Особенности психического развития детей с СДВГ
презентация к уроку по психологии на тему

Усольцева Елена Алексеевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и

поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, а также  сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности психического развития детей с СДВГ Усольцева Елена Алексеевна – педагог–психолог МБОУ «Средняя школа № 6» г. Когалым

Слайд 2

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Слайд 3

Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд ) Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы: Дефицит внимания; Двигательная расторможенность; Импульсивность;

Слайд 4

Гиперактивность Ч резмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у в зрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом п одкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Слайд 5

Двигательная расторможенность Постоянно ёрзает; Проявляет признаки беспокойства; Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве; Очень говорлив;

Слайд 6

Дефицит активного внимания Н еспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна м отивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Слайд 7

Непоследователен, ему трудно удерживать внимание; Не слушает, когда к нему обращаются; С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; Испытывает трудности в организации; Часто теряет вещи; Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий; Часто бывает забывчив; Дефицит активного внимания

Слайд 8

Импульсивность Непоследователен, ему трудно удерживать внимание; Не слушает, когда к нему обращаются; С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; Испытывает трудности в организации; Часто теряет вещи; Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий; Часто бывает забывчив

Слайд 9

Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса; Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; Плохо сосредотачивает внимание; Не может дождаться вознаграждения; Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами; При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Слайд 10

Цикличность М озг продуктивно работает 5-15 минут , а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла . В этот момент ребенок « выпадает » и не слышит учителя , может совершить какие-либо действия и не помнить об этом . Чтобы оставаться в сознании , таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой , двигаться , крутиться . Если голова и тело будут неподвижны , то у такого ребенка снижается уровень активности мозга .

Слайд 11

Нарушения познавательной сферы Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта. Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.

Слайд 12

Внимание Память Слабо развито произвольное внимание, нарушены свойства внимания : Устойчивость Слабо выраженная концентрация Не развито распределение Страдает переключаемость Низкий уровень объёма Высоко развита отвлекаемость Нарушены свойства памяти: Словесно-логической, Произвольной. Долговременной.

Слайд 13

Мышление Речь В первую очередь страдает словесно-логическое мышление -логические операции с понятиями, из-за расторможенности и плохой переключаемости Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным . Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.

Слайд 14

Эмоционально-волевая сфера Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации ). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ).

Слайд 15

Методы и приёмы лечения Медикаментозная терапия. Психолого- педагогическая коррекция.

Слайд 16

Психолого-педагогическая коррекция Это один из наиболее трудоемких, но и наиболее щадящий метод лечения. Сущность метода заключается в выявлении и понимании глубинных причин проблем и постепенном изменении реакции ребёнка на раздражители. Учитывая, что СДВГ может носить генетический характер, нельзя оставить без внимания и помощи родителей. Помочь родителям правильно расставить акценты в воспитании ребёнка.

Слайд 17

Организация жизни в семье Основные ошибки Основные правила Недостаток эмоционально-го внимания. Недостаток твёрдости и контроля в воспитании. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Рамки и ограничения должны существовать обязательно, но должны быть разумными. Нельзя считать своего ребёнка ущербным. Необходимо соотносить требования к ребёнку с его способностью их выполнить.

Слайд 18

Социализация ребёнка 1 этап 2 этап Я слушаю. Я слышу. Я выполняю. Социализация гиперактивного ребенка. Ребёнок не должен перевозбуждаться и переутомляться. Неразумно ограничивать двигательную активность – это создаст эмоциональное напряжение.

Слайд 19

Правила для нормальной социализации. Не стоит водить ребёнка в многолюдные шумные места. Обращайте внимание на то, с кем играет ваш ребёнок и как на него влияют друзья. Организуя рабочий день ребёнка, предусматривайте время для отдыха и расслабления. Оберегая от эмоционального переутомления, необходимо добиваться утомления физического.

Слайд 20

Правила для нормальной социализации. Всегда будьте снисходительны к вашему ребёнку, учитывайте его особенности, в спорных случаях любую ситуацию трактуйте в пользу ребёнка, дайте ему понять, что вы на его стороне. Научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями. Приучайте малыша к пассивным играм. Научите малыша расслабляться. Не забывайте говорить малышу, как сильно вы его любите.

Слайд 21

Работа с педагогами Методы : Предупреждение Повтор за учителем Инструкция Чёткое обозначение правил деятельности Внешнее опосредование деятельности

Слайд 22

В общении с гиперактивным ребёнком - Педагог должен придерживаться позитивной модели – то есть по возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять его хорошее поведение . - Необходимо создавать ситуацию успеха, чтобы ребенок имел возможность проявить свои сильные стороны.

Слайд 23

- Педагогу необходимо поддерживать тесные контакты с родителями. - Успех будет гарантирован только при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку в школе и дома: - система « вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Слайд 24

Невнимательность Посадите ученика возле хорошего образца для подражания Дайте дополнительное время для завершения заданной работы Разделите длинные задания на меньшие части, чтобы ученик мог видеть конец работы Научите ребёнка самоконтролю, подсказывая ему, на что следует обращать внимание

Слайд 25

Игнорируйте незначительные отклонения в поведении Ускоряйте получение награды и наступление других последствий Используйте «разумные» выговоры при проступке ( избегайте чтения нотаций или критики) Реагируйте на хорошее поведение похвалой

Слайд 26

Двигательная активность • Позволяйте ученику иногда постоять во время работы • Предоставляйте возможность для «перерывов в сидении», т.е. посылайте с поручениями и т.п. • Напоминайте ученику о необходимости проверить результат работы, если она выполнена поспешно и небрежно

Слайд 27

Настроение • Обеспечивайте поддержку и одобрение • Говорите мягко, не угрожающе, если ребёнок нервничает • Ищите возможности, чтобы ребёнок мог проявить себя лидером в классе(группе) • Посылайте положительные отзывы домой • Выделяйте время для беседы с учеником наедине

Слайд 28

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Контролируйте социальные взаимодействия Побуждайте к выполнению заданий сообща с другими учениками Дайте ребёнку особую обязанность в присутствии группы сверстников так, чтобы другие видели ребёнка в положительном свете.

Слайд 29

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Поощряйте и организуйте контакты с одноклассниками Обращайте внимание на признаки стресса, Обеспечивайте поддержку или сокращайте нагрузку , чтобы избежать эмоциональной вспышки Проводите короткие тренинги по управлению гневом: убедите ученика выйти ; использовать методы успокоения; при появлении чувства злости сказать об этом взрослому

Слайд 30

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Контролируйте социальные взаимодействия Побуждайте к выполнению заданий сообща с другими учениками Дайте ребёнку особую обязанность в присутствии группы сверстников так, чтобы другие видели ребёнка в положительном свете.

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности....

Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет»

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. В это время о...

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ, ММД, РДА.

Цели:развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психичес...