программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_kistochka_moya.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Гимназия №6 города Тихорецка Тихорецкого района

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол

№______от________2011 года

председатель педсовета

_____________        _____________

                                                                                                           Подпись, печать ОУ                 ФИО

Рабочая программа внеурочной занятости

тип программы: тематический

1, 2 классы

Федоренко Елена Валериевна, учитель изобразительного искусства

                 

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка

Программа «Волшебная кисточка» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.  Программа предназначена для внеурочной и кружковой работы с детьми младшего школьного возраста  и рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы

В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

        Младшего школьника нашего времени необходимо развить, как творческую личность, помочь выбрать путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой ребенка.

         

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются  условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных  образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им. Необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  2.  ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  3. содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры);

  1. создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;

  1. развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

  1. формирование чувства цвета, формы;

  1. воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  1. содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Структура программы.

 Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:


1.Образно-семантическое:
-  раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
-  развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения;
-  раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
          Обращение к различным видам искусства, разными способами, интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.


2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
-  сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео и аудио средств, интернета);
-  систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
         Педагогу предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой (например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.)


3. Сравнительно-оценочное:
-  развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;

-   формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
         Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.


4. Технологическое:
-  обучение способам работы с различными художественными материалами в разных техниках исполнения;

- знакомство с различными нетрадиционными художественными приемами рисования,  формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
-  формирование умений работы в коллективе и малых группах.
         В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.

Объем часов и возрастная характеристика учащихся

        Первый год обучения – 1 класс – 33 часа;

                Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Программа носит  и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

-          принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для  воспитания и развития творческих способностей детей);
-          принцип
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);          
-          принцип
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
-          принцип
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
-          принцип
динамичности (от самого простого к более сложному);
-          принцип
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
-          принцип
выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
-          принцип
сотрудничества (совместная работа с родителями);

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях дети также  научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Уроки-экскурсии и пленэр позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться.

  1. Тематический план программы

Наименование разделов/модулей, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные

аудиторные

внеаудиторные





1.

Знакомство с волшебными красками

8

5

3

1.1

Чем и как рисуют художники

1

Экскурсионно-краеведческая деятельность

1.2

Три волшебных цвета

1

Коллективная деятельность

1.3

Рудуга-дуга - все цвета собрала

1

Художественно-творческая деятельность

1.4

Мои веселые ладошки

1

Игровая деятельность

1.5


Бусинки для теплого солнышка


1








Коллективная и развлекательная деятельность

1.6

Холодный дождик

1

Художественно-эстетическая деятельность

1.7

Небесные переливы

1

Оздоровительная и познавательная деятельности

1.8

Золотая осень


1

Экскурсионно-познавательная деятельность

2.

Художник любуется природой

7

4

3

2.1

Осенний день

1

Творческая деятельность

2.2

Осенний натюрморт





1





Соревновательная, творческая деятельность

2.3

Кленовый лист

1

Познавательная деятельность

2.4

Капелька за капелькой

1

Игровая деятельность

2.5

Вкусно и полезно

1

Развлекательно-творческая деятельность

2.6

Все краски осени





1





Оздоровительно- познавательная деятельность

2.7

Царство деревьев

1

Проблемно-познавательная деятельность

3.

В гостях у сказки

10

6

4

3.1

Узоры деда Мороза

1

Познавательно-развлекательная деятельность

3.2

Рождественский ангел

1

Духовно-нравственная деятельность

3.3

Зимняя сказка

1

Оздоровительно-познавательная деятельность

3.4

Замок Снежной Королевы

1

Интеллектуально-игровая  деятельность

3.5

Хрустальный город

1

Изобразительная деятельность

3.6

Волшебные снежинки

1

Творческая деятельность

3.7

Февральская лазурь

1

Экскурсионная деятельность

3.8

Зимний пейзаж

1

Духовно-нравственная, экскурсионно-спортивная деятельность

3.9

Сказочный зимний лес

1

Коммуникативная деятельность

3.10

К нам спешит Весна-красна

1

Духовно-нравственная, развлекательно-оздоровительная   деятельность

4.

