Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная капель».
рабочая программа
В век компьютерной техники и электроники музыка, как вид искусства теряет свою великую силу. В наше время модны такие течения как pop-caver, ремикс, компьютерная музыка с бездушным выстукиванием ритма, клубная музыка. А как быть с такими давно забытыми названиями: детская эстрадная песня без вмешательства взрослых.
Реализовать эту задачу предназначена программа внеурочной деятельности и она рассчитана на привлечение мальчиков и девочек 1 - 4 классов в возрасте от 7 до 11 лет, которые обладают минимальными певческими навыками.
Цель программы:
Развитие вокальных способностей, активности детей в процессе вовлечения их в удивительный мир песни (в условиях эмоционального благополучия и психологического комфорта) в контексте реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи: при разработке и реализации данной образовательной программы предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, личностное и интеллектуальное;
- развитие творческих способностей, сохранение здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению ребёнком целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 78.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании методического совета протокол № 1 от «29» августа 2019 г. | Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | Утверждена приказом директора №182/01-14 от 31.08.2019 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Музыкальная капель»
(общекультурное направление)
1 - 4 классы
Составитель программы:
Степаненкова Л.А., учитель музыки
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кайдаковской СОШ.
Актуальность программы:
В век компьютерной техники и электроники музыка, как вид искусства теряет свою великую силу. В наше время модны такие течения как pop-caver, ремикс, компьютерная музыка с бездушным выстукиванием ритма, клубная музыка. А как быть с такими давно забытыми названиями: детская эстрадная песня без вмешательства взрослых.
Реализовать эту задачу предназначена программа внеурочной деятельности и она рассчитана на привлечение мальчиков и девочек 1 - 4 классов в возрасте от 7 до 11 лет, которые обладают минимальными певческими навыками.
Востребованность: обучающиеся представляют работу программы во всех школьных мероприятиях, исполняя лучшие образцы современных музыкальных произведений.
Программа имеет развивающий характер, обеспечивает логику овладения исполнительской деятельностью, поиск творческого выразительного исполнения.
Цель:
Развитие вокальных способностей, активности детей в процессе вовлечения их в
удивительный мир песни (в условиях эмоционального благополучия и психологического комфорта) в контексте реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи: при разработке и реализации данной образовательной программы предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, личностное и интеллектуальное;
- развитие творческих способностей, сохранение здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению ребёнком целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования, среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения образовательной программы всеми
- обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;
- способствование участию в творческих соревнованиях;
- использование в образовательном процессе современных технологий;
- предоставление обучающимся возможности для самостоятельной работы;
- формирование музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости;
- развитие ладовысотного слуха и чувства ритма, музыкальной памяти;
- воспитание сценической культуры.
Срок реализации программы - 4 года (всего - 136 часов).
Режим занятий - 1 раз в неделю, по 45 минут.
Возраст детей - 7- 11 лет.
Формы занятий: репетиции (индивидуальная, ансамблевая, сценическая, техническая.)
Формы отчетности:
- концерт (или контрольное прослушивание учащихся администрацией школы)
- выступления на общешкольных мероприятиях
- выступления на родительских собраниях и открытых мероприятиях
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика развития (по сравнению с началом обучения) певческого и сценического навыка, сценической культуры каждого ученика и всего коллектива в целом;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и состава;
- достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата обучения— развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий;
- участие в конкурсах внешнего уровня (районных, окружных, городских, международных)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
• планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
• самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
• выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
• участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
• применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.
познавательные УУД:
• использовать знаково-символические средства для решения задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать
• элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных
произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• нотную грамоту;
• правильную певческую установку;
• особенности музыкального языка,
уметь
• применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности;
• исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию
аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
• выражать образное содержание музыки через пластику;
• создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
• исполнять вокально-хоровые произведения.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы являются одним из важнейших механизмов реализации связи между образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; с учётом целевых установок их освоения программы.
В первую очередь результатом обучения детей, является выступления на концертах.
Отслеживается
1) Динамика развития (по сравнению с началом обучения) у каждого ученика:
• музыкальных, способностей;
• эмоциональной отзывчивости;
• ладовысотного слуха и чувства ритма;
• музыкальной памяти;
• выразительного исполнения песни;
• передачи образа, настроения слушателю.
2) Адаптация к жизни в современном обществе: развитие коммуникативных навыков.
3) Получение практического опыта и знаний о творческих профессиях певца, артиста.
В результате изучения программы эстрадного вокала, на ступени начального общего образования, у обучающихся будут сформированы основы вокальной культуры через эмоционально активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к вокальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в певческой деятельности.
Вокальное исполнительство в жизни человека
Обучающийся научится:
- воспринимать вокальное творчество; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, и в его многообразии; сопоставлять различные образцы профессиональной музыки; понимать музыкальные традиции;
- воплощать художественно - образное содержание и интонационно - мелодические особенности профессионального творчества (в пении).
Обучающийся получит возможность научиться:
Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственный музыкально-исполнительский;
Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность; петь.
Основные закономерности музыкального искусства.
Выпускник научится:
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, воплощения различных
художественных образов.
Учащийся получит возможность на своём уровне научиться: реализовывать собственные творческие замыслы в пении и интерпретации музыки, импровизации;
владеть в соответствии с возрастом, певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Учащийся может научиться:
• исполнять вокальные произведения, сопоставлять музыкальные образы, в том числе и
современных электронных жанрах;
• оценивать и соотносить музыкальный язык вокального творчества разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
• оказывать посильную помощь в организации и проведении школьных культурно - массовых
мероприятий; представлять широкой публике (на своём уровне) результаты собственной
музыкально - творческой деятельности (пение), собирать музыкальные коллекции
(фонотека, видеотека).
В основе программы лежит:
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся,
• роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно -
воспитательных целей и путей их достижения.
Данная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Так как начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка, с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; с формированием у школьника основ умения учиться; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): существующий разброс в темпах развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Описание места курса в учебном плане: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности
способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания. Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Здравствуй, школа | 4 | 1 | 3 | Контр. прослушивание |
2. | Осенняя пора, очей очарованье! | 4 | 1 | 3 | Контр. прослушивание |
3. | Русская песня. Душа народа | 4 | 1 | 3 | Концерт класса |
4. | 3имушка-хрустальная | 4 | 1 | 3 | Контр. прослушивание |
5. | В гостях у сказки | 4 | 1 | 3 | Участие в концерте |
6. | Ты на свете лучше всех! | 4 | 1 | 3 | Контр. прослушивание |
7. | Весна поёт! Весна зовёт! | 6 | 2 | 4 | Контр. прослушивание |
8. | Повторение пройденного и подготовка к отчетному концерту | 4 | 4 | Концерт | |
Итого: | 34 |
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Знакомство с основными вокально хоровыми навыками пения | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Охрана голоса | 1 | 1 | ||
4. | Певческая установка | 1 | 0,5 | 0,5 | Контр. прослушивание |
5. | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Дыхание | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Дикция и артикуляция | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Ансамбль. Унисон | 2 | 1 | 1 | Контр. прослушивание |
9. | Ансамбль. Элементы двухголосия. | 2 | 1 | 1 | |
10. | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 1 | 1 | |
11. | Ритм | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12. | Сценическое движение | 2 | 1 | 1 | |
13. | Работа над репертуаром | 16 | 1 | 15 | Конц. исполнение |
14. | Концертная деятельность | 1 | 1 | ||
15. | Итоговые занятия, творческие отчеты | 1 | 1 | Отчетный концерт | |
Итого: | 34 |
