Программы кружков и элективных курсов.
рабочая программа по истории
Программы кружков и элективных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivkova_lp_el._kurs_problemy_otechestvennoy_istorii20_vek.doc | 156.5 КБ |
ivkova_lp_elektivnyy_kurs_obshch_11.doc | 143.5 КБ |
el._kurs_kulturnyy_aspekt_10-11.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей Протокол №______ от «___» ______________201_ г. Руководитель: __________ Е.В.Хомякова | Согласовано Заместитель директора по УВР _______/Т.Н.Плотникова/ «____»____________201__ г. | Утверждено Директор школы: _________/Ю.В. Ивкова/ «____» ____________201__ г |
Рабочая программа
элективного курса по истории России
«Проблемы Отечественной истории XX века»
в 11 классе (34 часа)
на 2018 – 2019 учебный год
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Муниципального общеобразовательного учреждения
Павинская средняя общеобразовательная школа
Ивкова Любовь Петровна
2018 г
Пояснительная записка
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);
Программа составлена в соответствии с методическими письмами «Преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в образовательных организациях Костромской области. Данная программа соответствует образовательной программе образовательного учреждения, образовательной программе по предмету, учебному плану образовательного учреждения МОУ Павинская СОШ.
Цель:
1.Удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
2.Обеспечение педагогических условий для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции.
3.Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи:
- повысить уровень индивидуализации обучения и социализации личности;
- подготовка к осознанном и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработать у обучающихся умения и способы деятельности, направленные на решение практических задач;
- создать условия для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений;
- формировать оценочные суждения, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения;
- помочь учащимся в овладении новыми знаниями по отечественной истории 20 века;
- использовать персонификацию как прием изучения и обобщения фактического материала, что позволит учащимся представить типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи;
- продолжить формирование полезных в социальном общении умений, а также нравственных ориентиров, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов;
- формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;
- помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах ее развития;
- вызвать стремление к самопознанию, способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.
Обоснование выбора:
Данный элективный курс является предметным и позволяет углубить содержание базового курса 11 класса средней общеобразовательной школы, расширить знания по учебному предмету. Также курс предполагает изучение программных вопросов на проблемном уровне и изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества 20 века.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативных подходов к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Данный курс должен помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
Весь курс объединяет одна общая тема – человек в истории и история в человеке.
Место курса в учебном плане школы:
В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком на данный курс отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Образовательные технологии:
- технологии личностно ориентированного обучения;
- проектная технология;
- технологии обучения на основе решения исторических задач;
- технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
- технологии проблемного обучения;
- ИК технологии.
Формы организации учебного процесса: лекции, обсуждение документов, семинары, практикумы, работа с документами, написание эссе, круглый стол, дискуссии, подготовка презентаций, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Виды и формы контроля:
- оценка личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях элективного курса;
- анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;
- степень вовлеченности конкретных учащихся в процесс изучения и обсуждения учебного материала посредством подготовки ими выступлений, докладов, использования на уроках различных образцов видеопродукции и других форм современной информации, том числе и ИНТЕРНЕТ-технологий;
№ п/п | Виды деятельности учащегося | Количество баллов |
1. | Написание учащимся исследовательской работы по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на школьном, районном или городском конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие предполагает принцип добровольности, но не обязательности); | 30 |
2. | Выступление учащегося на школьных научных конференциях; | 15 |
3. | Написание учащимся эссе по одной их тем, предложенных учителем; | 15 |
4. | Подготовка сценария для слайд-фильма; | 15 |
5. | Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов; | 10 |
6. | Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней; | 10 |
7. | Правильные ответы в ходе тестирования на уроках промежуточного контроля; | 5 |
8. | Активное участие в обсуждении темы в ходе семинара; | 5 |
9. | Активное участие в обсуждении фрагментов видеофильмов; | 5 |
10. | Активная и грамотная работа с документами. | 5 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |||||
всего | в т.ч. на формы обучения и контроля | ||||||
практикум | эссе | дискуссия | семинар | ||||
1 | Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века. | 2 | 2 | ||||
2 | «Великое зло Великой войны». Влияние Первая мировой войны на мировоззрение и поведенческие практики жителей Российской империи. | 3 | 1 | ||||
3 | Был ли неизбежен Октябрь 1917 года. | 2 | |||||
4 | Гражданская война: новые подходы. | 2 | 2 | ||||
5 | Индустриализация 30-х гг. Что это было? | 2 | 2 | ||||
6 | Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? | 2 | |||||
7 | Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.? | 2 | 1 | ||||
8 | «Сон разума рождает чудовищ». Вторая мировая и Великая Отечественная война – кто виноват? | 4 | 2 | ||||
9 | Триумфальное поражение? Размышления о советско-финской войне. | 2 | 2 | ||||
10 | От «горячей войны к холодной» или мир, расколотый надвое. | 2 | 2 | ||||
11 | «Оттепель»-взгляд очевидцев и современников. | 2 | 1 | ||||
12 | Великие победы советского народа или годы растерянности и надежд? | 2 | 2 | ||||
13 | Эпоха «застоя». «Застой» - глазами очевидцев и современников. | 2 | 2 | ||||
14 | Как страна жила в эпоху перемен. Реформы. «Шоковая терапия». | 2 | |||||
15 | Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… | 2 | 2 | ||||
16 | Что составляет гордость и славу, а что – бесчестье и позор. | 2 | 2 | ||||
Итого: | 35 | 10 | 3 | 2 | 8 |
Содержание тем учебного курса:
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века. Практикум с элементами моделирования. 2 ч. Россия – развивающееся общество на рубеже веков. Анализ возможностей быстрого развития страны. Альтернативные варианты развития. Тема 2. «Великое зло Великой войны». Влияние Первая мировой войны на мировоззрение и поведенческие практики жителей Российской империи. Работа с региональными документами, написание исследовательских работ, эссе. 3 ч.
