Сравнительный анализ целей воспитания в российской довузовской военной школе в процессе исторического развития
статья
Проблема формулирования цели воспитания, являющаяся ровесницей педагогической науки, в настоящее время приобретает особую значимость для организации процесса воспитания в условиях совершенствования довузовской подготовки Министерства обороны Российской Федерации.
Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
методист отдела воспитательной работы Хаджимирзоев Руслан Вахич
ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
Сравнительный анализ целей воспитания в российской довузовской военной школе в процессе исторического развития
Проблема формулирования цели воспитания, являющаяся ровесницей педагогической науки, в настоящее время приобретает особую значимость для организации процесса воспитания в условиях совершенствования довузовской подготовки Министерства обороны Российской Федерации.
Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».
«История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер» [9, с. 85].
На достижение цели воспитания, как известно, влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, степень развития педагогической теории и практики, возможности образовательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.
Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:
1) идеал воспитания;
2) воспитательные устремления и задачи воспитания;
3) цель и смысл жизни человека.
Цель кадетского образования всегда задавалась государством и обществом и обусловлена социальным заказом. Образование в целом, подразумевает симбиоз обучения и воспитания. И если обучение наукам имеет основной целью наделение ученика определенной суммой знаний, навыков и умений по предметам обучения, то цель воспитания – это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы процесса воспитания.
В настоящей статье сравнение целей воспитания проведено на основе анализа нормативно-правовых актов, регламентировавших процесс воспитания в российской довузовской военной школе России за период с 1701 года по настоящее время.
Сравнительный анализ целей воспитания в военно-учебных заведениях довузовской подготовки России представлен в таблице 1.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ | ЦЕЛЬ |
Указ Петра I от 14 (27) января 1701 года | …государство стремится извлечь из науки еще только одну внешнюю, материальную пользу, устраивая училища с исключительною целью приготовления необходимого ему контингента сведущих служилых людей… |
Указ Петра I от 16 января 1712 года | …главным назначением их было приготовлять для артиллерии и инженерного ведомства знающих свое дело унтер-офицеров и кондукторов, которые могли бы толково и сознательно выполнять приказания главных распорядителей и, под их руководством, приобретать на службе… |
«Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» 1731 года | …создание новой породы людей самим Государством… …а понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, також и в Государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение… |
Сенатский указ 1763 года о порядке сношения Военной Коллегии с директором Кадетского Корпуса | …каждый воспитанник должен представлять собою именно цель воспитания, а никак не служебную силу… |
Устав 1766 года | …сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину… … «возрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, и вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость»… |
«Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений» 1848 года | Цель, объем, полнота и направление учения в наших Военно-Учебных Заведениях зависят от стольких разнообразных, местных соображений, принадлежащих исключительно к нашему Русскому быту и нашим основным законам и степени современнаго просвещения России, что никакая учебныя Заведения в Европе не могут для Заведений наших служить образцом. Цель воспитания Кадета (будущаго Русскаго Офицера) обозначена ясно, отчетливо, в высшей степени религиозно-нравственно и патриотически. Христианин; Верноподданный; Русский; добрый сын; надежный товарищ; скромный и образованный юноша; исполнительный, терпеливый и расторопный офицер – вот качества, с которыми воспитанник Военно-Учебных Заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорских Армий, с чистым желанием отплатить ГОСУДАРЮ за ЕГО благодеяния – честною службою, честною жизнью и честною смертию. |
«Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» 1886 года | Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание. Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианскаго вероучения и строго согласованное с общими началами русскаго государственна устройства, имеет главною целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательнаго повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды. |
Кадетские корпуса в изгнании с 1918 по 1944 г.г. | Стратегической целью русских зарубежных кадет было сохранение «русскости», всемерное содействие расцвету идеи кадетского воспитания и возрождению русских кадетских корпусов в России, для их соучастия в возрождении России, а не увековечение Русской эмиграции в изгнании. |
«Положение о Суворовских военных училищах» «Правила внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища» 1943 года | Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание. |
«Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах» 1996 года | Подготовка несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы. |
Приказ министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 25 «О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации» | Военная подготовка несовершеннолетних граждан. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 № 328 «Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах» | Проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан. |
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2012 г. № 1199 г. Москва "Об утверждении Типового положения о президентских кадетских, суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" | Подготовка обучающихся к поступлению в образовательные учреждения высшего профессионального образования. |
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» | Подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. |
Таблица 1 – Сравнительный анализ целей воспитания в военно-учебных заведениях довузовской подготовки России.
Приведенный анализ целеполагания показал, что цель воспитания носит конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации, в чем и проявляется её диалектика, постоянное изменение в соответствии с новыми историческими условиями.
При этом цель воспитания не формулировалась обособленно, а если и формулировалась, то в общих чертах, без возможности измерить её результат.