Учебный план 3 года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Знакомство с основными вокально хоровыми навыками пения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 1 | 1 | ||
4. | Дыхание. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Дикция и артикуляция. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Ансамбль. Элементы двухголосия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Контр. прослушивание |
7. | Музыкально-исполнительская работа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Ритм. | 2 | 1 | 1 | |
9. | Сценическое движение. | 2 | 1 | 1 | |
10. | Работа над репертуаром. | 2 | 1 | 1 | Конц. исполнение |
11. | Концертная деятельность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конц. исполнение |
12. | Итоговое занятие, творческий отчет. | 2 | 1 | 1 | Отчетный концерт. |
Итого: | 34 |
Учебный план 4 года обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Беседа и слушание музыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Разучивание песни. Работа над чистотой звука. | 3 | 1 | 2 | |
3. | Работа над дикцией и ритмическим рисунком. Прохлопывание ритма песен и слушание музыки. | 2 | 1 | 1 | Контр. работа |
4. | Музыкальная грамота | 2 | 2 | ||
5. | Народная музыка. Разучивание песни. Работа над ритмическим рисунком и чётким вступлением, дыханием. Слушание музыки. | 3 | 1 | 2 | |
6. | Музыкальная грамота. | 1 | 1 | ||
7. | Разучивание песни Работа над чистотой звука с солистом. Исполнение песен по выбору уч-ся. | 3 | 3 | Концертное выступление | |
8. | Народная песня. Слушание. Разучивание песни. Работа над дикцией и ритмическим рисунком . | 2 | 1 | 1 | |
9. | Беседа о музыкальных жанрах. Прохлопывание ритма песен и исполнение песен. | 2 | 1 | 1 | |
10. | Слушание. Исполнение песен по выбору. Разучивание песни. Работа с солистами. | 2 | 1 | 1 | |
11. | Музыкальная грамота. | 1 | 1 | ||
12. | Эстрадная песня. | 2 | 1 | 1 | |
13. | Слушание музыки. Эстрадная песня. Разучивание песни. Работа над дикцией и ритмическим рисунком. | 5 | 1 | 4 | Контр. прослушивание |
14. | Слушание музыки. Прохлопывание ритма песен. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15. | Повторение всех пройденных песен в течение года. Подготовка к концерту. | 2 | 1 | 1 | Отчетный концерт |
16. | Концерт. | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 |
Содержание учебного плана
1-й год обучения
Тема 1 . Здравствуй, школа!
Беседа о музыке, пении, любимых исполнителях. Роль упражнений-попевок. Развитие
динамического слуха, умения петь громко - тихо, работать над певческим дыханием.
Тема 2. Осеняя пора, очей очарованье... !
Побуждать высказывать свои впечатления о времени года. Проявлять песенное творчество. Развивать слуховое внимание, интонационную выразительность речи. Учить детей петь по цепочкам, группам. Продолжать укреплять дыхание. Учить детей произносить текст и пропевать его с родной динамикой, активизировать работу артикуляционного аппарата.
Тема 3. Русская песня-душа народа.
Краткие сведения о русской народной песне, о ее традициях, особенностях.
Учить детей петь протяжно естественным голосом, дать понятие «ценного» дыхания и пения без сопровождения, а капелла.
Тема 4. Зимушка - хрустальная.
Беседа о времени года, зимних забавах, веселых праздниках. Рассказ о песнях, имеющих зимнюю тематику. Закрепление навыка активной артикуляции звуков в пении, умения петь с динамическими оттенками, применять средства музыкальной выразительности в пении.
Тема 5. В гостях у сказки.
Обмен впечатлениями о самых любимых сказках. Беседа о композиторах, сочиняющих музыку к сказкам. Вспомнить, какие сказки, мюзиклы знают. Отработка умения правильно произносить и пропевать слова. Рассказать и показать особенности произношения при пении громко - тихо.
Тема 6. Ты на свете лучше всех!
Этот блок посвящен маме, женщине. Воспитание любви и уважения через музыкальные
произведения. Продолжать развитие певческого дыхания, упражнять детей в умении изменять силу голоса в песнях. Развитие ритмического слуха.
Тема 7. Весна поет!
Беседа о времени года, о природе, природных явлениях в музыкальных произведениях. Обучение сочетанию настроения текста и мелодии. Развитие инонациональной выразительности речи и голоса, активной артикуляции звуков при пении тихо - громко, умеренно.
Тема 8. Отчетный концерт «Музыкальной капели».
2-й год обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы кружка, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. 3накомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных короговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6. Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.
