Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" , экология и исследовательская деятельность. Тема "Изучаем воду"
план-конспект

В гости к детям "прилетает" инопланетное космическое существо ИКСик, котрый ничего не знает о планете Земля и в первые сталкивается с водой. Дети вместе  с воспитателем знакомят его с водой - пресной и солёной. Вместе с гостем ребята исследуют свойства воды, рассказывают, что без воды не может быть жизни на нашей планете.Она нужна всем: и человеку, и животным, и растениям. Но пресной воды на Земле очень мало, поэтому её надо беречь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izuchaem_vodu._.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект непосредственно-образовательной  деятельности 

                  по ОО «Познавательная деятельность» с детьми средней группы 

                                           тема:  «Изучаем воду»

 Цель :

 Расширить представления детей о некоторых свойствах воды, о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Задачи:

           Обучающие:

  1. Поддерживать в детях интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
  2. Создать условия для реализации исследовательской деятельности.
  3. Подвести детей к пониманию, что вода – это

жидкость, что она прозрачная, у неё нет вкуса, запаха, цвета.

  1. Формировать представления о том, как человек использует в своей жизни воду, что без воды не могут обходиться ни животные, ни растения.  
  2. Формировать у детей умение выполнять правила ТБ при работе с водой.
  3. Формировать умение находить в таком привычном

объекте, как вода, много неизвестного и интересного, исследовать её и делать свои умозаключения.

  1. Активизировать словарный запас по теме вода.

Развивающие:

  1.    Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и

    сверстниками.

  1.    Способствовать развитию монологической речи, речевой активности

    детей.

  1.   Способствовать развитию вкусовых ощущений

4.     Способствовать развитию органов обоняния.

5.     Способствовать развитию умения свободно обращаться с водой.

6.     Способствовать развитию слухового и зрительного внимания.

7.     Способствовать развитию умения анализировать чертёж будущей

        постройки

      Воспитательные:

  1.  Способствовать развитию любознательности.
  2.  Вызвать в детях чувство сопереживания и желания помочь, тем, кто в беде.
  3.  Содействовать поддержанию  интереса и бережного отношения к воде.

Образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Оборудование:

  • интерактивное оборудование система mimio;
  • игра «Семейка Джубиду»;
  • набор пластиковых прозрачных карточек с прозрачными плёнками; или игра «Калейдо» - дополнительные прозрачные элементы;
  • игра «СенсиБар»;
  • деревянный набор «Люди и животные»
  • набор цветных домиков «Радуга» или для самостоятельного конструирования строительные кирпичики DUPLО, или набор полупрозрачных строительных кубиков
  • Стаканы с чистой водой по количеству детей и набор для опытов с водой, фартуки, тряпочки.

Предварительная работа::

 Чтение художественной литературы:

 К. Паустовский. Поэзия дождя, М. Пришвин. Живительный дождик. Сытые пузыри.

В.Бианки. Лесная газета: Говорит Ледовитый океан. Каспийское море говорит. Балтийское море говорит. В пруду. Наводнение. Заяц на дереве. По речкам, рекам и озёрам. Последняя льдина. Десять моих наблюдений. (О Неве). Дом на воде. Рыбьи голоса и т. д.

А. Майков. Летний дождь.С. Есенин Поёт зима-аукает. Белая берёза.Сказки о морях и океанах.

Устное народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, песенки о воде.

 Наблюдения – как течёт вода из крана, как льётся, как растекается по столу, что не имеет формы, а принимает форму сосуда, в который её налили. Дождь – это вода, которая «живёт» в тучах. Снег – это тоже вода, на тёплой ладошке снежинки тают и превращаются в воду. Цветы без воды вянут. Если много налить в цветок воды, то цветок погибает. И др. наблюдения. Наблюдения проводятся воспитателем в группе и на прогулке.

- Экскурсии: к Неве, по Финскому заливу. Рекомендации родителям: показать детям красавицу Неву, съездить на прогулку по Финскому заливу.

- Беседы: «Океаны и моря на планете Земля»,

«Откуда начинается река?», «Кто живёт в морях и океанах?», «Какой снег быстрее тает - чистый или грязный?”, «Кто живёт в реках и озёрах?», «Где и как зимуют лягушки?», «Кто живёт на Крайнем Севере?»  и. т.д.

- Просмотр презентаций из интернета: «Про воду» (Пановой О.В.) «Вода в природе», «Дельфины»,  «Медузы», «Кораллы», «Моржи», «Летучие рыбы», «Тюлени», «Электрический скат», «Зимушка-зима»,

 Рассматривание картин: «Какого цвета снег?»  (альбом с репродукциями разных художников), репродукции картин: И. Левитана, И. Шишкина, В. Серова и др. художников.    

