Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
статья
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.
Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevoe_vzaimodeystvie_obrazovatelnyh_organizatsiy.docx | 66.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций,
как фактор всестороннего развития личности ребёнка».
- современном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
И поэтому именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.
Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Ключевые задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
- обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить
социальный опыт, способствующего формированию их мировоззрения;
- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного
- создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;
Применительно к образовательной деятельности мы можем рассматривать сетевое взаимодействие в трех аспектах:
- Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов, объединенных единым координационным центром
- В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов.
- Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей
На сегодняшний день сетевое взаимодействие становится ключевой проблемой в рамках реализации ФГОС, так как приоритетом современного образования становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Месяц назад я была участником авторского модульного курса Ангелины Викторовны Золотарёвой, профессора, доктора педагогических наук, ректора Ярославского института развития образования. Курс как раз был посвящён теме сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, в том числе в рамках реализации внеурочной деятельности обучающихся.
Ярославская область, а именно, Институт развития образования изучает опыт работы различных регионов в этом направлении и собирает всё лучшее из различных форм сетевого взаимодействия.
Слайд 7
Вот некоторые модели организации сетевого взаимодействия, существующие в опыте регионов России
- «Образовательный округ»
- «Школьный округ»
- «Ресурсный центр»
- «Свободная академическая сеть».
- «Художественно-эстетический центр»
- «Паритетная (автономная) кооперация общеобразовательных учреждений»
- «Модель проектов»
- «Модель площадок»
- И др.
Слайд 8
Изучив работу данных моделей, Ярославский институт сформулировал современные модели сетевого взаимодействия образовательных организаций:
- Концентрирования координационная модель ориентирована на создание регулирующего центра, который будет направлять и координировать деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие.
- Концентрированная ресурсная модель, где в качестве центра может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый
центр.
Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия.
Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.).
- Распределенная инструментальная,
- распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития (свой инструмент).
- такой модели участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга
- Распределенная идентичная
Идентичная сеть – создается на основе формулирование общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов.
Основной причиной выбора данной модели сетевого взаимодействия является потребность у основных субъектов образовательной деятельности в формировании единого понимания цели образовательной деятельности на данной территории и средств ее достижения.
Может быть создана в форме простого товарищества, ассоциации или союза.
5. Модель цепи.
Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решение определенной проблемы или достижении какой-то цели.
При этом, цепь взаимодействий четко определена, есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.
Главная фигура в модели цепи – это обучающийся. Модель цепи четко проявляется, если сетевое взаимодействие осуществляться для реализации индивидуального плана обучающегося.
Слайд 9
Наряду с положительными сторонами этих моделей выявлен и ряд проблем!
- часто взаимодействие не имеет нормативно-правового закрепления;
- трудно сохранить ценности дополнительного, школьного и профессионального образования;
- тяжело сохранить самостоятельную независимость учреждения;
- возникает опасность заимствования не только достоинств, но и недостатков каждой сферы образования;
- неумение администрации образовательных учреждений распределить функциональные обязанности субъектов интеграции и координировать работу;
- не всегда учитываются интересы ребёнка;
- слабо реализуются функции интеграции;
- распространение декларативного подхода, когда важность проблемы признаётся многими, но не решается в силу отсутствия необходимых условий: организационных, методических, кадровых;
- психологические проблемы.
С нашей позиции мы видим ещё одну остро-стоящую проблему: Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе
своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Именно это на данный момент не позволяет нам расширить спектр востребованных социумом общеобразовательных программ, привлечь талантливых молодых специалистов и т.п.
Слайд 10
ДОД характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего, высшего профессионального) образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
И в этом контексте, современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.
Дополнительное образование детей – зона ближайшего развития системы образования
Слайд 11
Дополнительное образование наряду с формальными чертами имеет и неформальные черты:
Новые требования к качеству | | Отсутствие стандартизированных | ||
результата ДОД; | требований к результатам ДОД; | |||
| Единые требования к | | Вариативность, гибкость, | |
программному и учебно- | многообразие программ с учетом | |||
методическому обеспечению, | социального заказа на ДОД; | |||
учебному плану ДОД; | | Право выбора ребенком | ||
| Объективная необходимость | содержания, форм, методов | ||
участвовать в реализации ФГОС | организации, места проведения | |||
ОО; | ДОД и др.; | |||
| Регламентация квалификационных | | Равноправие связей, свобода | |
требований к педагогической | отношений, комфортная | |||
И др. | деятельности; | И др. | атмосфера; | |
Слайд 12
И поэтому ДОД имеет конкурентные преимущества в сравнении с другими видами формального образования:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
По нашему мнению ДОД является необходимым компонентом общего образования и они не могут существовать друг без друга или развиваться параллельно.
Интеграция сфер образования создаёт новые условия для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов.
Вопрос! - Есть ли в нашем регионе пример современной модели сетевого взаимодействия.
Слайд 13
В нашем регионе примером сетевого взаимодействия станет образовательный проект ТЕМП, который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.
Главной проблемы сегодняшнего образования – отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики, а также отсутствие желания и возможностей у педагогов эту мотивацию создавать. По мнению министра образования Александра Кузнецова, система профориентационной работы, которая существует в нашей стране сейчас, начинает свое «воздействие» на школьника уже в старших классах.