Использование исполнения «а сареllа».
7. Музыкально - исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8. Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание
длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии - игра «Матрешки».
9. Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощенно. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам 2-го года обучения воспитанники должны знать:
- основы вокально - хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности,
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
3-й год обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2. Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
З. Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4. 3вукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.
5. Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6. Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8. Музыкально - исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пиано», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9. Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально - ритмические скороговорки.
10. Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11. Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара.
Репетиции.
12. Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене.
Поощрение более удачных моментов.
13. Итоговые занятия, творческие отчеты.
4-й год обучения
1. Беседа и слушание музыки.
Инструктаж обучающихся по технике безопасности в зале. Подготовка к освоению программы, ознакомление с трудностями в учебному году. Обсуждение новых тенденций в вокальной - эстрадной музыке. Прослушивание музыкальных произведений с последующим выбором песен для репертуара.
2. Разучивание песни. Работа над чистотой звука.
Индивидуальная работа с обучающимися над произведениями репертуара. Разбор мелодических особенностей произведения, вокальных сложностей. Интонационные упражнения, продолжение работы над постановкой дыхания. Осмысление понятия музыкальной фразировки.
3. Работа над дикцией и ритмическим рисунком.
Разбор литературного текста - выявление логических ударений, пауз в тексте, распределение дыхания. Разминка артикуляционного аппарата, формирование мышечной свободы. Анализ ритмических сложностей, проговаривание текста в ритме. Прохлопывание ритма песен.
Прослушивание различных вариантов исполнения выбранного произведения.
4. Музыкальная грамота.
Знакомство с новыми видами ритмических рисунков. Запись основных ритмических фигур, встречающихся в исполняемых песнях.
5. Народная музыка.
Классификация народных песен (краткая беседа о жанрах и видах). Слушание музыкальных примеров основных жанров народных песен. Анализ и сравнение звукоизвлечения в народной и эстрадной музыке. Разучивание песни. Работа над ритмическим рисунком и чётким вступлением, дыханием.
6. Музыкальная грамота.
Знакомство с ладовыми и ритмическими русской народной музыки. Понятие о ладовой
переменности, использование переменных размеров и так далее. Использование принципа
подголосочной полифонии.
7. Разучивание песни.
Работа с солистом над чистотой интонации, формированием высокой певческой форманты .
Повторение песен из репертуара (по выбору учащегося).
8. Народная песня.
Прослушивание современных исполнителей. Введение понятия «манеры исполнения». Изучение элементов звукоизвлечения, повлиявших на развитие эстрадного способа пения. Продолжение работы над произведениями из репертуара. Выявление дикционных трудностей, работа над ритмическим рисунком.
9. Беседа о музыкальных жанрах в вокальной музыке.
Песня, романс, баллада. Использование различных приемов для выявления особенностей жанров. В том числе прохлопывание ритма песен. Исполнение различных примеров этих жанров.
10. Прослушивание произведений в исполнении лучших представителей современной отечественной эстрады.
Анализ манеры исполнения, вокальных приёмов, диапазона произведений, стилистики и жанров. Исполнение песен по выбору учащихся, подготовка концертного исполнения. Разучивание произведений для дальнейшей работы. Работа с солистами над сценическим воплощением номеров.
11. Музыкальная грамота.
Продолжение изучения элементарной теории музыки, на примере метрического многообразия в вокальных произведениях (2/4,3/4,4/4).
12. Эстрадная песня.
История возникновения жанра. Типичные примеры. Характерные особенности национальных стилей.
13. Прослушивание песен в исполнении американских представителей эстрадной музыки.
Выбор эстрадной песни. Разучивание произведения. Выявление дикционных проблем и трудностей с ритмическим рисунком.
14. Прослушивание песен в исполнении европейских представителей эстрадной музыки.
Анализ ритмических особенностей песен.
15.Повторение пройденного материала.
Повторение всех пройденных песен в течение года. Выбор наиболее удачного произведения у каждого учащегося для исполнения на концерте. Подготовка к концерту
Результаты освоения программы 3-го и 4-го года обучения:
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;
- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- умение чисто интонировать;
- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
Формы аттестации и оценочные материалы
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач и т.п.).
