Конспект образовательной деятельности образовательная область " Познавательное развитие" раздел " Познавательно - исследовательская деятельность" - " Эксперименты в осеннем лесу".
план-конспект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Конспект образовательной деятельности
образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема:
«Эксперименты в осеннем лесу»
(возраст детей: старшая группа 5-6 лет)
Подготовила:
воспитатель
Абдуллаева Светлана Магомедовна
октябрь, 2024
г.о. Красногорск
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей в старшей группе.
Задачи:
Образовательные задачи:
* дать представления о сезонных изменениях в жизни деревьев;
* продолжать формировать навыки детей в подборе эпитетов, сравнений,
продолжать строить развернутые высказывания.
* учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
* закрепить знания детей об осенней поре года.
Развивающие задачи:
*развивать у детей любознательность, наблюдательность;
* развивать поисково – познавательную деятельность детей, мыслительную
активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
*учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;
*продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
*развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
* способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию
коммуникативных качеств;
*воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации;
*вызвать положительные эмоции от открытий, полученных во время проведения опытов;
* воспитывать бережное отношение к природе;
*желание любоваться красотой осеннего пейзажа.
Предварительная работа:
* просмотр фильма «Чудеса осеннего леса»
* наблюдения за живой и неживой природой;
*рассматривание картин об осени;
*чтение художественной литературы;
*разучивание с детьми дыхательное упражнение «Ветер»
* заучивание стихов, отгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей:
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*социально – коммуникативное развитие;
*физическое развитие;
*художественно – эстетическое развитие.
Формы организации образовательной деятельности:
* совместная деятельность педагога с детьми,
* самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей с элементами экспериментирования, вопросы к детям, словесная, активизация словаря; групповая работа, работа в подгруппах, индивидуальная работа.
Активизация словаря: хлорофилл.
Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование, наглядный, методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др.:
* использование ИКТ;
* листочки с деревьев;
* аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года»;
*овощи, фрукты (макеты);
* листочки кленовые, дубовые, березовые);
* материал для опытов: вода, листочки, кусок ткани, таз, тарелка,
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Организационный момент
Приветствие детей.
Воспитатель:
(воспитатель, поворачиваясь к детям, говорит)
- Ребята, сегодня нас ждёт много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу! Пусть будет хорошее настроение!
Дети:
- Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: -
Доброе утро!
- Доброе утро! Cолнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой, ее тайнами, сюрпризами.
Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат пению. Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно.
Ведь лесной народ учит крепкой дружбе.
Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?
Дети: Да, нам очень интересно! (высказывания детей)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправится в осеннее в путешествие, давайте закроем глаза, и послушаем звуки осеннего леса.
Музыка « Звуки осеннего леса».
Воспитатель: Открываем глаза, вот мы и оказались в осеннем лесу.
А, что вы слышали в осеннем лесу? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы услышали звуки шуршащих листьев под ногами, крики улетающих птиц, журчание лесной речки.
Что же нам пора отправляться в путь. Впереди нас ждут много интересных встреч.
Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Да, пахнет листьями.
Воспитатель: А что вы слышите?
Дети: Мы слышим, как листья шелестят, шуршат.
Воспитатель: Как вы думаете, почему листья шуршат и шелестят?
Дети: Потому что они сухие.
Эксперимент 1 «Как листья опадают ».
Воспитатель: На прогулке вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно.
Для этого возьмем в руки листики разного размера, поднимем руку вверх и выпустим из пальцев.
Пока лист летит, внимательно следите за его полетом.
Дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Воспитатель: Ой, пенек. Ребята, посмотрите, что за конверт лежит на пеньке? Нам ежик его принес. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Ребята отгадайте загадку. Загадка; пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.
Дети: Осень.
Воспитатель: - Правильно!
- Ребята, а какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- А сейчас у нас какой месяц осени? (октябрь).
- А какой месяц наступит после октября? (ноябрь).
Воспитатель: Какая бывает осень?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов.
Проблемная деятельность
II. Наблюдение за погодой.
Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? (ответы детей)
А, какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо?
Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Дети (обобщают): по небу плывут облака, каждое может показаться нам чем – то необычным. Солнце часто прячется за облаками, словно играет в прятки. От того что солнышко прячется от нас, на улице прохладно. Ветер раскачивает ветки деревьев, листья опадают.
Воспитатель: Пусть наше настроение сегодня не омрачит осенняя погода.
А, что произошло с нашими деревьями, что с ними происходит осенью?
Дети: листья на деревьях поменяли цвет – пожелтели.
Листья с деревьев осыпаются – опадают.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, помогает ли ветер опадать листьям с деревьев?
Давайте проверим.
III. Дыхательное упражнение « Ветер».
Дует легкий веерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
( выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает так листок – ф-ф-ф…
( активный выдох).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить наше путешествие и узнать, почему осенью зеленые листья меняют свой цвет.
Познавательно исследовательская деятельность.
Эксперимент 2 «Почему лист зеленый?».
- Возьмем листочек и кладем его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань.
- Что вы обнаружили в ходе опыта? (на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленая жидкость из листочка называется – хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Воспитатель: Ребята, благодаря чему листья имеют зеленый цвет?
Дети: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, количество хлорофилла в листьях постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист становится желтым или…какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель: Ребята, в каждом растении разное количество пигментов и они распадаются с разной скоростью.
За цветовое разнообразие листьев отвечает наличие специальных красящих веществ, которые меняются под действием температуры.
Эксперимент 3 «Как листья плаваю».
Воспитатель: А теперь ребята, мы проведем еще эксперимент. Кладем сухие листья в таз, полью их из лейки, как будто это дождик. Чуть позже мы посмотрим, что произойдет с ними.
Воспитатель: А теперь давайте, проверим, что произошло с листочками, которые намочил дождик.
Дети: Листья стали мягкими и не шуршат.
Воспитатель: Правильно, мокрые листья не шуршат, они становятся мягкими и тяжелыми и не умеют летать.
Практический этап
Воспитатель: - Что ж, маленькие путешественники, можно немного отдохнуть.
Физминутка «Где водятся путешественники».
(дети выходят в середину группы)
Где водятся путешественники – там делают зарядку: (Шагают на месте)
Раз, два, три, четыре – топаем ногами. (Топают ногами)
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками. (Хлопают руками)
Руки вытянуть пошире – (Руки в стороны, покачивание
Раз, два, три, четыре. из стороны в сторону)
Наклониться – три, четыре (Наклоны вперед-назад)
И на месте пошагать. (Шагают на месте)
На носок, потом на пятку (Встать на носки, перекатиться на пятку)
Все мы делаем зарядку. (Ходьба на месте)
Воспитатель: - Ребята, скоро наступит зима, и яркие листочки засыплет снегом, жалко.
- Хотите их оставить на память об осени?
- Я предлагаю вам их наклеить на наши осенние деревья.
- У нас получится целый лес. И теперь нашей картиной мы будем весь год любоваться, вспоминая осень и ее чудесные, разноцветные листья.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.
- Вам понравилось путешествие в осенний лес?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования?
- Как с ними справлялись?
- Что было самое интересное или необычное?
- А как вы думаете, вам где – то еще пригодится то, что вы сейчас делали?
Ответы детей
Воспитатель: - Ребята, а вы большие молодцы! Вот сколько интересного мы узнали благодаря осеннему листику.
До свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ
Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса школьников к математике, через их сис...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных УУД
В докладе представлена исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных ууд...
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
Научно - исследовательская деятельности учащихся, как условие активизации познавательной деятельности на уроках обществознания и истории.
Выступление на августовской конференции 2015 года...