Особенности психического развития детей с СДВГ
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС), начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
П ервое описание повышенн ой двигательн ой активност и ребенка появилось около 1 50 лет назад . В 1962 г. Оксфордская группа по международным исследованиям по детской неврологии провела симпозиум по проблеме минимального повреждения мозга . На нем было принято решение , что более подходящим термином для обозначения данного расстройства является " минимальная дисфункция мозга ". В 1975 г. B.D. Schmitt выступил против названия заболевания " легкая дисфункция мозг а». В 1980 г. в третьем издании Американской психиатрической ассоциации " Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений " был впервые представлен термин "attention deficit" ( дефицит внимания ), который заменил термин " легкая дисфункция мозга ", " гиперактивность " и другие .
Статистика
Классификация Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицит а в нимания / г иперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов : - синдром , сочетающий дефицит внимания и гиперактивность ; - синдром дефицита внимания без гиперактивности ; - синдром гиперактивности без дефицита внимания , так называемый синдром резидуального типа .
Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд ) Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы: Дефицит внимания; Двигательная расторможенность; Импульсивность;
Гиперактивность Ч резмерная двигательная расторможенность , является проявлением утомления . Утомление у ребенка идет не так , как у в зрослого , который контролирует это состояние и вовремя отдохнет , а в перевозбуждении ( хаотическом п одкорковом возбуждении ), слабом его контроле .
Двигательная расторможенность Постоянно ёрзает; Проявляет признаки беспокойства; Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве; Очень говорлив;
Дефицит активного вниман ия Непоследователен, ему трудно удерживать внимание; Не слушает, когда к нему обращаются; С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; Испытывает трудности в организации; Часто теряет вещи; Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий; Часто бывает забывчив;
Импульсивность Н еспособность оттормозить свои непосредственные побуждения . Такие дети часто действуют , не подумав , не умеют подчиняться правилам , ждать . У них часто меняется настроение .
Нарушения познавательной сферы СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти. Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта. Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.
Внимание Память Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как: Устойчивость Слабо выраженная концентрация Не развито распределение Страдает переключаемость Низкий уровень объёма Высоко развита отвлекаемость Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания. Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично. Произвольная. Долговременная.
Мышление Речь В первую очередь страдает словесно-логическое мышление -логические операции с понятиями, из-за расторможенности и плохой переключаемости Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным . Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.
Эмоционально-волевая сфера Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ). Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п ), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.
Методы и приёмы лечения Медикаментозная терапия. Метод обратной связи. Психолого - педагогическая коррекция.
Психолого-педагогическая коррекция Это один из наиболее трудоемких, но и наиболее щадящий метод лечения. Сущность метода заключается в выявлении и понимании глубинных причин проблем и постепенном изменении реакции ребёнка на раздражители. Учитывая, что СДВГ может носить генетический характер, нельзя оставить без внимания и помощи родителей. Помочь родителям правильно расставить акценты в воспитании ребёнка.
Организация жизни в семье Основные ошибки Основные правила Недостаток эмоционального внимания. Недостаток твёрдости и контроля в воспитании. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Нельзя считать своего ребёнка ущербным. Рамки и ограничения должны существовать обязательно, но должны быть разумными. Необходимо соотносить требования к ребёнку с его способностью их выполнить.
Социализация ребёнка 1 этап 2 этап Я слушаю. Я слышу. Я выполняю. Социализация гиперактивного ребенка. Ребёнок не должен перевозбуждаться и переутомляться. Неразумно ограничивать двигательную активность – это создаст эмоциональное напряжение.
Правила для нормальной социализации. Не стоит водить ребёнка в многолюдные шумные места. Обращайте внимание на то, с кем играет ваш ребёнок и как на него влияют друзья. Организуя рабочий день ребёнка, предусматривайте время для отдыха и расслабления. Оберегая от эмоционального переутомления, необходимо добиваться утомления физического.
Правила для нормальной социализации. Всегда будьте снисходительны к вашему ребёнку, учитывайте его особенности, в спорных случаях любую ситуацию трактуйте в пользу ребёнка, дайте ему понять, что вы на его стороне. Научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями. Приучайте малыша к пассивным играм. Научите малыша расслабляться. Не забывайте говорить малышу, как сильно вы его любите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей» «Компьютерные игры как незаменимый помощник в воспитании и общем психическом развитии детей»
доклад из опыта работы...
Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности....
Особенности психического развития детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и пр...
Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...
Особенности психического развития детей первого года жизни, воспитывающихся в условиях дома ребенка.
Специфика развития детей воспитывающихся в домах ребенка...
Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет»
В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. В это время о...
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ, ММД, РДА.
Цели:развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психичес...