Рассматривание экологических панно: «Вода в природе»,  «Кому нужна вода?», «Как вода к человеку пришла»,  «Обитатели морей и океанов», «Обитатели болот», «Что перевозят на судах?» «Почему и как надо беречь природу?»  Рисование на темы: «Дождик, дождик поливай, нашу землю умывай.», «Капельки-дождинки живут в облаках и тучах», «Вода в природе», «Снежные кружева», «Зимний  лес», «Радуга-дуга», «Аквариум» и т.д.  

 Аппликации «Корабли в море», «Морские обитатели» (из ладошек и рисовали, и вырезали), делали оригами рыбки, лодочки, кораблики и т.д. (Есть презентация детских работ  и коллажей, кот. дети выполняли вместе с родителями).

 Ход непосредственно-образовательной деятельности:

 Воспитатель предлагает детям помочь ей отгадать загадку:

 « На свете нет её быстрее,

   на свете нет её сильнее,

   в руках её не удержать,

   но можно руки умывать». (Вода)

- Давайте сегодня с вами поговорим о воде.

 (Стук в двери, входит неизвестное существо (инопланетянин ИКС), очень грустное).

Воспитатель обращается к нему: «Вы кто и что с Вами приключилось, почему Вы такой грустный?»

ИКС: Я- инопланетное космическое существо, наш корабль потерпел крушение и мои товарищи при падении получили травмы и рассыпались на части, а я один не могу их собрать.

Воспитатель предлагает детям помочь собрать инопланетян.

(Игра «Семейка Джубиду»)

Инопланетяне собраны, ИКС радуется, благодарит и спрашивает детей: «Мы летели над вашей планетой, она была голубой, почему?»

Воспитатель, дети и «гости» подходят к интерактивной доске, на доске картинка нашей планеты из космоса. Дети объясняют, что голубая планета у нас потому, что на нашей планете Земля много воды. На планете Земля 4 океана, много морей, рек и озёр. (Показывают на карте)

ИКС: Много воды? А вода-это что такое?  Мы ничего про неё не знаем… ( Дети объясняют-детские определения воды)

Воспитатель: Мы как раз сегодня хотели с детьми поговорить о воде и поэкспериментировать с нею, пойдёмте с нами, мы вам всё покажем и расскажем про воду. Для этого мы должны пройти в лабораторию. Кто знает, что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, дети, лаборатория – это помещение для научных и технических опытов и исследований. Мы сегодня с вами будем маленькими исследователями. Будем проводить опыты с водой. А кто знает, что такое опыты? Да, это исследование чего-то, что поможет нам выяснить, правы мы в своих догадках и выводах или нет. (Подходим к столам, дети надевают халаты, вспоминают правила работы с водой) 

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо помните правила безопасности работы с водой, а у меня даже есть стихи про это:

        1.  Коль с водой имеем дело, рукава мы закатаем смело,

        2. Халат - друг, он нам поможет, и промокнуть здесь

            никто не сможет.

  1. Пролил воду – не беда, тряпка под рукой всегда.

Как мы будем работать с водой? (аккуратно, друг другу не будем мешать, а когда закончим работу, уберём всё за собой).

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что же такое вода? (если скажут – жидкость, хорошо, если нет, сказать самой) А что такое жидкость? (Когда можно лить) 

Воспитатель: Правильно. В первом опыте мы докажем, что вода – это жидкость, покажем нашим друзьям, как вода льётся. (Дети переливают часть воды в тазик). Остальную воду мы оставим для других опытов. Хорошо вода льётся?

ИКС: (радуется) Как интересно! А какого цвета вода? (Дети называют, часто говорят голубого и белого)

Воспитатель: Давайте опытным путём выясним, какого цвета вода. Чем будем изучать воду? (Глазами.  Вношу карточку с изображением глаз). Рассматривайте внимательно воду глазками, сравнивайте с цветными карточками. (Дети подбирают карточки голубого цвета и сравнивают с водой в стакане, потом сравнивают с белым цветом, другими цветами, потом ищут карточку, которая подходит к цвету воды  – Вывод: вода не похожа ни на один цвет.

А на что похожа? ( На стекло или плёнку). Возьмите картинку, пальчик, любой предмет, приложите к плёнке, к стакану с водой с обратной стороны, что видите? (Видим картинку, палец, друг друга) какой делаем вывод?

Вывод: Вода прозрачная, через неё всё видно. –

Икс: Как здорово!

Воспитатель:  Сейчас я поставлю сигнальную карточку - Прозрачный предмет напротив глаз. (набор пластиковых прозрачных карточек с прозрачными плёнками; или игра «Мозаика»).

 Икс помогает

ИКС - А какой у воды запах?  

.Воспитатель:  Что будем делать сейчас, чтобы ответить на вопрос ИКСика?

 (Нюхать  носиком)  ( Сравниваем запахи, игра «СенсиБар»)  Какие запахи чувствуете?  А у  воды какой запах, похож на какие-то запахи из СенсиБара?

 Вывод: У воды нет  запаха!  (Сигнальные карточки на доске.)

ИКС: Какой у воды вкус?

Воспитатель: Как ответим на этот вопрос? Чем будем изучать? (Языком, ртом, губами).  Правильно, язычком, губами, ртом. Вносим карточку (Язык, губы, рот)

(Игра «СенсиБар»). Какой вкус  у напитков? (Дети рассказывают) теперь пробуем воду. У нас для опытов кипячёная, поэтому мы её можем пить. Какой вкус у воды? (нет вкуса.) (Сигнальные карточки на доске)

Сели на ковёр или на стульчики (сменили позы), игра «Объяснялки-рассуждалки». 

Воспитатель:  (Вносит глобус) Ребята, это модель нашей планеты, глобус. Здесь отмечены горы, равнины, моря и океаны. Видите, как здесь много голубого цвета. Это моря и океаны, это всё вода. Её на нашей планете очень много.  А кто из вас был на море? Какая по вкусу морская вода? (солёная).  А в реках, озёрах, и в кранах какая вода? (несолёная).   Да она называется – пресной водой. Её на земле очень мало, всего 2 процента,  (На доске диаграмма голубого цвета, маленькая синяя полоска – это пресная вода,! Сравнить, как много солёной воды, и как мало пресной!)   Пресной воды на Земле очень мало, поэтому такую воду надо беречь. А как её можно беречь? (дети говорят, воспитатель дополняет, на доске появляются напоминающие знаки).

Воспитатель: Давайте расскажем нашим гостям стихи о воде: (варианты стихов)

              Вы слыхали о воде? Говорят, она везде:

              В море, в речке, в океане и в водопроводном кране.

              Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

              На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

                          Бережливым будь с водой!

                          Шевельни опять рукой,

                          И как только воду взял,

                          Хорошенько кран закрой!.

              Смотрю на глобус – шар земной.

              И вдруг вздохнул он, как живой:

              И шепчут мне материки:

              «Ты береги нас, береги!»

               В тревоге рощи и леса,

              Роса на травах, как слеза.

              И тихо просят родники:

              «Ты береги нас, береги!»

                           Грустит глубокая река, свои теряя берега.

                           И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»

                           Смотрю на глобус – шар земной,

                           Такой прекрасный и родной.

                           И шепчут губы: «Сберегу!

                           Я сберегу вас, сберегу!!!»

Воспитатель: Дети, давайте подойдём к нашему набору для опытов с водой, на какой водоём он похож? (на озеро). С давних времён вокруг озёр, на берегах рек люди обустраивали свои жилища. Как вы думаете, почему? (Ответы  детей),

Расскажем ИКСику, для чего ещё человеку нужна вода. Кому ещё нужна пресная вода? (Животным, растениям), почему?  (делаем вывод, что ни человек, ни животные, ни растения без воды жить не могут. У нас на Земле всем нужна вода).

Воспитатель предлагает вокруг озера создать посёлок, а может целый город. (вносит для самостоятельного конструирования строительные кирпичики DUPLО или набор полупрозрачных строительных кубиков, набор цветных домиков  «Радуга» для тех детей, кто не хочет строить). Дети строят дома, воспитатель предлагает несколько схем для постройки домов, потом вносит деревянный набор «Люди и животные». Дети «заселяют» свой город жильцами. Строят домик и для гостей.

ИКС: Спасибо, вам, ребята! Вы так интересно всё рассказали и показали. Мы так много узнали о воде!

Воспитатель: Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии? (О воде). Кем мы сегодня были и где работали? (исследователями, работали в лаборатории, строителями) Что мы делали? (Опыты)  Что мы узнали про воду? ( Вода – это жидкость, она прозрачная, у неё нет вкуса, цвета  и запаха).  

Инопланетяне: Спасибо вам, ребята!!!  Нам очень понравилось на Вашей планете. Можно мы ещё раз к вам прилетим? Нам  было очень интересно у вас!

Воспитатель:   До свидания, друзья, мы ждём вас в гости! А мы, ребята, уберём всё за собой.

 

                                                                                            Конспект НОД подготовила  воспитатель

                                                                                             ГБДОУ детский сад № 41

                                                                                             Пушкинского района  

                                                                                             г. Санкт-Петербурга

                                                                                             Чеховская Вера Иосифовна  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы экологии в исследовательской деятельности школьников

Применение элементов экологического образования в исследовательской деятельности является позитивным моментом обучения. Данный материал может быть интересен как педагогам,так и учащимся....

Учебно- методическая работа. Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках «Технологии».

В настоящее время, которое характеризуется  активизацией творческой деятельности всех слоёв нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обу...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Родительское собрание «Развитие проектной и исследовательской деятельности в начальной школе»

Дети прирожденные исследователи: неутомимые и старательные. Нужно их только по-настоящему  увлечь предметом исследования, и направлять их изыскательский талант в нужное русло. И быть при это...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация    Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у у...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация    Одним из приоритетных направлений работы на уроках английского языка является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Главная цель этой деятельности: развитие у у...