"Православие в традициях русского народа" урок в 5классе по ОДНКНР
план-конспект занятия (5 класс)
Урок посвящен знакомству с православными традициями русского народа. Это такие праздники - Святки, Масленица, Пасха, Троица. Также обряды Крещения младенца, Свадьба-Венчание. Урок не только знакомит детей с этими традициями и праздниками, но предостерегает их от языческих проявлений в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavie_v_traditsiyah_russkogo_naroda.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП» с/п Ячейская школа
Эртильского муниципального района
Воронежской области
разработка урока по ОДНКНР 5 класс
тема:
«Православие в традициях русского народа»
Шабунина Ольга Ивановна
Учитель ОДНКНР, истории
с.Ячейка Эртильский р-н Воронежская область
2020г
Тема: Православие в традициях русского народа
Цель: знакомство учащихся с праздниками и традициями в православии.
Задача:
- Расширить представления детей о православной культуре.
- Формировать у обучающихся комплексное представление о традициях и православных праздниках.
- Способствовать развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Ключевые понятия: православные праздники, традиции.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, выставка книг, репродукции русских художников по данной теме, учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России».
Средства обучения на уроке:
Словесные ( рассказ учителя и учащихся)
Художественно-словесные (использование произведений поэтов, художников)
Наглядные (репродукции, презентация)
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с источником информации, участие в диалоге.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать текст , структурировать знания по теме урока .
Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие в традициях русского народа».
Ход урока
Предварительная организация класса (Оргмомент)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие.
Где познакомимся с традициями и обрядами нашего народа. Какими бывают традиции? Традиции бывают: календарные, связанные с полевыми работами,
семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.
Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью. На пороге дома нас встречала большая семья. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу. Самое почетное место-это красный угол, где находятся иконы, заходя в дом принято было осенять себя крестным знамением, что мы с вами тоже сделаем, чтобы не нарушать традицию. В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе стоит русский самовар, угощения. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».
Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу. Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками.
Учитель: Ребята, к этому уроку вы подготовили по группам сообщения о праздниках и традициях русского народа. Сейчас каждая из групп, расскажет классу об обрядах и традициях.
1 группа-
Святки- время от Рождества Христова до Крещения. Веселое время после долгого Рождественского поста. Молодежь ходила по дворам колядовать, их ещё называли Христославы. Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские обрядовые песни (в текстах колядок славили рожденного Младенца Христа).
2 группа-
Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. Праздник корнями уходит в дохристианское время, но после принятия христианства на Руси он трансформировался и является как бы подготовкой к Великом Посту. Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы.
Как отмечается Масленица
Понедельник – Встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.
Вторник – Заигрыши. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.
Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»
Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.
Пятница - Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота - Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Воскресение - (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье. За Масленой неделей начинался Великий Пост, и чтобы в пост вступить с чистой совестью была традиция просить друг у друга прощение, отсюда название Прощенное воскресенье.
3 группа-
Пасха. Пасха считается самым главным праздником православных. Праздником Праздников – так называют Пасху. Во время празднования Пасхи православные вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. На Руси пекли куличи, красили яйца, делали творожную пасху. Много игры и забав проводили наши предки на Светлой седмице. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца.
Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж.
На Троицу было принято украшать храмы и внутреннюю часть дома березовыми ветвями, травой. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.
4 группа-
Рождение младенца.
Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя новорожденному давали в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца.
Свадьба в России - это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.
Однако Обряд церковного венчания становится все более частым. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.
Закрепление.
Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?
Тест.
1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?
2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие
3. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие именно?
Рефлексия
Ответьте на вопросы:
С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему по выбору: «Традиции моей семьи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5класса (календарно-тематическое планирование)
Календарно-тематическое планирование для 5 классаУчебники: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кул...
Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"
Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередова...
Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Конспект урока по русскому языку для 5класса "Путешествие в страну лексикологию"
Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»Тип урока: обобщающий урокФорма урока: играЦели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченн...
Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей
Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей...
Статья "Христианские мотивы в русской литературе"( модуль в контексте ОДНКНР)
В сттатье представлен опыт обращения к вечным темам на уроках русской литературы, а также работа с обучающимися в области исследоательских технологий...
Комментарии
Очень полезная разработка.
Очень полезная разработка. Православный народ должен знать свои традиции. Детей с этим надо знакомить и они вырастут добрыми людьми.
Очень полезная разработка.
Очень полезная разработка. Православный народ должен знать свои традиции. Детей с этим надо знакомить и они вырастут добрыми людьми.
Очень полезная разработка.
Очень полезная разработка. Православный народ должен знать свои традиции. Детей с этим надо знакомить и они вырастут добрыми людьми.
Реклама - двигатель прогресса
Реклама - двигатель прогресса, а повторение -мать учения? )))