По сути – тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов. Кузнецов уверен, что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале – на уровне детского сада. Особую роль
- этом также должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции более «легким» творческим направлениям – музыкальным школам, вокальным студиям, спортивным секциям. Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться мотивация педагогов, которые также должны быть заинтересованы –
- том числе материально – в подготовке будущих «технарей».
Так, директор Дворца пионеров и школьников им. Крупской Иван Иоголевич убежден, что школа не должна быть и никогда не будет выполнять «заказ» экономики на специалистов, которые остро требуются сейчас. Ведь с точки зрения технологий, развития общества в современных условиях 15 лет, через которые нынешние первоклашки начнут трудиться, могут оказаться целой эпохой. Но при этом, по мнению Иоголевича, школа должна воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду, системное мышление.
«Действительно, гораздо важнее сформировать навык, мотивацию на саморазвитие, определенную жизненную позицию, чем пытаться угадать потребность в кадрах через 15-20 лет.
«И для достижения этой цели мы должны подготовить людей, которые будут нацелены на производство и созидание», - резюмировал Дубровский.
Т.е. в этом проекте все ступени образования должны работать в сети на решение одних и тех же целей и задач.
Работа в группах: Слайд 14 Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и создать «Идеальную модель
сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях Усть-Катавского городского округа».
В этом вам помогут вопросы, представленные на слайде, на которые вы должны будете дать ответы, презентуя свои модели. (на работу даётся 10 минут)
- На реализацию какого социального заказа ориентировано сетевое взаимодействие?
- Какие цели и задачи решаются в процессе сетевого взаимодействия?
- Какие основные направления образовательной деятельности реализуются в процессе сетевого взаимодействия?
- Какие формы, способы (методы и приемы) используются в процессе сетевого взаимодействия?
- Что входит в комплекс необходимых условий для организации сетевого взаимодействия?
- Что входит в комплект организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие?
- Как осуществляется управление сетевым взаимодействием?
- Какие результаты удается получить в процессе сетевого взаимодействия?
- защита моделей (на защиту моделей по 2-3 минуты)
Итак, мы получили как минимум 4 модели сетевого взаимодействия!
Какую модель мы можем взять за основу для создания такой модели в нашем округе???
Сетевое взаимодействие сегодня все более рассматривается как партнерство, как катализатор положительных социальных перемен и стабильного развития, как добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели.
Вопрос – Каков конечный результат сетевого взаимодействия??? В чем смысл СВ? - Развитие личностных качеств ребёнка, успешная социализация.
На сегодняшний день Центр детского творчества взаимодействует с учреждениями общего образования в трёх направлениях:
Слайд 15, 16
Социально- досуговая деятельность Существует план социально-досуговых мероприятий, который рассылается по
образовательным организациям. Те в свою очередь посещают мероприятия, решая проблемы воспитательного характера имеющие социальное значение: духовно-нравственного развития детей; их патриотического, эстетического воспитание;
формирования толерантности, гражданской идентичности, развития межкультурной коммуникации.
Или мероприятия развивающего, познавательного характера, позволяющие расширить образовательную область какого-либо предмета.
Или мероприятия развлекательного характера, где ребёнок может попробовать себя в какой-либо роли, раскрепоститься, получить новый опыт общения…
Слайд 17, 18, 19, 20
Система педагогических событий Такими событиями стали городские конкурсы: «Интеллектуально-творческий турнир
«Умники-разумники», городская программа, посвященная Дню матери, Бал одарённых детей и т.п.
Конкурс «Ученик года» для 9-11 классов, проводимый в прошлом учебном году, стал примером качественного взаимодействия ОО и ОДО. Совместно проделанная работа привела к высоким результатам и Юлия Исаева стала победительницей областного и Всероссийского конкурса….
Слайд 21, 22
Единое образовательное пространство – совокупность программ, ресурсов. Реализация программ общего и дополнительного образования взаимодополняющих друг друга:
Общеразвивающие программы ДО расширяют образовательную область – «Мир математики», «Грамотная речь» Общеразвивающие программы ДО позволяют детям синтезировать знания из разных
областей и попробовать себя в различных социальных ролях: «Юный журналист», «Театрально-творческая деятельность», «Изобразительное искусство», «ЛЕГО-конструирование»….
Слайд 23
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Дополнительное образование являясь неформальным образованием, свободным от жестких стандартов в части результата образовательной деятельности, позволяет ребёнку найти себя на столько на сколько он хочет и может.
Неформальное общение позволяет находиться ребёнку в ситуации комфорта и успеха, именно в ДО он учится быть мотивированным и востребованным…
И сейчас мы предлагаем вашему вниманию фрагменты таких занятий: На выбор: Объединение «Лего-конструирование», ПДО Катаева М.Э.
Конструирование на тему «Зоопарк» Объединение «Юный журналист», ПДО Филимонова С.В. Тема –
«Толерантность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя п...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...
Выступление на Городском семинаре «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности ребёнка»
Материалы Городского семинара...
«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является...
Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития личности
Эстетическое воспитание, являясь одним из факторов всестороннего развития личности, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты»...
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными уч...