Конспект образовательной деятельности образовательная область " Познавательное развитие" раздел " Познавательно - исследовательская деятельность" - " Эксперименты в осеннем лесу".
план-конспект

Абдуллаева Светлана Магомедовна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

    герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Конспект образовательной деятельности

образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Тема:

«Эксперименты в осеннем лесу»

(возраст детей: старшая группа 5-6 лет)

Подготовила:

воспитатель

Абдуллаева Светлана  Магомедовна

октябрь, 2024

г.о. Красногорск

Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей в старшей   группе.

Задачи:

Образовательные задачи:

* дать представления о сезонных изменениях в жизни деревьев;

* продолжать формировать навыки детей в подборе эпитетов, сравнений,

продолжать строить развернутые высказывания.

* учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

* закрепить знания детей об осенней поре года.

Развивающие задачи:

*развивать у детей любознательность, наблюдательность;

* развивать поисково – познавательную деятельность детей, мыслительную

активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

*учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;

*продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

*развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

* способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию

коммуникативных качеств;

*воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации;

*вызвать положительные эмоции от открытий, полученных во время проведения опытов;

* воспитывать бережное отношение к природе;

*желание любоваться красотой осеннего пейзажа. 

Предварительная работа:

* просмотр фильма «Чудеса осеннего леса»

* наблюдения за живой и неживой природой;

*рассматривание картин об осени;

*чтение художественной литературы;

*разучивание с детьми дыхательное упражнение «Ветер»

* заучивание стихов, отгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей:

*познавательное развитие;

*речевое развитие;

*социально – коммуникативное развитие;

*физическое  развитие;

*художественно – эстетическое развитие.

Формы организации образовательной деятельности:  

* совместная деятельность педагога с детьми,

* самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей с элементами экспериментирования, вопросы к детям, словесная, активизация словаря; групповая работа, работа в подгруппах, индивидуальная работа.

Активизация словаря: хлорофилл.

Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование, наглядный, методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др.:

* использование ИКТ;

* листочки с деревьев;

* аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года»;

*овощи, фрукты (макеты);

* листочки  кленовые, дубовые, березовые);

* материал для опытов: вода, листочки, кусок ткани, таз, тарелка,  

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Приветствие детей.

Воспитатель: 

(воспитатель, поворачиваясь к детям, говорит)

- Ребята, сегодня нас ждёт много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу! Пусть будет  хорошее настроение!

Дети:

- Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: -

Доброе утро!

  • Доброе утро! Cолнцу и  птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой, ее тайнами, сюрпризами.

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению. Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.

У природы круглый год обучаться нужно.

Ведь лесной народ учит крепкой дружбе.

Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?

Дети: Да, нам очень интересно! (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправится в осеннее в путешествие, давайте закроем глаза, и послушаем звуки осеннего леса. 

Музыка « Звуки осеннего леса».

Воспитатель: Открываем глаза, вот мы и оказались в осеннем лесу.

А, что вы слышали  в осеннем лесу? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы услышали звуки шуршащих листьев под ногами, крики улетающих птиц, журчание лесной речки.

Что же нам пора отправляться в путь. Впереди нас ждут много интересных встреч.

Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Да, пахнет листьями.

Воспитатель: А что вы слышите?

Дети: Мы слышим, как листья шелестят, шуршат.

Воспитатель: Как вы думаете, почему листья шуршат и шелестят?

Дети: Потому что они сухие.

Эксперимент 1 «Как листья опадают ».

Воспитатель: На прогулке вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того чтобы выяснить, какие листья падают быстро,  а какие медленно.

Для этого возьмем в руки листики разного размера, поднимем руку вверх и выпустим из пальцев.

Пока лист летит, внимательно следите за его полетом.

Дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель: Ой, пенек. Ребята, посмотрите, что за конверт лежит на пеньке? Нам ежик его принес. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Ребята отгадайте загадку. Загадка; пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.

