Рабочая программа по элективному курсу "Нравственные основы семейной жизни"
рабочая программа

Кизерова Ольга Федоровна

Для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_noszh.docx61.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«РАССМОТРЕНО»

ШМО ______________________________________

Протокол №____

От «___»

__________201  г.

Руководитель ШМО

_________________ (ФИО)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

__________________

ФИО

 «__»________20___г.

«РЕКОМЕНДОВАНО»

на заседании МС школы

Протокол №____

От «___»

__________201   г.

Руководитель МС

_________________ (ФИО)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Средняя школа № 3»

__________________

(ФИО)

Приказ №_____

От «___»______201   г.

 «Средняя общеобразовательная школа № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Нравственные основы семейной жизни»

для 10-11 классов

Срок реализации программы 2 года

Кизерова Ольга Федоровна

Когалым

 2019

В УМК  «Нравственные основы семейной жизни» входят:        

- Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»;

- 2 учебных пособия для старшеклассников (по одному для 10 и 11 класса);

- 2 Методических пособия для учителя (по одному для 10 и 11 класса);

- 2 Хрестоматии для учителя (по одной для 10 и 11 класса);        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1.1 Описание программы курса

Актуальность

Социально-педагогическая

Семья - основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Пока крепка семья, государство будет сильным.

Иван Александрович Ильин называл семью первичным лоном человеческой культуры. «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».[1] Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья - это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»[2].

В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всём мире. Этот кризис может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность и культуру, в частности.

Начиная с 90-х годов в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности.

Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания.  

Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности.

 Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий.

В содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребенке.

Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно- нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, является одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажения процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни.

За прошедшее столетие в нашем Отечестве постепенно нарушилась

трансляция семейных традиций. В связи с социальными преобразованиями XX века, войнами, духовно-нравственными деформациями во многих семьях

прервалась преемственность педагогических традиций. Октябрьская революция явилась переворотом не только в политической системе, но и в системе ценностей, включая семейные. У многих современных родителей отсутствуют четкие представления о закономерностях становления внутреннего мира ребенка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению.

Научно-теоретическая

Семья является феноменом, постижение которого требует не узкодисциплинарного подхода (психологического, культурологического, социологического, утилитарно-правового или этического), а системного, который объединял бы все эти подходы. Он должен основываться на общемировоззренческих основаниях, которые в полном объеме может дать только отечественная духовно-нравственная традиция.

На личностном уровне учащегося

Для старшеклассника, как и для любого человека, характерно внутреннее стремление к счастью.

Достижение этой цели во многом завит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака.

Сложность задачи заключается и в том, что в современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существует масса ложных мнений и стереотипов, связанных с семейной жизнью, бытует множество антисемейных и антиродительских установок.

Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью, в таких условиях ему очень трудно их реализовать. Тем более, почти невозможно достичь семейного счастья тем молодым людям, у которых эти позитивные стремления и установки не сформированы.

Неудачные попытки создать гармоничную семью завершаются для многих современников жизненными трагедиями, в конечном итоге - потерей смысла жизни. Цель курса «Нравственные основы семейной жизни» - помочь старшеклассникам справиться с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания гармоничной семьи.

Для воспитательной системы образовательных организаций

Предмет «Нравственные основы семейной жизни» несёт в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. Он предоставляет дополнительную возможность расширить сферу партнёрства и взаимодействия участников педагогического процесса: педагогов, учащихся и их родителей, предполагает привлечь родителей и других членов семей старшеклассников к участию в педагогическом процессе. Это может способствовать гармонизации семейных отношений в семьях на уровне детско-родительских отношений.

Новизна программы

До революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку трансляция положительного опыта семейной жизни достаточно хорошо осуществлялась в рамках семейного воспитания. Об этом свидетельствуют статистические данные: практически полное отсутствие разводов (только 3%), существование многодетных семей (в среднем пять детей в семье), почти полное отсутствие абортов и случаев отказа от детей и стариков.

После Октябрьской революции многие семейные традиции начали разрушаться.