Тема 3. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года. Дискуссия, работа с документами. 2 ч. 1917 год: возможность исторического выбора. Оценка событий западными историками. Взгляд на октябрь 1917 года современных историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
Тема 4. Гражданская война: новые подходы. Семинар, альтернативно-проектное моделирование. 2 ч. Гражданская война – трагедия русского народа. Проблемы периодизации. Три похода Антанты: миф или реальность. Кто виновник Гражданской войны? Две армии одного народа. Альтернативные сценарии.
Тема 5. Индустриализация 30-х гг. Что это было? Практикум. 2 ч. Социалистическая индустриализация. «Государственный закон». Главные итоги индустриализации. Стахановское движение. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. Деньги на нужды индустриализации. Итог индустриализации. «Незначительные жертвы».
Тема 6. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? Урок-альтернатива. 2 ч. Трагедия российской деревни. Категория кулачества. Ликвидировать «кулака как класс». Голод 20-30-х годов. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д. Кондратьева.
Тема 7. Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.? Эссе. 2 ч. Сталинские репрессии. Круги ада. Ночной стук в дверь. Страшная 58 –я. Член семьи «изменника Родины». Суд скорый и неправый. Архипелаг ГУЛАГ. Наука за решеткой – «шарашки». Расстрелянная армия. Сталин – портрет тирана.
Тема 8. «Сон разума рождает чудовищ». Вторая мировая и Великая Отечественная война – кто виноват? Семинар. 4 часа.
Тема 9. Триумфальное поражение? Размышления о советско-финской войне. Практикум. 2 ч. Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия Виктора Суворова: « Почему скрывают победу Красной Армии в « зимней войне».
Тема 10. От «горячей войны к холодной» или мир, расколотый надвое. Практикум. 2 ч. Кто развязал «холодную войну»? Горячие точки «холодной войны». Создание «ядерного щита». Клаус Фукс и чертежи плутониевой бомбы «Толстяк». Самое засекреченное ведомство. СССР - ядерная держава. А.Д.Сахаров и «сверхмощная бомба». Прорыв в космос. Главный конструктор – С.П.Королев.
Тема 11. «Оттепель» - взгляд очевидцев и современников. Написание эссе. 1ч. « Оттепель» - глазами очевидцев и современников. 20 съезд и разоблачение культа личности Сталина. Освоение целины. «Кукурузная эпопея». Решение жилищной проблемы – «хрущевки». Программа построение коммунизма. Расстрел в Новочеркасске.
Тема 12. Великие победы советского народа или годы растерянности и надежд? Семинар. 2 ч.
Тема 13. Эпоха «застоя». «Застой» - глазами очевидцев и современников. Практикум. 2 ч. Курс социально – экономического ускорения. Крупнейшая техногенная катастрофа.
Тема 14. Как страна жила в эпоху перемен. Реформы. «Шоковая терапия». Групповая работа. 2ч.
Тема 15. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…Проблемно-проектная дискуссия. 2 ч. Хроника августовских событий. Версия Горбачева о причинах путча. Неудавшийся путч. Конец СССР. Взгляд на путч через годы.
Тема 16. Что составляет гордость и славу, а что – бесчестье и позор. Итоговый семинар. 2 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать: предпосылки и причины изучаемых событий; основное содержание этих событий; альтернативы их развития, оценить роль личностей и роль народа в развитии исторического процесса.
Учащиеся должны понимать: историческую обусловленность различных версий и оценок событий 20 века, события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе
Учащиеся должны уметь: работать с различными видами исторических источников; сравнивать различные взгляды и различные источники: от документов до свидетельств очевидцев; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам 20 века; определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности.
Уметь использовать: навыки критического анализа полученной историко-социальной информации, факты, версии, и оценки для ориентации в социально-политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ; навыки работы с учебной и научной литературой, написание реферативных и исследовательских работ, подготовка сообщений и выступление с ними в учебных группах.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.
2. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М., 1990.
3. Герои и антигерои Отечества/Сост. В.М. Забродин. М., «Информэкспресс» - «Российская газета» - «Практика», 1992.
4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.
5. Исторические силуэты. М., «Наука», 1991
6. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.
7. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 1993.
8. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.
9. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М., 1991.
10. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.
11. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 1997.
12. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.
13. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 1971.
14. Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.
15. Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 1989.
16. Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование учебного материала элективного курса «Проблемы Отечественной истории XX века»
№ урока | Дата урока | Тема урока | Формы обучения и контроля | Подготовка к экзамену* | |
план | факт | ||||
1-2 | 3.09 10.09 | Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века. | Практикум | ||
3-5 | 17.09 24.09 1.10 | «Великое зло Великой войны». Влияние Первая мировой войны на мировоззрение и поведенческие жителей Российской империи | Эссе | Работа с КИМ | |
6-7 | 8.10 15.10 | Был ли неизбежен Октябрь 1917 года. | |||
8-9 | 22.10 29.10 | Гражданская война: новые подходы. | Семинар | ||
10-11 | 12.11 19.11 | Индустриализация 30-х гг. Что это было? | Практикум | ||
12-13 | 26.11 3.12 | Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? | Сообщения, презентации | Работа с КИМ | |
14-15 | 10.12 17.12 | Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.? | Историческое сочинение | ||
16-19 | «Сон разума рождает чудовищ». Вторая мировая и Великая Отечественная война – кто виноват? | Семинар | Работа с КИМ | ||
20-21 | Триумфальное поражение? Размышления о советско-финской войне. | Практикум | |||
22-23 | От «горячей войны к холодной» или мир, расколотый надвое. | Практикум | |||
24-25 | «Оттепель» - взгляд очевидцев и современников. | Эссе | Работа с КИМ | ||
26-27 | Великие победы советского народа или годы растерянности и надежд? | Семинар | |||
28-29 | Эпоха «застоя». «Застой» - глазами очевидцев и современников. | Практикум | |||
30-31 | Как страна жила в эпоху перемен. Реформы. «Шоковая терапия». | Сообщения, презентации | |||
32 | Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… | Дискуссия | Работа с КИМ | ||
34 | Что составляет гордость и славу, а что – бесчестье и позор. | ||||
35-35 | Резерв учебного времени |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей Протокол №______ от «___» ______________201_ г. Руководитель: __________ Е.В.Хомякова | Согласовано Заместитель директора по УВР _______/Т.Н.Плотникова/ «____»____________201__ г. | Утверждено Директор школы: _________/Ю.В. Ивкова/ «____» ____________201__ г |
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«Экономика и право»
в 11 классе (34 часа)
на 2019 – 2020 учебный год
2019 г
Пояснительная записка.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);
Программа составлена в соответствии с методическими письмами «Преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в образовательных организациях Костромской области. Данная программа соответствует образовательной программе образовательного учреждения, образовательной программе по предмету, учебному плану образовательного учреждения МОУ Павинская СОШ.
В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка также требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
Программа курса «Экономика и право» предназначена для 11-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую и экономическую направленность. Данный элективный образовательный курс рассчитан на 34 часа в 11 классе, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года. Курс «Экономика и право» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент.
Рабочая программа по курсу «Экономика и право» для 11 класса составлена: в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании» и концепцией модернизации российского образования .
Основные цели курса:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной и правовой культуры, социального мышления, критического мышления, гражданственности, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- освоение знаний об экономической и иных видах деятельности людей; основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области различных сфер отношений.
Основные задачи курса – приобретение опыта познавательной и практической деятельности:
- работа с педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, дискуссиях, диспутах,
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов, рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Методы и формы обучения:
- Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения: логические, исследовательский, ролевые игры и др. Фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы
Деятельность учащихся на занятиях курса оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
Контроль знаний, умений, навыков.
Контроль предусматривает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ. К основным формам контроля, используемых мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам, контрольные работ оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время заняли.
Содержание рабочей программы курса «Экономика и право» 34 часа.
Раздел№1. Государственно-правовое регулирование экономики. 5часов
Роль права в жизни общества. Рыночная экономика как объект воздействия права. Государственно-правовой контроль за экономикой.
Социально-экономические права граждан.
Раздел №2. Основные макроэкономические показатели (5 часов)
ВВП (валовой внутренний продукт). ВНП (валовой национальный продукт). Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП. ИПЦ (индекс покупательской способности). ППС (паритет покупательской способности). МВФ (международный валютный фонд). НД (национальный доход). ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала).
Раздел №3. Юридические формы предпринимательства. 5часов
Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства.Юридические лица: понятие и виды. Виды коммерческих организаций.
Раздел №4. Труд и социальная защита. 5часов
Законодательство о труде. Занятость и трудоустройство в Р.Ф. Трудовой договор. Безработица.Страхование и пенсионное дело.
Раздел №5. Экономические споры. 6часов
Гражданские правовые споры. Судебный порядок рассмотрения споров.Подсудность имущественных споров. Исковая давность.Адвокатура.
Раздел №6. Защита гражданских и трудовых прав. 6 часов
Защита права собственности. Защита чести, достоинства, деловой репутации.Защита прав потребителей.Защита прав акционеров.
Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних
Требование к уровню выпускников. В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать: систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; смысл основных теоретических положений экономической науки; основные юридические профессии;
уметь: характеризовать: право и экономику как элемент культуры общества; - объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлятьпростейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина.
Учебно-тематический план для 11 класса.
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Количество часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
Раздел №1 | Государственно-правовое регулирование экономики. | 5 | 3 | 2 |
Раздел №2 | Основные макроэкономические показатели | 5 | 3 | 2 |
Раздел №3 | Юридические формы предпринимательства. | 5 | 3 | 2 |
Раздел №4 | Труд и социальная защита. | 5 | 3 | 2 |
Раздел №5 | Экономические споры. | 6 | 3 | 3 |
Раздел №6 | Защита гражданских и трудовых прав. | 6 | 5 | 1 |
Раздел №7 | Повторение материала. | 2 | 1 | 1 |
Всего часов | 34 | 21 | 13 1313 |
Календарно-тематический план курса «Экономика и право»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество час | Тип урока (форма и вид деятельности) | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. | Дата |
Раздел №1 Государственно-правовое регулирование экономики. 5 часов | |||||||
1 | Роль права в жизни общества | 1 | Лекция | Право, общество, закон, порядок, юриспруденция. | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы. | Запись лекции. | |
2 | Рыночная экономика как объект воздействия права | 1 | Беседа | Экономика, законы экономики и право. | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | Фронтальный опрос | |
