Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"
статья по теме
В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проектов в МОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
Гришакина Ольга Петровна, учитель истории и географии, МОУ гимназия №7 г. Чехова
Муниципальная методическая площадка (на основании Положения о Муниципальной методической площадке в Чеховском муниципальном районе) – это образовательное учреждение, которое выступает как база изучения и распространения опыта эффективной образовательной деятельности и повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, является одной из форм эффективной реализации социально-образовательных инициатив, направленных на развитие муниципальной системы образования.
Муниципальные методические площадки создаются при положительных итогах инновационной работы педагогического коллектива в избранном направлении учебно-воспитательной деятельности на базе муниципальных общеобразовательных учреждений при наличии соответствующей материально-технической и учебно-методической базы, кадрового потенциала руководителей и педагогов, владеющих современными методами управления и эффективными технологиями обучения и воспитания школьников.
Муниципальные методические площадки используются Управлением образования, Учебно-методическим центром для организации методической работы по соответствующим направлениям и инновационным формам деятельности педагогических коллективов, повышению квалификации и профессионального мастерства различных категорий педагогических работников и руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, изучения и распространения передового опыта.
На базе МОУ гимназии №7 г. Чехова с 2011-2012 учебного года создана муниципальная методическая площадка «Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя».
Сроки действия площадки – два учебных года: 1.09.2011 – 31.08.2013
01.09.2011 -31.08.2012 исследование особенностей и эффективности различных видов педагогического проектирования, реализация и распространение опыта двух педагогических проектов:
I/ «Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства»
II/ «Малая академия наук» как форма эффективного взаимодействия в развитии исследовательских компетенций учащихся и педагогов»
01.09.2012 -01.09.2013 подведение и анализ итогов эксперимента, издание методических пособий для учителей по практике педагогического проектирования, распространение опыта среди школ Чеховского, Подольского и Серпуховского района через семинары, круглые столы, конференции, интернет-общение, консультации, открытые уроки и мероприятия.
Проблема инновационной педагогической деятельности, анализ ситуации, актуальность выбранного направления:
- Проектирование представляет собой специфический вид творческой деятельности, направленный на создание и реализацию проекта как особого вида продукта; научный метод изучения и преобразования действительности.
- Проектирование, направленное на постановку и реализацию педагогических целей и задач, является педагогическим проектированием. Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, нахождение решения проблемы, улучшение ситуации. Организационно-педагогическое проектирование – это инновационный метод построения перспектив реализации педагогического потенциала определенного направления учебно-воспитательной деятельности в процессе ее педагогически целенаправленной организации и руководства.
- Это одно из наиболее актуальных направлений внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс как части модернизации российского образования, применения лучшего опыта использования современных педагогических технологий для развития школьников и повышения педагогического мастерства учителя. К сожалению, не все педагоги владеют методикой педагогического проектирования, сформировать у них такие навыки – важнейшая задача образовательных учреждений.
- В педагогических исследованиях процесс проектирования рассматривается как основной механизм осуществления и развития инновационной деятельности, как особый вид творчества, который включает прогнозирование, моделирование и аналитическую оценку.
- Учебно-методический проект (УМП) - проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе. (синоним) - Педагогический учебный проект - одна из разновидностей учебных проектов, потому что он подразумевает своей целью создать интересный новый, авторский учебный продукт – образовательный ресурс (разработку урока, пособие, комплект учебных материалов, учебную презентацию по определенной теме к отдельному уроку или циклу уроков).
- В отличие от технического или инженерного проекта, педагогический проект совершенствуется неоднократно, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью.
- Формы педагогического проектирования – это документы, которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Одним из примеров документа проекта служит паспорт проекта.
- Общее для всех проектов в образовании – их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.
Обоснование первого проекта: [1, 5]
При современном состоянии экономики, рынка труда и общества России все более актуальным становится вопрос подготовки населения к активной предпринимательской деятельности. Государство нуждается в активных взрослых и молодых деловых людях, самостоятельно и ответственно организующих свой бизнес.
Существуют множество программ и проектов государственной поддержки малого и среднего бизнеса, но общество, и особенно молодежь, не готовы их использовать в силу пассивной жизненной позиции, отсутствия определенных знаний и навыков, сформированных предпринимательских компетенций, умения выдвигать идеи, устанавливать цели, находить пути их достижения, предпринимать правильные действия для организации дел. Обучать этому можно и нужно уже в школьном возрасте, готовя выпускника к более быстрой и эффективной адаптации в сфере трудовой деятельности.
На основании большого объема изученной научной литературы, педагогического опыта развития предпринимательских компетенций за рубежом (особенно успешного европейского опыта), а также имеющегося опыта в нашей стране в гимназии предложен педагогический комплекс формирования предпринимательских компетенций и качеств делового человека для школьников по трем основным блокам: 1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс.