Возникла необходимость создания специальных учебных программ по подготовке к семейной жизни. В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920 - 30-е гг. XX века были выработаны установки в отношении сознательного поведения в сфере пола, половое воспитание имело определенную связь с другими областями учебно-воспитательной работы.

Половое воспитание в указанный период разрабатывалось в рамках педологии.

Ценной идеей педологии был комплексный подход в изучении развития ребенка, основанный на использовании психологических, анатомо- физиологических, социологических и других знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.

В конце 60-х годов XX века после долгого перерыва в советское школьное образование стали вновь вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы; были открыты кружки и клубы, деятельность которых основывалась на освещении тем любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя- предметники.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». В течение десяти лет она повсеместно внедрялась в общеобразовательные школы и получила положительные отзывы как учащихся, так и от педагогов.

Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» для учащихся 8-го класса. В ходе осуществления данных программ целью школьники целенаправленно готовились к ответственному супружеству, формированию полового самосознания. Однако реализация этой цели затруднялась, поскольку отсутствовали специалисты-психологи. Занятия проводились учителями-предметниками, методика обучения нередко сводилась к сухому чтению лекций.   В постсоветский период начали распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Эти программы были составлены с грубым нарушением принципов культуро- и природосообразности.

Начиная с 90-х годов XX века в нашей стране наметилась тенденция замены полового воспитания сексуальным просвещением.

В частности, была разработана и внедрена программа «Половое воспитание российских школьников». С точки зрения строго научного подхода, подмена понятия «пол» понятием «сексуальность» недопустима. Понятие «пол» гораздо шире, чем понятие «сексуальность», помимо физиологических отношений, оно включает широкий спектр духовно-нравственных и социальных отношений между мужчинами и женщинами. Семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно- экономическую и другие функции.

Подготовка к семейной жизни не может сводиться только к натуралистическому изучению физиологии.

 Сужение многообразия семейных отношений до биологического уровня принижает достоинство человеческой личности, игнорирует душевные и нравственные сферы его бытия, препятствует созданию гармоничной семьи, вступает в острое противоречие с традиционными культурными ценностями.

В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.

В 1992 году, после выхода нового закона «Об образовании», преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести занятия пр курсу, однако потребность переработки программы 1982 года по данному предмету была ощутима.

Проблематика семейной жизни рассматривалась в курсе «Мир дому твоему», разработанном доктором психологических наук Т.А. Флоренской. В начале 2000-х годов появились другие программы и учебные пособия православной конфессиональной ориентации (См.: «Нравственные основы семейной жизни» Герасевич Е.В., Рябкова Л.М., Петрова Н.И., 2004; учебное пособие «Культура семьи» / Сост.: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А., 2005 и др.).

Предлагаемая примерная программа для старшеклассников общеобразовательных школ является одной из первых в постсоветский период разработок, закладывающих знания, относящиеся к сфере семейной жизни. Впервые представлен учебный курс, объединяющий опыт и знания науки, богословия и традиций российской культуры. Советский вариант курса - «Этика и психология семейной жизни» - рассматривал семейную жизнь как предмет изучения, прежде всего, с идеологической точки зрения и охватывал не все её аспекты. В нём затрагивались, главным образом, психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни. Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались.

В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме, а также проективности личности - в аспекте построения ею будущей семьи и др.

В существовавших ранее программах отсутствовал системный подход, включающий одновременно психолого-педагогический, богословский и культурологический анализы. Данная программа предполагает изложение более современных, полных и упорядоченных представлений о семейной жизни, синтезирует знания разных научных областей: психологии и культурологии, христианской этики и богословия (теологии).

С точки зрения содержания и технологии преподавания, информационный подход, взятый за основу в курсе «Этика и психология семейной жизни», представляется нам недостаточным, поскольку он способствовал значительному снижению мотивации учащихся. Форма подачи материала часто носила лекционный характер, содержание учебного материала данного курса не было личностно ориентированным, поэтому предмет был не так интересен учащимся. Не хватало «проживаемости» содержания учебного материал.

В преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни», наряду с когнитивным подходом, будут применяться интерактивный и ценностный подходы. Это требует от преподавателя особых усилий по созданию условий, благоприятствующих формированию у старшеклассников собственной иерархической системы личностных ценностей, которая была бы ориентирована на традиционную систему ценностей семейных. Интегративный подход будет способствовать не формальному заучиванию учебного материала, а внутреннему принятию его содержания как личностно значимого. Ценности семейной жизни должны переживаться и присваиваться учащимися, выстраиваться в особую иерархию сообразно значимости их для молодых людей.

1.2 Объект, цели, задачи и принципы изучения курса

«Нравственные основы семейной жизни» представляют собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний о семье.

Целью курса является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов;
  • формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
  • содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
  • пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью;
  • снижение и предотвращение риска на пути к проектированию и созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи;
  • ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем;
  • обучение основам психологической, культурологической и духовно- нравственной безопасности в сфере семейных отношений;
  • помощь молодым людям в решении ими смысложизненных проблем.

Система семейных ценностей, традиционных для отечественной культуры.

Каждому человеку присуща собственная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Поскольку «ценности» выступают в качестве регуляторов поведения, взрослое сообщество должно осознанно и ответственно относиться к духовному качеству тех ценностей, которые формируются у подрастающего поколения.

В данном курсе должны быть рассмотрены следующие базовые семейные ценности:

  • семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство;
  • супружество, мужественность, женственность;
  • человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;
  • общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака;
  • взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие;
  • умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других;
  • мир в семье, духовное единение супругов, родство душ;
  • традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи;
  • благочестивое воспитание, почитание старших, послушание;
  • семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом);
  • любовь к Родине, служение Отечеству;
  • дом, достаток, хозяйственность, рачительность.

Принципы преподавания курса

Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуры. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности.

Среди основных принципов следует назвать:

Группу методологических принципов

Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России.

Принцип системности - использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики.

Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности.

Принцип доступности - предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта.

Принцип наглядности - использование в содержании курса выразительных средств - зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр.

Принцип доверительности - достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе.

Принцип диалогичности - раскрытие полноты содержания предмета средствами диалогизации, привлечение старшеклассников к участию в этически значимом диалоге по форме и по мысли.

Принцип этической сокровенности - соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса, поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегания ситуаций напряженности, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников, а также осознание меры собственной дистанцированности от учащихся.

Принцип индивидуального подхода - преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов.

Группу антропологических принципов

Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной (в т.ч. семейной) жизни, что требует осознания половой спецификации.

Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников.

Группу онтологических принципов

Принцип экзистенциального переживания - раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни.

Принцип ценностного восхождения - раскрытие с учетом принципа от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника позитивного восприятия брака.

Принцип соотнесённости опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями.

Принцип событийности - раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества.

Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной семейной жизни.

Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.

1.3 Структура программы курса

Программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение по выбору в рамках реализации задач «Формирования духовно-нравственной личности» (ст. 9. ст. 14. поправки к Закону «Об образовании РФ» от 01.12.2007 г.) в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа курса направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.

1.4 Место курса «Нравственные основы семейной жизни» в учебном плане образовательной организации

В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, о взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми, о смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как «Основы религиозной культуры и светской этики», «Обществознание», «Биология», «История», «Литература».

Содержание учебного предмета «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.

Курс «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.

1.5 Требования к учителю

Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» требует от учителя личного освоения содержания курса, что предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на традиционные базовые семейные ценности. В связи с этим учитель должен иметь установку на саморазвитие и самовоспитание, работу над собственными недостатками в характере, высокий уровень самокритичности.

В процессе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» учитель должен ориентироваться не столько на когнитивное содержание предмета, сколько на ценностное восприятие его учащимися, наблюдение за тем, как относятся старшеклассники к обсуждаемым вопросам и проблемам.

Одним из требований к преподаванию курса является принятие учителем позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, достичь счастья.