Пробуждение красавицы Природы

8

5

3

4.1

Солнечный зайчик

1

Развлекательная деятельность

4.2

Весенняя капель

1

Оздоровительно-познавательная деятельность

4.3

Птичий переполох

1

Духовно-нравственная, коллективная деятельность

4.4

Весенний букет

1

Оздоровительно-развлекательная деятельность

4.5

Чудо-бабочка

1

Игровая деятельность

4.6

Букашки-таракашки

1

Коллективная деятельность

4.7

Тайны подводного царства

1

Познавательно-развлекательная деятельность

4.8

Вот и лето пришло

1

Досугово-развлекательная деятельность

итого

33

5

3

4

3

6

4

5

3

  1. Содержание программы

  1. Знакомство с волшебными красками.

Тема №1.  Чем и как рисуют художники.

Экскурсия в мастерскую художника. Правила поведения в общественных местах. Вводная беседа. Знакомство с художественными инструментами и материалами, различными техниками изобразительной деятельности, творчеством художников нашего города, края.

Тема №2. Три волшебных цвета.

Коллективная работа. Изучению трех основных цветов: красного (Красник - озорник), синего (Синик – шалун) и желтого (Желтик – весельчак) вместе доброй и злой феями – белой и черной красками. Рисование акварелью воздушных шаров способом примакивания кусочком поролона, и украшение ими комнаты. Во время творческой работы ребят звучит музыка. Диагностика творческого потенциала.

Тема №3. Радуга-дуга – все цвета собрала.

Изучение всех цветов радуги, цветовой спектр, цветовой круг. Повторение трех основных цветов и знакомство с тремя дополнительными цветами - оранжевым, фиолетовым и зеленым цветами. Изображение акварелью под веселую музыку радостную Радугу-дугу. Выставка работ учащихся.

Тема №4. Мои веселые ладошки.

Знакомство учащихся с нетрадиционной  техникой исполнения - рисование ладошками. С помощью демонстрационных схем в ходе игры ребята обводят свои ладошки, а затем, дорисовывая им, необходимые элементы превращают их в прекрасные композиции. Игра «Хоровод красок». Выставка работ учащихся.

Тема №5. Бусинки для теплого солнышка.

Коллективная работа. Знакомство с теплыми оттенками цвета. Изучение понятий «узор» и «орнамент», «геометрическая форма». Закрепление навыков работы по трафарету. Каждый учащийся украшает свой круг, вырезанный по трафарету, узорами только теплых оттенков. Практическая работа учащихся ведется под музыку. В конце занятия все кружочки-бусинки прикрепляем к солнышку на доске.

Тема №6. Холодный дождик.

Введение в тему. Знакомство с холодными оттенками по сказке «Кап и Капелька». Работа в группах. Каждая группа получает листочки с узорами в виде капельки и превращает капли в животных. Пальчиковая игра «Что делать после дождика». Выставка работ учащихся.

Тема №7. Небесные переливы.

Экскурсия на улицу. Беседа «Краски неба и краски моего настроения изменчивы». Пленэрное занятие: рисование на природе двух разнохарактерных рисунка с изображением неба. Учащиеся знакомятся с понятием «пленэр», учатся работать на природе, улице. Работа ведется гуашью, с использованием белой и черной красок. Выставка работ учащихся.

Тема №8. Золотая осень.

Занятие проводится в городском парке. Во время занятия на пленэре под демонстрационные репродукции ребята читают стихи об осени. Знакомятся с творчеством И.Левитана, его произведение «Золотая осень», а также с помощью необходимой аппаратуры прослушивают музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года». Затем ребята с натуры акварелью изображают красочные осенние листья, закрепляя навыки работы на палитре.

  1. Художник любуется природой.

Тема №9. Осенний день.

Рисование с помощью осенних листочков акварелью «по – сырому», т.е. на влажной бумаге. Ребёнок покрывает листочки разных  деревьев, собранные на предыдущем уроке на экскурсии, красками разных цветов, затем прикладывает его к смоченной бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. От разного дерева. Полученный рисунок дорисовывают красками по своему желанию, затем выставляют на доске.

Тема №10. Осенний натюрморт.

Занятие проходит на природе в виде соревнований (школьной площадке, парке ит.д.). Ребята приносят с собой различные фрукты и овощи,  осенние листья, цветы, из которых составляют различные натюрморты. Работают ребята  в малых группах, придумывают названия своим натюрмортам, представляют на выставке.

Тема №11. Кленовый лист.

Экскурсия в парк города. Рисование на природе. Конструктивное рисование кленового листика карандашом.  Ребята изображают кленовый лист линейно, прорисовывая все детали листочка. Работа ведется поэтапно: наметить основные линии, присмотреться к стеблю и ребрам, подумать об углах, которые образуют края клена. Выставка работ учащихся.

Тема №12. Капелька за капелькой.

Знакомство с техникой «набрызг»: с помощью зубной щетки и гуаши ребята набрызгивают на бумаге необходимый рисунок. Пробные игровые упражнения по усвоению техники «набрызг». Творческие работы с изображение природы, с использование новой техники. В конце работы выставка учащихся.

Тема №13.  Вкусно и полезно.

 Видео -  занятие. Конструктивное рисование фруктов и овощей, с использованием уже знакомой техники  «по-сырому» акварелью. Изучение «вкусных» цветов: лимонный, салатный, малиновый, абрикосовый, персиковый и т.д. Выставка работ учащихся.

Тема №14. Все краски осени.

Беседа на природе об осенних приметах, разнообразии деревьев и кустарников, анализ репродукций с изображением поздней осени, чтобы убедиться о разнообразии красок осени, загадывание осенних загадок. Работу выполняют акварелью, с использованием техники «сухая кисть» для изображения веток и ствола деревьев, учитывая состояние погоды (пасмурный или ясный день). По окончанию работы выставка.

Тема №15. Царство деревьев.

Беседа о характере линий и характере деревьев, вспомнить понятие «лес». Обратить внимание на разницу деревьев с листьями и деревьев, где они облетели. Зарисовки цветными мелками или цветными карандашами, деревьев разных пород. Работа ведется под спокойную мелодию от общих элементов всех деревьев (ствол, большие ветки) до детального разбора разнообразия деревьев в природе (мелкие ветки, кроны, иголки и т.д.). По окончанию работы выставка рисунков.

  1. В гостах у сказки.

Тема №16. Узоры деда Мороза.

Закрепление знаний о народном декоративно-прикладном  искусстве, об украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов, умение сочетать традиционную и нетрадиционную технику рисования. Наглядная демонстрация народного творчества «Вологодское кружево». Под классическую музыку ребята выполняют с помощью восковых мелков и акварели различные узоры. После выставке работ ребята на обратной стороне рисунка пишут свои обращения и пожелания деду Морозу.

Тема№17. Рождественский ангел.

Беседа о рождественском празднике. Видеоматериал. Рисование к рождественской сказке, акварелью «по-сырому» рождественского ангелочка, способом отмывки, закрепляя навыки о трех основных цветах. Ребята изображают своего ангелочка желтой и красной красками на синем фоне. В конце работы выставка рисунков на доске.

Тема №18. Зимняя сказка.

Путешествие по родному городу. Изучение и наблюдение зимней природы: жизнью деревьев, зимних птиц, небом и т.д. Знакомство с произведениями живописи и рисунка известных художников о зиме (Юон, Грабарь).  В ходе экскурсии ребята совершают доброе дело: развешивают изготовленные дома кормушки для птиц.

Тема №19. Замок Снежной королевы.

Беседа о творчество Г.Х.Андерсена, автора произведения «Снежная королева». Занятие построено в виде сказке, где главный герой  Г.Х.Андерсена Оле-Лукойе, и сама Снежная королева, которые играют с ребятами, проводит конкурсы по сказкам Андерсена. Закрепляя навыки о холодных оттенках в живописи, ребята изображают замок для королевы  гуашью без использования карандаша. По окончанию работы ребята демонстрируют свои рисунки Снежной королеве, которая замечает индивидуальность каждого замка.

Тема №20. Хрустальный город

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством – сказочной сине-голубой росписью «Гжель», с ее элементами росписи, с творчеством народных мастеров и умельцев. По заранее приготовленным дома бумажным дворцам, ребята расписывают их в технике гжельской росписи. В конце занятия составляются все работы детей в единый хрустальный город.

Тема №21. Волшебные снежинки.

На занятии необходимо создать обстановка, помогающую отразить зимнее чудо – волшебную снежинку, эмоциональный настрой для воплощения чувственности в рисунках. В изображении снежинки используется способ рисование ватными палочками, по бархатной бумаге, которые позволяют тонко нарисовать линии краской. В работе используется вместе с гуашью мука. В ходе работы разъяснить понятия: воздушная, легкая, пушистая, серебристая, хрупкая, сверкающая и т.д. Анализируя  иллюстрации, картины о зиме, дети читают стихи и разгадывают кроссворды.

