«Проектная деятельность как источник формирования у школьников интереса к сохранению культурного наследия»
статья по теме
Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей молодежи. На сегодня это и главная задача в образования. Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» Мысль, выраженная в Послании В. В. Путина Федеральному Собранию РФ в 2007 г. актуальна и по сей день.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового сознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шубина И.М.
заместитель директора по УВР,
учитель изобразительного искусства
МОАУ СОШ №22
«Проектная деятельность как источник формирования у школьников интереса к сохранению культурного наследия»
Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей молодежи. На сегодня это и главная задача в образования. Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» Мысль, выраженная в Послании В. В. Путина Федеральному Собранию РФ в 2007 г. актуальна и по сей день.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового сознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности.
Основы духовной культуры закладываются в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования культурного воспитания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.
В нашей школе реализуется проект «Есть ли корни у народа», целью которого является осмысление основ духовно-нравственной культуры. Проектная деятельность является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность. Это будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им мотивировать себя к развитию и самосовершенствованию, приобщаться к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям. Направляя образовательный процесс в школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, мы рассчитываем на развитие творческих способностей учащихся и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Актуальность проекта заключается в том, что долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было недостаточным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
У Антуана де Сент- Экзюпери есть такой эпизод, когда Маленький Принц спрашивает у цветка:
« - Цветок, скажи, а где же люди?» и Цветок отвечает:
« - Их носит ветром. У них нет корней»
Что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с родовыми устоями, национальными традициями.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания основанного на личностно-ориентированном подходе, на формировании у ребенка духовно – нравственных ценностей.
Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности. Обращение к народному искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования. Искусство и история - одни из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности.
Работая по проекту в 8-11 классах, ребята выполняют исследовательскую работу, выступают на научно-практических конференциях города и области, пытаются определить: « Человек нового времени - кто он?» Носитель культуры своего народа - имеющий духовные корни, основы народной мудрости или жертва цивилизации и прогресса, как известно, в 1945 год в США в недрах центрального разведывательного управления под руководством Аллена Даллеса разработан план уничтожения русского народа, где главная идея заключалась в том, чтобы вырвать, искоренить духовные ценности русского народа.
В результате проектной работы в 2009 - 2012 году были выполнены и представлены исследовательские работы на школьной, городской и областной научно – практических конференциях по темам: « Память о прошлом - залог будущего», «Идеология свастики в истории времени», «Сакральный смысл символики», ««Осознание многовекового прошлого, через историю азбучных истин» (1150-летие государственности), где ребята были удостоены дипломами 1 и 2 степени. Ребята нашей школы стали участниками VII Международной Интернет - Олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты- 2009» с участием команд из России и зарубежных стран, а так же ежегодно принимают участие в Международной Олимпиаде «Золотое Руно», где занимают первые места в России.
Формируя интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщению их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма учащиеся активно участвуют в конкурсах и выставках городского, областного, международного уровня. Действительно, до сих пор современно и актуально звучат слова К.Д. Ушинского
« Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное Божие создание на земле, и воспитанию только остается черпать из богатого и чистого источника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Сохранение культурного наследия на уроках словесности.
В статье изложены размышления о роли учителя в сохранении культурного наследия....
Эссе (сочинение) на тему: «Проблема сохранения культурного наследия Ю. А. Гагарина в Хабаровском крае»
Работа подготовлена для школьного конкурса...
Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.
В статье рассматривается проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....
Исследовательская работа на тему "Вопросы сохранения культурного наследия"
Исследовательская работа...
Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции с международным участием на тему: Формирование национальных ценностей, по средствам изучение культурного наследия, на уроках географии.
География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения...
Проектная деятельность как средство развития у школьников познавательного интереса к предметному миру
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на за...
Внеклассное мероприятие "Сохранение культурного наследия"
Интегрированное внеклассное мероприятие (анг.язык и технология)...