От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и

достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке. Ученики сами хотят видеть перед собой того «значимого взрослого», на которого они бы хотели походить в своей жизни, который бы стал для них примером.

Учитель должен при отборе и подаче материала быть предельно осмотрительным, учитывать возможную «болевую» реакцию на ту или иную изучаемую проблему, поскольку в настоящее время многие учащиеся живут в дисгармоничных (неполных, конфликтных, созависимых и пр.) семьях.

Учитель должен быть готовым к появлению у старшеклассников желания дополнительно общаться вне урока, к продолжению разговора «душа к душе».

Преподаватель должен учитывать наличие барьеров в общении, вызванных разницей возраста, пола, социального статуса, предварительной психической травматизацией одного из участников общения. Он должен также учитывать смысловые барьеры, когда наличие одного и того же явления несет для коммуникативных партнеров разную смысловую нагрузку. Несовпадение смыслов приводит к недопониманию и неэффективности общения в ходе педагогического процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Согласно требованиям к уровню подготовки ожидаются следующие результаты обучения.

Обучающиеся должны:

Знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия);

понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;

основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека

Уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

личность и индивид,

свобода и вседозволенность, взрослость и инфантильность, мужественность и женственность, гражданский и церковный брак, позитивное и негативное отношение к родительству

Иметь

— навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования;

навык составления своей родословной;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.

Требования к результатам освоения учащимися программы «Нравственные основы семейной жизни»

Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:

развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;

умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;

формирование целостной картины мира;

умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:

овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,

понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,

представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,

понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,

понимание причин супружеских конфликтов и разводов,

знание святых семейств, покровителей семьи,

знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,

осознание ценности человеческой жизни,

представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

1.6 Учебно-методическое обеспечение курса

Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», должен строиться с учётом необходимости развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к изучаемому материалу и актуализации потребности школьников в его изучении. Осуществлению этой задачи способствует широкое применение художественно-образных, диалоговых средств обучения на основе

использования информационных технологий, создающих возможности включения широкого культурного контекста в изучаемый материал, активизации познавательных интересов учащихся при работе с современными медиаресурсами.

В качестве учебно-методического обеспечения курса «Нравственные основы семейной жизни» предусмотрены: УМК для учащегося и содержательно связанный с ним УМК для учителя.

УМК для учащегося должен включает в себя учебное пособие. УМК для учителя должен включать в себя Хрестоматию для учителя – в 2х частях, Методические рекомендации по организации обучения– в 2х частях.

Информационная «избыточность» УМК должна быть обеспечена возможностью целенаправленного использования ресурсов сети Интернет и других медиаресурсов, что позволит учителю оперативно осваивать для себя новые источники педагогических средств.

1.6.1 Технология преподавания курса

Особенностью технологии преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» является системное использование учителем средств мониторинга процесса усвоения содержания курса учащимися: методик анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения, анализа творческих работ и др.

Технология преподавания курса предполагает также следующие компоненты: Педагогический маневр - УМК создает условия для вариативной разработки форм реализации содержания курса, использования разнообразных дидактических ресурсов, позволяющих учителю гибко реагировать на ситуацию, складывающуюся в классе в процессе изучения курса.

Тестирование и анкетирование - мониторинг класса, позволяющий оперативно отслеживать усваиваемость материала курса, значимость его для учащихся и наличие затрудняющих изучение курса личностных проблем у старшеклассников.

Проектирование педагогической ситуации на уроке - владение учителем умениями и навыками проектной работы для построения эффективного преподавания курса.

Привлечение новых педагогических ресурсов - использование для раскрытия содержания курса различных материалов, таких как видеофильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей и т.д.

Активизация деятельности учащихся может осуществляться путем использования творческих заданий, семинаров, диспутов, просмотра и обсуждения фильмов, прослушивания и обсуждения песен и др.