3. Демонстрационные: организация конкурсов, соревнований, презентаций.
4. Творческие вечера и общешкольные концерты.
5. Проект.
6. Педагогическая диагностика.
7. Передача обучающемуся роли педагога.
8. День творчества в кружках.
9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
10. Участие в конкурсах и творческих смотрах.
11. Индивидуальная работа.
12. Групповая оценка работ.
13. Собеседование.
14. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
15. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
16. Карта индивидуальных достижений.
17. Зачет.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Для организации реализации программы необходимо:
1. А) Помещение, достаточное для того чтобы разместить концертную аппаратуру и мебель для осуществления образовательного процесса (30кв.м.).
Б) Возможность использования концертного (актового) зала для сценических репетиций.
2.Технические средства обучения:
• Компьютер (ноутбук)
• музыкальный центр (или CD проигрыватель, MD)
• микшер
• микрофоны
• Акустические системы для работы на сцене и в учебном помещении
• Мониторные акустические системы (сценические мониторы)
• Соединительные провода (коммутация)
3.Учебно-практическое оборудование:
• Фортепиано (или синтезатор с клавиатурой 76 и более клавиш)
• аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
демонстрационного материала.
• Стол (или ученическая парта) для размещения ноутбука и оборудования
• Стулья
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение, программы:
• Методические пособия:
• «Заводная обезьяна» А. Арсентьева, Н. Шитова. CD.
• «Однажды в цветнике» В. Попович. CD
• «Весёлый светофор». Песни разных композиторов. CD
5.Кадровое обеспечение
Для реализации программы преподаватель должен владеть следующими навыками:
а) Навыками работы с профессиональной аппаратурой
б) Владеть навыками эстрадного (вокального) звукоизвлечения
в) Иметь профессиональное музыкальное образование по данному профилю
6. Методическое обеспечение программы
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге
«Развитие голоса. Координация и тренинг
Печатные пособия:
• Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990.
• Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. Екатеринбург, 1993.
• «Я горжусь своей Родиной малой». С. Волошанин. Абакан, Бригантина. 2010.
• Симфония романса. С. К. Волошанин. Абакан. 2005.
7. Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.:
Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей.
Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.
3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические
рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. - М.: Музыка, 1971. - С.274-287.
4. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи //
Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая
разработка. - М.: 1999.
6. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.
7. Бекина С.П., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение. 1983.
8. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.
9. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное
издательство, 1963.
10. Ю.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е -
Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. - М., Педагогика, 1970. -232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музыка, 1964.
13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство
«Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.15.
15. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: ACT; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. - Л-М.: Музгиз, 1939.
18. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.-Л. Музыка, 1965.
19. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
20. Орлова Н.Д. О детском голосе. -М : Просвещение, 1966.
21. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические
рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник
научных трудов. - М., МП1'У, 2002.
22. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного
образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29
31 марта 2001. - Екатеринбург, 2001.
23. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский
Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества
молодежи, 2004.
24. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной
межвузовской научно-практической конференции 29-31 марта 2001 года. - Екатеринбург, 2001.
25. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной
студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета.
Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МПГУ, Прометей, 2001.
27. Полякова О.И., Клипп О Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер 2007.
29. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. -
М., 1999.
30. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - М., 2002.
31. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. - Ярославль, 2006;
32. СкучикЕ. Основы акустики. Т.2. - М., 1959.
33. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., Прометей, МПГУ им.
В.И.Ленина, 1992.
34. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и
вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV,- М. 1975.
35. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
36. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного
ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1998.