Тема№22. Февральская лазурь.

Экскурсия по городу. Анализ чувств вызванных зимней природой, загадывание загадок и зиме, чтение стихов, изучение репродукций, а также попытки сочинить собственные стихи о произведенном впечатлении от природы.

Тема №23. Зимний пейзаж.

Путешествие в городской парк. Обратить внимание на состояния погода (морозно, холодно), небо (хмурое, ясное, пасмурное), солнце (светит, но не греет). Присмотреться к деревьям и кустарникам: изучить кору, ствол, почки, вспомнить их названия. Ребята выбирают себе деревья прижимаются к ним, разговаривают с ними. Во время экскурсии можно поиграть в различные подвижные игры: «К названному дереву бегу», а также создают живую картину «Если бы я был деревом». По окончанию экскурсии прощаются с понравившимися им деревьями обещая вернуться.

Тема №24. Сказочный зимний лес.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования кляксографией. Рисование зимних деревьев способом раздувания из трубочки клякс. В процессе рисование сначала получаются спонтанные изображения, затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Когда ребята справятся с заданием, самостоятельно вывешивают свои работы на доску

Тема №25. К нам спешит Весна-красна.

Прогулка по весеннему городу. Разъяснение об изменении природу, после зимней спячки. В ходе прогулки поводятся различные подвижные игры «Голуби и ястребы», а также в виде игры вместе с героем Лесовиком убрать все упавшие ветки, ненужные палки и т.д. Читают народные зазывалки, заклички  и прибаутки о весне. По окончанию экскурсии ребятам Лесовик за оказанную помощь, предлагаются набольшие подарки: шишки, засушенный шиповник, малиновые палочки, советуя приготовить дома вкусный и полезный чай.

  1. Пробуждение красавицы Природы

Тема №26. Солнечный зайчик.

Создать радостное настроение у детей, изображая солнечных зайчиков. Закрепление ранее приобретенных навыков о теплых цветах (желтый, оранжевый, красный оттенки). Изучение и анализ стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик». В ходе урока поиграть с детьми в игру «Ловим солнечных зайчиков» с помощью зеркала, параллельно изображая их на листе красками.

Тема №27. Весенняя капель.

Пленэр во дворе школы. Наблюдение на улице за признаками весны, таянием сосулек. Закрепление навыков работы пальчиковой росписи. Обогащение словарного запаса такими словами как греет, светит, ласковое, нежное, теплое и т.д. По заранее приготовленным дома рисункам сосулек на бумаге, ребята дорисовывают пальчиками капель, приговаривая «кап-кап-кап, кап-кап-кап».

Тема №28. Птичий переполох.

Беседа об истории и традиции праздника «Благовещение»: обычай выпускать весной на волю птиц. Коллективное, декоративное рисование. Необходимо оживить сказочный лес, заранее приготовленный учителем, сказочными птицами. В ходе работы познакомится с понятием «фантазия». Под музыку из балета И.Ф.Стравинского «Жар птица» ребята изображают сказочных птиц, используя элементы орнамента и узора. По окончанию работы ребята самостоятельно помещают своих птиц в сказочный лес на доске.

Тема №29. Весенний букет.

Путешествие по городу, где большое количество красивых газонов. Изучение строения весенних цветов: тюльпанов, нарциссов, ландышей и т.д. Познакомится с правилами составления букетов, с понятиями «икебана», «флористика». Ребята выполняют цветок тюльпана в технике оригами, а затем составляют букет.

Тема №30. Чудо-бабочки.

С помощью демонстрационного материала и музыкального сопровождения создать радостное настроение у детей. Знакомство с нетрадиционным рисованием красками – монотипий (отпечаток), а также играя  в пальчиковую игру «Пять и пять», ребята создают своих чудо-бабочек. В конце работы чудо-бабочками украшается помещение, где находятся дети.

Тема №31. Букашки-таракашки.

 Изучение насекомых на улице. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. Коллективная композиция «Чаепитие у мухи Цокотухи». Разрисовка маленьких камушков в виде различных насекомых гуашью. По окончанию работы составляется единая композиция.

Тема №32.  Тайны подводного царства.

