Исторический анализ содержания, методов, форм и результативности процесса воспитания в российской довузовской военной школе
статья

Хаджимирзоев Руслан Вахич

За время своего существования кадетские корпуса в России накопили значительный опыт в содержании, использовании методов и форм воспитательной работы и прошли интересный и поучительный путь в развитии.

За этот период в кадетских корпусах шел процесс создания системы подготовки будущих курсантов военных училищ, поиска средств воспитания детей в интернатном учреждении военного типа, достижения результата в соответствии с их целевым предназначением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

методист отдела воспитательной работы Хаджимирзоев Руслан Вахич

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус

Министерства обороны Российской Федерации»

Исторический анализ содержания, методов, форм и результативности процесса воспитания в российской довузовской военной школе

За время своего существования кадетские корпуса в России накопили значительный опыт в содержании, использовании методов и форм воспитательной работы и прошли интересный и поучительный путь в развитии.

За этот период в кадетских корпусах шел процесс создания системы подготовки будущих курсантов военных училищ, поиска средств воспитания детей в интернатном учреждении военного типа, достижения результата в соответствии с их целевым предназначением.

Исходя из понимания содержания воспитательного процесса как организации педагогической деятельности по конкретным направлениям с целью формирования качеств и свойств личности, необходимо произвести анализ, с какой степенью использовались данные направления в работе (рис. 1)

Первый период (1701-1715 г.г.) известен началом традиции утилитаризма, заложенной Петром I, с главной задачей сообщения воспитанникам специальных знаний, необходимых военному инженеру, артиллеристу, моряку, характеризуется, по сути, отсутствием какой-либо системы воспитательной работы, закладыванием основ аристократического воспитания.

В петровское время, на начальном этапе становления довузовской военной школы, российской педагогики, как науки, ещё не существовало.

В течение второго периода (1715-1732 г.г.) на первый план выдвигалось воинское воспитание. Происходит постепенное наращивание педагогического потенциала и во главу угла выводится дисциплинарно-правовое воспитание, о воспитании личности, развитии у юношей их природных способностей, о нравственном воспитании корпус заботился мало, зарождаются основы индивидуально-воспитательной работы.

В третьем периоде (1732-1765 г.г.) происходит зарождение в кадетских корпусах воспитательной системы. Преобладает духовно-нравственное, религиозное, монархическое, патриотическое, культурно-нравственное воспитание. В воспитательной работе личностный подход начинает занимать наиболее важное место.

В 1765 году шефом Сухопутного шляхетского корпуса был назначен Иван Иванович Бецкой, который составил устав на новых началах.

Более всего Бецкой занимался вопросами нравственного воспитания и умственного образования кадетов, считая это основой в подготовке образованных офицеров и государственных чиновников. Его целью было сделать из кадетов не «искусных» офицеров, а «знатных граждан».

Граф Ангальт Фёдор Астафьевич, сменил Ивана Ивановича Бецкого на посту директора Сухопутного кадетского корпуса в 1784 году. Ангальт называл воспитание «нежной матерью, которая, отдаляя тернии, ведет питомца своего по цветам».

Михаилу Илларионовичу Кутузову, который возглавлял кадетский корпус в течение всего 3-х лет (1794-1797 г.г.), удалось правильно решить многие вопросы учебной и воспитательной работы, направить деятельность учителей и воспитателей в русло тех задач, которые выдвигались современной педагогикой.

Особенностью этого периода является тот факт, что наибольшее внимание уделялось воинскому, патриотическому, интеллектуальному, дисциплинарно-правовому, морально-нравственному, а также физическому воспитанию. В этот период мы наблюдаем также зарождение основ экологического воспитания юношей.