3 | Государственно-правовой контроль за экономикой | 1 | Лекция | Государство и его влияние на экономику | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | Запись лекции. | |
4 | Социально-экономические права граждан Российской Федерации | 1 | Диспут | Конституция, права граждан страны. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Фронтальный опрос | |
5 | Самостоятельная работа | 1 | Обобщение материала | Письменная работа | |||
Раздел №2 Основные макроэкономические показатели. 5 часов | |||||||
6 | ВВП (валовой внутренний продукт). | 1 | Лекция | Измерители экономической деятельности. | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | Запись лекции. | |
7 | ВНП (валовой национальный продукт). | 1 | Лекция | Измерители экономической деятельности. | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | Запись лекции. | |
8 | МВФ (международный валютный фонд) | 1 | Лекция | Международные организации. | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | Запись лекции. | |
9 | ИПЦ (индекспокупательской способности). ППС (паритет покупательской способности). | 1 | Семинар | Измерители экономической деятельности. | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | Выступления и их защита | |
10 | Стоимость потребительской корзины. Инфляция. Антикризисные действия государств. | 1 | Практическая работа | Экономическая политика государства. | Уметь работать с информативным материалом. | Письменная работа | |
Раздел №3 Юридические формы предпринимательства. 5 часов | |||||||
11 | Понятие предпринимательства | 1 | Изучение нового материала | Предпринимательство | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Запись лекции. Опрос. | |
12 | Индивидуальное предпринимательство | 1 | Семинар | ИП, ЧП. | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | Выступления и их защита | |
13 | Юридические лица: понятие и виды | 1 | Комбинированный урок | ОАО. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | опрос | |
14 | Виды. Создание, реорганизация, ликвидация коммерческих организаций в Павинском районе. Беседа с представителем отдела статистики. | 1 | Беседа | Фирма, АО, ЗАО | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней | |
15 | Самостоятельная работа | 1 | Обобщение материала | Письменная работа | |||
Раздел №4 Труд и социальная защита. 5 часов. | |||||||
16 | Законодательство о труде. Беседа с юристом Павинской администрации. | 1 | Беседа | КЗОТ | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | опрос | |
17 | Занятость и трудоустройство в Российской Федерации | 1 | Диспут | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | опрос | ||
18 | Трудовой договор | 1 | Комбинированный урок | Трудовой договор. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Фронтальный опрос | |
19 | Безработица | 1 | Семинар | Биржа труда | Знать основные положения урока. Уметь анализировать мат-л | Выступления и их защита | |
20 | Страхование и пенсионное дело. Беседа с представителем страховой организации. | 1 | Беседа | Страхование. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Запись лекции. Опрос |
Раздел №5 Экономические споры. 6 часов | |||||||
23-24 | Гражданские правовые споры | 2 | Лекция | Мировой судья. | Систематизировать полученные знания, защищать свою точку зрения | Выступления и их защита | |
25-26 | Досудебный порядок рассмотрения споров. Экскурсия в мировой суд. | 2 | Урок - экскурсия | Мировой суд. | Знать основные положения урока. Уметь, делать выводы, отвечать на вопросы. | Фронтальный опрос | |
27 | Судебный порядок рассмотрения споров | 1 | Диспут | Судебное разбирательство. | Знать основные понятия | Анализ источников | |
28 | Самостоятельная работа | 1 | Обобщение материала | Письменная работа | |||
Раздел №6 Защита гражданских и трудовых прав. 6 часов | |||||||
29 | Защита права собственности | 1 | Лекция | Собственник. | Знать основные понятия | Запись лекции | |
30 | Защита чести, достоинства и деловой репутации | 1 | Семинар | Честь и достоинство. | Систематизировать полученные знания, защищать свою точку зрения | Защита докладов | |
31 | Защита прав потребителей | 1 | Диспут | Потребитель | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Анализ источников | |
32 | Защита трудовых прав граждан | 1 | Беседа | КЗОТ | Знать основные положения урока. Уметь делать выводы | опрос | |
33 | Защита трудовых прав несовершеннолетних | 1 | Семинар | КЗОТ | Систематизировать полученные знания, защищать свою точку зрения | Выступления и их защита | |
34 | Самостоятельная работа | 1 | Обобщение материала | Письменная работа | |||
35 | Повторение мат-ла курса | 1 | Обобщение материала | ||||
36 | Повторение мат-ла курса | 1 | Обобщение материала |
Литература для учащихся:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция о статусе беженцев.
4. Конституция Российской Федерации.
5. Материалы периодических изданий и других видов СМИ.
Литература для учителя:
1. Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2008
2. Варындин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Педагогическое общество России. Москва, 2003
3. Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа» 2007
4. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Москва, «Русское слово» 2007
5. Рассолов М.М. Основы обществознания: Учебно-методическое пособие для поступающих в юридический вуз. Москва. Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, 2003
6. Червонюк В.И. Конституционное право России. Учебное пособие. Москва. ИНФРА-М, 2003
7. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
8. Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
9. Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.
10. Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
11. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей Протокол №______ от «___» ______________201_ г. Руководитель: __________ Е.В.Хомякова | Согласовано Заместитель директора по УВР _______/Т.Н.Плотникова/ «____»____________201__ г. | Утверждено Директор школы: _________/Ю.В. Ивкова/ «____» ____________201__ г |
Рабочая программа
элективного курса по истории России
«Культурный аспект российской истории»
в 10 классе (34 часа)
на 2019 – 2020 учебный год
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Муниципального общеобразовательного учреждения
Павинская средняя общеобразовательная школа
Ивкова Любовь Петровна
2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);
Программа составлена в соответствии с методическими письмами «Преподавание учебных предметов «История» и «Обществознание» в образовательных организациях Костромской области. Данная программа соответствует образовательной программе образовательного учреждения, образовательной программе по предмету, учебному плану образовательного учреждения МОУ Павинская СОШ.
Актуальность. Глубокие социальные изменения, повсеместно происходящие в мире в начале XXI столетия, отражают переход к новому типу цивилизации, связанному с широким использованием новейших, в том числе информационных, технологий. В докладе Римского клуба 1991 года эти процессы были названы «первой глобальной революцией», которая « формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов…». На наших глазах видоизменяется система ценностей, что имеет подчас непредсказуемые последствия. Утрату ценностей (аномию) нередко ставят в разряд глобальных проблем, считая, что «затруднения человечества» во многом вызваны несовершенством поведения человека, его этических норм…»
Сегодня, в период перехода к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, особую остроту приобретает вопрос подготовки Человека, соответствующего этой новой культуре. В значительной степени само существование цивилизации зависит от процессов становления нового типа личности как системообразующего элемента общества.
Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство предложило не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Актуальность приобретают способы формирования и воспитания личности, способной интегрировать, воспроизводить и приращивать содержание культуры.
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» поможет педагогу в решении этих проблем. Освоение курса позволит учащимся осознать истоки и проявление специфики различных сфер российской истории, постигнуть смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении, углубить и систематизировать знания по истории России, способствует реализации гуманитарного потенциала исторического образования.
Необходимость введения курса. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью становления ученика как субъекта российской культуры, но и предназначено в максимальной степени подготовить их к Единому государственному экзамену по истории. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по истории выявил факт дефицита знаний выпускников по «…целому блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры». Разработка данной программы обусловлена запросами, как учителей истории восполнить пробелы в уровне подготовки учащихся по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» позволяет организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру контрольно-измерительных материалов по истории на качественно новом уровне, и существенно повысить компетентность учащихся в вопросах духовно-культурного аспекта российской истории.
Место курса в образовательном процессе. Курс предназначен для изучения в старших классах средней (полной) школы на профильном уровне. Являясь курсом гуманитарного цикла, он может войти в третий предметный блок профильного обучения одного из следующих профилей: гуманитарного, социально-экономического, универсального (общеобразовательного) и др.
Программа курса предполагает углубление содержания профильного курса по истории России; позволяет подготовиться к решению заданий по культуре России, включенным в контрольно – измерительные материалы ЕГЭ по истории, на повышенном уровне; удовлетворяет познавательные и творческие интересы старшеклассников.
Предмет курса — отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания по истории Отечества. Автор рассматривает культуру как несущую конструкцию, глубинную суть национальной истории.
Цель изучения курса — введение учащихся в мир русской культуры, создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, организация условий для самостоятельного постижения старшеклассниками российских духовных ценностей.
Цель изучения курса связана с необходимостью, во-первых, профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, во-вторых, интеграции сложившихся у них знаний и представлений в целостную картину мира, в-третьих, поддержки изучения базового курса и установления преемственности между базовым и элективным курсом.
Задачи преподавания курса:
- формирование основ культурологического мышления;
- развитие познавательного и креативного потенциала личности;
- создание условия для живого общения учащихся с шедеврами русской культуры, обогащение их духовного мира через опыт поколений;
- развивать понимание законов культуры, способность быть вдумчивым читателем, слушателем, зрителем, т.е. развивать способность и стремление воспринимать культуру в течение всей жизни, и именно с этой целью дать определенную сумму знаний, раскрыть наиболее важные законы сложного процесса развития культуры.
Своеобразие предлагаемого курса состоит в том, что каждая культурно-историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в российской истории. При таком подходе достигается понимание истории России как целостного процесса.
Содержание программы курса «Культурный аспект российской истории» базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи. Это позволяет через знакомство с одним произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому при составлении программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждого периода российской истории.
Содержание и художественно – педагогическая идея отражают личностно-смысловую направленность курса, деятельностный характер обучения, направленных на формирование в процессе обучения общекультурной компетентности учащихся, что способствует самоидентификации и успешной социализации учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения (10 класс) и предполагает изучение курса в течение 17 часов, из расчета 0,5 учебный час в неделю.
Структурно курс построен по хронологически-проблемному принципу, что позволяет избежать перенасыщенности информацией, четче обозначить ключевые события культурной истории России. Логика исторического линейного развития – от культуры Древней Руси до культуры современной России – дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» культуры при сохранении единства культурных ареалов.
Предлагаемый курс основан на взаимодействии гуманистического, ценностного, культурологического, деятельностного, историко-проблемного подходов. Синтез данных подходов основан на их совместимости, непротиворечивости позиций. Подходы отражают гуманистическую направленность образования, характеризуют личностно-ориентированную специфику обучения.
Практическим результатом программы должно стать умение учеников учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая образовательные продукты организационно - деятельностного и предметного плана, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом уровне. Значительное место в программе отведено современной российской культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального культурного развития и будущей профессии, успешное прохождение итоговой аттестации по истории в формате ЕГЭ.
Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. В программе спроектированы уроки, которые косвенно проектируют развитие учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче (смысловой доминанте). Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков данного курса: погружение, постижение, сравнение, обобщение.
Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. В данном курсе предлагаются следующие типы уроков: урок «образ – модель», урок «исследование», урок «созерцание», урок «тренинг», урок «панорама». Гибкое соотношение типа урока и поставленной смысловой доминанты доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческую активность учащихся.
В процессе преподавания необходимо динамично интегрировать различные информационные источники, знаковые системы, типы текстов. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы - творческая мастерская, драматизация, игровое занятие, коллективная творческая работа.
Программа предлагает примерное тематическое планирование с указанием количества часов по разделам и темам, а также часов, отведенных на теоретическую и практическую часть курса. Сопровождается приложением, в котором раскрываются методические рекомендации по отдельным темам курса, содержится дидактический материал для учителя, электронное приложение в виде интерактивной программы для тестового контроля в ходе тренинга.
Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых:
Эмоциональные:
- ситуация успеха;
- поощрение и порицание;
- познавательная игра;
- свободный выбор задания;
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые:
- предъявление образовательных требований;
- формирование ответственного отношения к получению знаний;
- информирование о прогнозируемых результатах образования.
Социальные:
- развитие желания быть полезными обществу;
- создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:
- опора на субъективный опыт ребенка;
- решение творческих задач;
- создание проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты развития ученика:
- владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;
- владение элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- умение выявить культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;
- умение классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;
- умение определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;
- умение определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;
- умение систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
- умение представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления на конференции и т.п.
Работа над каждым разделом предполагает активизацию творческих возможностей учеников, развитие навыков аналитического мышления и критического анализа.
Оценка результативности.
Подходы и принципы к организации контроля
1. Индивидуальный характер контроля.
2. Систематичность, регулярность проведения контроля.
3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля.
4. Контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
5. Объективность контроля.
6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества детей.
Формы и методы отслеживания результативности
За время обучения учащиеся проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование).
При рассмотрении каждой темы ученикам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.
Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, схемы, банк гипотез, карты размышлений, виртуальные выставки), представленные на семинарах и отчетном фестивале. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. После изучения каждого раздела проводятся уроки – тренинги, на которых разбираются модели заданий части 1 и части 2 контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории по соответствующей содержательной линии и тренинг по выполнению этих заданий. Всего в курсе таких уроков предполагается семь.
Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т. д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация и др.
Элективный курс «Культурный аспект российской истории»
Учебно-тематический план (10 класс – 17 часов)
№ темы | Разделы, темы | Всего часов |
Вводный урок. Культура как смысл истории | 1 | |
Раздел 1. Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание | 4 | |
1 | Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры | 1 |
2 | Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках | 1 |
3 | Московское царство как культурная эпоха | 1 |
Повторение по разделу «Культура средневековой Руси» | 1 | |
Раздел 2 . Культура русского Просвещения | 5 | |
4 | Русская культура на пороге нового времени | 1 |
5 | Эпоха Просвещения в России | 1 |
6 | Художественный образ 18 века | 1 |
7 | «Золотой век» русской культуры | 1 |
Повторение по разделу «Культура русского Просвещения» | 1 | |
Раздел 3. Классическая русская культура 19 века | 4 | |
8 | Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг. | 1 |
9 | Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир | 1 |
10 | Русская культура второй половины 19 века | 1 |
Повторение по разделу «Классическая русская культура 19 века» | 1 | |
Итоговый урок. Культурное наследие России от язычества до классики. | 3 | |
ИТОГО | 17 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс.
Вводный урок. Культура как смысл истории. (1 ч.)
Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как человеческое осмысление истории, основа формирования национального самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные явления как «знаки культуры», ее язык.
Культура как саморазвивающаяся система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно-исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная доминанта» в истории культуры.
Культура как смысл истории. Роль культуры в эпоху глобализирующегося мира.
Ключевые понятия: культура, культурно-историческая эпоха, культурный диалог, система жизненных ценностей (ценностные ориентации).
Раздел 1.
Культура средневековой Руси: истоки, ценностные основания, содержание (10 ч.)
Тема 1. Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской культуры (3 ч.)
Особенности становления и факторы формирования культуры Древней Руси. Специфика сельской общины и древнерусского города.
Картина мира древних славян и ее воплощение в языческих божествах. Ценностные ориентации древнерусского человека.
Принятие христианства как исторический выбор русской культуры. Вхождение в мир Европы с помощью Византии. Принятие Русью христианства как «культурный переворот»: новые ценностные ориентации и их роль в становлении национального самосознания. Феномен двоеверия в русской культуре: проблема взаимоотношений христианства и язычества.
«Золотой век» древнерусской культуры. Письменность, «книжность» и «книжное учение». Рождение литературы. Формы и темы литературного творчества. Храм и икона как образ мира.
Культура Руси как разнообразие возможностей. Киев как русский Константинополь. Формирование языка храмового зодчества в Новгороде. Символика архитектурного облика Владимира.
Новые черты в изобразительном искусстве. Своеобразие фресковой живописи и самобытность иконописи Новгорода.
Целостный образ культуры домонгольской Руси.
Ключевые понятия: иерархия, монотеизм, пантеон богов, политеизм, православие, фольклор.
Тема 2. Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в 13-15 веках. (3 ч.)
Изменение условий историко-культурного развития. Последствия монголо-татарского нашествия. Варваризация культуры. Взаимосвязь освободительных и объединительных идей в культуре в условиях борьбы за независимость. Обращение к культурному наследию Киевской Руси. Москва как преемница Киева и символ национального единства.
Система ценностных ориентаций в русской культуре XIV— XV вв. Новые черты в русской книжности. Монастыри на Руси в XIV—XV вв. как центры книжного дела. Житийная литература как форма духовного просветительства и ее герои. Александр Невский, Дмитрий Донской — заступники Русской земли. Сергий Радонежский, Стефан Пермский — духовные подвижники.
Предвозрожденческие мотивы в живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев как символы самоопределения русской культуры.
Москва и Новгород как культурные альтернативы. Москва и тема духовного и политического единства Русской земли. Новгород и тема человеческой личности. Новгородские и псковские ереси как демонстрация самоценности человека в условиях формирования единой государственности. Новаторские черты художественного творчества в Новгороде.
Ключевые понятия: Возрождение, гуманизм, ересь, культурная альтернатива, культурный герой, Предвозрождение.
Тема 3. Московское царство как культурная эпоха (3 ч.)
Особенности историко-культурного процесса конца XV— XVI в. Перспектива Возрождения: несостоявшееся или невозможное? Обсуждение идеи свободы человека в русской общественной мысли в конце XV — начале XVI в. «Лаодикийское послание» Федора Курицына.
Рождение и культурное содержание формулы «Москва — третий Рим». Начало «культурного одиночества». Проблема соотношения власти светской и власти духовной в спорах иосифлян и нестяжателей.
Идея самодержавия в культуре Московского царства. Трактовка царской власти в духовной литературе и переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского. Иерархия ценностей московского человека. «Домострой».