Предупреждение рисков средствами мысленного моделирования старшеклассниками своей будущей семейной жизни: перспективное видение, предупреждение возможностей манипулирования в проектировании семейных отношений - навязывание абортивного мышления, пробного брака, стимулированного брака, скороспелого брака, внушение неизбежности и неразрешимости семейных конфликтов, распада семьи и др.

Сотрудничество педагога, старшеклассников и родителей предполагает создание доверительной атмосферы, позволяющей учителям, учащимся и их родителям совместно осваивать содержание курса.

Привлечение новых педагогических ресурсов - использование для раскрытия содержания курса различных материалов, таких как видеофильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; интернет-ресурсы;

семейные архивы и рассказы родственников, друзей и т.д.

1.6.2 Построение учебника.

Учитывая особенности содержания курса, представляющего сложную для понимания систему ценностей, авторам УМК следует уделить особое внимание обеспечению эмоциональности восприятия учащимися материала за счет включения в текст учебных пособий рисунков, иллюстраций, крылатых выражений, эпиграфов и пр. Текст учебника должен быть структурирован по тематическому признаку и снабжен аппаратом для самостоятельного изучения материала учащимися.

В текст учебного пособия должны быть вставлены навигации, подсказывающие учащемуся, в каком месте и к какому учебно-дидактическому материалу необходимо обратиться в том или ином случае.

Кроме того, в тексте учебного пособия должны быть использованы цветовые выделения слов, обозначающих основные понятия и определения курса, материал о которых должен содержаться в мультимедийном приложении.

Педагогическое общение в процессе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» должно строиться на опережающем рациональное знание переживании образа той ценности, которая служит предметом, объединяющим учащихся и учителя.

Для создания такого образа могут применяться художественные средства, примеры реальных событий, непосредственное общение с носителями этих ценностей. На следующем этапе должна осуществляться вербализация опыта непосредственного эмоционального переживания, что позволит включить в педагогический процесс процессы осознания и осмысления. Только после такой проработки возможно углубление понимания на основе объяснений учителя, обогащение разработки форм реализации содержания курса, использования разнообразных дидактических ресурсов, позволяющих учителю гибко реагировать на ситуацию, складывающуюся в классе в процессе изучения курса.

1.7 Формы проведения занятий

Ведущая форма обучения - урок-семинар (или обсуждение в группах) с привлечением учителем и учащимися данных, касающихся изучаемой темы (доклады, рефераты, выступления по заданной проблеме).

Методы:

  • культурологической экстраполяции - раскрытие темы на основе произведений отечественной и мировой культуры; активация интереса к теме путём обращения к проблемной ситуации, совместной попытки решить её; самостоятельного научного поиска (реферат, научная работа); апелляция к жизненному опыту и его анализ; гипотетическое рефлексирование (мысленный эксперимент).
  • обращение внимания учащихся на постижение смыслов семейной жизни;
  • пробуждение в старшеклассниках положительной мотивации в обретении ими семейного счастья;
  • пробуждение в старшеклассниках стремления восприятия произведений литературы, живописи, фотоискусства, кинематографа с точки зрения семейных ценностей;
  • раскрытие в старшеклассниках потребностей и пробуждение их творческих способностей (в том числе нравственных и психологических), необходимых им для построения крепкой и счастливой семьи.

- анкетирование, тестирование, самоконтроль, самоанализ.

1.8 Средства мониторинга

В качестве средств мониторинга педагогического процесса можно применять первоначальное и завершающее анкетирование по основным проблемам курса, тестирование (например, выявление типа эмоциональной направленности личности учащихся), наблюдение за эмоциональным откликом учащихся на содержание учебного материала, анализ результатов деятельности (выполнения творческих заданий и др.).

1.9 Форма контроля знаний

Текущий контроль заключается в оценке знаний выявленных у обучающихся на семинарских занятиях, а также в ходе проведения контрольного тестирования в конце изучения каждой главы курса.

Итоговый контроль осуществляется в виде сдачи зачета или экзамена по темам курса, а также в качестве альтернативы – в форме собеседования или написания обучающимися рефератов по тематике учебного курса.

Осуществление самоконтроля происходит в форме выполнения обучающимися тренировочных заданий в конце каждой темы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«Нравственные основы семейной жизни» 10 класс (1 час в неделю, всего: 34 часа)

Введение.

Тема 1. Что такое счастье и как его достичь? (1 час)

Раздел 1. Личность и межличностные отношения. (12 часов) Глава 1. Кто я? (5 часов)

Тема 1.1 Направленность личности. (1 час).

Тестирование по тест – анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова.

Тема 1.2 Понятие личности. (1 час).

Индивид. Индивидуальность. Личность. Понимание личности в современной психологии.

Тема 1.3 Тайна возраста. (1 час).

Кризис переходного возраста. Особенности общения со взрослыми.

Тема 1.4 Тайна пола. (1 час).

Понятие пола в психологии. Пол и гендер. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления.

Тема 1.5 Подведение итогов изучения Главы 1. Кто я? (1 час).

Глава 2. Я и Другие. (7 часов)

Тема 2.1 Быть или казаться (1 час).

Лицо и личина. Образ и имидж. Как не стать жертвой манипуляции.

Тема 2.2 Стыд и совесть (1 час).

Что такое стыд? Что такое совесть?

Тема 2.3 Дружба и любовь в жизни человека. (2 часа).

Нравственная природа дружбы. Понятие «друг». Любовь как высшее человеческое чувство. Золотое правило нравственности.

Тема 2.4 Мужественность (1 час).

Мужественность в юноше. Отношение к девушкам.

Тема 2.5 Женственность (1 час).

Составляющие женственности. Красота истинная и ложная.

   Тема 2.6  Подведение итогов изучения Главы 2. Я и Другие. (1 час).

Раздел 2. Возрасты семьи. (21 час)

Глава 3. Добрачные отношения (8 часов)

Тема 3.1 Любовь и влюбленность. Первая любовь. Испытание чувствами (3 часа).

Особенности романтической любви.

Тема 3.2 Предбрачный период. (2 часа).

Понятие предбрачного периода, его задачи.

Тема 3.3 Союз двух родов. Две половинки… (2 часа).

Знакомство с новыми родственниками.

Тема 3.4  Подведение итогов изучения Главы 3 (1 час). 

Глава 4. Свадьба. Начало семейной жизни (4 часа)

Тема 4.1 Самый важный день (2 часа).

Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды.

Тема 4.2 Первый год совместной жизни. (1 час).

Супружество. Муж и жена. Семейная адаптация.

Тема 4.3. Подведение итогов изучения Главы 4 (1 час).

Глава 5. Молодые родители. (9 часов)

Тема 5.1 Семья в ожидании ребенка  (3 часа).

Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного.

Тема 5.2 Чудо жизни. Молодая семья с новорожденным (2 часа).

Жизнь – дар Божий. Когда начинается человеческая жизнь.

Тема 5.3 «Не убий» (2 часа).

Что такое искусственное прерывание беременности.

Тема 5.4  Подведение итогов изучения Главы 5 (1 час).

Тема 5.6 Итоговое занятие (1 час).

Нравственные основы семейной жизни»

11 класс (1 час в неделю, всего: 34 часа)

Раздел 1. Возрасты семьи. (4 часа)

Глава 1. Особенности зрелой семьи (4 часа)

Тема 1.1 Родители и дети. Значение детей в жизни семьи (1 час).

Семья. Классификация семей.

Тема 1.2 Уроки семейного взросления (1 час).

Пути преодоления кризисов зрелой семьи.

Тема 1.3 Семейные конфликты (1 час).

Природа семейных конфликтов

Тема 4. Супружеское многолетие (1 час).

Раздел 2. Я – Семья – Общество (18 часов)

Глава 2. Семья – основа всякого общества (5 часов)

Тема 2.1. Типы и функции семьи (1 час).

Классификация типов семей.

Тема 2.2 Значение семьи для общества (1 час).

Семья – основа общества и государства.

Тема 2.3 Семья и государство. Вопросы демографии (1 час).

Характеристика современной демографической ситуации.

Тема 2.4 История семейной политики в России (2 часа).