Следующий период: с 1800 по 1832 год характеризуется усилением монархических воздействий. Это время характерно тем, что 24 июня 1812 года наша страна подверглась нападению со стороны наполеоновской армии. Специфика того времени требовала от довузовской военной школы поставлять юношей в высшие военные учебные заведения, которые, воспитанные на монархических традициях, являлись хорошими воинами, умеющими делать то, что необходимо на войне. Остальные направления воспитания были отодвинуты на второй план. Меньше уделялось внимание духовно-нравственному, религиозному, гражданскому, интеллектуальному воспитанию, а также формированию у кадет морально-этических и культурных норм.

Основное внимание в кадетских корпусах обращалось на военно-физическое и религиозно-нравственное воспитание.

Нравственное воспитание кадет являлось главной задачей, на которую неоднократно указывал Николай I, требуя при выпусках в офицеры давать преимущества воспитанникам, отличившимся положительной для самодержавия нравственностью, если даже они оказывались слабее в науках.

Период с 1832 по 1863 годы характеризуется усилением некоторых направлений воспитательной работы. Таких, как эстетическое, экологическое, индивидуально-личностное, гуманистическое, а также гигиеническое.

На офицеров-воспитателей возлагалась обязанность учить воспитанников культурно-гигиеническим навыкам, воспитывать светские манеры.

В 1850-х годах появляются первые попытки глубже вникнуть в причины проступков воспитанников. Происходит активизация индивидуально-воспитательной работы. Воспитателей обязывают вести характеристики на детей и при оценке поведения ссылаться на их психологические особенности.

Следующий период с 1863 по 1882 годы (кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии) в воспитательной работе происходит усиление гражданского и интеллектуального направлений в воспитательной работе, а также морально-нравственной, морально-этической составляющих. Усилились эстетическая и экологическая составляющие.

Стали широко применяться гуманистические составляющие педагогики, которые в своих трудах подробно описывал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Однако, в вопросах воспитания дело ограничивалось определением общих задач и выдвижением общих принципов, применением по большей части средств гербартианской педагогики.

В период с 1882 по 1918 года, применяя накопленный опыт за годы существования кадетских корпусов и военных гимназий, педагогические работники довузовских военных школ достаточно широко использовали в воспитательной работе такие направления, как духовно-нравственное, религиозное, монархическое, воинское, патриотическое, дисциплинарно-правовое, морально-нравственное, гуманистическое, физическое, гигиеническое и интеллектуальное.

Однако, как ни парадоксально, это носило больше декларативный характер, нежели практическую направленность.

Работа воспитателей велась примерно по тем же направлениям, которые выработаны были в военных гимназиях.

Таким образом, двадцатилетний период работы кадетских корпусов после ликвидации военных гимназий показал, что самодержавие было уже не в состоянии поднять на более высокую ступень воспитательную деятельность этих учреждений.

Падение воспитательной работы кадетских корпусов, вынуждены были отметить и официальные органы. Так, в циркулярах ГУВУЗа за эти годы указывалось, что педагогические комитеты кадетских корпусов работают плохо, не изучают причин недостатков обучения и воспитания. В среде преподавателей и воспитателей «преобладает безучастное отношение к явлениям учебно-воспитательной жизни заведений». В корпусах повторяются «одни и те же дерзости к начальствующим лицам, уход воспитанников из заведений, драки с ножами и другим оружием, драки с прислугой, массовые беспорядки, картежная игра, употребление спиртных напитков и т.п.», и что все эти проступки заканчиваются наложением административного взыскания, причины их возникновения не анализируются, воспитательные меры не применяются.

Серьезную тревогу стала вызывать растущая половая распущенность среди воспитанников военно-учебных заведений. Правда, она наблюдалась и раньше, но теперь, как отмечали гигиенисты и воспитатели, она усилилась. Только по десяти кадетским корпусам в 1892 году в половом разврате замеченными оказалось около 430 человек. 63% поступающих в военные училища сознались в связях с женщинами. Наблюдались случаи, когда заразившиеся венерической болезнью кадеты кончали жизнь самоубийством.

После Октябрьской социалистической революции, с 1918 года, в Советской России, кадетские корпуса прекратили своё существование. Но в период с 1918 по 1943 год кадетские корпуса существовали в эмиграции. Находясь в изгнании, русские кадеты глубоко хранили лучшие традиции кадетского образования, поддерживали их и развивали.

Вдали от Родины, изгнанники первой волны, так называемые «белые», верили в свою Россию. Они сохранили то, что жестоко уничтожалось на Родине. Они свято хранили самое ценное – Православную Веру, язык, культуру, вековую историю, традиции, быт, свое лицо, честь и достоинство.

Находясь в изгнании, они почувствовали могучие корни Святой Руси, стали познавать и гордиться своей историей, культурой, своей русскостью, стали неотделимой частью исторической воинской семьи России.

Планомерно с ранних лет вырабатывалось кадетское мировоззрение и высокое чувство ответственности и патриотизма. Устанавливались нерушимые понятия: достоинство, кадетская честь, доверие, гордость образцовым кадетским строем, спортивными и гимнастическими командами, гордость своим корпусом и своим Отечеством. Важно отметить, что уравниловки в корпусе не существовало. Наоборот, офицеры воспитатели, как отцы, присматриваясь к своим подопечным, распознавали в них таланты.

В воспитательном процессе применялось направление целостно-полного воспитания.

По мнению руководства и воспитателей кадетских корпусов целостно-полным национальным воспитанием могло быть только военно-патриотическое воспитание, которое предполагает формирование души, интеллекта и тела человека в едином педагогическом процессе, с целью подготовки благородно-творческого строителя своего государства и самоотверженного, физически сильного защитника Отечества.

В 1943 году впервые были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, которые были образованы по типу царских кадетских корпусов и на начальном этапе становления использовали наработки в организации воспитательной работы, которые были синтезированы как раз в период предшествующего развития. Каким направлениям работы уделялось особое внимание в этот период мы с вами видим по цветовой гамме, представленной в таблице.

Вся система воспитания была построена так, чтобы воинское начало впиталось в пот и кровь воспитанников ещё с ранних лет. Вместе с тем большое внимание уделялось привитию необходимых культурных и бытовых навыков.

Сегодняшний день характеризуется наиболее умеренным применением практически всех ранее применявшихся ранее направлений воспитательной работы за исключением, конечно же, монархического и утилитарного воспитания.

Обращаясь к методам воспитания, как совокупности наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий, на представленной диаграмме мы можем с вами видеть в какой из исторических периодов и на сколько широко применялись основные методы воспитательной работы: убеждения и принуждения, личного примера, поощрения, упражнения и метод телесных наказаний (рис.2)

Метод телесных наказаний широко применялся на протяжении двух периодов в истории развития корпусов, а именно в первый период становления и зарождения воспитательной работы, это с 1701 по 1715 годы, а также в период с 1800 по 1832 годы. Обусловлено это тем, что, не имея способности использовать полезным образом другой инструментарий, руководство корпусов, офицеры, воспитатели вынуждены были прибегать к таким крайним и не педагогическим мерам, как телесные наказания, которые просуществовали, включая корпуса в изгнании, вплоть до 1943 года.

Применение метода убеждения, как мы с вами видим на представленной диаграмме, применялся в обратной зависимости от применения метода телесных наказаний.

Метод принуждения присутствовал в том объеме, в котором собственно и применялись наказания.

Метод личного примера характерен для периодов, в которые содержание воспитательной работы основывалось на гуманистических традициях.

Диаграмма наглядно демонстрирует нам, что данный метод, шел в ногу с применением метода убеждения, а также метода поощрения.

Метод упражнения, видимо, в значительной степени привязан к специфике образовательной деятельности в начальной военной школе, и в более-менее равном объеме присутствовал во все времена.

Рассматривая формы воспитательной работы мы, в первую очередь, имеем ввиду различные мероприятия воспитательного характера (рис. 3)

Формы воспитательной работы, как организационная структура педагогического воздействия, мероприятия в которых реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса, порядок процедур, конкретных актов взаимодействия участников воспитательного процесса, внешнее выражение воспитательной работы, принято разделять на:

  • индивидуальные
  • микрогрупповые
  • групповые (коллективные)
  • массовые

Вплоть до 1765 года о внеклассных формах работы не указывается в известных источниках. Со времени назначения Бецкого И.И. на пост директора кадетского корпуса, в незначительном объеме начали практиковаться занятия с небольшими группами воспитанников в свободное от учебы время. Это были беседы о прочитанных книгах, а также по большей части о насущных вопросах повседневной деятельности кадет.

Интересное новшество было введено в корпусе в 1765 году директором корпуса графом Ангальтом – так называемая «говорящая стена», на которой писались различные афоризмы, изречения мыслителей древности. После занятий граф Ангальт прогуливался по парку с кадетами вдоль этой стены и объяснял значение написанного на ней, дискутировал с ними, желая, чтобы кадеты не просто заучили их на память, а поняли глубину их философского смысла.

С 1794 года, при М.И. Кутузове впервые начались в кадетском корпусе обязательные для старших воспитанников летние лагеря, которые вошли традицией в учебно-воспитательную работу этих учреждений.

Внеклассное время в корпусах посвящалось главным образом фронтовым занятиям, на которые обращалось большое внимание, но военные упражнения были поставлены плохо, они сводились к муштровкам и обучению ружейным приемам.

С 1832 по 1863 годы уже предпринимались попытки как-то заполнить внеклассными занятиями досуг воспитанников. В некоторых кадетских корпусах они проводились планомерно. На первом месте стояли: пение, занятия музыкой, плавание, верховая езда. Иногда воспитанников знакомили с трудом столяра, слесаря, каменотеса и другими ремеслами, полезными для будущего офицера. Во время вечера кадеты играли на фортепьяно, пели, играли, угощались чаем с пряниками.

Что касается организации внеклассных занятий в период с 1863 по 1882 годы, то они проводились в виде чтения книг, экскурсий, пения, музыки, изготовления коллекций, занятий ручных трудом и т.п. Недостаток времени, часто неумение организовать детей и слабое внимание к этим занятиям со стороны руководителей корпусов приводили к тому, что внеклассные часы больше всего заполнялись подготовкой уроков или самодеятельными играми и развлечениями, которые придумывали сами воспитанники.

В период с 1882 по 1918, на фоне общего упадка воспитательной работы, наблюдается деградация форм внеклассной работы и сужение их до двух видов: индивидуальных и микрогрупповых.

В основе формирования личности российского кадета за рубежом (1918-1943 г.г.) находились три главных средства:

незыблемое постоянство определенного порядка;

производительное наполнение внеклассного времени;

неослабное поддержание дисциплины, приведенной в соответствие с дисциплиной воинской.

Все эти средства работали, как правило, под искусным управлением воспитателей и неусыпным их надзором над кадетами. Порядок достигался исключением праздного провождения времени, «понеже праздность, – как говорил Суворов, – корень всему злу, особливо военному человеку...»

Также имевшее место внутреннее самоуправление с ранних лет приучало кадет к групповому решению задач и проблем класса. Старший класса приводил эти решения в действительность, для чего от него требовались ответственность, дипломатия, контроль, и полное доверие всего выпуска.

С 1943 по 1993 годы разнообразные формы воспитательной работы с суворовцами и нахимовцами воплощались в:

хорошо продуманные, занимательные и интересные для воспитанников внеклассные мероприятия;

развернутой культурно-массовой работе;

правильно организованном отдыхе и развитии воспитанников (художественная самодеятельность, танцы, музыка и т.д.);

мероприятиях по физическому развитию воспитанников (уроки физической культуры, спортивно-массовая работа)

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях довузовской подготовки Министерства обороны России выстроена и работает система воспитательной работы при которой применяются разнообразны формы организации воспитательной деятельности:

воспитание в процессе обучения;

внеурочная деятельность;

внутриклассная деятельность;

межклассная деятельность;

внеклассная деятельность;

участие в работе творческих объединений;

массовая, общекорпусная;

работа с семьей и общественностью.

Широко используется опыт организации процесса воспитательной работы, накопленный в основном в советских суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах, а также проводится работа по внедрению программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Воспитательная работа, проводимая в довузовской военной школе России, за все время своего существования, была нацелена на достижение определенного результата – подготовке подростков к военной или иной государственной службе. Однако не во все времена результат достигался в полной мере (рис. 4)

Утилитарный подход в воспитании, применяемый в петровское временя, направленный на достижение практических целей, извлечение материальной пользы, приносил потерь больше, чем выгод. Чем элементарней цели, которые мы ставим перед военной школой, тем меньше у нее ресурсов и возможностей для развития. Так как узко понимаемый утилитаризм деструктивен в силу его нацеленности на сиюминутную выгоду и ситуационный успех.

В последующие периоды, получив отличное образование, но сталкиваясь с суровыми условиями крепостнической России, выпускники кадетских корпусов подчас терялись, не умея найти достойного применения тому, чему их учили долгие годы. Поэтому, хотя и много было офицеров, генералов и государственных деятелей, окончивших в свое время кадетский корпус, но все же значительная часть бывших его воспитанников оставляла службу и возвращалась в родовые имения.

«Офицеры, выходившие из старого кадетского корпуса, были хорошие военные и только; воспитанные же Бецким, играли комедии, писали стихи, знали, словом, всё, кроме того, что должен был знать офицер». (Семен Романович Воронцов, русский дипломат из рода Воронцовых).

Система воспитания, принятая при Ангальте, не позволяла выращивать физически и нравственно закаленную молодежь. Многие воспитанники корпуса при соприкосновении с жизнью оказывались слабыми, изнеженными, неспособными бороться с невзгодами и трудностями.

При достижении поставленной цели не всегда получалось достигать результата, который был необходим. Основной целью подготовки подростков в кадетских корпусах является ориентирование их на дальнейшее обучение в высших военных учебных заведениях Министерства обороны. При этом желание выпускника кадетского корпуса продолжить обучение в военном училище и выбрать для себя судьбу военного, при соответствующем уровне подготовленности, должно быть его личным, а не навязанным кем-то.

Какого-либо универсального, всестороннее развитого, мотивированного выпускника в различные периоды существования довузовской военной школы, мы, сожалению, наблюдать не можем. Исключением, как это ни парадоксально, являются кадеты периода нахождения кадетских корпусов в изгнании за рубежом. Находясь вдалеке от своей Родины и храня лучшие традиции русского офицерства, они продемонстрировали высокие показатели уровня подготовки.

Современники, знакомые с жизнью и работой кадетских корпусов во второй половине XIX века, отличали «умственную апатию» многих воспитанников, их недисциплинированность, лень, недостаток энергии, трудолюбия и многое другое.

Система воспитания, основанная в своё время только на требовательном, строгом и неуклонном выполнении кадетами всех установленных дисциплинарных правил, по существу сводящаяся к муштре и слепому подчинению воспитателю, также не давала желаемых результатов. Часто наблюдалось, что окончившие кадетский корпус вскоре же выходили в отставку или пренебрежительно относились к мундиру и оружию.

Выпускники военных гимназий отличались большей образованностью, воспитанностью и любовью к военному делу, чем кадеты. «Военные гимназисты, – отмечал один из руководителей военного времени А.Н. Макаров, – поступая по окончании курса в военные училища, в большинстве случаев легко осваивались с новыми для них порядками. Комплектуясь молодыми людьми, обладающими известной воспитанностью, военные училища быстро придавали им военную выправку и внушали любовь к военному делу».

Но такое воспитание не создавало морально развитого человека. Он мог обладать хорошими манерами, соблюдать установленные в обществе приличия, оставаясь в душе эгоистом, нравственно извращенным человеком.

При этом искусственно сдерживаемое в своё время развитие в кадетских корпусах прогрессивных педагогических начал, тщательно ограждало воспитанников от всего передового, воспитывало у молодежи отвращение к прогрессу.

Суворовцев и нахимовцев в советский период, учили жить в соответствии с общечеловеческими ценностями. В этих училищах воспитывали патриотов, то есть людей, для которых слова «честь» и «Родина» не были пустым звуком.

Таким образом, исторический опыт развития довузовской военной школы показал, что специальная подготовка молодежи может успешно решаться при условии, если она базируется на общечеловеческих ценностях, а военное воспитание не является единственной задачей кадетского корпуса.

Этот опыт является той базой, на которой необходимо строить воспитательную работу в современных довузовских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в условиях продолжающейся реформы Вооруженных сил, геополитических вызовов и реалий нового времени.

Список литературы

  1. Кожухов Ю.В. «Проблема взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учебных заведениях закрытого типа: на материале кадетских корпусов и военных гимназий», диссертация кандидата педагогических наук, М. МПГУ, 1996, – с. 39-40
  2. Лалаев М.С. Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению,1880.
  3. Волков С.В. «История военного образования в России» «Русский офицерский корпус», М.Военниздат,1993
  4. Алпатов Н.И. «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: (Из опыта кадет, корпусов)». М. 1958.
  5. Ефремов О.Ю. «Военная педагогика»
  6. Голованова Н.Ф. «Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике», Педагогика. № 10, 2007 г.
  7. Демков М.И. Краткая история педагогики. – М., 1917 – с. 4

Приложение

Рис. 1

Сравнительный анализ содержания воспитательной работы

в военно-учебных заведениях довузовской подготовки России

Периоды

Направления

1701

1715

1715

1732

1732

1765

1765

1784

1784

1794

1794

1800

1800

1832

1832

1863

1863

1882

1882

1918

1918

1943

1943

1993

1993

н.в.

духовно-нравственное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

религиозное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

монархическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воинское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

патриотическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гражданское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

интеллектуальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дисциплинарно-правовое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

морально-нравственное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

морально-этическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

культурно-нравственное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трудовое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эстетическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

экологическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуально-личностное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гуманистическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

физическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гигиеническое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

утилитарное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТСУТСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

 

НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

 

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

 

УСИЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ


Рис. 2

Сравнительный анализ применения методов воспитательной работы

в военно-учебных заведениях довузовской подготовки России


Рис. 3

Сравнительный анализ применения форм воспитательной работы

в военно-учебных заведениях довузовской подготовки России

неоформленность процесса воспитания

индивидуальные формы работы

микрогрупповые мероприятия

коллективные (групповые) формы

массовые мероприятия


Рис. 4

Анализ результативности воспитательной работы

в военно-учебных заведениях довузовской подготовки России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В данной статье идет речь о специфики воспитания воспитанников в довузовских учреждениях....

Совершенствование содержания, организационных форм и методов воспитания через использования ИКТ

Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности – государственность, патриотизм, коллективизм, религия, милосердие и т.д.,...

Анализ использования методов обучения в педагогическом процессе

Самоанализ методов обучения на урокахв 6 классе учителя русского языка Матушкиной Татьяны Ивановны.Классификация методов обучения*...

Рекомендации воспитателям для повышения результативности процесса воспитания и перевоспитания трудного подростка

В статье описаны рекомендации для воспитателей СРЦ, которые помогут наладить контакт при общении с трудным подростком....

Сравнительный анализ целей воспитания в российской довузовской военной школе в процессе исторического развития

Проблема формулирования цели воспитания, являющаяся ровесницей педагогической науки, в настоящее время приобретает особую значимость для организации процесса воспитания в условиях совершенствования до...

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе"

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...