Традиционализм и переходный характер культуры Московского царства. «Московская академия» Максима Грека. Тема «самовластия» человека в спорах «книжных людей». Поиск царства Правды в сочинениях Ф. Карпова и И. Пересветова. Книжная мудрость и книгопечатное дело. Юродивый в культуре XVI в. — обличитель и заступник.
Художественный язык и эстетическая символика культуры Московского царства. Московский Кремль как символ Московского царства. Складывание единого общерусского национального стиля. Творчество Дионисия: новые мотивы иконописи. Новации в художественном языке и унификация культуры.
Ключевые понятия: канон, провиденциализм, традиционализм, унификация.
Тренинг по разделу «Культура средневековой Руси» (1 ч.)
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
Раздел 2 . Культура русского Просвещения (12 ч.)
Тема 4. Русская культура на пороге нового времени (3 ч.)
Смута как начало выхода из средневекового времени русской культуры. Процесс «обмирщения» культуры как доминанта культурной эпохи. Мироощущение человека «бунташного века». Кризис средневековой системы ценностей. Ослабление позиций церкви. Новые темы в народном творчестве. Персонификация русской жизни в народной культуре. Рационализация картины мира. Новая трактовка времени в исторических сочинениях XVII в. Преодоление «культурного одиночества» как результат изменения представления о пространстве.
Новый язык изобразительного искусства. Поиск национального художественного стиля в архитектуре. Московское барокко. Новые явления в художественном творчестве. Парсунная живопись. С. Ушаков.
Десакрализация книги и книжного знания. Светская книга в жизни русского общества. Развитие системы образования. Славяно-греко-латинская академия.
Смена внешних культурных ориентиров. Двойственность и противоречивость культуры «бунташного века».
Ключевые понятия: десакрализация, житийная литература, иррациональный, «нарышкинское барокко», «обмирщение культуры», парсуна.
Тема 5. Эпоха Просвещения в России (3 ч.)
Культурное содержание термина «эпоха Просвещения». Смысл культурного переворота Петровской эпохи. Проблема культурного заимствования. Просветительская роль государства. Новые ценностные ориентации. Практицизм и рационализм культуры Петровской эпохи.
Становление системы государственного светского образования. Модели образования петровского времени. Профессиональная школа. Академическая модель светского образования. Университетский проект Елизаветы Петровны. Проекты воспитания и образования в эпоху Екатерины II. Создание системы массового школьного образования. Реформа образования при Александре I. Культурная значимость создания национальных основ просвещения в России.
Место светской книги в культуре XVIII в. Специфика развития книжного дела. Формирование новых средств информации. Газета. Календарь. Просветительская миссия светской книги. Появление слоя «читающей публики». Назидательность литературы и ее жанры. Проблема литературного языка.
Русские просветители XVIII в. и их роль в становлении культуры европейского типа. «Ученая дружина» петровского времени.
Русские просветители второй половины XVIII в.: типы и судьбы (М.В. Ломоносов,
Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.).
Противоречивость культурного процесса в Новое время. Диалог новых и традиционных культурных ценностей. Становление государственной цензуры как завершение формирования системы государственного просветительства в начале XIX в.
Проникновение европейского образования в провинцию. Появление различий между столичной и провинциальной культурами.
Ключевые понятия: гражданин, просветители, цензура, эпоха Просвещения.
Тема 6. Художественный образ 18 века (3 ч.)
Художественный образ века Просвещения как воплощение новых ценностей. Проблема истоков светской живописи: заимствование и традиция. Создание Академии художеств. Начало художественного образования. Становление жанров светской живописи.
Русский портрет XVIII в. — язык и образ эпохи. Формирование национальной школы портретной живописи. Феномен женского портрета. Особенности портретной живописи начала XIX в.
Русское барокко XVIII в. «Бюргерское» барокко в архитектуре Петербурга петровского времени как воплощение нового образа России. Особенности русского барокко середины XVIII в. Мастера и шедевры (Б.К. Растрелли, Ф.Б. Растрелли, Д.В. Ухтомский).
Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. Петербургский и московский классицизм. Русский вариант барокко и классицизма в архитектуре второй половины XVIII в.
Ключевые понятия: барокко, классицизм.
Тема 7. «Золотой век» русской культуры (3 ч.)
«Пушкинская эпоха» русской культуры. Духовные ценности и приоритеты пушкинского времени. Загадка творчества А.С. Пушкина. Роль творчества Пушкина в становлении национального самосознания. Культурная жизнь российского общества в первой трети XIX в. Культурная доминанта пушкинского времени.
Классицизм и романтизм в художественной культуре. Проблема культурного заимствования и собственные истоки ампира в России. Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга.
Особенности творчества русских архитекторов (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К. Росси. Ампир как «всеобщий стиль» русской культуры начала XIX в.
Ключевые понятия: Ренессанс, ампир.
Тренинг по разделу «Культура русского Просвещения» (1 ч.) Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Раздел 3 . Классическая русская культура 19 века (9 ч.)
Тема 8. Дискуссия о национальной идее в 1830-1850-х гг. (2 ч.)
Социальные и политические бури в Европе и новые тенденции в сознании российского общества второй четверти XIX в. Рождение государственной «русской идеи». Политика государства в области просвещения и духовной жизни. Историко-культурные основы и содержание формулы «официальной народности». Художественное воплощение «государственной русской идеи».
«Национальная идея» в общественной мысли 1830—1850-х гг. Истоки формирования русской интеллигенции, особенности ее положения в обществе. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и начало интеллектуальных дискуссий о «русской идее». Размышления о культуре и судьбе России в спорах «славянофилов» и «западников». Особенности интеллектуальной деятельности русской интеллигенции в 1830—1850-е гг.
Формирование ведущей роли литературы и литературной критики в культурном процессе. Открытия Н.В. Гоголя. Культурная доминанта эпохи.
Ключевые понятия: литературоцентризм, классическая русская литература.
Тема 9. Традиционная культура в 19 веке: провинция, усадьба, крестьянский мир (3 ч.)
Содержание понятия «традиционная культура». Феномен российской провинции. Особенности культурной среды провинциального города (на примере городов Ставрополь, Пятигорск и др.). Механизмы функционирования и развития культуры провинциального города. Образование и просветительство в провинции (Ставропольская губерния). Сферы художественного творчества и «культурные герои» провинциального мира (Ставропольская губерния).
Дворянская усадьба как культурный феномен конца XVIII — начала XIX в. Усадьба как «действующая модель идеального мира» дворянина. Элементы столичности и провинциальности в усадебном укладе жизни, в художественном облике барской усадьбы. Знаменитые «культурные гнезда»: Архангельское, Остафьево, Тарханы и др. Неповторимость каждой усадьбы как результат персонифицированности усадебной жизни. Крестьянский компонент культуры дворянской усадьбы. Синтетизм усадебной культуры. Место и роль дворянской усадебной культуры в становлении национального самосознания.
Содержание понятия «народная культура». Изменение условий существования культуры крестьянского мира в XIX в. (на примере Ставропольской губернии). Трансформация традиционных, интеллектуальных и духовных ценностей крестьянской культуры. Особенности художественного языка и образов крестьянской культуры. Традиции и новации в крестьянской культуре XIX в.
Ключевые понятия: «культурное гнездо», провинция, традиционный, традиция, усадебная культура.
Тема 10. Русская культура второй половины 19 века (3 ч.)
Демократический вариант русской культуры 1860-х гг. Реформаторский «дух времени» и его влияние на самосознание общества. Гласность и цензурная реформа. Перемены в общественной жизни. Университеты как центры просветительства и науки. Реформирование школьного дела. Эпоха Великих реформ как третья волна просветительства в России. Усиление роли интеллигенции в жизни общества.
Формирование реализма в живописи. Феномен «передвижничества». Художественный язык передвижников. Явления и события общественной жизни в картинах художников. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижничество в музыкальной культуре. Меценатство как составная часть демократической культуры второй половины XIX в.
Кризис передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической живописи 1870—1890-х гг. (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, И.И. Левитан).
Диалог центра и провинции в эпоху реформаторства.
Ключевые понятия: гласность, меценатство, передвижничество, реализм.
Тренинг по разделу «Классическая русская культура 19 века» (1 ч.)
Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Итоговый урок «Культурное наследие Росси от язычества до классики» (1 ч.)
Защита творческих работ
Список литературы:
Общая литература по курсу
- Авсеенко В.Г. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703—1903: Исторический очерк. СПб., 1998.
- Апленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство X — начала XX века. М., 1989.
- Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2 т. М., 1967.
- Гачев Г.Д. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М., 1991.
- Иконников А.Р. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990. Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года. Лондон, 1992.
- Очерки русской культуры XIX века: В 6 т. М., 1998—2005.
- Очерки русской культуры XIII—XVI веков. М., 1969—1978. Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985—1990. Три века русской живописи. СПб., 1996
Учебники и учебные пособия
- Аронов А.А., Мировая художественная культура.Россия к.19-20 век, пособие для учащихся, М., 2000 г.
- Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, ч. 1—2. М., Русское слово, 2007.
- Балакина Т.И. МХК. Россия 9 - начало 20 в., пособие для уч-ся, М, 2000 г.
- Емохонова Л.Г.Мировая художественная культура, 10-11 класс, М., Академия, 2008 г.
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Русская художественная культура., М., Владос, 2010 г.
- Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995. История русской литературы XX века. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. М., 1995.
- История русской литературы X—XVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
- Лифшиц М.А. Очерки русской культуры. М., 1995. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. М., 1996.
- Хрестоматия по истории русской культуры. М., 1996. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
Справочные и энциклопедические издания. Альбомы
- Великая утопия. Русский и советский авангард 1915— 1932 гг.: Альбом и каталог. М., 1993.
- Власов В.Г. Стили в искусстве: В Зт. М., 1993—1996. Государственная Оружейная палата. М., 1990. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекция. М., 1986.
- Государственный Русский музей. М., 1991. Золотой век художественных объединений России и СССР. 1820—1932: Справочник по искусству. СПб., 1992.
- Искусство России / Под ред. В. Бутромеева. М., 1997. Культурология XX век/ Словарь. СПб., 1997.
- Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник /Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.
- Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 1997.
- Памятники искусства Советского Союза: Серия справочников-путеводителей. М., 1980—1986.
- Полунина П., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.
- Современная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 2003.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
- Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
- Русская философия: Словарь. М., 1995.
- Русские писатели. 1800—1917 гг.: Энциклопедический словарь: В 5 т. Т. 1—3. М., 1989—1994.
- Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград: Энциклопедический справочник. М., 1992.
- Стерноу С.А. Арт Нуво. Дух прекрасной эпохи. М., 1997.
- философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 1996.
- Художественное убранство русского интерьера XIX века. Л., 1986.
- Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература / Под ред. Е.Б. Рогачевой. М.,1998.
- Энциклопедия русского символизма/Сост. Ж. Кассу. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"
Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...
Рабочая программа 9 класс элективный курс
Рабочая программа 9 класс элективный курс Введение в избирательное право...
Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...
Рабочая программа 9 класс элективный курс
Рабочая программа по элективному курсу "Пенсионный всеобуч" 9 класс 17 часов...
Рабочие программы кружка и элективного курса
Рабочие программы кружка и элективного курса...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Рабочая программа кружка экологии по курсу «Организм и среда»
Рабочая программа предназначена для организации экологического образования школьников общеобразовательных школ. Основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии. В курсе предлагается рассмотрет...