Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"
статья по математике на тему

Казьменко Елена Александровна
Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры использования данного подхода на уроках математики.
В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры использования данного подхода на уроках математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazmenko.e.a.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Воронежа

Статья по теме

«К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях внедрения ФГОС нового поколения»

подготовила

учитель математики

Казьменко Елена Александровна

г.Воронеж

2017 г

При реализации федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Сегодняшний выпускник должен хотеть и уметь познавать окружающий мир, должен уже на этапе окончания школы быть проектировщиком своей собственной жизни, а это  предполагает [1]:

- профессионализм в какой-либо определенной области деятельности;

-  обладание способностью увидеть проблему;

- умение найти пути решения этой проблемы;

- умение организовать вокруг себя людей для решения этой проблемы.

Таким образом, стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся.  В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.  Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность [2].

Рассмотрим, каким образом на уроках математики  можно использовать деятельностный подход.

Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, создание проблемной ситуации для определения учащимися границ знания – незнания.

Для создания проблемной ситуации  используются различные методы и приёмы:    

– новый учебный материал  представляется в противоречии с предыдущей темой и предлагается найти способ его разрешения;

– учащимся предлагается рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая их к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации;

– задаются конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования;

– даются задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

На данном этапе урока учащиеся сравнивают, классифицируют, высказывают предположения и т.д.

К регулятивным действиям можно отнести   умение учащихся  планировать свою  работу на уроке.  По теме «Переместительный закон сложения» в начале урока акцентируем внимание на интерактивном плакате, материале учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы.

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у них мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?).  Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, и лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.    Групповую форму работы применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий и  т. п.

Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы освоить такой способ взаимодействия, как учебное сотрудничество. На подготовительном этапе следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя учащиеся будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Через работу в парах можно также осуществлять организацию взаимопомощи.

Перед использованием на уроке этих  форм организации деятельности, в начале  учебного года совместно с учащимися   были сформулированы основные правила работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и т.д.

Для повышения мотивации к  изучению математики на уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Важнейшей задачей педагога является обучение учащихся самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке. На различных этапах урока  проводится работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). Одним из вариантов этого этапа могут быть ответы на вопросы в конце урока. Эффективны в применении  листы обратной связи, в которых учащиеся отмечают   мнение о своей работе на уроке, удовлетворенность уроком и т.д. Работа учащихся с листами обратной связи позволяет  сразу выявить, кому необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её. Также в листах обратной связи учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до и после урока. Это помогает  выявить тех, кто не может сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с ними, а при негативном настроении (плохом самочувствии) ребёнка по окончании урока разобраться, что могло стать причиной, оказать ему поддержку. Листы обратной связи могут видеть и родители.

При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о достижении школьником личностных результатов.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам и дополнительной литературе формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Интересную информацию, найденную учащимися, можно использовать при выполнении различных творческих заданий

Традиционные виды деятельности учащихся на уроке позволяют формировать устойчивые предметные результаты, которым уделено особое вниманиев новом стандарте. Многие из них могут быть направлены на формирование УУД. Так, при выполнении арифметического диктанта учащийся переводит словесную формулировку в знаково-символическую. При этом формируются познавательные знаково-символические УУД. А процесс математических вычислений направлен на формирование предметного результата.

Важную роль в развитии УУД играют межпредметные связи. Они способствую лучшему формированию понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы [3].

При осуществлении межпредметных связей в обучении математике важное значение имеют отбор для уроков математики материала, привлекаемого из курсов других учебных дисциплин, и методика его использования. Отбирая для своих уроков сведения, которые учащиеся получают при изучении различных предметов, необходимо ориентироваться, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти вопросы рассмотрены в соответствующих школьных учебниках.

По моему  мнению, при реализации межпредметных связей эффективной формой является небольшая исследовательская работа по различным предметам, объединенным одной темой. Например, до изучения темы «Меры длины» учащиеся 5 класса получают задание провести небольшие исследования: по русскому языку (изучить происхождение слов), по литературе (найти произведения, в которых используются различные старинные меры длины), по математике (выяснить значение величины длин). Результатом этой деятельности может быть публичная презентация исследовательских работ.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод, что переход к модели обучения на основе системно-деятельностного подхода предполагает изменения не только методики обучения. Самое главное и трудное – это изменение роли учителя и перестройка сознания учителя: обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений, проектирование учебного процесса и его осуществление на основе развивающих технологий.

Таким образом, в условиях введения ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся.

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18-22.

2.        Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. – 2011. – №4. – С.13-27.

3. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении / П.Г. Кулагин. –                 М. : Просвещение, 1983. – 153 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Технологии реализации системно – деятельностного подхода в обучении математике.

Особенность ФГОС - их деятельностный характер.Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Также изменя...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.

В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО

В статье " Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО» раскрываются особенности системно-деятельностного подхода и пути его реализ...