НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья
В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными учреждениями.
Это явление с одной стороны, является вынужденной мерой, поскольку в области достаточно много территориально удаленных школ. Как правило, они не располагают соответствующими образовательными ресурсами (кадровыми, материально-техническими, научно-методическими) для выполнения требований нового стандарта к условиям реализации основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Фадеева Людмила Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», г. Новокузнецк
В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными учреждениями.
Это явление с одной стороны, является вынужденной мерой, поскольку в области достаточно много территориально удаленных школ. Как правило, они не располагают соответствующими образовательными ресурсами (кадровыми, материально-техническими, научно-методическими) для выполнения требований нового стандарта к условиям реализации основной образовательной программы.
С другой стороны, стремительно развивающиеся цифровые образовательные ресурсы и сетевые социальные сервисы позволяют успешно организовать принципиально новый формат обучения и компенсировать вышеуказанные недостатки. Web-технологии второго поколения стали не только катализатором, но и творцом существенных изменений в способах взаимодействия участников образовательных отношений. Благодаря инструментарию Web 2.0, ученик в Сети получил возможность стать активным творцом, а не только пассивным потребителем информации. В педагогическом сознании еще не устоялся термин «e-Learning», принятый для обозначения компьютерных технологий, а у него уже появился дополнительный идентификатор – 2.0, выводящий обучение на новый уровень программного обеспечения. Сторонники идей e-Learning 2.0 пока находятся на ранних стадиях проникновения в инновационные смыслы обучения, тем не менее, они убеждены, что привлечение технологий Web 2.0 приведет к значительным переменам в образовательной среде за все века ее существования.
Следовательно, правовая основа реализации элементов образовательной программы в сетевом взаимодействии образовательных организаций стала насущной необходимостью в системе образования.
Такой нормативной основой и стал новый закон об «Об образовании в Российской Федерации». Так, например, статья 15 Закона раскрывает понятие «Сетевые формы реализации образовательных программ»:
1. Сетевая форма освоения образовательных программ представляет собой их реализацию организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, ведущими образовательную деятельность, в том числе иностранными. В сетевых формах реализации образовательных программ могут принимать участие организации, владеющие ресурсами, необходимыми для обучения, учебных и производственных практик и других видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Законом допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:
1) совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на предоставление возможности освоения обучающимся образовательной программы с привлечением ресурсов нескольких организаций, ведущих образовательную деятельность. При необходимости можно задействовать ресурсы организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;
2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, ведущих образовательную деятельность.
Деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий раскрывается в статье 16 нового Закона. Здесь, в частности, говорится о том, что:
1. Под электронным обучением в Законе понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с применением информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе – сети «Интернет». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных ресурсов при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
2. Далее в Законе говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ различных уровней образования и (или) направленности во всех, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании, формах получения образования и формах обучения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Образовательные программы могут реализовываться с помощью электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий, проводимых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся при реализации образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с помощью электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, включающую комплекс информационных образовательных ресурсов (в том числе цифровых); систему технологических средств; информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию образовательных программ; обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий местом образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся.
Следовательно, электронное обучение характеризуется сопровождением образовательной деятельности применением содержащейся в электронных базах данных информации, и ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации. А дистанционные образовательные технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии участников образовательного процесса.
Затем в статье 64 Закона раскрываются общие требования к организации образовательного процесса в современных нормативно-правовых условиях. Среди них:
1. В учебном плане содержание образовательной программы распределяется по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), видам учебной деятельности и по периодам обучения. В случае реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями и (или) организациями, осуществляющими обучение, ими составляется общий учебный план, в котором дополнительно указывается распределение учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по месту освоения (реализующим их организациям).
2. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогом с обучающимися. Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). В расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, дисциплины (модули), которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагога (самостоятельно).
3. Системы оценивания, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствующем локальном акте.
Итак, новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность образовательным организациям сетевого взаимодействия при реализации основной образовательной программы. При этом Минобразование РФ определило задачу, чтобы любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме, либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.
Литература
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» [Текст]: (в редакции от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 13.02.2009 № 19-ФЗ).
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: № 273 от 29.12.2012.-М.: Проспект, 2013.- 160с.
- О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] // Компьютерра Online: электрон. журн. URL: http://www.computerra.ru/think/234100.
- Постановление Правительства Российской Федерации №142 от 24.02.2009 «О концепции новых государственных образовательных стандартов» [Электронный ресурс]: http: // standart.edu.ru
ФИО | Фадеева Людмила Анатольевна |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» |
Должность | Учитель информатики |
Ученая степень, ученое звание | нет |
Контактные телефоны (рабочий, мобильный) | 8-906-987-12-83 |
school-6-nvkz@mail.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384828-1389959275.jpg)
Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"
Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-895680-1487510116.jpg)
Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности образовательной организации в условиях отдаленности территории
На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной, эффективной формой достижения целей в любой сфере, в том числе образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-28830-1551177045.jpg)
Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС
Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС ( Из опыта работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-195902-1359984075.jpg)
«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-489472-1433315796.jpg)
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-1456685-1675949257.jpg)
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...