"Православие в традициях русского народа" урок в 5классе по ОДНКНР
план-конспект занятия (5 класс)

Урок посвящен знакомству с православными традициями русского народа. Это такие праздники - Святки, Масленица, Пасха, Троица. Также обряды Крещения младенца, Свадьба-Венчание. Урок не только знакомит детей с этими традициями и праздниками, но предостерегает их от языческих проявлений в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie_v_traditsiyah_russkogo_naroda.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Эртильская СОШ с УИОП» с/п Ячейская школа

Эртильского муниципального района

Воронежской области

           

разработка урока по ОДНКНР  5 класс

тема: 

«Православие в традициях русского народа»

                                                                         

                                                                 

                                                                                           

                                                                                Шабунина Ольга Ивановна

                                                                                Учитель ОДНКНР, истории                                                                        

           

                                                                             

с.Ячейка Эртильский р-н  Воронежская область

 2020г

Тема: Православие в традициях русского народа

Цель:    знакомство  учащихся с праздниками и традициями в православии.

Задача:

  • Расширить представления детей о православной культуре.
  • Формировать у обучающихся комплексное представление о традициях и православных праздниках.
  • Способствовать развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ключевые понятия: православные праздники, традиции.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, выставка книг, репродукции русских художников по данной теме, учебник «Основы духовно- нравственной культуры  народов России».

Средства обучения на уроке:

Словесные ( рассказ учителя и учащихся)

Художественно-словесные (использование произведений поэтов, художников)

Наглядные (репродукции, презентация)

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с источником информации, участие в диалоге.

Планируемые результаты:

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать текст , структурировать знания по теме урока .

Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие в традициях русского народа».

Ход урока

Предварительная организация класса (Оргмомент)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие.

 Где познакомимся с традициями и обрядами нашего народа. Какими бывают традиции? Традиции бывают: календарные, связанные с полевыми работами,

 семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, некоторые  языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью. На пороге дома нас встречала большая семья. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу. Самое почетное место-это красный угол, где находятся иконы, заходя в дом принято было осенять себя крестным знамением, что мы с вами тоже сделаем, чтобы не нарушать традицию. В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе стоит русский самовар, угощения. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

 Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу. Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками.

Учитель: Ребята, к этому уроку вы подготовили по группам сообщения о праздниках и традициях русского народа. Сейчас каждая из групп, расскажет классу об обрядах и традициях.

1 группа-

Святки- время от Рождества Христова до Крещения. Веселое время после долгого Рождественского поста. Молодежь ходила по дворам колядовать, их ещё называли Христославы. Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские обрядовые песни (в текстах колядок славили рожденного Младенца Христа).

2 группа-

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. Праздник корнями уходит в дохристианское время, но после принятия христианства на Руси он трансформировался и является как бы подготовкой к Великом Посту. Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы.

Как отмечается Масленица

Понедельник – Встреча.  На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Вторник – Заигрыши.  На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.

Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.

Пятница - Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота - Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресение - (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье. За Масленой неделей начинался Великий Пост, и чтобы в пост вступить с чистой совестью была традиция просить друг у друга прощение, отсюда название Прощенное воскресенье.

3 группа-

Пасха. Пасха считается самым главным праздником православных. Праздником Праздников – так называют Пасху. Во время празднования Пасхи православные вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. На Руси пекли куличи, красили яйца, делали творожную пасху. Много игры и забав проводили наши предки на Светлой седмице. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца.

Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж.

На Троицу было принято украшать храмы и внутреннюю часть дома березовыми ветвями, травой. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие  блюда из яиц.

4 группа-

Рождение младенца.  

Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя новорожденному давали в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца.

Свадьба в России - это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.

Закрепление. 

 

Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?

Тест.

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие

3. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие  именно?

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему по выбору: «Традиции моей семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5класса (календарно-тематическое планирование)

Календарно-тематическое планирование для 5 классаУчебники: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кул...

Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"

Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередова...

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

Конспект урока по русскому языку для 5класса "Путешествие в страну лексикологию"

Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»Тип урока: обобщающий урокФорма урока: играЦели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченн...

Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей

Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей...

Статья "Христианские мотивы в русской литературе"( модуль в контексте ОДНКНР)

В сттатье представлен опыт обращения к вечным темам на уроках русской литературы, а также работа с обучающимися в области исследоательских технологий...


 

Комментарии

Кускова Наталья Петровна

Очень полезная разработка. Православный народ должен знать свои традиции. Детей с этим надо знакомить и они вырастут добрыми людьми.

Кускова Наталья Петровна

Очень полезная разработка. Православный народ должен знать свои традиции. Детей с этим надо знакомить и они вырастут добрыми людьми.

Кускова Наталья Петровна

Очень полезная разработка. Православный народ должен знать свои традиции. Детей с этим надо знакомить и они вырастут добрыми людьми.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Реклама - двигатель прогресса, а повторение -мать учения? )))