Особенности психического развития в ранней юности.
статья
На какие особенности ранней юности необходимо обратить внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_v_ranney_yunosti.odt | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психического развития в ранней юности.
Юношеский возраст – период жизни между подростковым возрастом и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой достижение социальной зрелости. Юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возраст ранней юности.
В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется рост тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование тканей и органов.
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что молодому человеку предстоит осуществить профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
К 15-16 годам общие умственные способности юношей и девушек хотя и сформированы, но продолжают совершенствоваться, умственная деятельность становится более устойчивой и приближается к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной деятельностью. У юношей этот процесс начинается раньше и выражается раньше, чем у девушек.
В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Главным новообразованием является готовность (способность) к личностному
и жизненному самоопределению. Это чувство обретения и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. « Юношеский максимализм»
Одной из важнейших проблем является взаимоотношение со взрослыми.
Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Помимо сознательного целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребёнка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причём эффект этого
воздействия накапливается с возрастом. На личность юноши оказывает влияние стиль его взаимоотношений с родителями.
Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, это подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая ребёнка за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определённую систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребёнка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, это идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается быть такими же как они.
В- третьих, понимание: зная внутренний мир ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.
Т.О. речь идёт не об уменьшении влияния родителей, а об его изменении.
Общение со сверстниками очень важно в юности. Дети узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддержать, ребёнок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности....
Особенности психического развития детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...
Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...
Особенности психического развития детей с СДВГ
Презентация к педсовету...
Особенности психического развития учащихся с ОВЗ
Теоретические сведения о психическом разитии учащихся коррекционной школы, трудности обучения и особенности познавательной деятельности....
Методические рекомендации для родителей. Особенности психического развития в ранней юности.
Юношеский возраст – период жизни между подростковым возрастом и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослост...
Особенности психического развития детей первого года жизни, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
Специфика развития детей воспитывающихся в домах ребенка...