Оганизация внеурочой деятельности в рамках ФГОС
материал по теме
Выступление на педсовете "Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС" в 3-х классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_ramkah_fgos.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
Учитель обществознания:
Бабкова И.М.
2013 г.
В ФГОС определено, что среда, пространство, уклад школьной жизни являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» социального направления разработана на основе программы О.С. Корнеевой «Экономика: первые шаги» из «Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.
Программа внеурочной деятельности в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Программа подчиняется следующим принципам.
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
В 3-х класса ребята изучают следующие темы:
Жила-была денежка. Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла - умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.
Как появились деньги. Монеты - металлические деньги. Две стороны монет: аверс - лицевая сторона монеты, реверс - оборотная.
Купюры - бумажные деньги. Рубли и копейки - деньги России. Валюта - иностранные деньги. Доллар - валюта США, евро - валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
У всякого товара есть цена
Деньги - средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача - это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи - деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
Расходы семьи - деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Кредит - это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Экономия и бережливость. Экономить - значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Ребятам особенно нравятся игровые виды деятельности:
игры: «Магазин», «Реклама продукта»; исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел».
Многим ребятам знакомо понятие «Банк, кредит», есть понимание для чего он нужен. Но при составления бюджета семьи у многих возникло затруднения, что у родителей не так уж много денежных средств остается на покупку различных непредусмотренных бюджетом семьи товаров.
«Растём здоровыми и сильными»
Рабочая программа «Растем здоровыми и сильными» для 3-х классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы (2009 г.), на основе образовательной программы для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Я. Дмитриевна, К.А. Семенова, 2011 год, издательство «Федоров».
Целью является сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить pамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.
Задачи программы:
- формировать представления об основных факторах и законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
- подвести обучающихся к пониманию особенностей орган человека и его возможностей;
- воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
- формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.
Программа курса «Растем здоровыми и сильными» включает раздел: «В гармонии с окружающим миром. В процессе изучения раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации (разумеется, на доступном для данного возраста уровне), учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.
Занятия проводятся на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Формы организации занятий: занятия-путешествия, занятие-экскурсии, занятие-соревнование, занятие-сказка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- общее представление о здоровье человека;
- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получает возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся учатся:
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Ребята изучают следующие темы:
Природа, как твое здоровье? Что такое экологияЧто такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.
Мой любимый школьный двор
Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора.
Наша среда обитания.
Поселок. Как вести себя в чрезвычайной ситуации. Выбираем безопасный маршрут
Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы.
Школа светофорных наук
Причины дорожно-транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.
Я пешеход и пассажир
Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением поселка.
Если стихия разбушевалась
Что такое природные катаклизмы Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии.
Мой дом - моя крепость
Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если... (в домепахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов милиции и МЧС.
Перед экраном телевизора
Сколько времени можно уделить телевизору без вреда длз здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шуи от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.
Компьютер - не игрушка
Компьютер - великое изобретение человечества. Что было когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать» Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз дан ных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома Возможности, которые дают компьютер и Интернет.
Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости.
Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.
Наши домашние любимцы
Животное в доме - это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут быть животные.
Растения и человек
Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения.
Лекарственные растения: дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением.
Редкие и охраняемые растения вокруг нас.
Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!
Осторожно: ядовитые растения
Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.
Каким воздухом мы дышим
Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.
Погода, климат и здоровье человека
Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание мини-метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений).
Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.
Что будет, если мы не будем беречь природу?
Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.
Подготовка к походу
Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.
В конце учебного года предусмотрено подведение итогов деятельности обучающихся в форме:
- выставки результатов деятельности детей (творческих работ и поделок, рисунков)
- конкурсы, викторины, соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс
Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "ДОМАШНИЙ МАСТЕР" (5 класс)
В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей п...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Презентация к выступлению на методическом объединении...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Доклад об организации внеурочной деятельности детей в рамках ФГОС ООО. Способы организации внеурочной деятеьности, модели внеурочной деятельности и т.д....
Конспект и презентация учебного занятия по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Лекарственные - ядовитые растения" 5 класс
Разработка учебного материала содержит информацию о ядовитых лекарственных растениях. Может быть использована во внеурочной деятельности, внеклассной работе....
Презентация. " Внеурочная деятельность обучаемых как инструмент развития самостоятельной творческой,познавательной и проектоной деятельности в рамках ФГОС
Презентация из опыта рабрты по организации внеурочной деятельности обучаемых согласно требований ФГОС второго поколения....
«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»
Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...