Исторические причины кризиса семьи.

Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья (8 часов)

Тема 3.1  Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа (2 часа).

Послушание членов семьи друг другу.

Тема 3.2 Жена – хранительница домашнего очага (2 часа)

Назначение женщины в семье.

Тема 3.3 Положение детей в семье (2 часа)

Послушание детей взрослым.

Тема 3.4 Старшие члены семьи (2 час)

Чувство благодарности старшим.

Глава 4. Семейное воспитание (5 часов)

Тема 4.1 Традиции семьи, рода, народа (1 час). Трансляция традиции от поколения к поколению. Тема 4.2 Воспитание чести и долга в семье (1час). Понятие чести и долга.

Тема 4.3  Патриотическое воспитание в семье (1 час).

Патриотизм. Идея служения.

Тема 4.4 Трудовое воспитание в семье (1 час).

Труд семейный и общественный.

Тема 4.5 Половое воспитание в семье (1 час).

Воспитание будущего семьянина.

Раздел 3. Для чего я живу? (12 часов)

Глава 5. Религиозные основы семьи (4 часа)

Тема 5.1 Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни (1 час).

Вера в собственные силы и вера в Бога.

Тема 5.2 Семья в религиозной традиции (1 час).

Семья как колыбель новой личности

Тема 5.3  Святые семейства. Святые покровители семьи (2 часа).

Примеры истинного семейного благочестия

Глава 6.   Семья в моей жизни  (8 часов)

Тема 6.1 Радость семейной жизни  (2 часа).

Источники семейной радости

Тема 6.2  Значение семьи в жизни человека и смысл жизни (2 часа).

Жизненные смыслы, идеалы, убеждения

Тема 6.3 Семейное счастье – миф или реальность? (3 часа).

Счастье земное и небесное

Тема 6.4 Итоговое занятие. (1 час).

Календарно-тематическое планирование 10 класс

n/n

Название раздела, темы

Количество
часов

Дата

Планир.

Фактич.

Введение Что такое счастье и как его достичь?

1

Раздел I.  

ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

12

Глава I.  

Кто я?

5

Тема 1.1.

Направленность личности

1

Тема 1.2.

Понятие личности

1

Тема 1.3.

Тайна возраста. Особенности общения со сверстниками.

1

Тема 1.4.

Тайна пола. Различия между юношами и девушками в темпах взросления.

1

Тема 1.5

Подведение итогов изучения главы 1.

1

Глава II.

Я и Другие

7

Тема 2.1.

Быть или казаться. Ценность человеческого общения. Образ и имидж.

1

Тема 2.2.

Стыд и совесть.

1

Тема 2.3.

Дружба и любовь в жизни человека.

2

Тема 2.4.

Мужественность.

1

Тема 2.5.

Женственность

1

Тема 2.6

Подведение итогов изучения главы 2.

1

Раздел II.  

ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

20

Глава III.

Добрачные отношения

8

Тема 3.1.

Любовь и влюблённость. Первая любовь. Испытание чувствами.

3

Тема 3.2.

Предбрачный период

2

Тема 3.3.

Союз двух родов. Две половинки…

2

Тема 3.4

Подведение итогов изучения главы 3

1

Глава IV.

Свадьба. Начало  совместной жизни

4

Тема 4.1.

Самый важный день.

2

Тема 4.2.

Первый год совместной  жизни

1

Тема 4.3

Подведение итогов изучения главы 4

1

Глава V.

Молодые родители

9

Тема 5.1.

Семья в ожидании ребёнка

3

Тема 5.2.

Чудо жизни. Молодая семья  с новорожденным

2

Тема 5.3.

 «Не убий»

2

Тема 5.4

Подведение итогов изучения главы 5

1

Тема 5.5

Итоговое занятие

1

ВСЕГО

34

Календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата

Планир.

Фактич.

Раздел I.

ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

4

Глава 1.

Особенности зрелой семьи

4

Тема 1.1.

Родители и дети. Значение  детей в жизни семьи

1

Тема 1.2.

