Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников
статья по теме

Хрупова Ольга Владимировна

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

Профилактика нарушения письменной речи у младших школьников.

Подготовила учитель – логопед  ГБОУ Лицея № 387 имени Н.В.Белоусова

Хрупова О.В.

  Поступление в школу и начальный период вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом, психологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного, речевого и эмоционально-волевого развития.

  Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем , что последние годы в школу поступает все большее количество детей , испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку и литературному чтению.

  Большинство авторов , глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи ( Г.А.Каше, Р.И.Лалаева,Р.Е.Левина,Л.Н.Ефименкова,А.Н.Корнев,

И.Н.Садовникова и др.) подчеркивают , что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи , в особенности неполноценность фонематического анализа, синтеза и восприятия; недостатки звукопроизношения , препятствующие овладению звуковым составом слова. Дети  в младшей школе с трудом овладевают письмом. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания; пропускают буквы, слоги ; у них  плохой почерк ; отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. Недоразвитие фонематического слуха вызывает затруднения в тонкой дифференциации слов, близких по звучанию, в усвоении способов словообразования и словоизменения. Это приводит у некоторых детей к торможению развития лексико – грамматической стороны речи. В результате формируется дисграфия  или дизорфография.

  Нарушения чтения и письма у детей  часто сочетаются с выраженной неравномерностью психического развития, с недоразвитием сукцессивных  и симультанных процессов, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо – моторных координаций, а также с недостаточностью таких психических функций , как внимание, память ( Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, А.Н.Корнев).

  Основная задача логопеда в школе состоит в том , чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения , а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

  Условно можно выделить несколько направлений в профилактической работе, которые реализуются параллельно :

  1. СЕНСО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .

1.Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

- соотнесение предметных картинок с геометрическими фигурами;

- срисовывание изображений , состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметрических изображений;

- составление разрезных картинок;

2.Формирование буквенного гнозиса:

- найти заданную букву среди других;

- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

- назвать ( написать ) буквы , перечеркнутые дополнительными линиями; выделить наложенные буквы друг на друга;

- определить букву в неправильном положении;

- обвести контур буквы, заштриховать ее;

- дописать букву;

- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;

- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;

3. Формирование зрительно – пространственного восприятия:

- совершенствование пространственно- временных ориентировок  на себе, на листе бумаги;

- развитие способностей к запоминанию и автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений( тест Озерецкого «кулак – ребро ладонь «),пробы Хеда;

- с опорой на картинки рассказать , что где находится;

- работа над пространственными предлогами;

4.Уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа – слева от вертикальной линии;

- найти букву в ряду сходных: Ш-Щ  , Ц-Щ ,О-Ю ,С-О, Ь-Ы-Ъ, В-З и т.д.

- реконструировать( преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ-Б-В-З ;

- достраивание буквы или дописывание недостающих  элементов;

- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О- обруч,Ж-жук….;

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв;необходимо узнать, какую букву «написали» на спине,на руке, в воздухе рукой ребенка ;

- срисовывание, вырезание, обведение контура буквы;

5. Развитие мелкой моторики рук с использование массажа и самомассажа пальцев; игры с пальчиками; обводки , штриховки; работа с пластилином и др.

2.РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.(памяти, внимания, мышления).

- «четвертый лишний»;

- «что изменилось?»;

- «чего не стало?»;

-зрительные диктанты «Продолжи строку»;

- «фотографирование»- посмотри, запомни, нарисуй( начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.

3.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

-Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие фонематического анализа и синтеза слов;

-развитие фонематических представлений;

-расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;

-развитие грамматического строя речи;

-формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа( подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану и т.п.

-знакомство с основными понятиями: предложение, слово,слог,звук,буква; составление схем и т.д.

 

   

Литература

1.Ефименкова Л.Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.М.:Владос.,2001.

2.Лалаева Р.И.  Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.,-2002.

3.Садовникова И.Н.  Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: Владос,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения письменной речи у младших школьников.Проанализировано развитие письменной речи в онтогенезе. Уточнили представления о дисг...

Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников

В выступлении на методическом объединении учителей-логопедов Белгородского района дано описание видов дисграфии, составлен план коррекции нарушений письменной речи учеников младших классов....

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

Рабочая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников. (на основе типовой программы Ефименковой Л.Н.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  составлена на основе типовой программы  Ефименковой Л. Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классовЦелевая аудитория:обучающиеся 2-3 классов с...

"Этимология нарушений письменной речи у младших школьников"

Причины дисграфии  и дислексии у учащихся...

Доклад на тему: «НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Доклад на тему: «Нарушение письменной речи у младших школьников»...