Дети: Осень.

Воспитатель: - Правильно!

- Ребята, а какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- А сейчас у нас какой месяц осени? (октябрь).

- А какой месяц наступит после октября? (ноябрь).

Воспитатель: Какая бывает осень?

Дети: Золотая осень.

 Воспитатель: Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов.

Проблемная деятельность

II. Наблюдение за погодой.

Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? (ответы детей)

А, какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо?

Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?

Дети (обобщают): по небу плывут облака, каждое может показаться нам чем – то необычным. Солнце часто прячется за облаками, словно играет в прятки. От того что солнышко прячется от нас, на улице прохладно. Ветер раскачивает ветки деревьев, листья опадают.

Воспитатель: Пусть наше настроение сегодня не омрачит осенняя погода.

А, что произошло с нашими деревьями, что с  ними происходит осенью?

Дети: листья на деревьях поменяли цвет – пожелтели.

Листья с деревьев осыпаются – опадают.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, помогает ли ветер опадать листьям с деревьев?

Давайте проверим.

III. Дыхательное упражнение « Ветер».

Дует легкий веерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

( выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

( активный выдох).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить наше  путешествие и узнать, почему осенью зеленые листья меняют свой цвет.

Познавательно исследовательская деятельность.

Эксперимент 2 «Почему лист зеленый?».

- Возьмем листочек и кладем его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань.

- Что вы обнаружили в ходе опыта? (на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленая жидкость из листочка называется – хлорофилл,  оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Воспитатель: Ребята, благодаря чему листья имеют зеленый цвет?

Дети: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, количество хлорофилла в листьях постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист становится желтым или…какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Воспитатель: Ребята, в каждом растении разное количество пигментов и они распадаются с разной скоростью.

За цветовое разнообразие листьев отвечает наличие  специальных красящих веществ, которые меняются под действием температуры.

Эксперимент 3  «Как листья плаваю».

Воспитатель: А теперь ребята, мы проведем еще эксперимент. Кладем сухие листья в таз, полью их из лейки, как будто это дождик. Чуть позже мы посмотрим, что произойдет с ними.

Воспитатель: А теперь давайте, проверим, что произошло с листочками, которые намочил дождик.

Дети: Листья стали мягкими и не шуршат.

Воспитатель: Правильно, мокрые листья не шуршат, они становятся мягкими и тяжелыми и не умеют летать.

 Практический этап

Воспитатель: - Что ж, маленькие путешественники, можно немного отдохнуть.

Физминутка «Где водятся путешественники».

(дети выходят в середину группы)

Где водятся путешественники – там делают зарядку: (Шагают на месте)

Раз, два, три, четыре – топаем ногами. (Топают ногами)

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками. (Хлопают руками)

Руки вытянуть пошире –    (Руки в стороны, покачивание

Раз, два, три, четыре.           из стороны в сторону)

Наклониться – три, четыре  (Наклоны вперед-назад)

И на месте пошагать.            (Шагают на месте)

На носок, потом на пятку    (Встать на носки, перекатиться на пятку)

Все мы делаем зарядку.       (Ходьба на месте)

Воспитатель: - Ребята, скоро наступит зима, и яркие листочки засыплет снегом, жалко.

- Хотите их оставить на память об осени? 

- Я предлагаю вам их наклеить на наши осенние деревья.

- У нас получится целый лес. И теперь нашей картиной мы будем весь год любоваться, вспоминая осень и ее чудесные, разноцветные листья.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

- Вам понравилось путешествие в осенний лес?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования?

- Как с ними справлялись?

 - Что было самое интересное или необычное?

- А как вы думаете, вам где – то еще пригодится то, что вы сейчас делали?

Ответы детей

Воспитатель: - Ребята, а вы большие молодцы! Вот сколько интересного мы узнали благодаря осеннему листику.

До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их сис...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных УУД

В докладе представлена исследовательская деятельность школьников как средство формирования познавательных ууд...

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...