Родительское собрание «Развитие проектной и исследовательской деятельности в начальной школе»
методическая разработка на тему
Дети прирожденные исследователи: неутомимые и старательные. Нужно их только
по-настоящему увлечь предметом исследования, и направлять их изыскательский талант в нужное русло. И быть при этом уверенным, что самостоятельно добытые знания усвоятся надежнее и надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burdaeva_mp_rod._sobranie.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурдаева М.П., учитель начальных классов МОУ СОШ №1 п.Пангоды, ЯНАО |
Родительское собрание
«Развитие проектной и исследовательской деятельности в начальной школе»
Цель: познакомить родителей с исследовательской и проектной деятельностью в начальной школе.
Задачи:
- познакомить с программой кружка «Мудрый совенок»;
- выявить проблемы по включению в исследовательскую деятельность, определить роль родителей в исследовательской и проектной деятельности школьника;
- дать основные этапы исследования, построения проекта.
- Познакомить с мини-исследования, которые проводятся в классе (Выступление учащихся: «Какая ягодка самая полезная?», «Сколько можно сэкономить воды за одни сутки?»)
- Теоретическая часть. Выступление учителя
- Цели и задачи проектно – исследовательской деятельности
- Какие бывают проекты
- Этапы включения учащихся в проектно- исследовательскую деятельность
- Структура проекта
- Компетенции, приобретаемые в процессе исследовательской деятельности
- Практическая часть. Разработка мини-проекта.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Мудрый совенок»
Главная задача вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Участие даст возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомит с методами научной и творческой работы, разовьет познавательный интерес, любознательность, научит общению со сверстниками и единомышленниками, даст возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность - вот слагаемые успеха.
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Работа кружка «Мудрый совенок» обусловлена тем, что в последние годы мощное движение всеразличных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.
Типология проектов
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Ребятам нашего класса больше всего нравится участвовать в исследовательских проектах.
Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность
Этапы | Деятельность | Результат | |
1 | Подготовительный | Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск информации в энциклопедиях, Интернете | Устный доклад на уроке |
2 | Написание реферата | Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии с требованиями и стандартами | Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или в научном обществе (НОУ) |
3 | Собственно исследовательская деятельность | Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования | Представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня. |
Учащиеся приобретают учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.
Информационные компетенции: Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.
Коммуникативные компетенции: Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».
В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают умения:
Работа с литературой | Ораторские умения | Владеть методами обобщения и проверки результатов | Владеть методами исследования |
- подбирать литературу по теме; - самостоятельно работать со справочным материалом, документами; -письменно фиксировать главное из прочитанного; -писать реферат по 2-3 статьям; -обобщать результаты; -формулировать выводы. | -выступать кратко, по сути; -быстро отвечать на вопросы; -адекватно реагировать на замечания; -отстаивать свою точку зрения; -правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ. | -анализ; -синтез; -сравнение; -аналогия; -моделирование -эксперимент; -опыт; -опытная работа. | -наблюдение; -анкетирование; -тестирование; -опрос; -интервьюирование (по подготовленным вопросам). |
Задача родителей - не ограничивать самостоятельную творческую активность ребёнка, а выступать в роли консультантов. Дети - неутомимые исследователи, если их удалось заинтересовать, то задача старших направлять их изыскательскую деятельность в определенное русло. А также быть уверенным, те знания, которые они добыли сами, закрепятся прочно и надолго.
Структура проектно-исследовательской работы
- Выбор темы проекта, типа проекта
- Выдвижение первоначальных идей, проблем.
- Распределение задач по группам. Обсуждение методов исследования, поиска информации.
- Самостоятельная работа. Подготовка материалов к проекту.
- Определение форм выражения итогов проекта.
- Разработка проекта.
- Оформление результатов.
- Презентация.
- Рефлексия
Методы:
- Изучение литературы, документов;
- Поиск информации в Интернете;
- Наблюдение;
- Опыт;
-Эксперимент;
-Собеседование, метод устного опроса (да, нет), интервьюирование(по специально подготовленным вопросам);
-Проведение анкетирования.
2. Выступление учащихся. Мини-исследование «Какая ягодка самая полезная?» Мини-проекта«Сколько можно сэкономить воды за одни сутки?»
2.Практическая часть. Разработка мини-проекта.
Родителям предлагается разделиться на 2 группы по темам «Компьютер: польза и вред», «Как увлечь ребенка чтением». Есть возможность выхода в Интернет. Учитель заранее готовит литературу по предложенным темам и результаты анкетирования по данным проблемам.
Представление мини-исследования.
Литература
1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы –М: «ВАКО»,2007.
2.Муратова Н.А. Рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе.//Практика административной работы в школе.-2012.
3.Саляхова Л.И. Родительские собрания – М: Глобус, 2008.
4.Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе. Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Ось-89, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическая работа. Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках «Технологии».
В настоящее время, которое характеризуется активизацией творческой деятельности всех слоёв нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обу...
В.А. Богданова Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы
Современное общество ставит перед образовательным учреждением задачу подготовки обучающегося знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знан...
Учебно-методическая разработка: "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"
Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррек...
План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
Консультирование родителей является важной составляющей работы учителя-логопеда...
Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ
В статье содержится материал по проектированию и проведению исследований в школе, рекомендации по разработке творческого проекта, выполнению исследовательской работы....