Уроки семейного взросления

1

Тема 1.3.

Семейные конфликты

1

Тема 1.4.

Супружеское многолетие

1

РАЗДЕЛ II.

Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО

18

    Глава 2.

Семья — основа всякого общества

5

Тема 2.1.

Типы и функции семьи

1

Тема 2.2.

Значение семьи для общества

1

Тема 2.3.

Семья и государство. Вопросы демографии

1

Тема 2.4.

История семейной политики в России

2

Глава 3.

Устроение жизни семьи. Личность и семья

8

Тема 3.1.

Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

2

Тема 3.2.

Жена — хранительница домашнего очага

2

Тема 3.3.

Положение детей в семье

2

Тема 3.4.

Старшие члены семьи

2

Глава 4.

Семейное воспитание

5

Тема 4.1.

Традиции семьи, рода, народа

1

Тема 4.2.

Воспитание чести и долга в семье

1

Тема 4.3.

Патриотическое воспитание в семье

1

Тема 4.4.

Трудовое воспитание в семье

1

Тема 4.5.

Половое воспитание в семье

1

РАЗДЕЛ III.  

ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

12

Глава 5.

Религиозные основы семьи

4

Тема 5.2.

Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

1

Тема 5.1.

Семья в религиозной традиции

1

Тема 5.3

Святые семейства. Святые покровители семьи

2

Глава 6.

Семья в моей жизни

8

Тема 6.1.

Радость семейной жизни

2

Тема 6.2.

Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

2

Тема 6.3.

Семейное счастье — миф или реальность?

3

Итоговое занятие

1

Всего

34 часа

Оборудование

1. Мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Список литературы

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436с.

2. «Домострой» и его значение для современности отв.ред. А. Блинский М.: Сатись, 2000. – 128с.

3. Дымнова Т.И.  Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.

5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. – 384с.

6. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Хрестоматия по учебному курсу/Сост. Н.Н. Крыгина, Д.А. Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008-705с.

7. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2ое изд.; стер.М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.

Примерные темы творческих работ обучающихся

  1. Семейные ценности в произведениях русских писателей.
  2. Семейные праздники
  3. Что ты пожелаешь в комнате, в которую тебя может провести сталкер?
  4. Сделайте слайд-фильм по одной из предложенных тем:

«Самый дорогой для меня взрослый»,

«Мои друзья»

  1. Сделайте слайд-фильм по одной из предложенных тем

«Что значит «настоящие мужчины?»

«Мужественность истинная и ложная»

  1. Сделайте слайд-фильм по одной из предложенных тем:

«Очарование женственности»

«Женственность истинная и ложная»

«Слабый пол».

  1. Напишите сочинение по теме:

«Большая ложь пробного брака».

  1. . Сделайте слайд-фильм по одной из предложенных тем:

Родословная моей семьи Мое детство

Мои брат и сестра

Мои бабушки и дедушки

  1. 2. Напишите мини-сочинение на тему:

Дедушка в моей жизни, Бабушка в моей жизни, Что помнит моя семья

  1. Напишите сочинение по теме: «Что бы я пожелал своим детям перед свадьбой»
  2. Напишите сочинение по теме «Моя будущая семья»
  3. Напишите сочинение по теме: «Что бы я хотел сказать моим будущим детям?»
  4. Напишите сочинение по теме: «Если б не было аборта…»
  5. Разработайте социальную рекламу в защиту жизни нерожденных детей.
  6.         Сделайте слайд-фильм, клип на песню Майи Кристалинской «Топ-топ» на основе своих детских фотографий.


[1] Ильин И.А. Путь духовного обновления / Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. С. 199.

2 Ильин И А. Значение семьи/ Ж. «Просветитель», № 1, 2006. С. 23-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы

Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....

Рабочая программа по элективному курсу "Основы потребительских знаний"

   Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письм...

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни.

Рабочая программа для специальной школы....

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....

Рабочая программа по элективному курсу «Основы технического моделирования» 7 класс

Элективный курс предназначен для приобретения практических  навыков в выполнении экспериментальных работ. Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образо...

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...