Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.
рабочая программа по психологии на тему
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_etika_10-11_kl_17-18_god.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-2-28-21
e-mail: shkola4okha@mail.ru
Рассмотрено методическим советом Протокол № 7 от «30» мая 2017 | Согласовано педагогическим советом протокол № 6 от «08» июня 2017 | Утверждаю Директор МБОУ ОШ № 4 г. Охи Приказ № 116 – ОД от «14» июня 2017 ___________________ Е.Х. Съемщикова |
Рабочая программа |
по этике и психологии семейной жизни |
для 10-11классов |
(ступень образования) |
на 2017 – 2018 учебный год |
(срок реализации программы) |
Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составлена учителем Н.А. Кривощёковой, без категории
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Оха, 2017 г.
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………………………...…….3
- Общая характеристика учебного предмета………………….……………..……………..4
- Место учебного предмета в учебном плане……………………………………………..6
- Планируемые личностные и предметные результаты………………………………...……....7
- Содержание учебного предмета………………………………………………………………8-9
- Критерии оценки знаний учащихся………………………………………………..…...…..…10
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения……..…........11
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Этика и психология семейной жизни» разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Положения о рабочей программе МБОУ ОШ № 4 Г. ОХИ от 22.08.2016 г. приказ № 130 – ОД.
Данная программа содержит материалы, помогающие добиться того уровня знаний по этике и психологии семейной жизни, которые необходимы обучающимся для социальной адаптации и направлена на коррекцию и развитие мышления подростков, развитие эмоционально- волевой сферы в процессе овладения знаниями по учебному предмету.
Цель программы: формирование представлений о семье, её значении в жизни человека, выработка у обучающихся таких качеств, как: умение понимать состояние, проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
Задачи:
- Формировать представления о семье, её роли в жизни человека.
- Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, мужи т.д.
- Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
- Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни.
- Сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей; ответственности родителей за жизнь, здоровье и воспитание детей.
- Формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:
создание условий для:
- формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
- выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
- применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи
Задачи курса:
- Формировать представления:
- о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
- об основах семейного законодательства;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира
Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Программа «Этика и психология семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития.
Место учебного предмета в учебном плане
В базисном учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа № 4 г. Охи.
Рабочая учебная программа рассчитана: в 10-11 классах - 136 часов при недельной нагрузке в 2 часа.
В каждом классе предусматривается резервное время, которое используется для корректировки количества часов. Количество часов корректируется в связи с объявлением карантина, отменой занятий по метеоусловиям, дополнительных календарных часов.
Планируемые личностные и предметные результаты
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Этика»:
Минимальный уровень:
иметь представление о некоторых этических нормах;
высказывать свое отношение к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом формированных представлений об этических нормах и правилах;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень:
аргументированно оценивать поступки героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.
Содержание учебного предмета
136 часов
10 класс (68 часов)
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.
Правила поведения в семье, с родственниками. Обобщение знаний по теме «Семья».
Введение (2 ч) Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни?»
Семья. (20 ч)
Что такое семья. Значение семьи в жизни человека. Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Родственники и родственные отношения.
Создание семьи (46 ч)
Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение).
Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Самостоятельная работа. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. 4.Нравственные качества, важные для девушки, вступающей в брак. Нравственные качества, важные для юноши, вступающего в брак. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки) Почему родители могут быть против вашего брака? Обобщение знаний по теме «Создание семьи».
Содержание программы
11 класс (68 часов)
Личность, общество, семья (14 ч)
Этот раздел включает в себя следующие по содержанию уроки: понятие «Экономика семьи»; беседа о потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»); режим семьи, отдых и развлечения в семье; атмосфера семьи; Нравственные правила взаимоотношений в семье; обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи».
Конфликты в семье (10 ч)
Второй раздел посвящен изучению причин конфликтов в семье; предотвращение конфликтов; причины, нравственное поведение во время развода; знакомство с основными формальностями; причины, нравственное поведение во время развода; способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям; обобщение знаний по теме «Конфликты в семье».
Ребенок в семье (26ч)
Третий раздел программы – «Ребенок в семье» рассматривает следующие по содержанию темы уроков: плавильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек; создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери; добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям; ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка; тепло, поддержка, ощущение защищенности; роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку; Обязанности отца по отношению к ребенку.
Конфликты с родителями (18ч)
Четвертый раздел рассматривает следующие темы по содержанию: необходимость формирования единой системы воспитания ребенка; авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями; причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни; проблемы дошкольного возраста; проблемы школьного возраста; проблемы подросткового возраста; проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей; права и обязанности родителей на общение с детьми; самостоятельная работ.
Критерии оценки знаний обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
- для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
- ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
- допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определение понятий недостаточно четкие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Оценка практических умений.
Отметка «5» ставится, если:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
- в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
- правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
- Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
- Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
Интернет ресурсы
- https://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni
- http://love-mother.ru/psihologiya-semejnyh-otnoshenij-etika-vzaimootnoshenij-v-seme.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни.
Рабочая программа для специальной школы....
Рабочая программа по биологии 6-9 класс VIII вида 2017-2018 г.
Рабочая программа по биологии 6-9 класс 8 вид...
Рабочая программа по географии 6-9 класс VIII вида 2017- 2018 г.
Рабочая программа по географии 6-9 класс 8 вид 2017-2018г....
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...