Совершенствование содержания, организационных форм и методов воспитания через использования ИКТ
материал на тему
Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности – государственность, патриотизм, коллективизм, религия, милосердие и т.д., а также ценности нового времени – инициативность, социальная мобильность, предприимчивость; с другой стороны – развитием инновационных процессов в педагогической практике. Поэтому необходимо переосмысливать предыдущий педагогический опыт и в то же время находить в существующей реальности новые ресурсы, которые мы можем использовать в системе воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_konferentsii_asosh_no1.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОУ «АРДАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»)
Е.В.Шешотова, С.В. Староверова
Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности – государственность, патриотизм, коллективизм, религия, милосердие и т.д., а также ценности нового времени – инициативность, социальная мобильность, предприимчивость; с другой стороны – развитием инновационных процессов в педагогической практике. Поэтому необходимо переосмысливать предыдущий педагогический опыт и в то же время находить в существующей реальности новые ресурсы, которые мы можем использовать в системе воспитания.
Для достижения целей воспитательной работы, которые мы определяем через понятие «модель выпускника»:
Обратите внимание на Слайд 2
- активная жизненная позиция;
- созидательная ценностная направленность;
- стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
- умение эффективно взаимодействовать с людьми;
- творческое отношение к действительности.
школа реализует воспитательную программу «Шаг в будущее» и подпрограммы к ней:
- педагогического сопровождения семейного воспитания «Семья»,
- летнего отдыха и занятости детей «Пятая четверть »,
- здоровьесбережения обучающихся «Маяк»,
- профилактики девиантного поведения учащихся «Мы вместе»,
- патриотического воспитания «Патриот».
Как обеспечить эффективность воспитательного процесса? Творческие группы педагогов, решая проблему "Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы», пришли к выводу, что основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость учащихся в событийную жизнь. С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Второй ресурс — повышение компьютерной грамотности педагогов.
Школа активно пользуется этими ресурсами. Одна из первых получила современный компьютерный класс (11 рабочих мест), программное обеспечение к нему, мультимедийный проектор, в последствии подключение к Интернету, более 10 лет в системе дополнительного образования работает кружок «Компьютерра».
Каким же образом можно использовать информационно-коммуникационные технологии в воспитательной работе? Традиционно компьютер используется как:
Слайд 3
- Компьютер как средство поиска информации
- Компьютер как средство обработки информации
- Компьютер как средство хранения информации
- Компьютер как средство обеспечения наглядности
- Компьютер как средство коммуникации
Слайд 4.
1. Компьютер как средство поиска информации:
- Интернет ресурсы
- Электронные справочники и энциклопедии
- Базы данных
- Фонотеки
- Видеотеки
Главное грамотное использование Интернет ресурсов, электронных справочников и энциклопедий позволяют школе быть в числе лидеров по количественным и качественным показателям участия в районных творческих конкурсах и проектах.
На экране вы видите данные успехов этого года:
Слайд 5
Конкурс | Участники | Уровень | Результат |
Знаешь ли ты Горького? | Хабарова М.Н. | Районный областной | 2 место Благодар. |
«Моя семья в истории страны» | Козина В.Н. | районный | 3 место |
«Хочу всё знать» | Сидорова Т.Н. | Районный областной | 1 место 2 место |
Конкурс методик реализации программ «Разговор о правильном питании» | Егорькова А.В. Шувалова О.А. | районный | 3 место |
Конкурс гуманитарно-экологических Проектов «Планета людей» | Староверова С.В. | Районный областной | 1 место 1 место |
Конкурс «Овеянные славой наш флаг и герб» | Корокозова О.А. | Районный областной | 1 место 3 место |
Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России» | Шиманова М.А. | Районный областной | 2 место 2 место |
Конкурс семейных команд КВН «Семья – театр жизни» | Шешотова Е.В. | Районный | 1 место |
Конкурс компьютерных проектов «Комп. Ас» | Силаева Е.В. | районный | 2 место |
Конкурс учебных проектов в образовательной области технология» | Зубрий Т.В. | всероссийский | 5 место |
Конкурс сочинений «Нижегородский кремль» | Хабарова М.Н. | районный | 1 место |
Ялышева Г.Е. | районный | 1,2 место | |
Конкурс программ по организации совместного отдыха и занятости детей и родителей | Шешотова Е.В. | областной | 2 место |
Собранная силами школьников и педагогов при помощи компьютерной техники видеотека и фонотека дала толчок развитию КВН-ого движения, движения волонтеров. Педагогический коллектив работает над внедрением коллективно-творческой деятельности как системообразующей в воспитательном процессе.
2. Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью:
Слайд 6
- Создание базы данных на учащихся
- Учёт индивидуальных достижений учащихся
- Обработка анкет
- Преобразование информации (преобразование видео-, аудио- и фотоматериалов и т.п.)
Упростился процесс мониторинга эффективности воспитательной деятельности. Классные руководители активнее стали участвовать в конкурсах профессионального мастерства, делится опытом своей работы, размещая свои работы в журналах и интернетсайтах. Например, разработка часа общения Стёпшиной Мариной Александровной была опубликована в методическом журнале «Химия в школе», час общения Алексеевцевой Валентиной Сергеевной размещён на сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Макурина Марина Николаевна имеет свой собственный сайт.
3. Компьютер как средство обеспечения наглядности:
Слайд 7
- Сайты
- Презентации
- Издательская деятельность
- Экспресс-материалы для стендов
- Моделирование ситуаций
- Игровые программы
В связи с патриотическим воспитанием школьников мы используем новые направления работы школьного музея.
Только за последний год в школе были созданы фильмы и презентации: «Школьный музей», «История родной школы», «Мой Ардатов», «История государства Российского», «Великая Отечественная война» и др. Не случайно именно нашей школе было поручено проведение вечера памяти у вечного огня 8 мая.
4. Компьютер как средство хранения информации:
Слайд 8
- Фотоальбомы в электронном виде
- Сборники творческих работ учащихся
- Видеоархив
- Сайт
Покупка цифрового фотоаппарата и видеокамеры дала нам возможность создать свой фото и видеоархив. Наличие архивов является большим подспорьем для нас при создании творческих отчётов, видеорядов к праздничным и юбилейным датам, выпускным вечерам. Так летом 2007 года творческий отчёт нашей трудовой бригады «ООН» (Отряд особого назначения) занял первое место в районе и стал призёром областного конкурса.
5. Компьютер как средство коммуникации:
Слайд 9
- Электронная почта
- Форумы
Возможности компьютера как средства коммуникации были задействованы детским общественным объединением «Радужная страна». Освоена технология социального проектирования. Социальный проект «Вспомним героев» занял 2 место на региональном этапе Всероссийского конкурса «Я гражданин России». Школьники собрали( в том числе и с помощью Интернетпочты) огромное количество информации о выпускнике школы Викторе Щепалине, обработали её, сформировав диск с презентацией, музыкой, буклетами и уроком мужества.
Мы широко используем компьютер при подготовке и проведении педагогических советов, заседаний МО, родительских собраний, районного конкурса "Учитель года.
Мы охотно делимся опытом использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе с коллегами. На базе нашей школы проведены два районных семинара по данной проблеме, на которых рассматривались теоретические аспекты применения ИКТ в учебно-воспитательной работе, демонстрировались мероприятия с применением мультимедийных презентаций.
Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от чёткого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель — ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы
Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод содействует выработке осознанных орфографических навыков....
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы
Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод содействует выработке осознанных орфографических навыков....
Факторы, определяющие выбор организационных форм и методов производственного обучения
методическая разработка...
«Содержание, формы и методы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере оркестровой студии)»
Методическая разработка...
Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии
Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...
Совершенствование форм и методов воспитания школьников
В условиях современного общества проблема воспитания подрастающего поколения становится особенно актуальной.В представленной работе теоретически обоснованы и приведены практические примеры ...
Статья «Совершенствование форм и методов воспитания школьников»
Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, ин...