Рекомендации воспитателям для повышения результативности процесса воспитания и перевоспитания трудного подростка
статья
В статье описаны рекомендации для воспитателей СРЦ, которые помогут наладить контакт при общении с трудным подростком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям для повышения результативности процесса воспитания и перевоспитания трудного подростка
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
Предупреждение педагогической запущенности нужно рассматривать как часть целостной системы педагогического процесса.
Эффективность воспитания и перевоспитания зависит от того, обеспечены ли необходимые для него условия:
- Единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в воспитании (педагоги, психологи и другие специалисты), нет единства требований в детском коллективе, воспитание затруднено.
- Наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно. Педагогическое влияние в перевоспитании приобретает ценность именно как часть воспитательного воздействия коллектива на духовный мир подростка.
- Наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных. Ученые указывают на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.
- Эффективностью воспитания и перевоспитания является использование огромных воспитательных возможностей семьи, стремление к общению-диалогу.
В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения:
- Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.
- Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
- Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети».
- Воспитатель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика.
- Надо верить в ребенка. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
- Индивидуальный подход к трудному воспитаннику.
Перевоспитывание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их развития. Его функции тоже разнообразны. Это, во-первых, интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоление внутренних предпосылок трудновоспитуемое. Во-вторых, устранение рассогласования отношений личности и изменение ее отношений к себе, к другим и к собственной учебной деятельности. В-третьих, устранение результатов неправильного воспитания и исправление ошибок, допущенных в развитии данного ребенка. Наконец, активизация усилий самой личности на преодоление отрицательных явлений в собственном поведении.
В итоге нужно сказать, что «ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь», подметил однажды древнегреческий философ Плутарх. Поэтому ребенку, который находится в поиске, который не знает, как правильно действовать в различных ситуациях, нужно помочь, создать условия, подсказать ему верное направление, двигаться по которому ему будет комфортно и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Триединство в работе педагогического коллектива ДОУ в работе с детьми с нарушенями слуха....
Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания
На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение...
Статья "Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками"
В статье рассматриваются наиболее эффективные формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками....
Конструктивное общение с трудным подростком. Рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей.
Рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей....
Рекомендации для родителей по воспитанию "трудных" подростков
А данном материале кратко изложены основные и часто встречающиеся проблемы в воспитании подростков, а также методы их решения....
Роль физической культуры и спорта в перевоспитании трудных подростков.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...
Исторический анализ содержания, методов, форм и результативности процесса воспитания в российской довузовской военной школе
За время своего существования кадетские корпуса в России накопили значительный опыт в содержании, использовании методов и форм воспитательной работы и прошли интересный и поучительный путь в развитии....