Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников
статья по теме
В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
Профилактика нарушения письменной речи у младших школьников.
Подготовила учитель – логопед ГБОУ Лицея № 387 имени Н.В.Белоусова
Хрупова О.В.
Поступление в школу и начальный период вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физиологическом, психологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного, речевого и эмоционально-волевого развития.
Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии у младших школьников возрастает в связи с тем , что последние годы в школу поступает все большее количество детей , испытывающих трудности в усвоении программы по русскому языку и литературному чтению.
Большинство авторов , глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи ( Г.А.Каше, Р.И.Лалаева,Р.Е.Левина,Л.Н.Ефименкова,А.Н.Корнев,
И.Н.Садовникова и др.) подчеркивают , что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи , в особенности неполноценность фонематического анализа, синтеза и восприятия; недостатки звукопроизношения , препятствующие овладению звуковым составом слова. Дети в младшей школе с трудом овладевают письмом. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания; пропускают буквы, слоги ; у них плохой почерк ; отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. Недоразвитие фонематического слуха вызывает затруднения в тонкой дифференциации слов, близких по звучанию, в усвоении способов словообразования и словоизменения. Это приводит у некоторых детей к торможению развития лексико – грамматической стороны речи. В результате формируется дисграфия или дизорфография.
Нарушения чтения и письма у детей часто сочетаются с выраженной неравномерностью психического развития, с недоразвитием сукцессивных и симультанных процессов, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо – моторных координаций, а также с недостаточностью таких психических функций , как внимание, память ( Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, А.Н.Корнев).
Основная задача логопеда в школе состоит в том , чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения , а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Условно можно выделить несколько направлений в профилактической работе, которые реализуются параллельно :
- СЕНСО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .
1.Формирование зрительного гнозиса:
- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;
- распределить предметы по величине;
- соотнесение предметных картинок с геометрическими фигурами;
- срисовывание изображений , состоящих из фигур и стрелок;
- дорисовывание незаконченных контуров и симметрических изображений;
- составление разрезных картинок;
2.Формирование буквенного гнозиса:
- найти заданную букву среди других;
- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
- назвать ( написать ) буквы , перечеркнутые дополнительными линиями; выделить наложенные буквы друг на друга;
- определить букву в неправильном положении;
- обвести контур буквы, заштриховать ее;
- дописать букву;
- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;
- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;
3. Формирование зрительно – пространственного восприятия:
- совершенствование пространственно- временных ориентировок на себе, на листе бумаги;
- развитие способностей к запоминанию и автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений( тест Озерецкого «кулак – ребро ладонь «),пробы Хеда;
- с опорой на картинки рассказать , что где находится;
- работа над пространственными предлогами;
4.Уточнение пространственного расположения букв:
- написать заданные буквы справа – слева от вертикальной линии;
- найти букву в ряду сходных: Ш-Щ , Ц-Щ ,О-Ю ,С-О, Ь-Ы-Ъ, В-З и т.д.
- реконструировать( преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ-Б-В-З ;
- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;
- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О- обруч,Ж-жук….;
- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв;необходимо узнать, какую букву «написали» на спине,на руке, в воздухе рукой ребенка ;
- срисовывание, вырезание, обведение контура буквы;
5. Развитие мелкой моторики рук с использование массажа и самомассажа пальцев; игры с пальчиками; обводки , штриховки; работа с пластилином и др.
2.РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.(памяти, внимания, мышления).
- «четвертый лишний»;
- «что изменилось?»;
- «чего не стало?»;
-зрительные диктанты «Продолжи строку»;
- «фотографирование»- посмотри, запомни, нарисуй( начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.
3.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
-Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие фонематического анализа и синтеза слов;
-развитие фонематических представлений;
-расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
-развитие грамматического строя речи;
-формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа( подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану и т.п.
-знакомство с основными понятиями: предложение, слово,слог,звук,буква; составление схем и т.д.
Литература
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.М.:Владос.,2001.
2.Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.,-2002.
3.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: Владос,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса с ОВЗ адресована педагогам коррекционных школ, классов IV вида при ОУ....
Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения письменной речи у младших школьников.Проанализировано развитие письменной речи в онтогенезе. Уточнили представления о дисг...
Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
В выступлении на методическом объединении учителей-логопедов Белгородского района дано описание видов дисграфии, составлен план коррекции нарушений письменной речи учеников младших классов....
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Рабочая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников. (на основе типовой программы Ефименковой Л.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе типовой программы Ефименковой Л. Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классовЦелевая аудитория:обучающиеся 2-3 классов с...
"Этимология нарушений письменной речи у младших школьников"
Причины дисграфии и дислексии у учащихся...
Доклад на тему: «НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Доклад на тему: «Нарушение письменной речи у младших школьников»...