Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС.
консультация по психологии на тему

Тараканова Юлия Анатольевна

В статье приводятся практические методы и приемы по обучению детей с умственной отсталостью (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detelnostnyy_podhod_v_obuchenii_detey_s_uuuo_po_fgos.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС.

Юлия Анатольевна Тараканова,

учитель специально-коррекционного класса МБОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №9» г.Зимы

В начале учебного года на базе нашей школы открылся первый класс по обучению детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), вариант 2. Программа обучения несколько изменилась: появились новые предметы обучения: «Человек», отдельно выделены предметы «Окружающий природный мир» и  «Окружающий социальный мир».  Особую трудность при обучении данной категории детей вызывает то, что нет учебников и практически никакого методического материала. Приходится изыскивать различные методы и приемы для более успешного обучения детей и фундаментальности их знаний, умений и навыков. Как показывает практика, наиболее эффективным подходом работы к этим детям, являются  методы обучения через деятельность или деятельностный подход. Принцип этого подхода состоит в том, что ученик не только получает знания, умения и навыки, но и учится применять их в повседневной жизни, в других видах деятельности.

При составлении специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывались индивидуальные особенности развития каждого ребенка в отдельности. У большинства детей навыки учебной деятельности не сформированы или сформированы на крайне низком уровне. дети не знали правил поведения в общественных местах. Реагирование на большое скопление народа было разным: кто-то зажимался, а у кого-то наблюдалось чрезмерное возбуждение. Поэтому я часто водила детей по школе, заходили в другие классы во время уроков, показывали, как дети сидят, предлагали присесть рядом. Репетировали в классе. В столовую все дети ходят держась за руки, их постоянно сопровождают старшеклассники, которые и учат их культурно вести себя в коридорах, в столовой. Причем прием сопровождения старшеклассниками приносит более лучший результат, чем совместная деятельность с педагогом.

Такая предметная область как «Человек», предполагает обучение детей правильному выполнению поэтапности операции при умывании. Для этой цели я использую пиктограмму, которая постоянно сопровождает детей при выполнении гигиенических процедур. Постоянное проговаривание, показ, совместная деятельность приносит  положительный результат. Дети уже самостоятельно и без помощи схемы могут рассказать, что делаем сначала, что потом.

Развитие мелкой моторики рук находится на низком уровне. Почти все дети не умели держать правильно в руках ручку или карандаш.  Чтобы исправить эту проблему я использовала метод зажатия в кулачке салфетки, точка для удобного лежания, пинцетный захват. Постепенно все дети научились правильно пользоваться письменными принадлежностями.

  У большей половины детей наблюдаются значительные нарушения в развитии  речи. Звукопроизношение нарушено значительно. Из этого возникает проблемы в развитии коммуникативных навыков, навыков общения между детьми, с взрослыми. Самое главное это снять напряжение, страх. Пусть ребенок желает общаться, разговаривать. Для этой цели я использовала прием инсценировки сказки, озвучка в обыгрывании игрушки. Пусть дети говорят на малопонятном языке, но говорят, а значит, смогу преодолеть проблемы в звукопроизношении, звукоподражании.

Обучение навыкам чтения и письма непростая задача. Чтобы ребенок более фундаментально запомнил звуки, мог  их соотносить с буквой, сливать в слога, приходится приложить немало усилий и потратить достаточно большое количество времени.

В своей практике я использую различные действенные приемы, но наиболее успешно и более результативно применение сразу нескольких аксессуаров. Слова на звук «А». Знакомство с буквой. На доске учитель выкладывает карточку, а дети это делают на парте и проговариваем слово. Пальцем прижимаем карточку в начале. Таким образом закрепляем, что мы задержали первый звук, держим его и подольше его озвучиваем. АААААААрбуз. Затем выясняем какой это звук (гласный, выделяется красным цветом). Один ребенок на доске, а другие на парте выкладывают красную карточку. Затем выясняем, какая буква соответствует данному звуку, и выкладываем её в начале слова. По такой же схеме мы работаем и с остальными звуками. Постоянный алгоритм работы не приносит эффекта неизвестности, а значит, спокойно работает на позитивное запоминание.

Я делаю вывод, что деятельностный подход в формировании у детей базовых учебных действий у обучающихся по ФГОС вариант 2, развивает основные учебные умения, позволяющие им более успешно адаптироваться в учебном процессе и успешно продолжить дальнейшее обучение по всем предметным областям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...

Традиционные и нетрадиционные технологии обучения детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

знакомство педагогов с традиционными и не традиционными методами обучения...

Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляется дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями, учитывая их разные познавательные возможности по освоению ...

Дифференцированный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования....