Профилактика нарушений письменной речи у обучающихся первых классов.
статья

Михальская Анастасия Николаевна

Нарушения речи у детей младшего школьного возраста носят системный характер, они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому, логопедическое воздействие на первом этапе должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов.

Нарушения речи у детей младшего школьного возраста носят системный характер, они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие на первом этапе должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения(Садовникова).

Профилактика письменной речи ведется в нескольких направлениях:

-развитие фонетико-фонематического восприятия;

- развитие пространственно-графической ориентации;

 - развитие и закрепление навыка зрительного восприятия при дифференцировании элементов букв;

  -лексико-грамматическая сторона речи;

   -развитие долговременной памяти;

   -развитие связной речи.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. 

Профилактика дисграфии должна строиться с учётом уровня овладения

фонетической и лексической сторон речи. Основная часть первого этапа

должна включать в себя систему овладения фонетической стороной

речи, а так же этап развития звукового анализа и синтеза на уровне

слова. Так, работа по развитию дифференциации звуков на данном этапе

предполагает использование графических схем, картинок, названия которых

анализируются. Ребёнок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного

цвета, соответствующие тому или иному звуку.

-  Коррекцию нарушения речи необходимо связывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. В процессе логопедической работы закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений  и закономерностей овладения знания о языке.

- Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Поэтому работа над формированием связной речи должна носить характер систематического, последовательного, логического изложения. Особенности связных высказываний у детей с нарушениями речи должны определяться характером заданий (пересказ, рассказ по серии картинок, рассказ на заданную тему).

- Наличие правильного произношения, письменных навыков, развитие  и  обогащение словаря ребенка приводят нас к формированию правильной, красивой, грамотной и связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....

Профилактика нарушений письменной речи у первокласников

В презентации описано понятие дисграфии, виды ошибок при различных формах дисграфии и примерные задания, направленные на профилактику нарушений письменной речи...