Путешествие в виде игры в подводный мир, изучение обитателей морей и океанов. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование по мятой бумаге, с эффектом мозаики, гуашью. Пояснения понятия «мозаика», анализ картин с изображением мозаики. Выставка работ.

Тема №33. Вот и лето пришло.

Итоговое праздничное мероприятие, проводимое совместно с родителями. Разгадывание кроссвордов, ребусов, проведение викторин, игр для закрепления полученных умений и навыков. Выставка детского творчества за год обучения. Подведение итогов и поздравление маленьких художников.

4.Предполагаемые результаты реализации программы

В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.

В программе уделено внимание взаимодействию первоклассника с учителем как значимым для него положительным опытом в работе.

Также  немало важно значение имеет  дружелюбное взаимодействие учащихся в коллективе и малых группах, так как именно в такой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных навыков, знаний, начинает их ценить.

Особое внимание в программе уделено самостоятельному достижению результатов. Ведь именно в самостоятельном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где встречаются незнакомые люди, не всегда положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелей, гражданином, свободным человеком.

У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.

На протяжении всей работы в программе учитывается здоровьесберегающий  аспект. Учащиеся параллельно с обучением закаляются и оздоравливаются.

Именно такая атмосфера способствует продуктивному обучению, в приобретении и закреплении умений и навыков.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены;

- название материалов и инструментов и их назначение;

- названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;

- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

 Должны уметь:

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;

- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

- использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

- рисовать от руки простые фигуры, элементы (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

- рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

  1. Формы контроля

В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

В качестве контроля также используются критерии определения освоения программы.

- умение выполнять по плану учителя или собственному плану;

- способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

 

     - рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Карта определения уровня освоения программы.

Ф.И. ученика

Уровни освоения программы


1.

2.

Итого:

      Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами.

  1. На  начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений;
  2. в середине обучения (декабрь, январь);
  3. на конец учебного года (май).

Как  итог  реализации программы в конце учебного года проводится итоговая выставка детских работ с праздникам; кроме этого, работы учащихся  принимают участие  в различного уровня конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия  на следующий учебный год.

Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, к примеру, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.

  1. Методические рекомендации

Содержание данной программы строится как восхождение по ступенькам познания ребенка огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом  ребенок постигает образный язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных художественных материалов. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка.

Из опыта работы по данной программе видно, что уровень обученности и результативность  учащихся повысились. Занятия способствуют творческому развитию учащихся, повышению уровня умений, знаний и навыков работы в изобразительной деятельности. Учащиеся активнее принимают участие в разного уровня конкурсах, выставках, имея положительные результаты и победы.

Условия реализации программы

Большое значение имеет помещение, отводимое для занятий. Оно  должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки, а также в помещении необходимо нахождение  комнатных растений, способствующих очищению воздуха.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены (оклеены обоями) в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика. Лучше если это будут мольберты.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий необходимо иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи, технические рисунки, муляжи, а также очень важно - аудио и видео аппаратуру, мультимедийную  и интерактивную системы.

Для выполнения личных программных работ учащимся необходимо иметь инструменты и материалы: бумагу, акварельные, гуашевые и акриловые краски, твердо-мягкие карандаши, различные мелки, кисти разных размеров, ластики, клей цветную бумагу и картон и т.д.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы  

   

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

М., 2011 год

Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

 М., 2010г

Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

  1. Печатные пособия

Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002

Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-2 год обучения. 2005 .

Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

  1. Технические средства обучения

  1. Экранно-звуковые пособия

  1. Игры и игрушки

  1. Оборудование кабинета

1.

Мультимедийный проектор

2

2.

Ноутбук

2

3.

Экран

1

4.

Оверхет

1

5.

Наглядные пособия

6 компл.

 

Заявка

на краевой конкурс программ внеурочной деятельности

Название программы

Волшебная кисточка

Направление внеурочной деятельности

Общекультурное

Степень общего образования

начальное

ФИО участника конкурса

Федоренко Елена Валериевна

Образовательное учреждение

Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия №6 города Тихорецка Тихорецкий район

Контактный телефон, e-mail:

89288450120, solnishko035@mail.ru

Краткая аннотация программы

       

_____________________________                                       Е.В.Федоренко

                  (Подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)

Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс

Программа адресована учащимся 7-8  классов  и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивно -туристической направленности по пешеходному туризму 7 класс

Приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения...