НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья

Фадеева Людмила Анатольевна

В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы  общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными учреждениями.

Это явление с одной стороны, является вынужденной мерой, поскольку в области достаточно много территориально удаленных школ. Как правило, они не располагают соответствующими образовательными ресурсами (кадровыми, материально-техническими, научно-методическими) для выполнения требований нового стандарта к условиям реализации основной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Фадеева Людмила Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», г. Новокузнецк

В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы  общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными учреждениями.

Это явление с одной стороны, является вынужденной мерой, поскольку в области достаточно много территориально удаленных школ. Как правило, они не располагают соответствующими образовательными ресурсами (кадровыми, материально-техническими, научно-методическими) для выполнения требований нового стандарта к условиям реализации основной образовательной программы.

С другой стороны, стремительно развивающиеся цифровые образовательные ресурсы и сетевые социальные сервисы позволяют успешно организовать принципиально новый формат обучения и компенсировать вышеуказанные недостатки. Web-технологии второго поколения стали не только катализатором, но и творцом существенных изменений в способах взаимодействия участников образовательных отношений. Благодаря инструментарию Web 2.0, ученик в Сети получил возможность стать активным творцом, а не только пассивным потребителем информации. В педагогическом сознании еще не устоялся термин «e-Learning», принятый для обозначения компьютерных технологий, а у него уже появился дополнительный идентификатор – 2.0, выводящий обучение на новый уровень программного обеспечения. Сторонники идей e-Learning 2.0 пока находятся на ранних стадиях проникновения в инновационные смыслы обучения, тем не менее, они убеждены, что привлечение технологий Web 2.0 приведет к значительным переменам в образовательной среде за все века ее существования.

Следовательно, правовая основа реализации элементов образовательной программы в сетевом взаимодействии образовательных организаций стала насущной необходимостью в системе образования.  

Такой нормативной основой и стал новый закон об «Об образовании  в Российской Федерации». Так, например, статья 15 Закона раскрывает понятие  «Сетевые формы реализации образовательных программ»:  

1. Сетевая форма освоения образовательных программ представляет собой их реализацию организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, ведущими образовательную деятельность, в том числе иностранными. В сетевых формах реализации образовательных программ могут принимать участие организации, владеющие ресурсами, необходимыми для обучения, учебных и производственных практик и других видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Законом допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:

1) совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на предоставление возможности освоения обучающимся образовательной программы с привлечением ресурсов нескольких организаций, ведущих образовательную деятельность. При необходимости можно задействовать ресурсы организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;

2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых  и утверждаемых образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий раскрывается в статье 16 нового Закона. Здесь, в частности, говорится о том, что:

1. Под электронным обучением в Законе понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с применением информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных ресурсов при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

2. Далее в Законе говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ различных уровней образования и (или) направленности во всех, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании, формах получения образования и формах обучения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Образовательные программы могут реализовываться с помощью электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий, проводимых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся при реализации образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с помощью электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, включающую комплекс информационных образовательных ресурсов (в том числе цифровых); систему технологических средств; информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию образовательных программ; обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий местом образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся.

Следовательно, электронное обучение характеризуется сопровождением образовательной деятельности применением содержащейся в электронных базах данных информации, и ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации. А дистанционные образовательные технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии участников образовательного процесса.

Затем в статье 64 Закона раскрываются общие требования к организации образовательного процесса в современных нормативно-правовых условиях. Среди них:

1. В учебном плане содержание образовательной программы распределяется по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), видам учебной деятельности и по периодам обучения. В случае реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями и (или) организациями, осуществляющими обучение, ими составляется общий учебный план, в котором дополнительно указывается распределение учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по месту освоения (реализующим их организациям).

2. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогом с обучающимися. Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). В расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, дисциплины (модули), которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагога (самостоятельно).

3. Системы оценивания, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствующем локальном акте.

    Итак, новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность образовательным организациям сетевого взаимодействия при реализации основной образовательной программы. При этом Минобразование РФ определило задачу, чтобы любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме, либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.

 

Литература

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» [Текст]: (в редакции от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 13.02.2009 № 19-ФЗ).
  2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: № 273 от 29.12.2012.-М.: Проспект, 2013.- 160с.
  3. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] // Компьютерра Online: электрон. журн.   URL: http://www.computerra.ru/think/234100.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации №142 от 24.02.2009 «О концепции новых государственных образовательных стандартов» [Электронный ресурс]: http: // standart.edu.ru

ФИО

Фадеева Людмила Анатольевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

Должность

Учитель информатики

Ученая степень, ученое звание

нет

Контактные телефоны (рабочий, мобильный)

8-906-987-12-83

E-mail

school-6-nvkz@mail.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...

Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности образовательной организации в условиях отдаленности территории

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной, эффективной формой достижения целей в любой сфере, в том числе образовател...

Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС

Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС  ( Из опыта работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излу...

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...