ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
статья по теме
В данной статье идет речь о специфики воспитания воспитанников в довузовских учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitanie_lichnosti.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
КУЗЬМЕНКО Н.А.
(г. Санкт- Петербург, Россия, Нахимовское военно-морское училище)
Сегодня нередко говорят о кризисе образования – не только в России, но и в мире. Тему кризиса образования новой не назовешь.
Будущее России – это будущее сильного, высокотехнологичного и единого суверенного государства с развитым гражданским обществом. На сегодняшний день формирование социально-прогрессивного типа личности XXI века является одной из важнейших задач школьного образования.
Одним из важных направлений укрепления образования и реформирования Вооруженных Сил РФ является развитие непрерывной системы военного образования, в частности, обеспечение преемственности в структуре: до профессиональное (до вузовское) образование – высшее военное образование. В настоящее время довузовская подготовка осуществляется в суворовских и нахимовских училищах, кадетских корпусах, кадетских школах и классах, призванных обеспечить готовность выпускников к продолжению образования в качестве курсантов военных вузов. Организация учебного процесса в этих образовательных заведениях построена на опыте аналогичных учреждений дореволюционной России и советской школы.
В конце ХХ века в России появились кадетские школы, кадетские школы-интернаты. Работа их показала и доказала, что создана новая школа. Новая школа – это справедливая, добрая, умная и понятная школа. Понятная детям, власти, родителям, гражданскому обществу, школа, которая не стала «казармой» для кадет, которая развивает личность, а не создает абсолютный или штампованный образ современного школьника.
В настоящее время значительное внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Постепенно возрастает и интерес юношей к продолжению обучения в высших и средних учебных заведениях военного профиля.
Сегодня до вузовские военные образовательные учреждения ставят своей целью - становление социально-активной личности, действующей на благо общества, в соответствии с нравственно-правовыми нормами, личности – патриота своей Родины, ответственной за поступки и действия, умеющей предотвращать различного рода опасности, спасать мирное население и помогать строить безопасное общество.
Поэтому мы оперируем такими понятиями как «кадетское воспитание и образование», его цели и задачи.
Главной целью воспитания является формирование личности настоящего Гражданина государства, живущего в своей стране и относящийся к ней, как к Отчизне. Воспитание согласуется с нравственными, основанными, в первую очередь, на Православии, началами, историческими традициями русского народа и его славной Армии.
Немаловажным в воспитании являются такие качества выпускника, которые позволят ему быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения в кадетском учебном заведении самому явиться воспитателем окружения, в которое попадет выпускник. Его подготовка, убеждения, знания и умения поведения в коллективе и управления им (это, несомненно, является самым главным для воинских коллективов военно-учебных заведений, если выпускник свою дальнейшую жизнь связывает с армией) должны позволить распространению нравственных начал на гораздо большее число молодых людей России, чем только выпускники таких учебных заведений.
Главной целью образования в кадетских учебных и образовательных учреждениях является довузовская подготовка будущих специалистов в России и для России.
Целями обучения и воспитания является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на любом, в первую очередь военном, поприще.
Задачи, которые должен ставить перед собой педагог заключаются в следующем:
1) формирование мотивации курсантов по присвоению нравственных ценностей будущего офицера (патриотизм, честь, долг, гражданственность, верность конституционному долгу и военной присяге) с целью усиления у них ориентации на государственную службу в армии, МЧС, ФСБ и пр.;
2) развитие у воспитанников личностной рефлексии как способности к самоанализу и активному осмыслению своих состояний и действий, имеющей своей целью конструктивную самокоррекцию процесса нравственного становления;
3) педагогический мониторинг личностных достижений обучающихся в процессе развития нравственных качеств будущего офицера (ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность).
Отличительные особенности до вузовских учебных заведений:
• Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
• Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.
• Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
• Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.
• Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами.
Санкт-Петербург является единственным городом в России, представляющим самый широкий спектр военно-подготовительных учебных заведений.
В Санкт-Петербурге накоплен серьезный научно-практический потенциал в области кадетского образования и воспитания.
Уже имеются или практически созданы все инфраструктурные элементы: музеи, Союз суворовцев, нахимовцев и кадет, фонд, проводятся регулярные научно-практические конференции.
Осталось дело за малым – создать в городе организационную структуру, желательно при губернаторе, способную объединить и соорганизовать все военные учебные заведения.
Литература
- Белкин, А.С., Сутырина, Т.А. Ментально-миссионное направление в образовании: монография – М.: Спутник+, 2009. – 237 с.
- Горяйнов, В.Н. Воспитание ответственности будущих офицеров как педагогическая проблема / В.Н. Горяйнов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск. – 2007. – № 6. – С. 54–61.
- Евсюкова Н.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография.- Владимир: ВГГУ, 2009. 182 с.
- Жукова Е. Ю. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для кадетских образовательных учреждений в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - 3(5). - С. 44-48.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
- Тимченко, А.В. У истоков патриотического воспитания молодежи / А.В. Тимченко // Клио. – 2013. – № 2. – С. 93–95.
- Чураков С.В. Из истории проблемы нравственного воспитания детей в военно-учебных заведениях России // Вестник университета: Теоретический и научно-методический журнал / под ред. А.М. Лялина. – Москва: ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2010. – № 9. – С. 104-106.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования
Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании"....
Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"
Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...
Продуктивность социально-педагогической деятельности педагогического работника. Проведение комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.
За последние десятилетия наблюдается с каждым годом увеличивающийся поток населения к столице республики и близлежащим населенным пунктам, следовательно, наш...
Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"
Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....
Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры
Презентация опыта МБОУ "Березовская СОШ №5" «Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры»...