37. Давыдов В., Теория развивающего обучения, М, МИНТОР, 1996
38. Костина Э.П., Программа Камертон, НН, Ниж.гум.центр, 2001
39. Назайкинский Е.В., Музыка - звуковой мир, М, Совюмузыка, 1986
40. Стулова Г.П., Развитие детского голоса в процесс е обучения, М, Прометей, 1992
41. Попов B.C., Русская народная песня о детском хоре, М, Музыка, 1985
42. Теплов Б.М., Психология музыкальных особенностей, М, Просвещение, 1985
43. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских
музыкальных школ и школ искусств. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
44. Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей),
издательство «Композитор» Санк-Петербург;
45. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
46. Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
Список полезных интернет - ресурсов
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/babv/Babv.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mvlivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/71zhled
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование на 1 год обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||||
Месяц | Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Здравствуй, школа. | сентябрь | 4 | 1 | 3 | |
2. | Осенняя пора, очей очарованье! | октябрь | 4 | 1 | 3 | |
3. | Русская песня. Душа народа. | ноябрь | 4 | 1 | 3 | |
4. | 3имушка хрустальная. | декабрь | 4 | 1 | 3 | |
5. | В гостях у сказки. | январь | 4 | 1 | 3 | |
6. | Ты на свете лучше всех! | февраль | 4 | 1 | 3 | |
7. | Весна поёт! Весна зовёт! | март, апрель | 6 | 2 | 4 | |
8. | Повторение пройденного и подготовка к отчетному концерту. | апрель, май | 4 | 4 | ||
Итого: | 34 | 8 | 26 |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование на 2 год обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||||
Месяц | Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие. | сентябрь | 1 | 1 | ||
2. | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. | сентябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Охрана голоса. | сентябрь | 1 | 1 | ||
4. | Певческая установка. | сентябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | октябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Дыхание. | октябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Дикция и артикуляция. | октябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Ансамбль. Унисон. | октябрь, ноябрь | 2 | 1 | 1 | |
9. | Ансамбль. Элементы двухголосия. | ноябрь | 2 | 1 | 1 | |
10. | Музыкально-исполнительская работа. | ноябрь, декабрь | 2 | 1 | 1 | |
11. | Ритм. | декабрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12. | Сценическое движение. | декабрь | 2 | 1 | 1 | |
13 | Работа над репертуаром. | январь, февраль, март, апрель | 16 | 1 | 15 | |
14. | Концертная деятельность. | Май | 1 | 1 | ||
15. | Итоговые занятия, творческие отчеты. | май | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование на 3 год обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||||
Месяц | Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие. | сентябрь | 1 | 1 | ||
2. | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. | сентябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Звукообразование. Музыкальные штрихи. | сентябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | Дыхание. | сентябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | Дикция и артикуляция. | октябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | Ансамбль. Элементы двухголосия. | октябрь | 2 | 1 | 1 | |
7. | Музыкально-исполнительская работа. | октябрь, ноябрь | 2 | 1 | 1 | |
8. | Ритм. | ноябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9. | Сценическое движение. | ноябрь | 2 | 1 | 1 | |
10. | Работа над репертуаром. | декабрь, январь, февраль, март, апрель | 16 | 1 | 15 | |
11. | Концертная деятельность. | апрель, май | 4 | 4 | ||
12. | Итоговые занятия, творческие отчеты. | май | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 6,5 | 27,5 |
Приложение 4
Календарно-тематическое планирование на 4 год обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||||
Месяц | Всего | Теорет. | Практ. | |||
1. | Беседа и слушание музыки. | сентябрь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Разучивание песни. Работа над чистотой звука. | сентябрь | 3 | 1 | 2 | |
3. | Работа над дикцией и ритмическим рисунком. Прохлопывание ритма песен и слушание музыки. | октябрь | 2 | 1 | 1 | |
4. | Музыкальная грамота. | октябрь | 2 | 2 | ||
5. | Народная музыка. Разучивание песни. Работа над ритмическим рисунком и чётким вступлением, дыханием. Слушание музыки. | ноябрь | 3 | 1 | 2 | |
6. | Музыкальная грамота. | декабрь | 1 | 1 | ||
7. | Разучивание песни. Работа над чистотой звука с солистом. Исполнение песен по выбору учащихся. | декабрь, январь | 3 | 3 | ||
8. | Народная песня. Слушание. Разучивание песни. Работа над дикцией и ритмическим рисунком. | январь | 2 | 1 | 1 | |
9. | Беседа о музыкальных жанрах. Прохлопывание ритма песен и исполнение песен. | февраль | 2 | 1 | 1 | |
10. | Слушание. Исполнение песен по выбору. Разучивание песни. Работа с солистами. | февраль | 2 | 1 | 1 | |
11. | Музыкальная грамота. | март | 1 | 1 | ||
12. | Эстрадная песня | март | 2 | 1 | 1 | |
13. | Слушание музыки. Эстрадная песта. Разучивание песни. Работа над дикцией и ритмическим рисунком. | апрель, май | 5 | 1 | 4 | |
14. | Слушание музыки. Прохлопывание ритма песен. | май | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15. | Повторение всех пройденных песен в течение года. Подготовка к концерту. | май | 3 | 2 | 1 | |
16. | Концерт. | май | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Приложение № 5
Возможный репертуар для исполнения учащимися (1-4 год обучения)
• Адлер Е.«Кукла заболела»
• Адлер Е. «Падежи»
• Аренский А. «Детская песня»
• Баневич С.П. «Волшебный городок», «Солнышко проснется», «Мамин день», «Смелые утята»
• Бетховен Л. «Сурок»
• Брамс И. «Петрушка»
• Веврик Е. «Котя»
• Глинка М. «Ты соловушка умолкни»
• Дубравин Я. «Вождь краснокожих»
• Дубравин Я. «Незнайка», «Дядя Степа»
• Дубравин Я. «Добрый день»
• Итальянская народная песня в обр. Долуханяна А.П. «Четыре таракана и сверчок»
• Кабалевский Д. «Праздник веселый», «Песня о школе», «Наш край»
• Калинников В. «Звездочки», «Солнышко»
• Ковнер И. «Елка»
• Кравченко Б. «Башмачки»
• Крупа - Шушарина С. «Лягушки музыканты», «Новогодняя песенка», «Дебют кошки и мышки»
• Крылатов Е.П. «Прекрасное далеко», «Крылатые качели», «Колыбельная медведицы»
• Кюи Ц. «Зима», «Майский день», «Осень»
• Левина 3. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик», «Что нам осень принесет», «Настали дни
чудесные»
• Минков М. «Дорога добра»
• Моцарт В. А. - Флисс «Колыбельная»
• Парцхаладзе М. «Лягушонок»
• Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
• Петров А. «Зов синевы»
• Плешак В. «Собачкины огорчения»
• Ребриков В. «Летнее утро», «Поздняя весна», «Птичка»
• Рыбников А. « Буратино»
• Спадавеккиа А. «Добрый жук»
• Ханок Э. «Песня первоклассника»
• Шаинский В. «Песня Незнайки»
Народные песни
• Английские: «Спи, малыш» обр. В. Локтева, «Колыбельная» обр. Н.Баратовой
• Белорусская нар. песня «Перепелочка» обр. А. Туренкова
• Болгарская нар. песня «Рак-бездельник»
• Валлийская нар. песня «Гвен»
• Венесуэльская нар. песня «Тараканщик» обр. Букина В.
• Немецкие нар. песни: «Соловей и лягушки», «Хохлатка», «Гусята»
• Русские нар. песни: «Ах, вы сени мои сени», «Как у наших у ворот», «Во поле березонька стояла»,
«Идет коза рогатая», «Липонька в поле»
• Сербская нар. песня «Лирическая» в обр. Р. Глиэра.
• Украинская нар. песня «Ой, в лесу есть калина» обр. Л. Ревуцкого
• Чешская нар. песня «Петушок»
• Французские нар. песня «В Париж», «Хоровод», «Песенку сыграй», «Куклы», «Как мне маме
объяснить», «Братец Яков», «Снежная сказка», «Котик заболел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
Программа может использоваться педагогом во внеурочной деятельности в начальной школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Маскарад»
Программа составлена на основе программы «Театр» Генераловой И.А.ОС «Школа 2100»; Стандарт ФГОС; М. «БАЛАСС», Год издания 2013....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Музыкальная палитра" в рамках ФГОС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октя...
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"...
Программа по внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
Расчитано на 2 часа в неделю...