Педагогический комплекс включает в себя: [4]
- работу по формированию предпринимательских компетенций и качеств делового человека при изучении предметов в урочное время через расставление необходимых акцентов на соответствующие знания и умения,
- проведение 54 специально направленных внеклассных мероприятий и обучающих занятий с 1-по 11 класс,
- организацию двух целенаправленных курсов «Мир деловых людей» для учащихся 9-х классов и «Школа будущего предпринимателя» для учащихся 10-11 классов,
- активное сотрудничество с социальными партнерами при реализации программы, позволяющее сделать средообразовательный процесс данной деятельности наиболее результативным.
Цель проекта: формирование предпринимательских компетенций и деловой активности у школьников.
Задачи:
- теоретическое, методическое и практическое обеспечение действия Программы эксперимента, обучение педагогов участвующих в эксперименте через семинары-тренинги и открытые мероприятия;
- апробация и проверка эффективности методических средств и условий, предложенных в педагогическом комплексе;
- активное привлечение социальных партнеров к осуществлению проекта;
- формирование предпринимательских компетенций и деловой активности у школьников через реализацию предложенного педагогического комплекса
Обоснование второго проекта: [2, 3]
ЦДО «Малая академия наук «Хрустальная сова» - является структурным подразделением гимназии, которое занимается научно-исследовательской и проектной деятельностью с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению, внеклассными мероприятиями, позволяющими развивать интеллектуальные способности учащихся, проводит обучение детей по основам исследовательской деятельности, оказывает поддержку педагогов, занимающихся с одаренными детьми, педагогов, ведущих исследовательскую деятельность.
Это эффективная форма взаимодействия в развитии исследовательских компетенций как школьников, так и учителей. Исследовательские компетенции – способности заниматься исследовательской деятельностью, умение анализировать ситуацию, оценивать информацию, видеть проблему и решать ее, создавать новый интеллектуальный продукт, проект. [2]
Малая академия наук является членом Общероссийской общественной детской организации «Малая академия наук «Интеллект будущего», ее координационным центром в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России, на базе гимназии создано Чеховское отделение Общероссийской общественной организации по развитию научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Национальная система «Интеграция».
МАН сотрудничает с Московским областным центром развития системы дополнительного образования детей и молодежи, Московским государственным техническим университетом «МАМИ», Российской международной академией туризма, Московским колледжем инновационных технологий «СТЕЛЛАРИУМ», много лет активно работающими вместе с гимназией по консолидации действий для защиты интересов научных объединений учащихся, организацией сотрудничества между научными объединениями различных регионов и разработке совместных проектов на общероссийском уровне.
Цели ЦДО «Малая академия наук»:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения дополнительных потребностей детей, имеющих повышенную познавательную активность в их интеллектуальном развитии;
- повышение педагогического мастерства педагогов, занимающихся с одаренными детьми, и педагогов, ведущих исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формирование современной интеллектуальной и информационной культуры школьников;
- создание условий для реализации индивидуальных познавательных интересов;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности по развитию интеллекта учащихся, повышению общего качества знаний и умений школьников;
- координация усилий учителей-предметников и педагогов дополнительного образования в области расширения кругозора и интеллектуального развития учащихся, привлечение их к участию в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах, конференциях и форумах на школьном, муниципальном, областном и всероссийском уровне.
За годы работы (2008-2011гг) 1860 ребят приняло участие в гимназических мероприятиях Малой академии, 120 - в мероприятиях муниципального уровня и 302 человека - в региональных, всероссийских и международных научных конкурсах, фестивалях и олимпиадах. Ребятами завоевано 282 Диплома лауреата, Диплома 1-2-3 степени, 14 высших наград проводимых форумов. 36 педагогов участвовало в различных профессиональных конкурсах, ими опубликовано 120 статей в педагогических журналах и сборниках научных конференций.
Литература:
- Гладилина И.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. - М.: ООО «Коллаж», 2011. – 120с.
- Гришакина О.П. Малая академия наук как форма успешного взаимодействия педагогов и учащихся при работе с одаренными детьми. Сборник научных трудов:
Актуальные вопросы модернизации российского образования.// Материалы VI Международной научно-практической конференции. 30.09.2010 /под ред. Г.Ф. Гребенщикова. - М.: Издательство «Спутник+», 2010.-213с.
- Гришакина О.П. Гладилина И.П. Обручникова А.А., Попов Д.В.
Основы исследовательской деятельности школьников. Учебно-методическое пособие. 6.04.2010, -М.: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. – 44 с.
- Трусова Л.А. Комплекс внеклассных занятий и мероприятий (1-11 класс) для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека» /Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. (16.08. 2011) / под ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. -419с.
- Трусова Л.А. Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций. -М.: ООО «Коллаж», 2011. – 136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность современного учителя в рамках профессиональной аттестации
Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениям...
доклад "Роль ИКТ в деятельности современного учителя"
Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала об...
ИКТ в деятельности современного учителя
Информационные и коммуникационные технологии (далее - ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсе...
ИКТ в деятельности современного учителя
Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. О...
Роль методической работы в формировании облика современного учителя
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучшевсех откликается на происходящие ...
Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя
Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...