Особенности психического развития в ранней юности.
статья

Гайнутдинова Ляля Назифовна

На какие особенности ранней юности необходимо обратить внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_v_ranney_yunosti.odt24.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Особенности психического развития в ранней юности.

Юношеский возраст – период жизни между подростковым возрастом и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой достижение социальной зрелости. Юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возраст ранней юности.

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется рост тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование тканей и органов.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что молодому человеку предстоит осуществить профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

К 15-16 годам общие умственные способности юношей и девушек хотя и сформированы, но продолжают совершенствоваться, умственная деятельность становится более устойчивой и приближается к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной деятельностью. У юношей этот процесс начинается раньше и выражается раньше, чем у девушек.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Главным новообразованием является готовность (способность) к личностному

и жизненному самоопределению. Это чувство обретения и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. « Юношеский максимализм»

Одной из важнейших проблем является взаимоотношение со взрослыми.

Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Помимо сознательного целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребёнка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причём эффект этого

воздействия накапливается с возрастом. На личность юноши оказывает влияние стиль его взаимоотношений с родителями.

Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, это подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая ребёнка за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определённую систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребёнка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, это идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается быть такими же как они.

В- третьих, понимание: зная внутренний мир ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.

Т.О. речь идёт не об уменьшении влияния родителей, а об его изменении.

Общение со сверстниками очень важно в юности. Дети узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддержать, ребёнок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности....

Особенности психического развития детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...

Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...

Особенности психического развития учащихся с ОВЗ

Теоретические сведения о психическом разитии учащихся коррекционной школы, трудности обучения и особенности познавательной деятельности....

Методические рекомендации для родителей. Особенности психического развития в ранней юности.

Юношеский возраст – период жизни между подростковым возрастом и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослост...