Рабочая программа кружка экологии по курсу «Организм и среда»
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа предназначена для организации экологического образования школьников общеобразовательных школ. Основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии. В курсе предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы.
Программа рассчитана на преподавание кружка экологии в объеме 1 час в неделю, 34 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizm_i_sreda_5_k.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Организм и среда» составлена основе требований ФГОС ООО второго поколения, нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования от 17 декабря 2010 г. N1897.
- Экологическая составляющая курса биологии в основной школе:Сборник программ И. М. Швец. – М.: Вентана-Граф.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Рабочая программа предназначена для организации экологического образования школьников общеобразовательных школ. Основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии. В курсе предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительные и животные организмы.
Программа рассчитана на преподавание кружка экологии в объеме 1 час в неделю, 34 часов в год.
Цель:
формирование представлений об экологических факторах, имеющих важное значение в жизни любого организма.
Задачи: описывать различные условия существования, среды жизни, компоненты среды обитания разнообразных живых организмов. Определять экологические группы организмов по отношению к различным экологическим факторам.
Требования к уровню подготовкиобучающихся
Предметные результаты обучения:
- Называть основные экологические факторы, имеющие важное значение в жизни любого организма.
- Описывать и объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность организмовразных периодов жизни и возрастных состояний.
- Описывать различные условия существования, среды жизни организмов.
- Приводить примеры разнообразного взаимного влияния живых организмов и экологических факторов среды.
- Определять экологические группы организмов по отношению к различным экологическим факторам.
- Понимать и объяснять значение ритмов в жизни различных организмов.
- Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия через охрану сред обитания.
- Называть методы изучения, применяемые в экологии.
- Определять роль в природе различных групп организмов.
- Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
- Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- Перечислять отличительные свойства живого.
- Понимать смысл экологических терминов.
- Проводить опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами
Личностные результаты обучения:
• Овладение законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
• Осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
• Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.
• Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией.
• Знание правил поведения в природе.
• Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы.
• Умение реализовывать теоретические познания на практике.
• Воспитание в учащихся любви к природе.
• Признание права каждого на собственное мнение.
• Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
• Умение отстаивать свою точку зрения.
• Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков.
Метапредметные результаты обучения основаны на формировании УУД
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
1. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, анализировать и оценивать ее достоверность.
2. Определять основную и второстепенную информацию, сопоставлять информацию из разных источников. Уметь её преобразовывать, сохранять, передавать в виде презентации с помощью технических средств.
3. Наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
4. Формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.
Личностные:
1. Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы.
2. Развивать чувство патриотизма, любови к своей местности, своему региону, своей стране, ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
3. Признавать право каждого на собственное мнение.
Регулятивные:
1. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.
2. Определять цель, ставить учебно-познавательные задачи, выбирать средства и применять их на практике.
3. Действовать согласно составленному плану, по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради.
4. Развивать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
5. Оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные:
1. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
2. Строить монологическую речь, вести диалог.
3. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы.
4. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
5. Проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
6. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Содержание рабочей программы
Введение (2 ч) Что изучает экология. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. Роль экологии в жизни современного общества. Среда обитания. Разнообразие сред жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, живой организм. Компоненты среды обитания. Экологические факторы и их виды: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические условия. Взаимные влияния и взаимные связи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия со средой растений и животных: способ питания и обмен веществ, степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования, реакция на внешние воздействия, способы защиты.
Раздел I. Основные экологические факторы и их влияние на организмы
Тема 1. Солнечное излучение как один из важнейших экологических факторов (5 ч) Солнечный спектр. Основные области солнечного спектра (ультрафиолетовое излучение, видимый свет, инфракрасное излучение) и их значение для живых организмов. Прямой и рассеянный свет. Разнообразие условий освещения на Земле; особенности освещения в северных и южных районах. Значение света в жизни растений. Свет и фотосинтез. Влияние света на рост растений. Влияние света на цветение растений. Растения длинного дня. Растения короткого дня. Нейтральные растения. Экологическая группа. Экологические группы растений отношению к условиям освещения. Светолюбивые, теплолюбивые, теневыносливые растения; места их произрастания особенности расположения, внешнего и внутреннего строения листьев. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Растения-эфемероиды. Летнезеленые, летне-зимнезеленые, вечнозеленые растения. Растения с меняющимися побегами. Значение света в жизни животных. Зрение — основной способ ориентации в пространстве. Разнообразие органов, воспринимающих свет. Приспособление животных к жизни в условиях слабого освещения или отсутствия света. Влияние интенсивности освещения на смену активности животных. Дневные и ночные животные. Сезонное изменение светового режима и его влияние на биологические явления (размножение, линьку, миграции). Влияние светового режима на географическое распространение животных.
Тема 2. Тепловой режим как экологический фактор (4 ч) Тепло — необходимое условие жизни. Связь температуры окружающей среды, температуры тела и скорости химических реакций обмена веществ. Основные источники тепла: солнечное излучение и тепло, излучаемое нагретыми телами. Разнообразие температурных условий на Земле. Тепловые пояса: тропический, умеренный, полярный. Температурные границы существования. Изменчивость температурного режима. Приспособление организмов к поддержанию теплового баланса в условиях непостоянной среды: биохимические и физиологические перестройки и поддержание постоянной температуры тела. Температурные адаптации растений. Приспособление к высоким и низким температурам. Экологические группы по отношению к теплу и холоду: льдоустойчивые, неморозостойкие, нехолодостойкие, нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые.
Тема 3. Влажность среды как один из экологических факторов (4 ч) Вода — основа всех жизненных процессов в биосфере. Значение воды в жизни растений. Содержание воды в разных клетках; внутренний запас воды. Испарение воды растениями, его значение. Участие воды в реакциях фотосинтеза. Транспорт веществ и роль в нем воды. Расселение растений с помощью воды. Пути поступления воды в растения. Способы удержания воды внутри организма растений. Растения-суккуленты. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде: водные, земноводные, влаголюбивые, растения умеренного увлажнения, засухоустойчивые растения. Значение воды в жизни животных. Содержание воды в клетках. Вода — основная среда, в которой совершается обмен веществ. Вода — основное средство транспорта веществ. Участие воды в терморегуляции. Пути поступления в организм животного. Пути выведения воды из организма. Способы удержания воды. Соленость воды, ее действие на животных. Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения. Загрязнение Мирового океана (нефтяное, радиоактивное, механическое, биологическое и др.), его последствия, методы борьбы. Проблема пресной воды. Расходование воды в сельскохозяйственной промышленности, на коммунально-бытовые нужды. Нехватка пресной качественной питьевой воды. Различные технологии очистки воды.
Лабораторная работа. Определение степени загрязнение воды в природном водоеме (методом биотестирования).
Экскурсия. Организация работы очистных сооружений.
Тема 4. Воздух как экологический фактор (4 ч) Газовый состав атмосферы, постоянные составляющие и примеси. Значение основных газов (илота, кислорода, углекислого газа) для растений. Воздух в жизни животных. Дыхание и окисление как способ получения энергии. Потребности в кислороде у разных организмов. Дыхание наземных и водных организмов. Движение воздушных масс — ветер. Значение ветра для растений. Ветровалы. Буреломы. Опыление ветром. Распространение ветром. Экологические проблемы атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя), их причины, последствия и способы решения.
Лабораторная работа. Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова. (Определяются цветность, прозрачность, наличие механических примесей талой воды как доказательства атмосферного загрязнения.)
Экскурсия. Морфологические изменения высших растений под действием примесей в воздухе.
Тема 5. Сезонные явления в жизни организмов (5 ч) Цикличность — фундаментальное свойство живой природы. Ритмы жизни, их соответствие условиям существования организмов. Внутренние циклы и внешние ритмы. Реакция организмов на сезонные изменения условий жизни. Наука фенология. Фенологические фазы. Фенологический спектр. Растения весной, летом, осенью, зимой. Сезонные изменения в жизни животных: оцепенение, спячка, миграции животных.
Практическая работа. Составление фенологического спектра растения. (Проводится описание сезонных изменений растений своей местности.)
Раздел II. Взаимоотношения организмов и среды
Тема 6. Основные среды обитания и приспособленность организмов к жизни в них (8 ч) Водная среда обитания. Характеристика водной среды обитания. Разнообразие условий жизни в водной среде. Водоем — многоэтажное жилище (бентос, планктон, нектон, литораль). Приспособленность организмов к жизни в воде. Наземно-воздушная среда обитания. Ее характеристика. Разнообразие условий жизни в наземно-воздушной среде. Природно-климатические зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, горные области. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Почва — среда обитания живых организмов. Состав почвы. Специфические особенности почвы как среды обитания. Почвенные животные и их экологические особенности. Значение почвы в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к свойствам почвы: растения богатых почв, растения бедных почв, растения засоленных почв (солевыносливые, соленакопители, солевыводящие). Экологические проблемы почв (количественное и качественное истощение плодородного слоя и опустынивание), их причины, последствия, пути решения. Живые организмы как среда обитания других живых организмов, особенности их приспособления. Паразиты и симбионты. Преимущества паразитического образа жизни: обильное снабжение пищей, защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды, стабильность условий жизни.
Практические работы. Приспособленность организмов к жизни в воде. (С помощью учебных пособий «Экология «Экология животных», учебников по биологии и животных учащиеся приступают к заполнению таблицы, состоящей из трех граф: экологические группы организмов; представители этих экологических групп; черты приспособленности к среде обитания.
Тема 7. Средообразующая деятельность живых организмов (2 ч) Влияние живых организмов на среду обитания. Механическое воздействие: изменение свойств грунта, водного режима рек, очищение водотоков от водной растительности, фильтрация и др.
Структура курса
«Организм и среда»
№ | Название темы | Кол-во часов |
Введение. | 2ч | |
Тема 1 | Солнечное излучение как один их важнейших экологических факторов | 5ч |
Тема 2 | Тепловой режим как экологический фактор | 4ч |
Тема 3 | Влажность среды как один из экологических факторов | 4ч |
Тема 4. | Воздух как экологический фактор | 4ч |
Тема 5 | Сезонные явления в жизни организмов | 5ч |
Тема 6 | Основные среды обитания и приспособленность организмов к жизни в них | 8ч |
Тема 7 | Средообразующая деятельность живых организмов | 2ч |
Итого: | 34ч |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Тема | Дата | Примечание (домашнее задание) |
1 | 2 | Введение. Что изучает экология? Вводный инструктаж по т/б. | ||
2 | Разделы экологии. | |||
5 | Тема 1.Солнечное излучение как один их важнейших экологических факторов | |||
3 | 1 | Солнечный спектр,разнообразие условий освещения. | ||
4 | 2 | Значение света в жизни растений. | ||
5 | 3 | Экологические группы растений по отношению к условиям освещенности. | ||
6 | 4 | Способы регулирования условий освещения растений человеком. | ||
7 | 5 | Значение света в жизни животных. | ||
4 | Тема 2. Тепловой режим как экологический фактор | |||
8 | 1 | Тепло - необходимое условие жизни. | ||
9 | 2 | Разнообразие температурных условий на Земле. | ||
10 | 3 | Температурные границы существования. | ||
11 | 4 | Экологические группы по отношению к теплу и холоду. | ||
4 | Тема 3 Влажность среды как один из экологических факторов | |||
12 | 1 | Вода – основа всех жизненных процессов в биосфере. | ||
13 | 2 | Пути поступления воды в растения. | ||
14 | 3 | Значение воды в жизни животных | ||
15 | 4 | Экологические проблемы вод, их последствия и пути решения. | ||
4 | Тема 4 Воздух как экологический фактор | |||
16 | 1 | Газовый состав атмосферы. | ||
17 | 2 | Потребности в кислороде у разных организмов. | ||
18 | 3 | Экологические проблемы атмосферы | ||
19 | 4 | Лабораторная работа. Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова. | ||
4 | Тема 5 Сезонные явления в жизни организмов | |||
20 | 1 | Цикличность – фундаментальное свойство живой природы. | ||
21 | 2 | Наука фенология. | ||
22 | 3 | Фенологические фазы. | ||
23 | 4 | Практическая работа. Составление фенологического спектра растений. | ||
8 | Тема 6 Основные среды обитания и приспособленность организмов к жизни в них | |||
24 | 1 | Водная среда обитания. | ||
25 | 2 | Приспособленность организмов к жизни в воде. | ||
26 | 3 | Наземно-воздушная среда обитания. | ||
27 | 4 | Приспособленность организмов к жизни вназемно-воздушной среде. | ||
28 | 5 | Почва – среда обитания живых организмов. | ||
29 | 6 | Почвенные животные и их экологические особенности. Значение почвы в жизни растений. | ||
30 | 7 | Экологические проблемы почв. | ||
31 | 8 | Живые организмы как среда обитания других живых организмов и особенности их приспособления. | ||
2 | Тема 7 Средообразующая деятельность живых организмов | |||
32 | 1 | Влияние живых организмов на среду обитания. | ||
33 | 2 | Физико-химическое воздействие. | ||
34 | 1 | Заключительный урок по курсу «Организм и среда». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочие программы кружка и элективного курса
Рабочие программы кружка и элективного курса...
Рабочая программа кружка "Экология Костромской области"
Программа кружка расчитана для учеников 5-7 5лассов. В содержание кружка входит материал по биологии, географии. истории. Цель кружка: создание условий для развития личностных качеств детей посредство...
Рабочая программа кружка "Экология в экспериментах"
Дополнительная общеразвивающая программа “Экология в экспериментах” имеет естественнонаучную направленность. Цель - освоение учащимися основных правил и подходов к ор...
Рабочая программа кружка "Эколог"
Аннотация к адаптированной дополнительной образовательной программе «Эколог»Проблема охраны природы одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необход...
Рабочая программа кружка «Эколог и Я»
кружок...