Например:
- …создание новой породы людей…
- …каждый воспитанник должен представлять собою именно цель воспитания…
- …сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину…
- …возрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, и вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость…
- …христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный…
- …подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству…
- …соответствующее их предназначению воспитание…
По состоянию на сегодняшний день руководящими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в довузовских образовательных организациях, определено, что воспитание обучающихся является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности. Также дано определение в процессе чего реализуется воспитательная работа, на чем она базируется, на основе чего осуществляется, чем достигается её эффективность и что является её основной формой. Цель воспитания при этом отдельно не сформулирована.
Цель воспитания как социального явления – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества и государства в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Современная педагогическая наука дает множество определений цели воспитания, среди которых приведённые ниже:
это личность, результат её формирования, достижение определенного уровня или степени её сформированности на определённом этапе взросления;
это идеальная модель, тип, образ личности воспитанника, на формирование которой должен быть сориентирован воспитательный процесс.
Подготовка несовершеннолетнего обучающегося к военной или иной государственной службе предполагает развитие его личных, поведенческих свойств и качеств, а также формирование определённой направленности в процессе самореализации.
Педагогическому воздействию в процессе воспитания подвергаются эмоциональная, познавательная, нравственная и поведенческая сферы ребёнка.
У обучающегося должны быть сформированы и развиты, следующие стороны личности: объем и качество знаний, характер, навыки, умения, привычки, опыт, направленность, нравственные качества, мировоззрение, внимание, память.
Социальная зрелость личности – понятие, фиксирующее одно из главных достижений процесса образования, осуществляемого образовательным учреждением, кадетским коллективом, семьёй, социумом в целом, и рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Социальная зрелость имеет следующие показатели: развитое чувство ответственности; развитую способность к пониманию других людей; предвидение развития различных социальных ситуаций; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества; эффективное использование своих знаний и способностей; конструктивное решение многих жизненных проблем на пути к самореализации.
Выпускник кадетского военного корпуса, суворовского военного, нахимовского военно-морского училища – это субъект социальных отношений, осознающий смысл происходящего и производимого, соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший на себя ответственность за свою собственную жизнь и за те стороны общественной жизни, которые от него зависят, при этом у него должны быть хорошо развиты личностные качества.
Таким образом, сегодня цель воспитания в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации должна быть сформулирована таким образом, чтобы учитывалась внутренняя составляющая и внешняя направленность личности, уровень развития которых может быть подвергнут объективной оценке на каждом этапе роста и развития этой личности. Учитывая вышеизложенное, представляется, что целью воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев на нынешнем этапе развития кадетского образования должно быть формирование социально зрелой, разносторонне развитой личности обучающегося, направленной на самореализацию в военно-профессиональной сфере.
Поставив такую цель, педагог обретает ориентацию на конечный результат.
Результат в достижении цели воспитания по определению не может быть одинаковым для каждого обучающегося, ввиду разницы в способностях. Поэтому, в данном случае важное значение приобретает создание системы оценки показателей степени (уровня) достижения поставленной цели. При этом система оценки результативности должна учитывать возраст оцениваемых обучающихся и соответствие показателей спрогнозированным промежуточным требованиям.
Список литературы:
- Смирнов, В.И. Теория и методика воспитания. Часть I. Гуманистические воспитательные системы: учебное пособие / В.И. Смирнов. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 348 с.
- Кожухов Ю.В. «Проблема взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учебных заведениях закрытого типа: на материале кадетских корпусов и военных гимназий», диссертация кандидата педагогических наук, М. МПГУ, 1996, – с. 39-40
- Лалаев М.С. Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению,1880.
- Волков С.В. «История военного образования в России» «Русский офицерский корпус», М.Военниздат,1993
- Алпатов Н.И. «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: (Из опыта кадет, корпусов)». М. 1958.
- Ефремов О.Ю. «Военная педагогика»
- Голованова Н.Ф. «Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике», Педагогика. № 10, 2007 г.
- Демков М.И. Краткая история педагогики. – М., 1917 – с. 4
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для вузов, с. 85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку
Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...
Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников
Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В данной статье идет речь о специфики воспитания воспитанников в довузовских учреждениях....
Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, включающий постановку временных рамок, цели, определение ожидаемых результатов и критериев успешности
Какие методы и подходы я планировала для преобразования школы? Это анкетирование, интервью, наблюдение и изучение, Прог...
Исторический анализ содержания, методов, форм и результативности процесса воспитания в российской довузовской военной школе
За время своего существования кадетские корпуса в России накопили значительный опыт в содержании, использовании методов и форм воспитательной работы и прошли интересный и поучительный путь в развитии....
Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского движения школьников» Номинация: История детского движения
Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского движения школьников» Номинация: История детского движения...