Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"
статья по теме

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проектов в МОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА                         «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ                                                                             В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

Гришакина Ольга Петровна, учитель истории и географии,                                              МОУ гимназия №7 г. Чехова

Муниципальная методическая площадка (на основании Положения о Муниципальной методической площадке в Чеховском муниципальном районе) – это образовательное учреждение, которое выступает как база изучения и распространения опыта эффективной образовательной деятельности и повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, является  одной из форм эффективной реализации социально-образовательных инициатив, направленных на развитие муниципальной системы образования.

Муниципальные методические площадки создаются при положительных итогах инновационной работы педагогического коллектива в избранном направлении учебно-воспитательной деятельности на базе муниципальных общеобразовательных учреждений при наличии соответствующей материально-технической и учебно-методической базы, кадрового потенциала руководителей и педагогов, владеющих современными методами управления и эффективными технологиями обучения и воспитания школьников.

Муниципальные методические площадки используются Управлением образования, Учебно-методическим центром для организации методической работы по соответствующим направлениям и инновационным формам деятельности педагогических коллективов, повышению квалификации и профессионального мастерства различных категорий педагогических работников и руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, изучения и распространения передового опыта.

      На базе МОУ гимназии №7 г. Чехова  с 2011-2012 учебного года создана муниципальная методическая площадка «Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя».

Сроки действия площадки – два учебных года: 1.09.2011 – 31.08.2013

01.09.2011 -31.08.2012  исследование  особенностей и эффективности различных видов педагогического проектирования, реализация и распространение опыта  двух педагогических проектов:

I/    «Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства»

II/   «Малая академия наук» как форма эффективного взаимодействия в развитии исследовательских компетенций учащихся и педагогов»

01.09.2012   -01.09.2013     подведение и анализ  итогов эксперимента,  издание методических пособий для учителей по практике педагогического проектирования,  распространение опыта среди школ Чеховского, Подольского и Серпуховского района через семинары, круглые столы, конференции, интернет-общение, консультации, открытые уроки и мероприятия.

Проблема  инновационной педагогической деятельности, анализ ситуации, актуальность выбранного направления:

  1. Проектирование представляет собой специфический вид творческой деятельности, направленный на создание и реализацию проекта как особого вида продукта; научный метод изучения и преобразования действительности.
  2. Проектирование, направленное на постановку и реализацию педагогических целей и задач, является педагогическим проектированием. Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, нахождение решения проблемы, улучшение ситуации. Организационно-педагогическое проектирование – это инновационный метод  построения  перспектив реализации  педагогического потенциала определенного направления учебно-воспитательной деятельности  в  процессе ее педагогически целенаправленной организации и руководства.
  3. Это одно из наиболее актуальных направлений внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс как части модернизации российского образования, применения лучшего опыта использования современных педагогических технологий для развития школьников и повышения педагогического мастерства учителя. К сожалению, не все педагоги владеют методикой педагогического проектирования,  сформировать у них такие навыки – важнейшая задача образовательных учреждений.
  4. В педагогических исследованиях процесс проектирования рассматривается как основной механизм осуществления и развития инновационной деятельности, как особый вид творчества, который включает прогнозирование, моделирование и аналитическую оценку.  
  5. Учебно-методический проект (УМП) - проект учителя или учителей, разработанный по какой-либо теме учебного курса или нескольким темам учебных курсов, изучаемых в школе. (синоним) - Педагогический учебный проект   -  одна из разновидностей учебных проектов, потому что он подразумевает своей   целью создать интересный новый, авторский учебный продукт – образовательный ресурс (разработку урока, пособие, комплект учебных материалов, учебную презентацию     по определенной теме к отдельному   уроку или циклу уроков).
  6. В отличие от технического или инженерного проекта, педагогический проект совершенствуется неоднократно, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью.
  7. Формы педагогического проектирования – это документы, которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Одним из примеров документа проекта служит паспорт проекта.
  8. Общее для всех проектов в образовании – их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

Обоснование первого проекта: [1, 5]

     При современном состоянии экономики, рынка труда  и общества России все более актуальным становится вопрос подготовки населения к активной предпринимательской деятельности. Государство нуждается в активных взрослых и молодых деловых людях, самостоятельно и ответственно организующих свой бизнес.

       Существуют множество программ и проектов государственной поддержки малого и среднего бизнеса, но общество, и  особенно молодежь,  не готовы их использовать в силу пассивной жизненной позиции,  отсутствия определенных знаний и навыков, сформированных предпринимательских компетенций, умения выдвигать идеи, устанавливать  цели, находить пути их достижения, предпринимать правильные действия для организации дел. Обучать этому можно и нужно уже в школьном возрасте, готовя выпускника к более  быстрой и эффективной адаптации в сфере трудовой деятельности.

На основании большого объема изученной научной литературы, педагогического опыта развития предпринимательских компетенций  за рубежом (особенно успешного европейского опыта), а также имеющегося опыта в нашей стране в гимназии предложен  педагогический комплекс  формирования предпринимательских компетенций и качеств делового человека  для школьников  по трем  основным блокам: 1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс.

Педагогический  комплекс   включает  в себя:  [4]

  1. работу по формированию предпринимательских компетенций и качеств делового человека при изучении предметов в урочное время через расставление необходимых акцентов на соответствующие знания и умения,
  2. проведение 54 специально направленных внеклассных мероприятий и обучающих занятий с 1-по 11 класс,
  3. организацию двух целенаправленных курсов «Мир деловых людей» для учащихся 9-х классов и «Школа будущего предпринимателя» для учащихся 10-11 классов,
  4.  активное сотрудничество с социальными партнерами при реализации программы, позволяющее сделать средообразовательный процесс данной деятельности наиболее результативным.

Цель проекта: формирование предпринимательских компетенций  и  деловой активности у школьников.

Задачи:

  1. теоретическое, методическое и практическое обеспечение  действия Программы эксперимента, обучение педагогов участвующих в эксперименте через  семинары-тренинги и открытые мероприятия;
  2. апробация и проверка эффективности методических средств и условий, предложенных в педагогическом комплексе;
  3. активное привлечение социальных партнеров  к осуществлению проекта;
  4. формирование предпринимательских компетенций и деловой активности у школьников через реализацию предложенного педагогического комплекса

Обоснование второго проекта:  [2, 3]

   ЦДО «Малая академия наук «Хрустальная сова» - является структурным подразделением гимназии,  которое занимается научно-исследовательской и проектной деятельностью с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению, внеклассными мероприятиями, позволяющими развивать интеллектуальные способности учащихся, проводит обучение детей  по основам исследовательской деятельности, оказывает поддержку педагогов, занимающихся с одаренными детьми, педагогов, ведущих исследовательскую деятельность.

  Это эффективная форма взаимодействия в развитии исследовательских компетенций как школьников, так и учителей.  Исследовательские компетенции – способности заниматься исследовательской деятельностью, умение анализировать ситуацию, оценивать информацию, видеть проблему и решать ее, создавать новый интеллектуальный продукт, проект.   [2]

     Малая академия наук является членом Общероссийской общественной детской организации «Малая академия наук «Интеллект будущего»,  ее координационным центром   в национальной образовательной программе  «Интеллектуально-творческий потенциал России, на базе гимназии создано Чеховское отделение Общероссийской общественной организации по развитию научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Национальная система «Интеграция».

      МАН сотрудничает с Московским областным центром  развития системы дополнительного образования детей и молодежи, Московским государственным техническим университетом «МАМИ», Российской международной академией туризма,  Московским колледжем инновационных технологий  «СТЕЛЛАРИУМ»,  много лет активно  работающими вместе с гимназией  по консолидации действий  для защиты интересов научных объединений учащихся,  организацией  сотрудничества между научными объединениями различных регионов и разработке совместных проектов на общероссийском уровне.

   Цели ЦДО «Малая академия наук»:

  1. создание условий для наиболее полного удовлетворения дополнительных потребностей детей, имеющих повышенную познавательную активность в их интеллектуальном развитии;
  2. повышение педагогического мастерства педагогов, занимающихся с одаренными детьми, и педагогов, ведущих исследовательскую деятельность.  

    Задачи:

  1. формирование современной интеллектуальной и информационной культуры школьников;
  2. создание условий для реализации индивидуальных познавательных интересов;
  3. интеграция урочной и внеурочной деятельности по развитию  интеллекта учащихся, повышению общего качества знаний и умений школьников;
  4. координация усилий учителей-предметников и педагогов дополнительного образования в области расширения кругозора и интеллектуального развития учащихся,  привлечение их к участию в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах, конференциях и форумах на  школьном, муниципальном, областном и всероссийском уровне.

   За годы работы (2008-2011гг) 1860 ребят приняло участие в гимназических мероприятиях Малой академии, 120 - в мероприятиях муниципального уровня и 302 человека - в региональных, всероссийских и международных научных конкурсах, фестивалях  и олимпиадах. Ребятами завоевано 282 Диплома лауреата, Диплома 1-2-3 степени, 14 высших наград проводимых форумов.  36 педагогов участвовало в различных профессиональных конкурсах, ими опубликовано 120 статей в педагогических журналах и сборниках научных конференций.

Литература:

  1.       Гладилина И.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников    в условиях социального партнерства.  - М.:  ООО «Коллаж», 2011. – 120с.
  2. Гришакина О.П. Малая академия наук как форма успешного взаимодействия педагогов и учащихся при работе с одаренными детьми.   Сборник научных трудов:                                                                                      

Актуальные вопросы модернизации российского образования.// Материалы VI Международной научно-практической конференции. 30.09.2010 /под ред. Г.Ф. Гребенщикова.  - М.: Издательство «Спутник+», 2010.-213с.

  1. Гришакина О.П. Гладилина И.П. Обручникова А.А., Попов Д.В.  

Основы исследовательской деятельности школьников. Учебно-методическое  пособие.  6.04.2010,  -М.: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. – 44 с.  

  1. Трусова Л.А.  Комплекс внеклассных занятий и мероприятий   (1-11 класс)  для формирования у школьников предпринимательских компетенций и    качеств делового человека»  /Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов  ХI Международной  научно-практической конференции. (16.08. 2011) / под ред. С.С. Чернова.   – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. -419с.
  2. Трусова Л.А. Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций. -М.:  ООО «Коллаж», 2011. – 136с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность современного учителя в рамках профессиональной аттестации

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениям...

доклад "Роль ИКТ в деятельности современного учителя"

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала об...

ИКТ в деятельности современного учителя

Информационные и коммуникационные технологии (далее - ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсе...

ИКТ в деятельности современного учителя

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. О...

Роль методической работы в формировании облика современного учителя

Выживает не самый сильный и не           самый умный,  а тот, кто лучшевсех откликается на происходящие       ...

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...