петруши Гринёва, сделав акцент на то, как изменялись его взгляды на жизнь в связи с произошедшими событиями и новыми знакомствами. Необходимо перечитать текст и выбрать наиболее яркие цитаты, характеризующие героя, сделать соответствующие записи в тетрадях.
Продолжая работу над произведением В. Астафьева «Васюткино озеро», прошу учащихся подобрать материал, который подтверждает мысль о том, что события, произошедшие с Васюткой в тайге, оказали влияние на формирование его характера. Также применяю использование различных сопоставительных цитатных таблиц, например, при изучении повести Короленко «В дурном обществе» предлагаю пятиклассникам создать цитатную таблицу-сопоставление «Соня и Маруся: сходство и различия»,
При изучении рассказа Л. Н. Толстого «После бала» ребята создают цитатную таблицу, в которой сопоставляют цвет, звук, настроение на балу и после бала, обязательное условие – сделать выводы после сопоставления.
Часто на уроках литературы применяю такие приёмы, как работа с ключевыми словами и ведение диалога с читателем.
Работа с ключевыми словами проходит как во время изучения художественного произведения, так и во время знакомства с литературоведческой статьёй учебника. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)
Широко использую творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Это и создание иллюстраций к отрывку из произведения, обложка книги либо подбор цитат к иллюстрациям художников (оформить обложку сборника стихов В. Маяковского), сочинения-размышления над поступками героев, характерами, названиями художественных произведений.
Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.
Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но определять главную информацию в тексте, выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку полученной информации, оценивать поступки героев произведения. Школьники, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст.
Можно сделать вывод, что работа с текстом на любом уроке научит школьника максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, научными, публицистическими текстами. Это способствует формированию читательской грамотности учащихся, так необходимой современному человеку.
Хочу познакомить вас ещё с одним интересным приёмом, который я недавно стала использовать на уроках литературы. Это Приём "Кубик Блума" - один из популярных приемов мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Это достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. Его можно использовать на всех этапах урока, любого цикла.
Кубик представляет собой объёмную фигуру.
На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:
· почему;
· придумай;
· поделись;
· назови;
· предложи;
· объясни.
Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов будет задано, тем дети лучше усвоят изучаемый материал.
Рассмотрим каждый вопрос на примере сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Назови
Здесь нужно просто изложить суть текста, самые важные детали. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения мысленно или делая пометки в блокноте.
Это не анализ или оценка и даже не пересказ отдельных фрагментов текста.
Итак, что можно назвать?
1. Когда происходили описанные события?
2. Фамилии персонажей
3. Географические объекты, упомянутые в тексте.
Почему
Вопрос, побуждающий к активному размышлению. Требует установления связей между событиями и объектами, отдельными частями главы или статьи. Возможно, придется дать описание, характеристику каким-то процессам или явлениям.
Пример вопросов для этой грани «Кубика Блума»:
1. Почему герой сделал так, а не по-другому?
2. Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом.
3. Почему герой не принял помощь окружающих?
Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так ребята лучше запомнят прочитанное.
Объясни
Вопрос этой грани «»Кубика Блума перекликается с предыдущим. Только ответ на него вряд ли будет найден в тексте. Здесь придется задействовать собственный опыт, знания, умение анализировать, логически мыслить.
Можно попросить объяснить ценность открытия или мысли главного героя. Также можно объединить «Объясни» с «Почему»: «Объясни, почему эти действия улучшили ситуацию?».
Предложи
Время проявить креативность и фантазию. Детям предстоит найти лучшие пути развития сюжета или решения проблемы.
Придумай
На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.
По мнению многих, использование фантазии не поможет в работе с текстом. Но на самом деле это не так. Чтобы придумать свое продолжение сюжета, нужно не только хорошо понять прочитанное. Нужно почувствовать его, найти взаимосвязь между отдельными частями текста.
Вопросы из этой части Кубика Блума» выглядят примерно так:
1. Придумай, как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся?
2. Придумай другие названия сделанным открытиям.
3. Придумай, о чем говорили бы главные герои, если бы встретились лично.
Задавайте себе такие вопросы по ходу чтения.
Поделись
Теперь вопросы касаются самих учащихся. Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент.
Ассоциации в этом случае помогут детям запомнить материал, а вызванные эмоции
понять его.
Правила и способы применения приема «Кубик Блума», как приема педагогической техники, в старших и младших классах отличаются друг от друга.
Для пятых-шестых классов психологи рекомендуют изменить вопросы на гранях «Кубика Блума», интереснее использовать не кубик, а ромашку. Вопросы могут быть другого плана:
1. Опиши. Нужно либо просто сказать, что это за предмет/явление, либо описать его цвет, форму.
2. Сравни. Найти сходства и различия.
3. Предложи ассоциацию. Ребенок должен сказать, какие ассоциации вызывает в нем объект.
4. Проведи анализ. Нужно сказать как, из чего изготовлен предмет.
5. Используй. Здесь следует рассказать, как предмет пригодится в жизни.
6. Оцени. Нужно перечислить достоинства и недостатки.
Работа над текстом рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро» дает возможность формировать личностные учебные действия, в результате чего обучающиеся должны научиться иметь мотивацию к учебной деятельности, устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность, ориентироваться в системе моральных качеств и ценностей, анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.
В 9 классе применение этого приема не вызвало никаких затруднений, т.к. учащиеся умеют включать в свою деятельность разные варианты смыслового чтения; переработку информации, анализ текста; умеют формулировать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы.
Данный прием «Кубик Блума» развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.
Приём уникален т.к. с его помощью можно составить вопросы самых разных видов и уровней сложности.
Систематическое чтение и читательская грамотность актуальны как никогда. Ведь именно «читательский багаж» и читательский навык обучающегося играет весомую роль в успешной сдаче Итогового собеседования в 9 классе. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции. Часто можно услышать претензии в наш адрес, что учителя русского языка и литературы не на должном уровне готовят ребят к данным экзаменам. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки названных предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников являются необходимым условием для решения этой проблемы.
Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся. Поэтому не только на уроках русского языка и литературы возможно организовать подобную работу, так как содержание предлагаемого обучающимся материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер.
Прием «тонких и толстых» вопросов»
Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
Приём «Вырази собственную позицию» провожу на основе клише:
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
5. Приём «Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать отрывок или главу текста и вокруг основного слова или темы урока выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, а затем в ходе беседы учащиеся, работая в парах, наполняют эти ключевые понятия, выражения необходимой информацией.
«Мозговой штурм» (целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста).
«Глоссарий» (цель стратегии – актуализация и повторение слов, связанных с темой текста).
Прием «Инсерт» (целью стратегии является оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
Смысловое чтение как основа формирования познавательных УУД на уроках естествознания в 5 классе
Согласно новому стандарту образования, умение работать с информацией и смысловое чтение входят в число общеучебных познавательных действий. В статье рассказывается о приёмах организации работы по форм...
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Основные приёмы формирования функциональной грамотности....
Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...
Смысловое чтение как метод формирования читательской грамотности
Методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы над методической темой самообразования "Формирование читательской грамотности учащихся через смысловое чтение на уроках русского ...
Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью
В данной статье представлена практика работы по теме Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью....