«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Перед учителем периодически возникает проблема:
- Как сделать уроки ИЗО более эмоциональными?
- Как раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?
Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и в естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.
Цель, которую я ставлю перед собой:
Повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на основе использования компьютерных технологий в системе уроков изобразительного искусства.
Использование ИКТ позволяет мне решить задачи:
- Развивать творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства.
- Формировать духовно-нравственную, культурно-образованную личность современного школьника.
- Научить своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.
В 5 – 7 классах использование ИКТ направленно на:
- развитие критичности и самостоятельности мышления,
- развитие логического мышления,
- тренировка памяти,
- формирование навыков вариативного мышления,
- эвристическое мышление,
- развитие ассоциативного, образного мышления,
- обучение приемам и методам фантазирования.
На уроках ИЗО я использую такие ИКТ, как:
- Мультимедиапроектор и экран,
- Презентация Power Point,
- Мультипликация,
- Обучающие интерактивные игры.
- Paint.NET,
- Internet Explorer
- Кинофрагменты учебных фильмов,
- Мультимедийные учебные пособия,
- Графический планшет,
Привычную школьную доску заменяет огромный экран и. мультимедиапроектор. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространстве»... Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст — звук — видео — цвет».
Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Небольшой перечень уроков, на которых я использую презентации, при изучении нового материала:
- Современное повседневное и выставочное декоративное искусство (5 кл.),
- Витраж (5 кл.),
- Герб (6 кл.),
- Цвет – основа языка живописи (6 кл.),
- Плакат (7 кл.),
- Историческая тема в живописи (7 кл.).
Созданных мною блок презентаций в программе Power Point по теме « Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства. Раскрыть присущий детству наивно – декоративный язык изображения и образность, игровая атмосфера, связанная непосредственно с народными формами и декоративными функциями искусства в современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе историческую связь прошлого и настоящего. Презентационные наглядные материалы позволяют освоить каждую роспись в отдельности, требования к обработке, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок, распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной росписи.
По теме « Древние корни народного искусства», помимо подготовленных презентаций к каждому уроку использую и фрагменты мультипликационного фильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Аленький цветочек», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого пятиклассника видеть в элементах мультипликации что–то необычное, что доставляет мне и моим воспитанникам море удовольствия и позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.
В 6 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать различные мультимедийные учебные пособия. Это и различные электронные художественные энциклопедии, и (Слайд 13)учебные фильмы из серии « Учимся рисовать» и др. Я рекомендовала бы их использовать, при изучении следующих тем:
- Рисунок в плакате (7 кл.),
- Учимся рисовать человека с натуры (наброски) (7 кл.),
- Портрет в графике (6 кл.),
- Натюрморт в графике (6 кл.),
- Черное и белое – основа языка графики. (6 кл.).
Использование обучающих интерактивных игр позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности.
Как-то на уроке заметила ученика, сидевшего нахмурившись, абсолютно не готового к работе, диалогу и сотрудничеству. Тогда попробовала посадить за свой рабочий компьютер. Открыла программу «Paint», и предложила нарисовать ему задуманное. Сейчас я уже ввела в практику, после объяснения темы предлагать одному ребенку поработать за компьютером и передать свои впечатления не на альбомном листе, а в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере:
- Из истории декоративного искусства(5 кл.),
- Витраж (5 кл.),
- Шрифт (7 кл.).
Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Internet Explorer, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних коллекциях самих учащихся. Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной я даю рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, как:
- Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени (7 кл.),
- Творчество В.И.Сурикова (7 кл.),
- Праздничные народные гулянья (5 кл.),
- Человек и декор одежды (5 кл.),
- Музеи мира (6 кл.),
- Вглядываясь в человека. Жанр портрета (6 кл.),
Графический планшет служит великолепным подспорьем при изучении нового материала, особенно на уроках:
- Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства (6 кл.),
- Анималистический жанр(6 кл.),
- Пейзаж в графике(6 кл.).
Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками.
Хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
Вывод. Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-326686-1382891570.jpg)
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/26/picture-234255-1403764029.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9 классы) на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности.
Помощь предмета изобразительное искусство в подростковом периоде для учащихся 5-9 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-238254-1581151095.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности
Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-331155-1457675507.jpg)
Выступление на Городском семинаре «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности ребёнка»
Материалы Городского семинара...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-489472-1433315796.jpg)
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-661001-1441208452.jpg)
Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития личности
Эстетическое воспитание, являясь одним из факторов всестороннего развития личности, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты»...